Начало > Новости > В Нью-Йорке Далай-лама завершил объяснения «Сутры сердца» и перешел к учениям по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы»
В Нью-Йорке Далай-лама завершил объяснения «Сутры сердца» и перешел к учениям по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы»20-10-2013, 23:41 |
Нью-Йорк, США, 19 октября 2013 года - Сегодня утром, в начале второго дня учений в нью-йоркском театре “Маяк”, Рато Кенпо Николас Вриланд, воскурив палочку благовоний, проводил Его Святейшество Далай-ламу на сцену. Его Святейшество поприветствовал членов сангхи, совершил простирания перед образом Будды, а затем поздоровался со слушателями и занял свое место на троне. Группа китайских буддистов пропела «Сутру сердца» на китайском языке. Его Святейшество заметил, что по китайской традиции в конце «Сутры сердца» читается еще одна строфа, очень красивая, которая излагает самую суть практики Дхармы. Это молитва устремления: Пусть я смогу устранить омрачения, вызванные тремя ядами, Пусть свет мудрости прольется и ярко сияет, Пусть я смогу устранить все препятствия, Пусть я смогу совершать деяния бодхисаттв. Его Святейшество добавил, что нужно не только повторять эти красивые строки, которые заключают самую суть палийского и санскритского канонов, но также воплощать в жизнь то, о чем в них говорится, , вот тогда они будут по-настоящему полезны. Монахи исполняют "Сутру сердца" на китайском языке перед началом второго дня учений Его Святейшества Далай-ламы. 19 октября 2013 г. Фото: Сонам Зоксанг В Тибете существовала традиция отдавать дань благодарности восьми индийским учителям, которых называют шестью украшениями и двумя высшими наставниками. Однако, несколько очень важных учителей тибетской традиции не включены в этот список, например Буддапалита, Шантидева и Чандракирти. Поэтому, объяснил Его Святейшество, он расширил список и включил в него семнадцать учителей Наланды в знак почтения и уважения к их вкладу в развитие Дхармы. «Буддийский подход заключается в том, чтобы преобразовывать свои эмоции, а чтобы в этом преуспеть, нам нужно раскрыть и сделать острым свой ум, начинание, в котором мы смело можем положиться на сочинения этих индийских учителей». Его Святейшество также упомянул, что кроме учителей Наланды, традиционно воздают должное учителям-махасиддхам, известным как великие созерцатели. Они разработали особые наставления, учение махасиддх. Чтобы их учения принесли плоды, их нужно рассматривать в контексте общего понимания буддийского пути, вот почему так важно изучение. «Выполняете ли вы практики буддийской Дхармы или нет, это ваш личный выбор. Никто не заставляет и не принуждает вас. Цель учений Будды облегчить страдания, но когда Будда учил, он соразмерял свои объяснения с возможностями и наклонностями слушателей. Он говорил о колеснице людей, которые в основном погружены в текущую жизнь, это нормы нравственности в повседневной жизни, и это согласуется с моими мыслями о светской этике. Затем, есть колесница небожителей, отличительной особенностью которой является устремление достичь лучшей жизни в следующих перерождениях, нечто, о чем говорят практически все религиозные традиции, что выходит за пределы интересов одной жизни. В колеснице Брахмы помимо устремления к лучшему перерождению представлены и особые техники, медитация шаматха и вапашьяна». Его Святейшество возобновил объяснения «Сутры сердца» с того места где говорится о том, что все, что касается пустоты и формы, необходимо отнести также и к пяти скандхам. Он подчеркнул, что есть разделы Сутры, относящиеся к пути видения, пути медитации и двенадцати звеньям цепи взаимозависимого происхождения. Далай-лама сказал: «За всеми нашими проблемами, нашими страданиями скрывается основополагающее неведение, которое бывает двух видов: неведение относительно закона причинно-следственных связей и неведение, относящееся к пониманию пустоты». Во время второго дня учений Его Святейшества Далай-ламы в театре "Маяк". 19 октября 2013 г. Фото: Robert Nickelsberg Здесь Его Святейшество перешел к девятой главе поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и повторил, что получил передачу этого сочинения от Куну Тензина Гьялцена, главы линии передачи, начавшейся с Дза Патрула Ринпоче. Он пояснил, что также получил устную передачу от Трулшика Ринпоче, твердого сторонника несектантского подхода. Он также получал передачу от 94-го Ганден Трипы, Лхундрупа Цондры, великого ученого, которому в свою очередь этот текст передал Чони Лама Ринпоче, а последний получил его от мистика из монастыря Лабранг Ташикьил. Поэма состоит из десяти глав, первая воздает хвалу бодхичитте. Шантидева в нескольких словах подводит итог восхвалению бодхичитты, когда говорит, что источником счастья является забота о других живых существах, даже если ваши интересы ограничены всего лишь рамками нынешней жизни. Те, кто устремлен к достижению хорошего перерождения также обретут благие плоды, если будут сопротивляться желанию причинять зло другим и будут помогать другим, когда это в их силах. Все основные религиозные традиции мира опираются на сострадание, и буддизм не исключение. Его Святейшество заметил, что совершенно ясно, что счастье, как долгосрочное, так и краткосрочное, берет начало в альтруизме. Вторая глава имеет отношение к семичленной практике, которая готовит к церемонии зарождения бодхичитты, изложенной в третьей главе. Первые три главы говорят о щедрости. Нет отдельных глав о нравственности, но главы четвертая и пятая представляют нравственность как часть защитной практики, оберегающей бодхичитту. Глава шестая рассказывает о парамите терпения, а седьмая – о парамите усердия. В восьмой главе, касающейся медитации, содержится развернутое объяснение практики бодхичитты, и особенно полно рассматривается практика замены себя на других. Главы шестая и восьмая наиважнейшие. Из шестой главы мы узнаем, что в развитии парамиты терпения нам помогают наши враги. Если рядом с нами нет враждебных к нам людей, у нас не будет возможности развить терпение. Его Святейшество Далай-лама дарует учения в театре "Маяк". 19 октября 2013 г. Фото: Robert Nickelsberg Девятая глава говорит о мудрости, о шести парамитах. Мудрость совершенно необходима, ведь без нее другие практики не будут совершенными. Мы все хотим избежать страданий, но, несмотря на это, продолжаем создавать для них причины, в основном из-за несоответствия между тем, какими вещи являются на самом деле, и тем, какими мы их воспринимаем. Послеобеденную сессию открыли бурятские монахи, прочитавшие «Сутру сердца» на родном языке. В связи с этим Его Святейшество рассказал, что когда он посещал Бурятию в 1997 году, монахи читали молитвы на тибетском, а теперь перешли на бурятский язык, что просто замечательно. «Все учения Будды давались с точки зрения двух истин, – продолжал Его Святейшество. – Шантидева говорит о двух истинах – абсолютной и относительной. Однако абсолютная истина недостижима для разума, ибо разум относителен. [Под разумом или умом здесь понимается двойственный ум]». Поэма описывает два типа людей: йогинов или созерцателей, и обычных людей. Йогины не довольствуются относительным уровнем реальности, они погружены в доскональное исследование ума. Затем Его Святейшество прочел все строфы, отстаивающие представления мадхъямаки о пустоте и бросающие вызов другим точкам зрения вплоть до сороковой строфы, а затем сказал: «Давайте остановимся здесь в надежде вернуться к этим строкам снова, как вчера мы отложили на время “Восьмитысячную Праджняпарамиту сутру”. Я получил устную передачу на это сочинение в 1967 году, и с тех пор я много раз перечитывал его и размышлял над ним. Я рекомендую и вам почаще размышлять над этим текстом». Из зала задали несколько вопросов, и на один из них, как побороть собственную лень, Его Святейшество ответил: «Признаться, я тоже довольно ленив. Главное, всегда c увлечением заниматься делом, за которое вы беретесь». Завтра Его Святейшество дарует посвящение Будды Шакьямуни «Установление в трёх самайях» (тхупа дамцик сумко), во время которого также проведет церемонию зарождения бодхичитты. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |