Начало > Новости > Далай-лама принял участие в конференции «Как жить и умереть в мире» в университете Лозанны
Далай-лама принял участие в конференции «Как жить и умереть в мире» в университете Лозанны17-04-2013, 11:13 |
Лозанна, Швейцария, 15 апреля 2013 года - Университет Лозанны, основанный в 1527 году как школа теологии, единственная протестантская школа теологии на французском языке, в наши дни стал современным научно-исследовательским институтом, широко известным по всей Европе. Он расположен на берегу Женевского озера. Его Святейшество Далай-лама был приглашен сюда, чтобы принять участие в конференции «Как жить и умереть в мире - взгляд на процесс старения с разных сторон». По прибытии Его Святейшество встретили ректор университета Доминик Арлетта и модератор конференции Филипп Морейон. Его Святейшество Далай-лама и ректор университета Лозанны Доминик Арлетт перед началом конференции. 15 марта 2013 г. Фото: Manuel Bauer. Открывая конференцию, ректор сказал: «Мне предоставлена большая честь приветствовать Его Святейшество Далай-ламу и выразить ему благодарность за то, что он проведет этот день с нами». Филипп Морейон рассказал, что когда стало известно об участии Его Святейшества в конференции, профессора и преподаватели многих факультетов проявили живейший интерес. Все вместе они сформулировали основные вопросы, на которые не находят ответа в изучаемой ими области знания. Для начала, Его Святейшество попросили представить себе ситуацию, где мальчик спрашивает у своего деда: «Стареть - это хорошо?». Его Святейшество сказал: «Я думаю, ответ будет разным в зависимости от того, какую жизнь вы прожили, был ли в ней смысл, была ли польза для других. Дедушка может объяснить внуку, что время нельзя остановить, и, в конце концов, мы все становимся старыми. Однажды, хотя сейчас это трудно себе представить, мальчик тоже станет седым стариком. Это естественный процесс. Дед может добавить: мне повезло, что я долго прожил, я не терял времени даром и узнал кое-что стоящее о жизни. В противоположность этому, если человек всю жизнь искал удовольствий, занимался только собой, например убивал время в поисках развлечений, он ответит: мои глаза больше ничего не видят, а уши ничего не слышат, жизнь стала для меня тяжким бременем». Первый докладчик конференции говорил об увеличении продолжительности жизни и о разных категориях пожилых людей: «молодых стариках», продолжающих жить активно, и «старых стариках», тех, кто слабеет день ото дня. Его Святейшество задал вопрос: «Как стареть достойно, ведь физическое тело непреодолимо дряхлеет, становится беспомощным и слабым?». И ответил, что определяющим фактором будет состояние ума. Мир и покой ума зависит не от приобретенных знаний, а от душевной теплоты. Внутреннее спокойствие и мир естественным образом дают начало доверию и дружбе. С другой стороны, подозрения, сомнения и ложь приведут к одиночеству и краху. Его Святейшество Далай-лама выступает на конференции. 15 марта 2013 г. Фото: Manuel Bauer. «Что касается отдельно взятого человека, необходимо с юных лет жить насыщенной интеллектуальной жизнью, развивать аналитические способности, тогда ум будет живым и острым. Я заметил, что люди, которые следуют этому правилу, даже старея физически, сохраняют ясность и проницательность ума. На уровне семьи важную роль играют любовь, нежность и поддержка». На вопрос, как себя вести с пожилыми людьми, страдающими старческим слабоумием, Его Святейшество ответил: «Даже не знаю, у меня нет соответствующего опыта, но думаю, любовь должна быть на первом месте. Любовь можно выразить и понять без слов». Его Святейшество высказал несколько замечаний на тему ухудшения памяти, заметив, что мы склонны забывать имена, но помнить лица, и есть термины, которые мы никогда не забываем, потому что за ними стоят реальные понятия. Возможно, мы забываем имена оттого, что в них не заложено никакого смысла, ведь помнить термины, обозначающие конкретные идеи, нам несравнимо легче. Вопрос о духовности заставил Его Святейшество попытаться определить, что же это такое, является ли духовность попыткой найти смысл жизни и существования, системой взглядов и ценностей, которые приносят пользу нам и другим. Есть духовность, как связанная с религиозной верой, так и не зависящая от религии, и Его Святейшество предположил, что неверующие люди могли бы извлечь немалую пользу из светской этики. В противном случае, им легко будет попасть под влияние разрушительных эмоций. Он подчеркнул, что правильно и мудро заботиться не только о физическом здоровье, но и об эмоциональном благополучии, и предложил программу гигиены. Во время конференции «Как жить и умереть в мире - взгляд на процесс старения с разных сторон» в университете Лозанны. 15 марта 2013 г. Фото: Manuel Bauer. Обсуждение коснулось роли процесса старения в обществе. Его Святейшество привел в пример стокгольмскую программу по привлечению пожилых людей для работы в детских садах. Люди преклонного возраста заботятся о малышах, играют с ними, рассказывают им истории и сказки. Его Святейшество думает, что в подобных начинаниях скрыт огромных потенциал и они благотворны для обеих сторон. Детям нравится играть со стариками, а те в свою очередь заряжаются энергией от детей. Его Святейшество пошутил: «Когда я разговариваю с молодежью, то начинаю чувствовать себя молодым, а вот когда разговариваю с пожилыми, мне невольно приходит в голову: кто уйдет первым, вы или я?». Его Святейшество сказал, что общение с учеными, профессорами, социальными работниками и другими заинтересованными людьми привело его к выводу, что необходима такая система ценностей, которая создавала бы основу счастья для всех членов общества. Подобная система могла бы включать техники тренировки ума. Образование открывает путь к переменам. С помощью образования можно изменить ход человеческого развития. Его Святейшество предположил, что древние индийские знания об уме и эмоциях, сохранившиеся в литературе, принадлежащей традиции монастыря-университета Наланда, могут внести неоценимый вклад в современное образование. На просьбу посоветовать, как измениться пожилым людям, которые не придавали большого значения тренировке интеллектуальных способностей на протяжении жизни, Далай-лама сказал, что сомневается, существует ли для этого эффективный способ, ведь начинать необходимо с детства. Конференция продолжилась после обеда, сопровождавшегося неторопливой беседой. Согласно статистике большинство людей умирает в больницах, и Его Святейшество спросили, что он думает об этих данных. Далай-лама сильно удивил присутствующих, ответив, что если человек умирает в больнице, значит, все возможности спасти его жизнь были исчерпаны, поэтому сожалений быть не должно. С другой стороны, он согласен, что доктора и медицинские сестры должны видеть в пациенте живое страдающее существо, а не бездушную машину, которой нужен ремонт. Рассуждая о том, является ли душевная теплота естественным свойством человека, Его Святейшество сказал: «Наша жизнь начинается в утробе матери, и ее физическая близость и любовь совершенно необходимы для здорового развития ребенка. В утробе матери закладывается основа добросердечия и способности любить». Его Святейшество и другие докладчики на конференции «Как жить и умереть в мире - взгляд на процесс старения с разных сторон» в университете Лозанны. 15 марта 2013 г. Фото: Manuel Bauer. Был задан вопрос, следует ли помогать безнадежно больным старым людям уйти из жизни. Его Святейшество ответил, что нужно разобраться, почему человек хочет умереть. Нужно использовать сострадание и мудрость, чтобы выбрать наилучшее решение. Он сказал, что буддийская практика разрешает помогать человеку умереть, если в перспективе это принесет благие результаты, но опять же, очень важно использовать сострадание и мудрость, чтобы суждение было верным. Его Святейшество спросили, нужно ли готовиться к смерти, и если нужно, то как? «Смерть придет, потому что она часть жизни», – сказал Его Святейшество. «Людей, которые боятся слов “старость” и “смерть”, их приход застигнет врасплох. Выполняя некоторые практики медитации, мы визуализируем процесс умирания и последующее растворение элементов, делаем это каждый день, и таким образом готовимся к реальной смерти. Для тех, кто верит в перевоплощения, смерть – это просто смена тела. Если ваша жизнь была наполнена смыслом, сожалений в последний час не будет. Обучение зависит от способностей человека. Один из подходов – это развитие осознанности во сне. Если вы научитесь распознавать, что находитесь в состоянии сна, и научитесь контролировать его, то получите более глубокое переживание растворения элементов, которое происходит в процессе умирания». На вопросы о ритуалах, связанных со смертью, Его Святейшество скептически высказался относительно пользы от подобных обрядов. Он признал, что обряды, проведенные знающим и опытным человеком, еще имеют некоторый смысл, но при других обстоятельствах они никак не помогут умершему. Снова обращаясь к медитативным практикам, имитирующим процесс умирания, Его Святейшество упомянул, что лично он делает их четыре-пять раз в день. В связи с этим он напомнил о йогинах, которые остаются в состоянии медитации даже после смерти. В таких случаях мозговая деятельность и сердцебиение прекращаются, но тело сохраняет свежесть в течение еще нескольких дней. За последние пятьдесят лет Его Святейшеству стало известно о тридцати-сорока подобных случаях, среди них и посмертная медитация его старшего наставника, которая продолжалась тринадцать дней после смерти. Наука пока не может объяснить данное явление, а буддизм говорит, что оно связано с более тонкими уровнями сознания. Несмотря на то, что сердце, циркуляция крови и мозговая деятельность останавливаются, момент смерти наступает и распад физического тела начинается только тогда, когда отделяется тонкое сознание. В конце конференции ректор тепло поблагодарил Его Святейшество за понимание, умение доступно объяснять и замечательное чувство юмора. Он сказал, что своим присутствием Его Святейшество оказал университету огромную честь. Он также поблагодарил преподавательский состав и членов тибетской общины, благодаря усердному труду и поддержке которых состоялась эта конференция. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |