Начало > Новости > Его Святейшество Далай-лама принял участие в конференции института "Ум и жизнь" в Нью-Йорке
Его Святейшество Далай-лама принял участие в конференции института "Ум и жизнь" в Нью-Йорке25-10-2012, 22:33 |
Нью-Йорк, НЙ, США, 20 октября 2012 г. – Его Святейшество Далай-ламу пригласили принять участие в XXV конференции института "Ум и жизнь" в Нью-Йорке, посвящённой теме "Созерцательная практика и здоровье: результаты лабораторных исследований и вызовы реального мира". Утренняя и послеобеденная сессии прошли в аудитории Каспари Рокфеллеровского университета, всемирно известного центра исследований и образования в области биомедицинских и физических наук. По прибытии Его Святейшество приветствовали участники конференции и старые друзья. Энн Харрингтон, модератор утренней сессии открыла дискуссию. Вопрос о том, как болезнь влияет на жизнь пациента, приводит нас к мысли о необходимости рассматривать пациента, его заболевания, страдания и его жизнь в комплексе, чего пока не делает современная медицина. Однако есть надежда, что это будет исправлено. Она представила Джимми Холланда, который сделал доклад на тему "Субъективные ощущения как шестой жизненно важный показатель: наведение мостов между клиникой и лабораторией". Традиционно медицина лечит скорее болезнь, нежели пациента, что приводит к тому, что пациент ощущает себя исключённым из лечебного процесса. Например, до недавних времён слово "рак" было настолько пугающим, что пациентам не говорили об их раковом заболевании. Больных не просили рассказать подробнее о своих симптомах, поскольку считалось, что их субъективные переживания во время болезни мало что могут добавить к диагнозу, поставленному квалифицированным врачом. Теперь же, по мнению докладчика, к таким жизненно важным характеристикам как дыхание, температура и артериальное давление, следует добавить боль и субъективные ощущения. Последние могут быть оцененытолько в ходе беседы с пациентом. Врачи не способны в одно мгновение устранить болезнь пациента, но они в состоянии облегчить ему борьбу с недугом. Его Святейшество заметил: "Очевидно, что физическое здоровье связано с ментальным состоянием. Есть боль на физиологическом уровне. Однако, от того, можем ли мы поддерживать спокойное состояние ума, меняется наше отношение к своей боли и то, насколько полным будет наше выздоровление. Нам необходимо выяснить, какие механизмы задействованы в этом процессе". Дэвид Шпигель в докладе, посвященном гипнозу, состраданию и здоровью, рассказал о своей работе с больными раком молочной железы. Он упомянул, что замечание Его Святейшества, сделанное в 2005 году, стало для него источником вдохновения. Далай-лама сказал тогда, что в то время как собственные физические страдания мы не выбираем себе осознанно, но мы свободны в выборе, принимать ли участие в других людях и их страданиях. Докладчик отметил, что многие раковые больные чувствуют, что неспособны контролировать своё душевное состояние. Ученые получили данные о том, что наличие депрессии у больных ухудшает их шансы на выздоровление. Вразрез с традиционным подходом доктор Шпигель советует пациентам не подавлять свои чувства в отношении собственной болезни, а открыто выражать их, и это может помочь облегчить боль. Его Святейшество высказал интерес к тому, как для уменьшения боли используется гипноз и насколько результат в этом случае отличается от применения обезболивающих средств. Лиз Нильсен представила доклад "Стратегии содействия здоровью и благополучию в течение всей жизни". В центре ее исследования находился процесс старения, и она обнаружила, что одиночество у пожилых людей является одним из факторов, приводящих к плохому состоянию здоровья. Эта проблема успешно решалась путём вовлечения пожилых людей в работу с учениками из местных школ. В заключение докладчик отметила, что поскольку деятельность на благо других людей приносит такие положительные результаты, необходимо изменить традиционный взгляд на повседневную жизнь пожилых людей. Его Святейшество подхватил эту тему, отметив, что он всегда советует трудиться на благо других, поскольку это в наших собственных интересах. Он также подчеркнул, что на базовом уровне, мы все одинаковые человеческие существа, как душевно и физически, так и эмоционально. На вопрос Энн Харрингтон о том, каким должно быть правильное отношение больного человека к смерти, Его Святейшество ответил: "Смерть – это часть жизни. Там где присутствует рождение, присутствует и смерть. Мы можем сознательно сосредоточиться на смерти, чтобы быть готовыми к ее наступлению; в противном случае она застанет нас врасплох. В моей собственной ежедневной практике я визуализирую процесс смерти, промежуточного состояния (бардо) и перерождения несколько раз в день, чтобы подготовиться к своей смерти. Насколько успешной была моя подготовка, выяснится позже". Далай-лама сказал, что несмотря на то, что в процессе старения или болезни наши силы могут постепенно оставлять нас, но благодаря подобным тренировкам наш ум сохранит остроту, и мы сможем распознать процесс смерти при его наступлении. Важно развивать памятование о смерти, но в том же контексте важно наполнить наши жизни смыслом. Отвечая на замечании о мудрости, которая присуща старости, Его Святейшество сказал, что мудрость – это сложный термин, так что он предпочитает говорить о человеческом разуме и его способности различать положительные и отрицательные эмоции. Говоря о привязанности, Далай-лама отметил, что привязанностью может быть чувством близости к другим, и его имеет смысл развивать. Но привязанность может быть и предвзятой, зависящей от того, как к нам относятся другие. "Кто бы это ни был перед нами, нам нужно думать о том, что это такое же человеческое существо, как и мы сами. Размышляя таким образом, мы можем желать благополучия даже нашим врагам. Человеческая природа наделила нас способностью проявлять доброжелательность даже к незнакомцам". Поскольку Лиз Нильсен подняла тему саморегуляции или самоконтроля, Его Святейшество объяснил, что самодисциплина связана с самосохранением и отвечает нашим лучшим интересам. Было бы ошибкой считать, что свобода означает отсутствие необходимости в дисциплине. Другой заданный вопрос касался работы с положительными эмоциями и тому, можно ли им научиться. Его Святейшество сказал: "Позитивные эмоции – это очень важно. Взращивание сострадания и воспитание братских чувств важно сегодня так же, как и тысячу лет назад. Мы должны включить изучение общечеловеческих ценностей в систему образования, если хотим построить лучшее общество. Теперь мы можем говорить о важности добросердечия, опираясь на данные научных исследований. У нас появилось больше пищи для размышлений. Но чтобы привлечь широкие массы людей, необходимо придерживаться светского подхода. Нам следует поэкспериментировать, внедрить эти идеи в школьное образование, и, скажем, через пять лет, посмотреть, достигнем ли мы положительного эффекта. Если да, то можно будет продолжить эксперимент". Далай-лама сказал, что хотя институт "Ум и жизнь" еще сравнительно молод, но растёт и распространяет свою деятельность на Европу и Азию. Это может внести существенный вклад. До сих пор основной упор делался на исследования, но сейчас необходимо выяснить, как можно применить полученные знания для блага всего человечества. Его Святейшество встретился за обедом с покровителями "Ум и жизнь" и обсудил с ними некоторые из этих перспектив. Ричард Дэвидсон открыл послеобеденное заседание словами благодарности Его Святейшеству за его постоянное участие в этих диалогах, которые служат источником информации и вдохновения. В своём докладе на тему "Ранние невзгоды, цепи мозга и возникновение чувства благополучия" он рассмотрел, как стресс на ранних этапах жизни влияет на мозг и эмоциональное развитие. В то время как имеются сведения, подтверждающие то, что невзгоды вызывают изменения в мозге, также были получены свидетельства того, что саморегуляция в детстве благожелательно сказывается на дальнейшей жизни. Была установлена эффективность обучения детей развитию положительных отношений с другими детьми. График, ясно отражающий этот эффект, вызвал у Его Святейшества довольную усмешку. Клиффорд Сэрон сделал доклад о развитии проекта "Шаматха и наведение мостов между лабораторией и жизнью". Наблюдение за медитирующими во время трёхмесячных ретритов дают основания считать, что медитативное состояние покоя и сосредоточение на сострадательном отношении к себе и другим может привести к измеримым положительным результатам. Брюс Макивэн сделал доклад на тему "Важность общественной среды для здоровья тела и мозга". Суть доклада заключалась в том, что лучшее понимание пластичности мозга даёт надежду на развитие методов терапии, учитывающих взаимодействие мозга и тела и способность мозга к изменениям. Его Святейшество упомянул различие между умом и энергией. Ум является способностью к познанию, в то время как энергия связана с движением. Если говорить о тренировке ума, то можно сказать, что гнев, например, связан с энергией, поэтому умение контролировать энергию способно помочь контролировать и гнев. Далай-лама отметил, что обычно трудно переключиться из возбуждённого состояния в спокойное. Для этого необходим переходный процесс, который осуществляется путем выполнения упражнения, как правило, дыхательного упражнения. Клиффорд Сэрон затронул вопрос веры. На это Его Святейшество сказал, что дети, например, с доверием прислушиваются к добрым советам родителей. Для некоторых людей вера означает доверие, для других – устремление, а для третьих – восхищение. Ричард Дэвидсон отметил, что в детей, понимание изменчивости собственного ума способствует существенному повышению способности к подобным изменениям. Альфред Казняк, выполнявший роль ведущего, поинтересовался, что нового узнают для себя в процессе общения с учеными представители созерцательных традиций. Его Святейшество ответил, что научные открытия показали эффективность медитации. Так что люди, занимающиеся медитацией, могут быть спокойны: они не напрасно тратят столько времени! Матье Рикар, в свою очередь, сказал, что результаты лабораторных исследований подтолкнули его к изучению в процессе медитации разницы между резонансным сочувствием, подразумевающим размышление лишь о страданиях других, и медитацией о сострадании, которая подразумевает зарождение желания освободить других от страданий. В результате своих исследований Матье Рикар очень отчетливо ощутил разницу между этими двумя качествами. В завершающем слове Его Святейшество сказал, что очень высоко ценит подобные встречи в рамках проекта "Ум и жизнь", и получает большое удовольствие от общения с учеными. По его мнению, у таких диалогов есть две задачи. Одна заключается в расширении нашего понимания реальности. До недавних пор современная наука больше внимания уделяла материальному миру, но сегодня ученые, в том числе и участники конференции, проявляют все больший интерес к внутреннему миру человека. Вторая задача – это понять, как результаты подобных исследований можно применить для построения лучшего мира. Нам необходим новый подход к преподаванию нравственной этики, и подход, которым руководствуется институт "Ум и жизнь" как раз помогает укреплять общечеловеческие ценности в современном светском контексте. "Это очень хорошо, спасибо вам", - сказал Далай-лама. Перевод: Дмитрий Гринев Вернуться назад |