Начало > Новости > Его Святейшество Далай-лама прочел джатаку по случаю «Дня чудес»
Его Святейшество Далай-лама прочел джатаку по случаю «Дня чудес»27-02-2013, 09:44 |
Дхарамсала, Индия, 25 февраля 2013 года - Сегодня рано утром, после проведения церемонии раскаяния и очищения (соджонг) в храме Текчен Чойлинг, Его Святейшество Далай-лама спустился на первый этаж храмового комплекса и занял место на троне. Мастер пения руководит чтением молитв перед началом учений Его Святейшества Далай-ламы по текстам Джатак в главном тибетском храме. Дхарамсала, Индия. 25 февраля 2013 г. Фото: Тензин Пхунцок (архив монастыря Намгьял) Он начал с того, что пояснил значение сегодняшнего дня: «Сегодня, в день полнолуния, мы вспоминаем историю о том, как Будда явил чудеса и одержал верх над соперниками. В этот день принято читать одну из джатак, рассказывающих о прошлых жизнях Будды, когда он был бодхисаттвой. Эту традицию начал Чже Цонкапа, основавший в 1409 году Великий молитвенный фестиваль Монлам Ченмо. Фестиваль проводился в Лхасе на протяжении 550 лет, и мы продолжаем эту традицию с тех пор, как ушли в изгнание в 1959 году. В определенной степени фестиваль был возрожден и в Тибете усилиями прошлого Панчена Ринпоче». Его Святейшество спросил: «Так что же мы отмечаем?» и объяснил, когда Васубханду, воздавая почести Будде, восхвалял его за то, что он победил неведение и достиг просветления и, основываясь на обретенных знаниях, даровал учения о реальности. Существуют разные уровни явления: открытые и очевидные, а также частично скрытые, постичь которые мы можем при помощи размышлений и логических умозаключений. Если с помощью размышлений и анализа мы убеждаемся в истинности учения Будды о таких явлениях, значит, мы можем с уверенностью полагаться и на его учения о явлениях совершенно скрытых. Таким образом мы взращиваем доверие, основанное на исследовании и научном поиске, а не на слепой вере. Подчеркнув, что все мы стремимся к удовольствию и не хотим страданий, Его Святейшество сказал, что основная причина боли, которую мы сами себе причиняем, неведение. Поэтому нам необходимо его преодолеть. В наших силах достичь свободы и избавления от страданий, для этого нужно накапливать знания, постигать абсолютную природу вещей. Мы обладаем способностью к познанию и пониманию, так как природа нашего ума – это ясность и способность к познанию. Его Святейшество посоветовал читать и слушать учения, обдумывать прочитанное и услышанное до тех пор, пока не доберемся до самой сути, а затем медитировать о том, что мы поняли. Его Святейшество напомнил, что есть учения, которые следует понимать буквально, другие же нуждаются в толковании. Будда ясно объяснил, что все вещи взаимозависимы; ничто не проявляется само по себе, независимо. Все вещи существуют лишь в силу зависимости от других факторов. Вид на внутренний двор главного тибетского храма, где тысячи людей собрались, чтобы выслушать учения Его Святейшества Далай-ламы по текстам Джатак. Дхарамсала, Индия. 25 февраля 2013 г. Фото: Тензин Пхунцок (архив монастыря Намгьял) Его Святейшество сказал, что из семи миллиардов людей, населяющих нашу планету, ни один человек не хочет проблем. Почему же тогда мы все время сталкиваемся с проблемами? У нас нет целостного взгляда на мир, наш взгляд сильно ограничен. Несмотря на то, что США и Китай являются супердержавами, и у них много трудностей по той же причине. Китайским лидерам, например, нужно посмотреть на тибетский вопрос в более широкой перспективе. Вместо того чтобы упрямо навязывать собственную точку зрения, нужно действовать в соответствии с реальностью. Дэн Сяопин советовал искать истину, исходя из фактов. Это согласуется с учением Будды. Почему следует исходить из фактов? Только так можно преодолеть трудности, с которыми мы сталкиваемся. «Если для вас важно благо других, – добавил Его Святейшество, – вы всегда будете людьми нравственными и порядочными. Даже если возникнет искушение обмануть или ввести кого-то в заблуждение, вы себя вовремя остановите. Мы очень тесно связаны с другими, и в наших интересах не причинять вреда другим». Забывая о собственном счастье ради блага и процветания других, бодхисаттвы тем самым мудро обеспечивают и собственное благополучие. Почему нужно быть нравственными? Потому, что мы все стремимся к счастью. Если мы порядочные люди, нам можно доверять. Доверие рождает дружбу. Но только будучи честными, прямыми и открытыми, мы можем заработать доверие. Вот почему быть нравственными в наших собственных интересах. Достижение состояния Будды – это результат не только преодоления грубых и тонких внутренних препятствий; Будда также учил, как взращивать благие качества, опираясь на здравый смысл. Он показал, какие средства помогут нам пройти весь путь преобразования самих себя от начала и до конечной цели. Из семи миллиардов людей, живущих сегодня на земле, около одного миллиарда называют себя неверующими. Однако, сказал Его Святейшество, огромное множество верующих людей на самом деле обманывают и себя, и других. В Индии в большинстве своем люди очень религиозны, но, несмотря на это, процветает коррупция. Ни одна религия не учит обижать, обманывать и эксплуатировать других, поэтому те, кто поступают подобным образом, не могут быть истинно религиозными людьми. Его Святейшество сказал, что в действительности нам нужно стремиться искренними последователями Будды или любого другого религиозного учителя, в которого мы верим. Развитие сострадания, душевной теплоты совершенно необходимо, чтобы вести нравственную жизнь. Его Святейшество Далай-лама покидает главный тибетский храм по окончании учений. Дхарамсала, Индия. 25 февраля 2013 г. Фото: Тензин Пхунцок (архив монастыря Намгьял) Его Святейшество отметил, что тибетская литература насчитывает более 300 томов Кангьюра и Тенгьюра; это учения Будды и комментарии к ним индийских наставников, переведенные на тибетский язык. Его Святейшество сказал, что к этим книгам следует относиться как к учебникам, читать и изучать их, а не превращать в предмет поклонения. Посещая другие страны, Его Святейшество никогда не говорил, что буддизм лучше других религий и никогда не убеждал других людей принять буддизм; однако, самим тибетцам необходимо знать, какое бесценное сокровище скрывает тибетское буддийское наследие. «У нас есть язык, который идеально подходит для изложения буддизма. Английский язык не всегда адекватно и точно отражает то, о чем говорит учение. В тибетском языке может и не хватает понятий для объяснения современных научных идей, но это наилучший язык для передачи буддийского учения. Мы должны знать, каким сокровищем обладаем. Золото и ценности мы храним в сейфах, но знания – это совсем другое. Знания бесполезны, если мы не применяем их, не делимся ими». Закончив на этом вступительную часть, Его Святейшество привел слова Чже Цонкапы, восхваляющего Будду за его учения о реальности: буддизм – это путь к освобождению. Логическое размышление – часть этого пути. Его Святейшество добавил: «В 60-е годы китайцы отвергали буддизм, как слепую веру, и предсказывали ему полное исчезновение по мере распространения научного понимания мира. Но этого не произошло. Напротив, у многих современных ученых буддизм вызывает искренний интерес, как мы видели на примере конференции института «Ум и жизнь», которая совсем недавно проходила в монастыре Дрепунг в южной Индии». Обратившись к 29-й джатаке «Гость из Брахмалоки», Его Святейшество сказал, что Брахмалока соотносится с различными уровнями развития сосредоточения. Его Святейшество упомянул, что недавно был приглашен на [религиозное собрание] Маха Кумбх Мела в Аллахабаде и очень хотел туда поехать. К сожалению, в первый раз не удалось согласовать подходящую дату, а в другой раз, когда он уже предвкушал поездку, пришлось отложить ее из-за непогоды. Его Святейшество сказал, что и очень огорчен, поскольку мечтал побеседовать с опытными людьми, практикующими медитацию, которые, подобно буддистам, рассматривают привязанность к грубым объектам как нечто негативное. Его Святейшество прочел джатаку и сказал в заключение, что в этой истории, благодаря встрече с бодхисатвой, царь преодолел неведение и научился смирению. По пути в свою резиденцию Его Святейшество поприветствовал множество собравшихся. Затем в храме была проведена заключительная сессия Монлам Ченмо, на которую собрались монахи, монахини и миряне. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |