Начало > Новости > Его Святейшество Далай-лама провел семинар по вопросам светской этики в университете Эмори

Его Святейшество Далай-лама провел семинар по вопросам светской этики в университете Эмори


10-10-2013, 21:24
Атланта, штат Джорджия, США, 9 октября 2013 года - Сегодня утром, когда Его Святейшество Далай-лама прибыл в университет Эмори и направился в аудиторию «Глен Мемориал», президент университета Джеймс Вагнер уже ждал его у входа. Первой встречей дня была беседа с членами проекта «Китай-Тибет», которые ожидали тибетского духовного лидера под большим навесом, разбитым на одной из университетских лужаек. Китайский студент вкратце рассказал об истории создания группы, которую организовали пять студентов, решившие начать диалог между китайцами и тибетцами; сейчас в их рядах уже 80 человек. Он добавил, что они хорошо узнали друг друга с тех пор, и их группа стала примером для других студентов, показав, как можно решать конфликты.

Его Святейшество Далай-лама провел семинар по вопросам светской этики в университете Эмори
Его Святейшество Далай-лама с членами программы "Китай-Тибет"
в университете Эмори. Атланта, штат Джорджия, США.
9 октября 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество тепло поприветствовал почти пятьдесят собравшихся здесь молодых людей, назвав их братьями и сестрами, и повторил слова, которые часто слетают с его уст, о том, что все люди одинаковы. Он одобрил начинание студентов, сказав: «Когда бы нам ни представился случай улучшить что-то, мы не должны его упускать. С другой стороны, как бы трудно нам ни было, мы всегда должны справляться с проблемами мирным, ненасильственным путем».

Его Святейшество рассказал о крушении надежд и чувства уверенности, с которыми он вернулся в Тибет из Пекина летом 1955 года после встречи с председателем Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами. Возмущение китайскими реформами, насильственно проведенными в Тибете в 1956 и 1957 годах, без учета особой ситуации в этом регионе, привело к кризису в Лхасе в 1959 году, во время которого Его Святейшество вынужден был бежать в Индию. В 1980 году снова появилась надежда на перемены, когда Ху Яобан, казалось, желал примирения, но это также ни к чему не привело. Его Святейшество рассказал студентам о зарождении и развитии подхода Срединного пути.

На вопрос, чему китайские и тибетские студенты могут научиться друг у друга, Его Святейшество сказал, что не может ответить на этот вопрос, но самое главное: нужно понять, что тибетцы не враги китайцам. Тибетского духовного лидера спросили, что бы он сказал президенту Си Цзиньпину, если бы они встретились, и он ответил, что не знает, но к тому времени, когда это произойдет, он что-нибудь придумает. Его Святейшество сказал, что некоторые из его китайских друзей считают, что Си Цзиньпин обладает вполне реалистичным взглядом на происходящее, и восхищаются его смелой борьбой с коррупцией.

В аудитории «Глен Мемориал» собралось около тысячи двухсот студентов и преподавателей, чтобы послушать беседу о светской этике, в которой приняли участие Его Святейшество и президент университета Эмори Джеймс Вагнер. Ректор университета Клэр Стерк произнесла вступительное слово, а затем Радж Патель поприветствовал Его Святейшество от имени всех студентов.

«Братья и сестры, для меня огромная честь снова быть здесь, в стенах этого выдающегося университета, у которого сложились такие тесные связи с тибетцами, - начал Его Святейшество. - Вы сделали меня почетным профессором университета, но сам я называю себя безнадежным профессором, ведь я немного ленив и не изучил того, что положено знать профессорам».

Это замечание вызвало дружный смех слушателей.

Его Святейшество Далай-лама провел семинар по вопросам светской этики в университете Эмори
Его Святейшество Далай-лама на встрече, посвященной вопросам
светской этики в университете Эмори. Атланта, штат Джорджия,
США. 9 октября 2013 г. Фото: Сонам Зоксанг
«День за днем, смотрим ли мы новости по телевизору, читаем ли газеты или слушаем радио, на нас льется поток страшных известий об убийствах людей, которые происходят то в одной, то в другой точке земного шара. Многие убийства совершаются из-за чрезмерной подозрительности, гнева и страха. Эти события показывают, что люди в современном мире столкнулись с нравственным кризисом. Но почему? Нам не хватает искренней убежденности в том, что нравственные принципы необходимы и важны, что они могут стать для нас источником внутренней силы».

Его Святейшество сказал, что существует огромная пропасть между внешним проявлением и истинной реальностью, и мосты через эту пропасть строят наука и образование. В прошлом вопросами нравственности занималась церковь, но сегодня влияние церкви, а также семейных ценностей неумолимо падает, и ответственность за воспитание нравственности ложится на систему образования. Его Святейшество процитировал также слова некоторых своих друзей-ученых, которые согласны, что современное общество столкнулось с нравственным кризисом. В США, самой большой демократической стране, шагающей во главе свободного мира, увеличивается разрыв между бедными и богатыми, так же как в Индии или Китае. В подобных обстоятельствах, по мнению Его Святейшества, образовательные учреждения просто обязаны найти глобальное, всеобъемлющее решение.

«Здесь, в родном университете, безнадежный профессор по крайней мере может выразить самую искреннюю озабоченность ситуацией в мире».

Диалог между Его Святейшеством и Джеймсом Вагнером затронул несколько вопросов. Его Святейшество рассказал, что на собственном опыте убедился, как важно не развивать привязанности к своим убеждениям или научной области. Привязанность ослепляет и не дает увидеть достоинства других точек зрения. Джеймс Вагнер высказал мнение, что это может быть сродни интеллектуальной скромности. Радж Патель поинтересовался, как преобразовать систему образования. Его Святейшество рассказал о том, что ведется работа по составлению школьной программы, в которую вошла бы светская этика, и когда работа будет закончена, то начнется экспериментальное внедрение этой программы. Когда программа получит одобрение, школам предложат более широко применять ее.

Джеймс Вагнер заметил, что в своей книге «За пределами религий», Его Святейшество почти не употребляет слово «жертвовать», что очень его удивило. Его Святейшество объяснил, что самопожертвование очевидно является частью сострадания, ведь предполагается, что вы жертвуете собственными интересами ради интересов большего числа людей. Бесконечно важно, чтобы принесение в жертву собственных интересов было добровольным; это не является обязательством. В тоталитарных обществах, однако, люди жертвуют своими интересами зачастую только под страхом наказания.

Его Святейшество Далай-лама провел семинар по вопросам светской этики в университете Эмори
Его Святейшество Далай-лама на встрече, посвященной вопросам
светской этики в университете Эмори. Атланта, штат Джорджия,
США. 9 октября 2013 г. Фото: Emory University
Один из студентов спросил, какой могла бы быть нравственная экономическая система, на что Его Святейшество засмеялся и ответил, что вопрос задан не тому человеку. Однако, он заметил, что одной из причин успеха японских компаний являются близкие, добрые отношения между работодателями и работниками. Один из студентов обратил внимание на то, что в США очень велико количество заключенных, и после выхода из тюрьмы многие из них снова совершают преступления. Студент спросил, не будут ли программы по реабилитации более эффективными, чем отбывание наказания в исправительных учреждениях. Его Святейшество рассказал о начинаниях Киран Беди, начальницы тюрьмы Тихар в Дели, где были введены образовательные программы, в том числе курсы по медитации. Далай-лама сказал, что заключенные приняли эти программы очень хорошо, и добавил, что это был замечательный вопрос.

Джеймс Вагнер вернулся к словам Его Святейшества о том, что ни одна религия не может быть приемлема для всего мира в целом. Его Святейшество объяснил, что в прошлом на территории отдельной страны вполне успешно могла существовать идея одной истины, одной религии. Но сегодня в нашем тесно переплетенном, многокультурном мире необходимо понять, что идея «одна истина, одна религия» может быть приемлема только на индивидуальном уровне. Если же мы рассматриваем более широкое сообщество и человечество в целом, реалистичным подходом будет признать, что существует множество истин и множество религий.

Его Святейшество рассказал, как сильно был удивлен однажды в Австралии, когда журналист-христианин спросил его, верит ли он в динозавров. Далай-лама ответил «да», ведь он видел их кости. После этого он открыл для себя, что некоторые люди всерьез считают, что Бог сотворил мир 5000 лет назад, уже после того, как согласно научным данным, вымерли динозавры.

В заключение одна из студенток привела слова своей мамы, которая говорила ей, что смысл нашей жизни в том, чтобы быть счастливыми и приносить пользу другим. Она спросила Его Святейшество, что значит приносить пользу другим. Он ответил, что наша жизнь будет полезной, если мы не причиняем вреда другим людям и помогаем им, когда это в наших силах.

Во время обеда в танцевальном зале «Кокс» беседовали о достижениях научной программы Роберта Пола “Эмори-Тибет”. Был показан короткий видеоролик о работе программы в Дхарамсале, в Индии. Преподавателям и профессорам вручили почетные грамоты, и несколько ученых поделились своими мыслями с собравшимися. Они отдали дань уважения дальновидности Его Святейшества и поблагодарили за подаренное всем им вдохновение. Они также в общих чертах рассказали об основных достижениях программы: о созданных учебных курсах, о прошедших обучение студентах, создании терминологии, разработанных учебниках и завершенных переводах.

Его Святейшество Далай-лама провел семинар по вопросам светской этики в университете Эмори
Студенты университета Эмори слушают Его Святейшество
Далай-ламу. Атланта, штат Джорджия, США. 9 октября 2013 г.
Фото: Emory University
Во второй половине дня прошло экспертное обсуждение с участием Его Святейшества и ученых с кафедры религии и центра этики университета Эмори, послушать которое собралось около восьмисот человек. Венди Фарлей спросила Его Святейшество, что сказать студентам, которые раскрыли свое сердце состраданию, но не смогли вынести боли других. Он объяснил, что есть разные уровни сострадания. Бывает сострадание на уровне простого желания: «Пусть живые существа освободятся от страданий»; бывает и более сложный вид сострадания, когда вы готовы на самом деле сделать что-то ради помощи другим.

Филип Роша, психолог, который работал с Жаном Пиаже, поинтересовался, считает ли Его Святейшество, что все мы были рождены добрыми людьми, или все же добро и зло тянут нас в разные стороны с самого появления на свет. Психолог добавил, что его наблюдения за детьми подсказывают, что люди по природе своей многогранны и очень противоречивы. Его Святейшество спросил, делал ли он поправку на условия, в которых выросли дети, и добавил, что если бы по природе своей человек был в основном исполнен негативных качеств, то численность населения не увеличивалась бы.

«У нас есть благие и разрушительные эмоции, вот почему такую важную роль играет образование. Будучи людьми, мы можем научиться взращивать одни и искоренять другие; в отличие от нас, животные этого сделать не могут».

На вопрос, является ли предмет сегодняшнего обсуждения светской этикой или этикой, охватывающей все религии, Его Святейшество сказал, что все основные религии мира учат любви. От гнева и ненависти любовь защищают терпимость и умение прощать; их в свою очередь, защищает от слабости самодисциплина и умение ограничивать себя. А от чрезмерной жадности нас спасает умение довольствоваться тем, что имеешь. Все эти достоинства уважаются во всех религиозных традициях, а также среди неверующих людей. Поэтому, сказал Его Святейшество, мы говорили о светской этике.

Завтра Его Святейшество проведет учения по коренному тексту по махамудре Первого Панчен-ламы Лосанга Чокьи Гьялцена.

Перевод: Ольга Селезнева

Вернуться назад