Начало > Новости > В Равангле Далай-лама даровал посвящение долгой жизни, а в Гангтоке встретился со школьниками

В Равангле Далай-лама даровал посвящение долгой жизни, а в Гангтоке встретился со школьниками


28-03-2013, 21:59
В Равангле Далай-лама даровал посвящение долгой жизни, а в Гангтоке встретился со школьниками
Его Святейшество Далай-лама во время посвящения Белой Тары.
Равангла, штат Сикким, Индия. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Гангток, штат Сикким, Индия. 26 марта 2013 г. – Накануне вечером шел дождь, но сегодня утро выдалось ясное, так что Его Святейшество Далай-лама решил прогуляться пешком до павильона перед статуей Татхагата Цал в Равангле, где накануне он даровал учения, и воспользовался этой возможностью, чтобы пообщаться с некоторыми из тысяч людей, собравшихся его послушать. Подойдя к подножию статуи, Далай-лама зашел внутрь здания, чтобы еще раз полюбоваться росписями на стенах, изображающими, в том числе, двенадцать деяний Будды.

Предваряя посвящение Белой Тары, он вкратце рассказал о жизни Будды. Он родился более двух тысяч пятисот лет назад в царской семье, отказался от жизни во дворце, чтобы посвятить себя духовной практике, достиг пробуждения и затем даровал учения. Вознося благодарность Будде за дарованные учения, Нагарджуна говорит: «Я простираюсь перед великим Гаутамой, который даровал это учение, дабы устранить наши ошибочные воззрения». Сострадание породило в Будде стремление освободить от страданий всех существ. Движимый бодхичиттой, он достиг пробуждения с намерением помогать другим. Он учил своих последователей, что им следует отбросить, а что принять, чтобы стать подобными ему. Его Святейшество отметил, что посещение храмов и чтение молитв не устранит тьму неведения, поглотившую нас. Лишь мудрость является противоядием против наших ошибочных воззрений.

Когда в «Сутре сердца» говорится, что пять скандх самосущностно пусты, форма – пустота, а пустота – форма, то это не значит, что формы не существует, но что она обусловлена другими факторами. Когда что-то нам кажется привлекательным, то мы склонны преувеличивать его положительные качества. Далай-лама привел данные американского психолога Аарона Бека, которые свидетельствуют о том, что в подобных обстоятельствах наш отклик на 90% является проекцией нашего ума. Выводы ученых, которые опираются не на веру, а на эксперимент и логику, согласуются с объяснением, которое в свое время дал Нагарджуна.

Добросердечность несет благо для каждого. Если же, напротив, вы обманываете, грубо обращаетесь с другими или эксплуатируете их, вы будете чувствовать себя неуютно, у вас в душе не будет покоя. А потому лучше быть добросердечным. Не причинять другим вреда, но помогать им, устраняя тем самым все причины страданий – вот путь, ведущий к достижению состояния Будды.

В Равангле Далай-лама даровал посвящение долгой жизни, а в Гангтоке встретился со школьниками
Во время посвящения Белой Тары в парке Татхагата Цал. Равангла,
штат Сикким, Индия. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Далее в ходе дарования посвящения долгой жизни Его Святейшество провел для присутствующих краткий обряд зарождения бодхичитты, устремления бодхисаттвы. Далай-лама сказал, что возобновляет обеты бодхисаттвы каждое утро, чтобы прожить день в соответствии с учениями Будды.

Касательно даруемого посвящения Белой Тары он сказал: «Это посвящение относится к «близкой линии» (дакнанг) и было получено в чистом видении Пятым Далай-ламой. Я получил это посвящение и передачу, а также совершил затворничество и счел нужным даровать это посвящение здесь, поскольку Сикким имеет некоторую связь с учением Пятого Далай-ламы».

За посвящением Белой Тары последовала церемония подношения Его Святейшеству Далай-ламе молебна о долголетии, в ходе которой его участники просили Его Святейшество как можно дольше оставаться с ними. По завершении молебна Далай-лама поехал прямо в Гангток. Вдоль всего пути, особенно в городах и деревнях, вдоль дороги выстроились люди с благовониями, хадаками и цветами. Они радостно приветствовали Его Святейшество и были счастливы хотя бы мельком взглянуть на него. В Гангтоке Далай-ламу встречали члены правительства штата Сикким. Они проводили гостя в зал, где собрались около тысячи школьников. Министр развития человеческих ресурсов Н.К. Прадхан выступил с приветственной речью, а двое школьников преподнесли Далай-ламе хадаки. Когда Его Святейшество уже собирался начать свое выступление, к изумлению всех присутствующих маленький мальчик двух или трех лет от роду уверенно подошел к сцене, чтобы поприветствовать Далай-ламу.

В Равангле Далай-лама даровал посвящение долгой жизни, а в Гангтоке встретился со школьниками
Маленький мальчик приветствует Далай-ламу. Гангток, штат Сикким,
Индия. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество начал свою речь словами: «Прежде всего, я хочу попросить прощения за то, что опоздал почти на час. Из-за плохих погодных условий в Равангле мы решили ехать на машине, а не лететь на вертолете, так что дорога заняла больше времени. Однако это дало мне возможность увидеть деревни, людей, чайные плантации и прекрасные леса, где растут чудесные орхидеи. Вам посчастливилось жить в очень зеленой местности».

Далай-лама продолжил: «Дорогие юные братья и сестры, я крайне рад новой встрече с вами, с молодежью. Время постоянно движется, ничто не в силах его остановить. Двадцатый век прошел, а с ним ушло и большинство из людей моего поколения. Вероятно, это был важнейший век в истории, если говорить об изменениях и техническом развитии, но он также был эпохой безмерного насилия. По некоторым оценкам в двадцатом веке двести миллионов человек погибли в результате применения насилия. Поэтому так важно сделать все возможное, чтобы в двадцать первом веке жизнь было более мирной».

Его Святейшество отметил, что население планеты растет, в то время как природные ресурсы истощаются. Существует огромная пропасть между богатыми и бедными, между Севером и Югом. Даже если в одной части света наблюдается развитие, в другой части люди по-прежнему голодают. Далай-лама сказал, что огромное количество людей нуждается в повышении уровня жизни, а потому нет сомнений в необходимости материального развития. Сейчас у нас есть возможность выбрать новое направление. Приложив усилия, мы сможем исправить собственные ошибки, совершенные в прошлом.

«Те из вас, кому не исполнилось тридцати лет, поистине принадлежат поколению двадцать первого века. Будущее в ваших руках. Станет ли этот век счастливым или будет исполнен страха и разрушения, целиком зависит от вас».

В Равангле Далай-лама даровал посвящение долгой жизни, а в Гангтоке встретился со школьниками
Его Святейшество Далай-лама во время встречи со школьниками.
Гангток, штат Сикким, Индия. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество сказал, что считает себя одним из семи миллиардов людей, которые являются общественными животными, что значит, что жизнь каждого зависит от остального сообщества. Будучи людьми, мы наделены изумительным разумом и мы должны использовать его, чтобы сократить разрыв между видимостью и реальным положением вещей. Сегодняшнее молодое поколение – это наша надежда на будущее, а на старшем поколении лежит ответственность рассказать молодежи о совершенных ошибках.

«Ключевым условием счастливой жизни для нас, как для общественных животных, являются дружба, доверие и открытость. Все мы члены единой человеческой семьи, и все мы равны. Доверие – это основа для дружбы. В этом можно убедиться, если в дополнение к знаниям, которые дает обычное образование, вы будете развивать добросердечие. Это позволяет почувствовать уверенность в себе и внутреннюю силу, которые вкупе с доверием и дружбой позволят вам сотрудничать с другими людьми. Если же, напротив, вы будете эгоистичны и станете заботиться только о себе, то вам перестанут доверять, а это приведет к страху и подозрительности. Забота о благе других умаляет страх и подозрения и приносит открытость и прозрачность, из которых рождаются доверие и дружба».

«Сегодня многие известные ученые начинают признавать, что добросердечие полезно для нашего физического здоровья, поскольку дает нам душевный покой. Есть данные, свидетельствующие о том, что здоровый ум играет ключевую роль в поддержании телесного здоровья».

Его Святейшество еще раз повторил, что, разговаривая с другими людьми, всегда помнит, что он такой же человек, как они. Он сказал, что разница между ним и присутствующими в зале школьниками лишь в том, что они молоды, а ему скоро исполнится семьдесят восемь лет. Всякий раз, когда он упоминает о том, что он тибетец, буддист, Далай-лама, или приводит любые другие отличия, это сразу создает дистанцию между ним и другими, способствует появлению барьера.

Жителей Сиккима и тибетцев объединяет общая духовная традиция, а тибетская духовная традиция унаследована из древнеиндийского монастырского университета Наланда, где ценились исследования и логический анализ.

В Равангле Далай-лама даровал посвящение долгой жизни, а в Гангтоке встретился со школьниками
На встрече Его Святейшества Далай-ламы со школьниками. Гангток,
штат Сикким, Индия. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
«Не следует думать, что буддизм сводится к молитвам, игре на барабанах и трубах, или к вывешиванию молитвенных флагов. Все это тоже присутствует в буддизме, но нет ни единого упоминания о том, чтобы наставники Наланды занимались этим. Они учились и применяли свои познания на практике».

Молодая женщина спросила, можно ли изменить негативную карму, на что Его Святейшество отметил, что это очень хороший вопрос, однако в силу своего несовершенного владения английским ему может быть трудновато на него ответить. Он сказал: «Представьте себе, что однажды утром вы в сердцах нагрубили кому-то и задели его чувства. Это создало плохую карму. Но позже, днем, вы снова повстречали того человека, извинились перед ним и снова стали с ним друзьями. Это нейтрализует плохую карму».

Один школьник спросил: «Многие люди считают вас богом, они правы?». Его Святейшество ответил очень просто: «Кто-то говорит про меня, что я ‘живой бог’, кто-то говорит, что ‘демон’; и то и другое чепуха. Я сам считают себя просто человеком, одним из многих». На этих словах зал взорвался аплодисментами.

На вопрос о том, как преодолеть алчность, Его Святейшество посоветовал поразмышлять о подлинной ценности денег. Он предложил задаться вопросом, действительно ли деньги приносят счастье? Счастливее ли люди, живущие в роскоши? Он припомнил, как однажды уже говорил в Гангтоке, что ценность материальных вещей ограничена, а в то время как ум можно развивать беспредельно.

В завершение другой школьник спросил, может ли гнев принести какую-то пользу? Его Святейшество ответил, что это зависит от того, о какой пользе идет речь. Если жесткие или даже грубые меры нужны для того, чтобы принести благо другим или защитить их, то это может быть оправдано. Однако для этого необходимо исследовать свои эмоции и научиться управлять ими. Он посоветовал спрашивающему прочитать поэму Шантидевы «Бодхичарья-аватара», в которой эта тема разобрана очень подробно. Далай-лама сказал, что впервые получил комментарии к этой поэме в 1967 году и с тех пор неоднократно перечитывал ее, а также около тридцати или сорока раз сам давал к ней комментарии. В частности, он рекомендовал шестую и восьмую главы, в которых содержатся особенно действенные советы, и добавил, что книга есть как на тибетском, так и на английском языках: «Книга не дорогая, купите ее и прочитайте!».
Вернуться назад