Начало > Новости > Далай-лама принял участие в симпозиуме «Жизнь после жизни» в колледже Майтрипы и провел беседу о путях, ведущих к миру и счастью, в Орегонском университете
Далай-лама принял участие в симпозиуме «Жизнь после жизни» в колледже Майтрипы и провел беседу о путях, ведущих к миру и счастью, в Орегонском университете12-05-2013, 17:11 |
Портленд, штат Орегон, США, 10 мая 2013 года - Тибетский буддийский колледж Майтрипы был основан в 2005 году в Портленде, в штате Орегон. С 2008 года колледж начал присуждать ученые степени, вот и сегодня Его Святейшество Далай-лама был почетным гостем на церемонии вручения дипломов. Залитые утренним солнцем улицы были заполнены людьми, которые радостно махали руками и громко приветствовали Его Святейшество. У дверей Его Святейшество встретил один из основателей учебного заведения, президент Янгси Ринпоче. После небольшой экскурсии по колледжу, президент провел Его Святейшество в главный зал Джоканг, украшенный священными изображениями. Далай-лама воздал знаки почтения и занял свое место. Представитель департамента по стандартам, предъявляемым к высшему образованию в частных учебных заведениях штата Орегон, Дженнифер Дайало в коротком вступительном слове представила колледж Майтрипы и рассказала о требованиях, которые предъявляются к ученым степеням. Его Святейшество Далай-лама выступает в колледже Майтрипы. Портленд, штат Орегон. 10 мая 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) Затем выступил Хосе Кабезон, ученый-буддолог; он рассказал о проблеме реинкарнации с академической точки зрения. Вера в перерождения очень сильна в Индии, и все же сведений на эту тему в древних индийских текстах, Ведах, совсем немного. Слабые намеки начинают встречаться примерно с VIII века до нашей эры, и затем в более поздней буддийской литературе предмет раскрывается полнее. Некоторые индийские ученые-философы предпринимали попытки доказать существование феномена перерождений, опираясь на логику и переживания. Дхармакирти, например, отвечая на вопросы материалистов, говорил, что сознание и материя обладают различной природой, таким образом, поток сознания существует отдельно. В индийских источниках также очень редки упоминания о людях, которые вспоминали свои предыдущие жизни. Это объясняется тем, что, как в случае с Атишей, индийским учителем, пришедшим в Тибет в XI веке, подобные вещи считались очень личными и не открывались посторонним. Тибетцы, однако, придерживались других взглядов, и доктор Кабезон рассказал о работах Третьего Кармапы, где упоминаются события из жизни Дюсума Кхьенпы, первого Кармапы данной линии преемственности. Его Святейшество сказал, что, с одной стороны, на результаты научных изысканий можно вполне полагаться, но с другой стороны, существует множество явлений, которые наука пока не в состоянии исследовать, и быть может, перерождения относятся к их числу. Он упомянул три вида явлений: явные, частично скрытые и совершенно скрытые, сказав, что наука как правило, работает с явными явлениями, но, так как все взаимосвязано, иногда затрагиваются и частично скрытые явления. Третий класс, совершенно скрытые явления, относящиеся к уму, существуют только как чей-то субъективный опыт. Здесь мы можем полагаться только на свидетельства других людей, переживших этот опыт, надежность которых зависит от того, насколько мы доверяем этому человеку. Его Святейшество осторожно заметил, что необходимо видеть разницу между тем, что наука исследовать не в состоянии, и тем, что, как научно доказано, не существует. Его Святейшество Далай-лама на официальном обеде в честь открытия центра «Палмо» в Орегонском университете в Юджине. 10 мая 2013 г. Фото: Дежерми Рассел (офис ЕСДЛ). Его Святейшество упомянул о собрании буддийской литературы, насчитывающем около трехсот томов; в основном это переводы с санскрита на тибетский язык, которые имеют отношение к буддийской науке, философии и буддийским практикам. Он сказал, что книги, рассказывающие о буддийских практиках, привлекут внимание только буддистов, но для ученых могут представлять интерес тома, на страницах которых собраны знания по буддийской философии и науке. Эти книги – настоящие сокровищницы знания об уме и его функционировании, об устройстве наших эмоций, что, безусловно, может быть чрезвычайно интересно современной науке. В заключение Его Святейшество выразил радость по поводу того, что колледж Майтрипы стал настоящим обучающим центром, напомнив, что это как раз то, что всегда отличало древний индийский университет-монастырь Наланду. В заключение Янгси Ринпоче вручил Его Святейшеству почетную степень колледжа. После этого Его Святейшество совершил короткий перелет из Портленда в Юджин, в аэропорту которого его встретили Сакья Гонгма Ринпоче, Нгало Ринпоче и Джигме Ринпоче. Все вместе они сели в машину и отправились в Орегонский университет. В честь приезда Его Святейшества Университет Орегона и компания Ньенгьюд Самтен Чолинг дали официальный обед в буддийском культурном и духовном центре «Палмо», только что открытом в Орегонском университете в Юджине. Завершая обед, Его Святейшество сказал: «Я бесконечно счастлив быть здесь с вами. Этот центр создан для благих целей и будет служить людям и работать ради всеобщего согласия и мира. Необязательно проповедовать здесь только буддийскую религию. Главным посланием центра, обращенным к людям разных вероисповеданий и неверующим, должно стать послание о важности любви и сострадания». На стадионе «Мэтью Найт» Его Святейшество поприветствовал и представил десяти тысячам собравшихся президент Орегонского университета Майкл Готфредсон. Затем он вручил Его Святейшеству почетную медаль – награду, присуждаемую президентом университета. «Я всегда начинаю беседы, приветствуя собравшихся: братья и сестры, потому что считаю, что для нас важно осознать, что мы все люди, мы все одинаковы, – начал Его Святейшество. – Несмотря на внешние различия между нами, физически, ментально и эмоционально мы одинаковые. Вы обладаете такой же способностью проявлять разрушительные и благие эмоции, как и я. Мы все хотим прожить счастливую жизнь, без неприятностей и страданий, и у нас у всех есть на это полное право. Его Святейшество Далай-лама приветствует десятитысячную аудиторию на стадионе «Мэтью Найт» в Орегонском университете в Юджине. 10 мая 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ). Когда я смотрю на любого из вас, я вижу просто другого человека, но стоит начать думать о вас как об американцах, или о себе как о тибетце, буддисте или Далай-ламе, второстепенные различия начинают воздвигать препятствия и ведут к отчуждению и одиночеству». Его Святейшество сказал, что как правило, существует огромная пропасть между нашим восприятием и реальностью, и если наши действия опираются только на личное восприятие, они зачастую нереалистичны. Необходимо добиваться более целостного взгляда на происходящее, а для этого нужно обучаться и упражняться. Один из примеров колоссальной разницы между восприятием и реальностью – это наша склонность считать себя центрами мироздания. На встрече в Нью-Йорке Его Святейшество слышал, как один ученый рассказывал о результатах исследований, показавших, что люди, часто употребляющие слова «я, мое, мне» более склонны к инфарктам. Противопоставить эгоизму мы можем сострадание и заботу о благополучии других; из них рождается внутренняя сила и уверенность в себе. А это в свою очередь ведет к большей открытости и честности, что создает более теплую, дружелюбную атмосферу. Большая ошибка думать, что сострадание имеет отношение только к религии; это базовая общечеловеческая ценность, которая берет начало в нежности и любви, подаренных нам в детстве матерями. Затем Его Святейшество захотел узнать возраст собравшихся: сначала он попросил поднять руки тех, кто моложе пятнадцати, двадцати, тридцати лет. Он спросил, есть ли среди присутствующих те, кому за семьдесят, за шестьдесят? Его Святейшество сказал, что те, кому за шестьдесят, как и он сам, принадлежат XX веку, время которого миновало. Те, кто моложе тридцати, по-настоящему принадлежат веку двадцать первому и могут изменить будущее. Признав, что в прошлом веке многое было достигнуто, Его Святейшество заметил, что, к сожалению, это также было время невиданного ранее насилия и кровопролития; по оценкам некоторых историков в прошлом веке было убито около двухсот миллионов людей. Серьезнейшей ошибкой прошлого столетия была попытка решить проблемы силой, тогда как единственный путь, ведущий к решению, это диалог. «У сегодняшнего юного поколения есть возможность изменить будущее, построить более дружелюбный, спокойный и счастливый мир. Этого невозможно добиться одними только молитвами и медитациями, хотя конечно, как буддийский монах, я возношу молитвы и медитирую каждый день. Чтобы изменить мировое сообщество, нужно предпринимать активные действия, ставить перед собой реальные цели, развивать реалистичный взгляд на происходящее. Одной из целей на ближайшее будущее должно стать всеобщее разоружение». В этом контексте, по мнению Его Святейшества, необходимо пересмотреть современную систему образования. Образование в настоящее время занимается только развитием интеллекта и пренебрегает развитием сердца. Пришло время уделять больше внимания внутренним ценностям. Сострадание играет огромную роль в нашей жизни, поэтому женщины должны действовать активнее, стремиться к лидерству. Его Святейшество сказал, что все сострадание, которое есть у него в сердце, заложено добротой его матери. Он попросил слушателей проявлять к своим детям как можно больше любви и нежности, и проводить с ними как можно больше времени. «Для меня огромная честь быть сегодня здесь, – сказал Его Святейшество, – и пожалуйста, никогда не забывайте, что ваше счастливое будущее не придет само по себе, без ваших усилий. Смотрите шире, развивайте целостный взгляд, принимайте в расчет благополучие других. Сохраняйте решимость и оптимистичный настрой; пренебрежение нравственными ценностями и пессимизм приводят к краху. Мудрость и душевная теплота – источники успеха». Помахав на прощание рукой слушателям в каждой из четырех секций стадиона, Его Святейшество покинул арену под гром радостных возгласов и аплодисментов. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |