Начало > Новости > Ученый и Далай-лама исследуют человеческий ум

Ученый и Далай-лама исследуют человеческий ум


16-05-2010, 09:01
В 1992 году, услышав от общих друзей о новейших исследованиях Ричарда Дэвидсона в области мозга и эмоций, Далай-лама пригласил его в свою резиденцию в Индии, чтобы задать ему один-единственный вопрос.

«Ученые часто изучают депрессию, тревогу и страх, но почему они не направляют свои усилия на исследование причин позитивных качеств человека, таких как счастье и сострадание?» — спросил духовный лидер Тибета.

Ученый и Далай-лама исследуют человеческий ум

«Я не мог дать ему внятного ответа», — вспоминает Дэвидсон, нейрофизиолог из Висконсинского университета в Мэдисоне.

С тех пор Дэвидсон стал партнером Далай-ламы в его стремлении построить мост между буддизмом и западной наукой. В эти выходные Далай-лама примет участие в открытии Центра исследования здорового ума в университетском Центре Вайсмана, где более десяти ученых будут трудиться над научным обоснованием позитивных качеств ума. Дэвидсон говорит, что этот центр будет единственным в мире, где рядом с лабораторией мозгового картирования будет соседствовать зал для медитации.

Дэвидсон использовал технологии мозгового картирования для изучения мозга буддийских монахов и других опытных созерцателей в попытке понять, как их духовные занятия влияют на здоровье ума.

Его исследовательская группа считает, что медитация и другие «созерцательные практики» способствуют развитию сострадания, сочувствия, доброты и внимания. Они придерживаются точки зрения, что даже мозг взрослого человека способен меняться при получении нового опыта и знаний.

«Он сделал несколько интересных открытий о медитации, и, я думаю, он занимается очень правильной наукой», — отметил Джон Уили, занимавший пост канцлера Висконсинского университета с 2001 по 2008 годы, а ныне исполняющий обязанности директора инициативы «Висконсинские институты за открытия».

Вначале «значительное число его коллег во всем мире были настроены скептически и думали, что его исследования не имеют под собой прочных и сугубо научных оснований, — указывает Уили, — однако он доказал, что они ошибаются».

Ученый и Далай-лама исследуют человеческий ум

Это становится все более очевидным: Далай-лама посвящает все больше времени продвижению научных исследований традиционных буддийских медитативных практик и призывает ученых способствовать созданию более нравственного и гармоничного мира. Дэвидсон, названный журналом Time одним из 100 наиболее влиятельных людей в мире 2006 года, регулярно встречается с Далай-ламой на научных конференциях. Только в этом году запланировано пять таких встреч.

«Его отношения с Далай-ламой приносят той чистой науке, которой он занимается, огромную популярность в глазах общественности», — говорит Дэвид Эддисс, бывший сотрудник Центров по контролю над заболеваемостью, который теперь работает в Институте Фетцера, некоммерческой организации в Мичигане, предоставившей Дэвидсону 2,5 миллиона долларов на научные исследования.

И все же отношения Дэвидсона с Далай-ламой продолжают вызывать споры. Когда в 2005 году он пригласил Далай-ламу выступить на конференции нейрофизиологов, десятки исследователей подписали петицию протеста. Эта критика отчасти исходила от ученых из Китая, несогласных с позицией Далай-ламы по Тибету. Другие считали неподобающим смешение науки и религии. Дэвидсона, который медитирует каждое утро и при этом не считает себя буддийским практиком, также критиковали за дружбу с человеком, столь заинтересованным в результатах его исследований.

Дэвидсон отвечал, что Далай-лама демонстрирует весьма необычную для духовного лидера такого уровня приверженность научной мысли, и отмечал, что Далай-лама готов отказаться от любого аспекта буддизма, если выяснится, что тот противоречит доказанным наукой фактам.

«Он был первым, кто указал на то, что у медитации есть свои ограничения, она не является и не будет являться панацеей от всех болезней, и ее воздействие на здоровье весьма ограничено», — говорит Дэвидсон.
Он готов проверить результаты своих исследований в условиях реальной жизни. Осенью следующего года его центр планирует провести курс обучения для преподавателей пятых классов, с тем чтобы научить их воспитывать в учениках такие качества, как терпение и отсутствие излишней напряженности.

«Мы заинтригованы его исследованиями, которые свидетельствуют о том, что ученики могут научиться избавляться от напряжения и, как следствие, лучше фокусироваться на учебном процессе», — отмечает Сью Абпланалп, помощник управляющего начальными школами в ведомстве Мэдисона по общеобразовательным учебным заведениям.

Раэн Дж.Фоли

Associated Press
Перевод Юлии Жиронкиной

Смотрите также:




Медитация – это не блокирование мыслей и эмоций, когда вы ни о чем не думаете. Многие люди неправильно понимают, что такое медитация. Он думают, что медитация – это какое-то особенное состояние ума, которое позволяет вам остановить мысли и эмоции, ни о чем не думать, или где вы даете волю неким фантазиям, которые далеки от реальности. Или же медитация - это что-то вроде магии… Сила, магия … Сила и магия вообще не имеют значения, в особенности для созерцателя. Летать по воздуху, исцелять… Я прилетел сюда из Европы вместе со множеством людей, а потом полечу в США через несколько дней. Так что, сегодня полеты – обычное дело. А потому лучшее из чудес – усмирение собственного ума, успокоение ума, умиротворение. Развитие любви, сострадания, мудрости. Это лучшее из чудес...




Скачать видео в высоком разрешении

Между буддийским взглядом на реальность и тем, как ее понимает современная наука, можно найти много общего. Эти идеи не принадлежат исключительно буддизму – их можно найти в большинстве древних восточных философских систем. Однако буддизм на удивление гармонично перекликается с научными открытиями последнего столетия. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, рассмотрим сперва три основных понятия буддизма – пустоту, взаимозависимость и природу реальности и их аналоги в современной научной мысли.

Мы будем исходить из того, что две кажущиеся взаимоисключающими модели восприятия – нематериалистическая и материалистическая, интуитивная и рациональная, духовная и научная, - есть не что иное, как два способа познания реальности, две стороны одной медали. Во время просмотра этого видео важно не забывать, что существует огромная разница между тем, как мы воспринимаем реальность и тем, какова она на самом деле.
Вернуться назад