Начало > Новости > Первый день учений Далай-ламы в Салугаре

Первый день учений Далай-ламы в Салугаре


29-03-2013, 08:56
Салугара, штат Западная Бенгалия, Индия. 27 марта 2013 г. – Ночью и рано утром шел сильный дождь, и Его Святейшество принял решение отправиться в Салугару из Гангтока не на вертолете, а на машине. Перед отъездом он побеседовал с более чем шестьюдесятью пятью членами тибетской общины
Первый день учений Далай-ламы в Салугаре
Тибетские женщины ожидают прибытия Его Святейшества
Далай-ламы в Салугару, штат Западная Бенгалия, Индия.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Гангтока. Главный министр штата Сикким Паван Чамлинг пришел пожелать Его Святейшеству счастливого пути. Когда Его Святейшество Далай-лама садился в машину под проливным дождем, почетный караул отдал ему честь. По дороге к границе штата в Гангтоке, а также в других городах и деревнях, Его Святейшество Далай-ламу радостно приветствовали жители Сиккима всех возрастов и общественного положения.

Толпы тибетцев ожидали Далай-ламу и на подъездах к Салугаре, а также у ворот монастыря Сегью. Его Святейшество встречал новый настоятель монастыря Акья Йонгзин Ринпоче, который прежде был настоятелем тантрического монастырского университета Гьюдмед. Далай-лама вошел в главный храм и, воздав почести символам тела, речи и ума Будд, сел на приготовленное для него место и обратился с речью к старшим монахам. Он пояснил, что первоначально планировал совершить краткие визиты в Дарджилинг и Калимпонг. Однако, руководствуясь стремлением принести как можно большую пользу другим, Его Святейшество решил, что будет более эффективно заменить эти визиты трехдневными учениями и посвящениями в Салагуре.

«Из-за погодных условий мы решили не лететь на вертолете, а поехать на машине. Как я сказал вчера ученикам в Гангтоке, это позволило нам любоваться природными пейзажами, а вдоль дороги собралось много людей, которые были счастливы видеть меня. Я также смог прочитать свои молитвы, правда, не с тем сосредоточением, с каким хотелось бы. Так что в целом, все прошло хорошо».

После краткого перерыва на обед Его Святейшество проделал короткий путь на машине к месту учений, тому самому, где он проводил посвящение Калачакры в 1996 году. Обращаясь к толпе слушателей, Далай-лама поинтересовался, сколько человек понимают его центральнотибетское произношение, сколько понимают непальский, а кто хотел бы слушать учения на английском. Он также спросил, кто прибыл из Дарджилинга или из Калимпонга, из Бутана и из других мест. Далай-лама сказал, что дарует учения по текстам Лонгчен Рабжампы «О покое ума» (семньид ньялсо) и Чже Цонкапы «Краткое руководство к этапам пути пробуждения» (ламрим дудон).

Первый день учений Далай-ламы в Салугаре
Его Святейшество Далай-лама и школьники, выступавшие перед
началом учений в Салугаре, штат Западная Бенгалия, Индия.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Прослушав учения, особенно, если у вас есть копия этих текстов, не успокаивайтесь на этом: обдумывайте то, что услышали, размышляйте об этом снова и снова, старайтесь сделать это частью своей жизни. Если есть такая возможность, то по ходу учений пишите заметки или сделайте аудиозапись, чтобы затем послушать еще раз».

Его Святейшество объяснил, что поскольку мы обладаем сознанием, основой ощущений, то испытываем боль и удовольствие. Из семи миллиардов людей, живущих сегодня на планете, каждый стремится к счастью и не хочет страдать, но им не очень-то удается осуществить свои желания. В прошлом люди возлагали упования на бога-творца; с течением времени появились некоторые нетеистические религиозные традиции, такие как санкхья, джайнизм и буддизм, в которых большое внимание уделяется закону причинно-следственной связи. Тем не менее, несмотря на различия в философских подходах, различные религии на протяжении многих веков помогают людям справляться с жизненными трудностями. Все религии несут идею любви, сострадания и терпимости, и потому Его Святейшество советует людям сохранять собственную веру, одновременно воспитывая в себе уважением к другим религиям.

Далай-лама заметил, что такой подход не нов для Индии, в которой зародились сразу несколько религиозных традиций, и где в дальнейшем счастливо прижились другие основные мировые религии. О себе он сказал: «Я буддист, последователь традиции древнеиндийсого монастырского университета Наланда. Я изучал и продолжаю изучать многие классические труды учителей Наланды, которые аргументированно отвечают на критику со стороны других философских школ. С буддийской точки зрения идея существования атмана или души, сущности, которая в неизменном виде переходит из жизни в жизнь, ошибочна. Но есть люди, для которых подобное воззрение оказалось полезным, а значит, оно заслуживает уважения».

Первый день учений Далай-ламы в Салугаре
Его Святейшество Далай-лама в первый день учений в Салугаре,
штат Западная Бенгалия, Индия. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
«Сегодня на Земле живут семь миллиардов людей, из которых один миллиард называют себя неверующими. Многие из неверующих пренебрежительно относятся к идеям любви и сострадания, считая, что они относятся к религии. Тем не менее, эти люди тоже хотят обрести счастье, а для того, чтобы обрести счастье, необходимо успокоить и обуздать свой ум. Гнев, страх и подозрение нарушают покой ума. Ученые даже считают, что на физическом уровне эти негативные эмоции разрушают нашу иммунную систему».

Его Святейшество пояснил, что все люди, как молодые, так и старые, ценят доброту и любовь. Эти чувства не связаны с религией, у них есть биологическая основа. Проявляя любовь и доброту по отношению к окружающим, мы приносим пользу и самим себе.

Обратившись к различиям внутри самого буддизма, Его Святейшество напомнил, что были времена, когда последователи палийского канона с недоверием относились к последователям Махаяны, опирающимся на санскритский канон, поскольку сомневались, было ли это учение преподано самим Буддой. Однако сегодня стало гораздо яснее, что у этих традиций много общего, что все буддийские традиции в основе своей следуют одному и тому же кодексу винаи, или монашеской дисциплины.

Его Святейшество вновь повторил, что совершенно очевидно, что тибетский буддизм в целом принадлежит к традиции Наланды. Он рассказал, как однажды в США встретился с женщиной, которая сказала ему, что не все последователи школ ньингма или кагью довольны тем, что их причисляют к традиции Наланды. На это Далай-лама указал, что не только все школы тибетского буддизма изучают труды Нагарджуны и других учителей Наланды, но и одним из первых учителей школы ньингма был Шантаракшита, который, в свое время, был уважаемым профессором университета Наланда. Точно так же важнейшим учителем линии кагью был Наропа, который до того, как принять жизнь нищенствующего странника, преподавал в Наланде. Атиша, главный учитель традиции кадам, учился в университете Викрамашила, где изучали труды учителей Наланды. Из всех буддийских традиций в различных странах только
Первый день учений Далай-ламы в Салугаре
Участники учений Его Святейшества Далай-ламы в Салугаре, штат
Западная Бенгалия, Индия. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
тибетцы изучают буддизм с опорой на логику, дисциплину, принесенную в Тибет из Индии. Логика служит основой для изучения сутр о совершенной мудрости (Праджняпарамита) и тантры. А потому совершенно правомерно говорить о тибетской традиции как о наиболее полной системе буддийских учений.

Мы все хотим счастья, но, как говорит Шантидева, тем не менее, склонны думать о страдании как о чем-то, что приходит извне. В своем неведении устремляемся за тем, что служит причиной страданий, и разрушаем то, что является причиной счастья. В свою очередь, Чже Цонкапа утверждает, что если мы будем следовать пути, преподанному Буддой, то он приведет нас к освобождению.

Приступая к учению по тексту «О покое ума», Его Святейшество упомянул, что он делится на три части. В первой говорится о необходимости отвратить свой ум от сансары, во второй речь идет об учениях сутраяны, а третья посвящена тантре.

«Краткое руководство к этапам пути пробуждения» Чже Цонкапы начинается с воздания почестей Будде и учителям линий преемственности глубокого воззрения и обширных деяний. Его Святейшество намеревается продолжить дальнейшее изучение обоих текстов завтра.
Вернуться назад