Начало > Новости > В Сиднее прошел второй день учений Его Святейшества Далай-ламы по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”
В Сиднее прошел второй день учений Его Святейшества Далай-ламы по тексту “Драгоценный светильник: хвала бодхичитте”16-06-2013, 14:01 |
Его Святейшество Далай-лама приветствует аудиторию перед началом второго дня учений. Сидней, Австралия. 15 июня 2013 г. Фото: Rusty Stewart/DLIA 2013 Вчера во время утренней сессии это было изображение статуи “Постящийся Будда”, созданной в Гандхаре во втором веке, которое очень высоко оценил Его Святейшество. Во время второй сессии появилось изображение современной статуи “Нефритовый Будда во имя всеобщего мира”, выточенной в Таиланде для Великой cтупы в Бендиго, установленной в штате Виктория в Австралии, которую Его Святейшество освятил в 2009 году. Сегодня утром это было изображение Будды, вырезанное из дерева в шестом веке в Китае, а на дневной сессии – бронзовый “Великий Будда” из Камакуры, японская статуя восьмого века. Его Святейшество выразил готовность ответить на вопросы из аудитории, и его спросили, можно ли считать, что люди, которые следили за учениями через веб-трансляции, получили устную передачу? Далай-лама кратко ответил: “Да, вполне”. Одна из слушательниц сказала, что перспектива взращивать альтруизм и бодхичитту приводит ее в растерянность. Его Святейшество согласился, рассказав, что когда ему было около тридцати лет, ему казалось, что постижение пустоты вполне достижимо, а вот идея альтруизма представлялась очень сложной. Однако, постоянно приучая себя к этой идее он добился того, что сейчас она стала ему гораздо ближе. Его Святейшество спросили о мудрости и поинтересовались, когда мы прекращаем воспринимать вещи, как обладающие самобытием, на что он ответил, что представление о независимом существовании вещей сохраняется до последнего момента перед пробуждением. На вопрос, чем отличается сострадание от чувства жалости, он ответил, что сострадание подразумевает, что мы не только сопереживаем кому-то, но и испытываем побуждение что-то сделать, чтобы ему помочь. Сутра сердца сегодня прозвучала на корейском языке под ровные удары деревянного била в виде рыбы; затем последовали пронзительные строфы о прибежище на японском языке, исполненные в стиле, который, по словам Его Святейшества, ему еще не доводилось слышать. Далай-лама начал учения цитатой из “Драгоценной гирлянды” Нагарджуны: “’Те, кто хочет достичь высшего пробуждения ради блага всех живых существ должны взращивать бодхичитту, корень которой в великом сострадании и правильном воззрении’. Вот эти качества нам и нужно взращивать в себе в процессе медитации”. Второй день учений Его Святейшества Далай-ламы в Сиднее, Австралия. 15 июня 2013 г. Фото: Rusty Stewart/DLIA 2013 Его Святейшество отметил, что тем, кто всерьез хочет практиковать, следует постараться вставать немного пораньше. Он сказал: “Я не хочу сказать, что я серьезный практикующий, но я поднимаюсь в 3:30 утра. Тотчас вспоминаю образ Будды и начинаю размышлять о пустоте и бодхичитте. Затем делаю некоторые упражнения и провожу довольно много времени в аналитической медитации. Это на самом деле меняет ум. Затем я завтракаю. Если вы хотите практиковать всерьез, я бы посоветовал внести такие изменения в свой дневной распорядок. Но чтобы вставать рано утром, конечно необходимо проспать перед этим около семи часов, это позволит вашему уму сохранить остроту”. Его Святейшество рассказал, как однажды в Берлине жил в гостинице, напротив которой был ночной клуб, в котором люди веселились ночь напролет. Когда он ложился спать, они танцевали, и когда встал, они все еще танцевали. Смеясь, Далай-лама заметил, что неплохо развлечься время от времени, но если вам нужна ясность ума, необходимо высыпаться. Острота ума полезна всегда. Например, в Тибете в 1950-х годах Его Святейшество встречал людей, которые, как он знал, не говорили всей правды. По его словам, им нужна была вся их смекалка, даже чтобы жульничать и вводить в заблуждение других. В трактате Камалашилы “Ступени созерцания” подробно изложено, что необходимо делать между медитационными сессиями. В нем объясняются предварительные практики. И хотя здесь нет описания визуализации поля заслуг, но кратко изложена семичленная практика. Затем мы медитируем и проводим визуализацию или анализ. В конце очень важно посвятить положительную энергию благу других. Когда мы выходим из медитации, наше памятование не должно ослабевать. Если мы не бросаем практику, то это укрепит нашу медитацию во время следующей сессии. Слушатели учений Его Святейшества Далай-ламы. Сидней, Австралия. 15 июня 2013 г. Фото: Rusty Stewart/DLIA 2013 “Постарайтесь остаться в устойчивой медитации. Постепенно вы увидите, что можете пребывать в медитации все дольше. У вас будет возникать чувство, будто вы глядите в чистую воду или чистое зеркало, которые отражают все, ничего не прибавляя. Как только вы испытаете нечто подобное, попробуйте задержаться в этом состоянии. Таким образом вы начнете развивать шаматху или однонаправленное сосредоточение. Вы придете к пониманию природы ума, которая характеризуется ясностью и способностью к познаванию. Вы также можете увидеть, как последовательность изменений в потоке ума от одного момента времени к другому, а также ум, являющийся объектом медитации, и ум, являющийся субъектом медитации, есть части одного и того же ума”. Его Святейшество указал на факторы, которые препятствуют стабильности: отвлечение и возбуждение, в то время как вялость ума препятствует ясности. Он порекомендовал начинать с коротких медитативных сессий, которые можно постепенно удлинять. Во время перерыва на обед, Его Святейшество встретился с группой тибетцев, монголов и бутанцев. Он обратился к ним со словами: “Мы все унаследовали общие религиозные и культурные традиции, которые зародились, когда Шантаракшита принес буддизм в Тибет. Мы можем с полным основанием гордиться этим наследием и нашим родным языком”. Вернувшись в зал после перерыва, Его Святейшество рассказал такую историю: “В 1956 году, когда я приехал в Индию на празднование 2500-й годовщины Будды Джаянти, я повстречал западную женщину, которая была буддийской монахиней. Вернувшись в Индию в 1959 году, я спросил о ней, и с удивлением узнал, что она разочаровалась в буддизме и начала весьма критично о нем отзываться. Совершенно ясно, что перед принятием буддизма, она не провела полного и досконального исследования. Когда я выступаю перед людьми на Западе, я обычно говорю, что в большинстве случаев намного правильнее оставаться в той вере, в которой вы родились. Перемена веры дается нелегко и сопряжена с некоторой долей опасности. Конечно, из каждого правила есть исключения, вот, например, перед нами монахи и монахини, практикующие уже долгое время”. Его Святейшество Далай-лама дарует устную передачу текста Куну Ринпоче “Драгоценный светильник”. Сидней, Австралия. 15 июня 2013 г. Фото: Rusty Stewart/DLIA 2013 Его Святейшество отметил, что до сих пор его объяснения по сути были лекцией, но завтра разнообразные церемонии создадут между ним и слушателями отношения учителя и учеников. А поэтому он должен попросить тех из присутствующих, кто выполняет практики поклонения злому духу Долгьялу, известному также как Шугден, не приходить завтра. Он добавил: “В силу неведения, я также поклонялся этому духу с 1951 до 1970 года. Затем я обнаружил, что Пятый Далай-лама, который обладал исчерпывающими познаниями по этому вопросу, сказал, что это существо появилось вследствие искаженной практики и приносит вред живым существам и Учению Будды. Тринадцатый Далай-лама также предпринимал попытки ограничить поклонение этому духу. Я считаю этот вопрос весьма серьезным и чувствую себя в ответе за то, чтобы информировать других людей, хотя право выбора остается за ними”. Во время чтения “Драгоценного светильника” Его Святейшество особо выделил несколько строф; следующую строфу он назвал особенно важной: Утром, вставая, порождайте Искреннее намерение быть в гармонии с бодхичиттой. Вечером, отправляясь спать, исследуйте Были ли ваши действия в согласии или противоречии с бодхичиттой. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |