Начало > Новости > Его Святейшество Далай-лама о соблюдении общечеловеческих этических принципов и сострадании
Его Святейшество Далай-лама о соблюдении общечеловеческих этических принципов и сострадании20-04-2012, 22:46 |
Сан-Диего, Калифорния, США, 20 апреля 2012 – В последний день своего визита в Сан-Диего Его Святейшество Далай-лама продолжил говорить о безграничном сострадании. Основной темой его выступления перед 13-тысячной аудиторией было соблюдение общечеловеческих этических ценностей и сострадание. Он также принял участие в научной дискуссии о нейрологии и новом осмыслении процессов работы мозга и сознания. Утром Его Святейшество посетил Арену Виехас в Государственном Университете Сан-Диего и дал интервью Морин Кавано из KPBS, филиал Службы Общественного Вещания (PBS) в Сан-Диего. Он ответил на вопросы о сострадании в американском обществе и передаче своих политических полномочий. Интервью будет транслироваться позже сегодня. Выход Его Святейшества на сцену сопровождался бурными аплодисментами. Первым Его Святейшество приветствовал д-р Эллиот Хиршман, Президент Государственного Университета Сан-Диего. Затем мэр Сан-Диего Джерри Сандерс вручил Его Святейшеству ключ от города. Мэр отметил: «В своих обращениях Его Святейшество побуждает нас стремиться к лучшему будущему, основанном на мире и сострадании к другим. Вручая этот ключ, мы даем обещание Его Святейшеству продолжать работать во имя лучшего будущего». Мэр заявил, что послание Его Святейшества о сострадании и мире находит отклик в сердцах жителей его города. Г-жа Лорен Пауэлл Джобс, представляя Его Святейшество, сказала, что смысл его посланий заключается в том, что альтруизм и душевное благополучие являются нашей гражданской ответственностью. Она назвала Его Святейшество религиозным лидером, который старается охватить своей заботой всех, никого не исключая, а также выразила восхищение Его Святейшеством и тибетским народом, которые остаются верны своим принципам даже перед лицом «ужасающих испытаний и репрессий, продолжающихся по сей день». Затем Его Святейшество начал свое выступление «Поддержание общечеловеческих этических ценностей и сострадания в трудные времена». Его Святейшество сказал, что обычно начинает с обращения ко всем, как к братьям и сестрам, и этим ему хотелось бы подчеркнуть, что все люди на самом деле одинаковы. Мы все обладаем одинаковым потенциалом для созидания и разрушения. Страх, зависть, гнев, досада и подобные эмоции в конце концов ведут к разрушительным действиям, как к физическим, так и словесным. Его Святейшество сказал, что в каждом из нас заложено семя сострадания. Даже животные, кошки, собаки и птицы отвечают на теплоту, проявленную по отношению к ним. Котята и щенки способны ответить на подобное биологическое сострадание. Новорожденные щенки, возможно, даже еще не открыв глаза, ищут материнские соски и, найдя их и питаясь материнским молоком, они чувствуют себя счастливыми. Он упомянул, что здесь исключением, возможно, являются черепахи, поскольку матери-черепахи не проявляют заботу о детях, вылупившихся из яйца. Что касается аллигаторов, Его Святейшество заметил, что мать обычно на расстоянии наблюдает за тем, как детеныши вылупляются из яйца. Это говорит о том, что сострадание необходимо в начале жизни, так же как и в конце жизни. Проявление близости по отношению к умирающему человеку, делает процесс умирания легче для человека, а такие вещи как деньги, власть, слава здесь совершенно бесполезны. Его Святейшество сказал, что по своему собственному опыту он знает – проявление теплоты другими оказывает на человека положительное воздействие. Он сослался на свой опыт общения с врачами, и заметил, что некоторые врачи занимаются лечением пациентов, не испытывая к ним особенных личных чувств. В таких случаях как сказал Его Святейшество, у него возникает ощущение, что врач просто производит над ним эксперимент. Его Святейшество заявил о необходимости культивирования чувства общности и припомнил напев, услышанный им недавно на Гавайях, смысл которого, как ему объяснили, заключается в следующем: “Твоя жизнь – это моя жизнь, твое здоровье – это мое здоровье». Он добавил, что подобное отношение является очень полезным. Объясняя, что сострадание должно культивироваться самим человеком, Его Святейшество говорил о том, как улучшилось его понимание западного общества со времени его первого визита в Европу в 1973 году. Тибетцы считали Европу высоко развитой, и на самом деле тибетцы, поселившиеся в Швейцарии в начале 1960-х гг. говорили, что эта страна подлинный рай. Но, побывав впоследствии в Европе, Соединенных Штатах, Канаде, он узнал о другой реальности, скрытой под красивой поверхностью, о таких проблемах, как стресс, алкоголизм, наркомания и т.д. Его Святейшество сказал, что ситуация в этих странах ясно указывает на то, что материальное развитие само по себе не может принести внутреннего покоя. Он добавил, что с помощью физического комфорта нельзя побороть умственные омрачения. С другой страны, душевный покой может помочь справиться с физической болью. Его Святейшество также упомянул разрыв между богатыми и бедными слоями населения во всем мире, сказав, что наблюдал эту проблему во время визитов в Африку и Латинскую Америку. Он также сказал, что одной из проблем, с которой сталкиваются во всем мире, является коррупция, и сравнил ее с новой раковой болезнью. Эти проблемы, по мнению Далай-ламы, возникают из-за отсутствия самодисциплины и несоблюдения нравственных принципов. Некоторые люди считают, что нравственные принципы должны иметь под собой религиозную основу, однако Его Святейшество отметил, что такой подход не может быть эффективным, так как не существует универсально, признаваемой всеми религии. Поскольку проблема является всеобщей, мы должны выработать универсальное решение. Его Святейшество предложил поискать метод, не основанный на религии. Эта идея отнюдь не нова, она возникла в духовных традициях древней Индии. Секулярный подход, которого придерживались в Индии, не означал отрицание религии. Далай-лама указал, что дети общаются друг с другом, не задумываясь о происхождении или социальном статусе друг друга. Однако по мере взросления люди уделяют внимание таким вещам, как происхождение, и ранее присущее им чувство единства уходит на второй план. Вместо этого возникают новые чувства, и нам очень важно уметь их различать. Нет ничего плохого в духе соперничества, если он вдохновляет нас стремиться к достижению лучших результатов и самосовершенствованию. Однако в крайнем проявлении конкурентной борьбы, когда человек желает другим неудачи, а успеха хочет добиться только для себя, это чувство становится негативным. Подобным образом эгоцентризм, не принимающий во внимание чувства других, является негативным, в то время как сильное чувство «я», возникающее с целью служить другим и руководствующееся безграничным альтруизмом, является положительным. Далай-лама отметил также, что желание, подстегиваемое привязанностью, является разрушительным и недальновидным. Подобным же образом гнев, в основе которого лежит забота о благополучии других, является положительным, в то время как гнев, возникший в результате враждебности, является негативным. Его Святейшество сказал, что важность и необходимость взращивания в себе сострадания люди могут понять, исходя из своего опыта, обратившись к здравому смыслу, а также на основе результатов научных исследований о взаимосвязи здорового тела и здорового разума. Он заявил, что достигнуть душевного покоя можно только с помощью доброты. Сказал Далай-лама и о важности тренировки ума, что также помогает в борьбе со страхами. Некоторые страхи могут иметь под собой основание. Его Святейшество привел в пример жителей Дхарамсалы, которые опасаются землетрясений, поскольку Дхарамсала находится в сейсмоопасной зоне. В таких ситуациях страх побуждает людей принимать предупредительные меры. Его Святейшество также говорил о своих визитах в Китай и Индию в 1950-е гг., когда он нервничал перед встречами с главами этих государств. Однако в последующем, свыкнувшись с ситуацией, а также приложив некоторые усилия, он смог совладать с нервозностью. Его Святейшество сказал, что традиция посвящать каждое утро свои тело, речь и действия благополучию других, помогла ему изменить свой настрой ума. Его Святейшество сказал, что нам необходимо покончить с привычкой делать различия между собой и другими, нами и ими. Вместо этого нам необходимо выработать понятие «большого мы», охватывающее все семь миллиардов жителей этой планеты. Затем Его Святейшество ответил на некоторые вопросы. На вопрос о том, как один отдельно взятый человек может изменить что-то в этом мире, Его Святейшество ответил, что изменения происходят благодаря совместным усилиям людей. Каждому человеку следует прилагать усилия, помня при этом, что эффективность действий одного человека может возрасти многократно, если его подхватят другие. В качестве примера личностей, изменивших мир, он назвал Иисуса, Будду и Махавиру. На вопрос о том, какое достижение он назвал бы наиважнейшим, Его Святейшество ответил, что для человечества в целом таким достижением стал бы мир на планете. Если же говорить об отдельных людях, то последователи теистических религий хотели бы попасть на небеса. Что касается буддистов, Его Святейшество отметил, что многие тибетцы хотели бы достигнуть просветления в течение трех лет, но это маловероятно. Сам же Далай-лама, здраво оценивая свои возможности, хотел бы достигнуть просветления в течение нескольких эонов. На вопрос о том, кто оказал на него самое большое влияние в жизни, Его Святейшество ответил, что, будучи буддистом, он может быть предвзятым, однако самое большое влияние на него оказал Будда. Из современников это Махатма Ганди, которого он никогда не встречал, разве что во снах. Он также добавил, что восхищается Вацлавом Гавелом, матерью Терезой и Томасом Мертоном. В заключение Его Святейшество настойчиво просил слушателей культивировать в себе доброту и чувство всеобщей ответственности. Он отметил, что те, кому сейчас около 30 лет или моложе, могут сделать 21-й век лучшим столетием. Затем, согласно традиции, установленной Его Святейшеством для мероприятий, в которых он принимает участие, организаторы огласили финансовые результаты. Было заявлено, что на покрытие расходов, связанных с его визитом, не были использованы общественные средства. На 17 апреля 2012 г. общий доход от проведения мероприятий составил 574 тыс. долларов, расходы – 527 тыс. долларов. Представитель организационного комитета пояснил, что Его Святейшество Далай-лама не берет плату за выступление, и ни одно из мероприятий не было проведено с целью получения дохода. Он добавил, что средства, полученные от спонсоров и продажи билетов, будут использованы только для покрытия расходов на организацию мероприятий. Избыточные средства будут распределены между национальными и международными благотворительными организациями. Организаторы представили Досточтимого Тензина Дондена, председателя организационного комитета, выразив благодарность за его вклад. После обеда Его Святейшество встретился с группой представителей коренного американского племени Кумейаай. Они исполнили песни и танцы, чтобы поприветствовать его Святейшество согласно своей традиции. Они также выразили симпатию и поддержку тибетскому народу, ссылаясь на свою историю и историю своей земли в Соединенных Штатах. Его Святейшество дал им совет о важности хорошего современного образования и сохранения национальной культуры и языка. Он предложил создать алфавит письменности для сохранения и продвижения культуры и языка племени. В этом смысле много чему можно научиться у маори в Новой Зеландии, наиболее развитого аборигенного народа. Затем Его Святейшество направился в океанографический институт Скриппс, где принял участие в дискуссии с учеными на тему “Нейрология и новое осмысление процессов работы мозга и сознания. Разговор о человеческом сознании и сострадании” Дискуссия за круглым столом была организована совместно тремя университетами Сан-Диего для привлечения Его Святейшества к участию в разговоре о человеческом сознании, как с научной, так и философской точек зрения. В дискуссии также участвовали Дженнифер Томас, профессор психологии, Государственный Университет Сан-Диего; В.С. Рамачандран, директор центра по изучению мозга и когнитивной деятельности, Университет Калифорнии, Сан-Диего; и Ларри Хинман, заслуженный профессор философии, Университет Сан-Диего. В своем приветствии Уильям Мобли, глава департамента нейрологии, Университет Калифорнии Сан-Диего, отметил: «Многое было написано и сказано об этом выдающемся человеке, Тензине Гьяцо, 14-м Далай-ламе. Многочисленные аспекты человеческой деятельности, в которые вовлечен Его Святейшество, хорошо известны. Но, только сопоставляя его разнообразную деятельность, его титулы и звания, мы можем начать понимать его. Его называют реинкарнацией Будды Сострадания – но он сам себя называет простым монахом. Он является духовным лидером, но также и убедительным сторонником научного исследования. Он является посланником мира, но также человеком, который неустанно борется за справедливость. Он – человек, принадлежащий конкретному месту и времени, но также и всем местам и временам». Он упомянул связь Его Святейшества с профессором Бобом Ливингстоном, своим предшественником в Университете Калифорнии, Сан-Диего. Уильям Мобли также назвал Туптена Джинпу Лангри (переводчика Далай-ламы) «дорогим другом и коллегой». Его Святейшество и ученые приняли участие в содержательной дискуссии о природе ума, проявляющейся в различных аспектах человеческой деятельности, при переживании различных эмоций. 20 апреля утром Его Святейшество покинет Сан-Диего и направится в Лонг-Бич. Перевод Даримы Дарибазарон Вернуться назад |