Начало > Новости > В Роттердаме Далай-лама даровал буддийские учения и прочел публичную лекцию о светской этике

В Роттердаме Далай-лама даровал буддийские учения и прочел публичную лекцию о светской этике


13-05-2014, 13:14
Роттердам, Голландия, 12 мая 2014 года – Сегодня с самого утра в окна барабанил проливной дождь. Перед тем, как отправиться на стадион «Ахой», Его Святейшество Далай-лама дал три интервью. Первое брала Флорис Харм фон Луин, журналистка национального медиа-холдинга NOS, которая расспрашивала Его Святейшество о встрече с голландским министром иностранных дел, состоявшейся накануне.

В Роттердаме Далай-лама даровал буддийские учения и прочел публичную лекцию о светской этике
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы Беттине Фрисе-
кооп. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Якобине Хил, ведущая ток-шоу по религиозным вопросам, настойчиво выясняла, важны ли для веры храмы и традиционные религиозные средства привлечения верующих, и почему Его Святейшество полагает, что людям нужны его послания. Далай-лама ответил, что его слушатели, такие же люди, как он сам. Нас всех объединяет желание прожить счастливую жизнь. Завершая свои лекции, он часто советует людям поразмышлять на тем, что он сказал, если это показалось им интересным. И если они решат, что его идеи могут быть полезны, претворять их в жизнь. Если же нет, то просто забыть о них. Беттине Фрисекооп, журналистка буддийской теле-радиовещательной компании Голландии, спросила Его Святейшество о возрождении интереса к буддизму в Китае. Он ответил, что по сравнению с Тибетом, Китай является старшим учеником в буддизме, и на фоне общего возрождения интереса к буддизму многие китайцы питают живой интерес именно к тибетскому буддизму.

На стадионе «Ахой» Его Святейшество встречали несколько геше, живущих в Голландии, а также члены организационного комитета. Когда он поднялся на сцену, одиннадцать тысяч собравшихся разразились бурными аплодисментами.

«Друзья по Дхарме, духовные братья и сестры, – начал Его Святейшество, – я очень рад быть здесь с вами. Куда бы я ни приезжал, я всегда повторяю, что все семь миллиардов людей одинаковы. Мы все хотим прожить счастливую жизнь. Нам необходимо помнить, что мы все члены одной большой человеческой семьи».

Его Святейшество пояснил, что все религии можно разделить на две основные группы: теистические, проповедующие идею бога-творца, и нетеистические, такие как буддизм, где идеи бога-творца нет. Буддизм также отрицает существование независимого «я», отдельного от тела и ума. Его Святейшество сказал, что по возможности очень любит начинать учения с чтения «Мангала-сутры» на языке пали. Сегодня он пригласил сюда членов группы дзен-буддизма, чтобы они прочли «Сутру сердца» на японском языке.

«Буддийский подход к объяснению реальности означает, что мы должны в полной мере задействовать свои умственные способности. Нагарджуна и другие великие учителя монастыря-университета Наланды полагались также на логические обоснования. Они следовали совету Будды и не принимали его учение только из слепой веры и преданности, а исследовали и проверяли его. Во время трех поворотов Колеса Дхармы Будда давал учения, сообразуясь со способностями своих учеников. Некоторым он говорил о психо-физических совокупностях как о бремени, возложенном на “я”, и кому-то могло показаться, что они существуют отдельно».

В Роттердаме Далай-лама даровал буддийские учения и прочел публичную лекцию о светской этике
Более 11 тысяч человек собрались на стадионе "Ахой", чтобы послу-
шать учения по буддизму Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Jurjen
Donkers
Его Святейшество сказал, что будучи живыми существами, мы все хотим счастья и не желаем страданий, поэтому нам нужно знать, откуда берутся счастье и страдания. Он процитировал слова Нагарджуны о том, что страдания – это ни что иное, как результат наших собственных действий. Будда говорил: «Мы должны познать страдания, преодолеть их причину, достичь освобождения и взрастить путь». Буддийская концепция взаимозависимого возникновения отражает закон причинно-следственных связей, согласно которому результат зависит от причин. Однако, причина также зависит от наличия результата. Причина становится причиной только когда появляется следствие. Это не означает, что причина возникает из следствия, это означает, что без следствия, нет причины. Его Святейшество сравнил буддийские объяснения с объяснениями квантовой физики о природе материальных вещей.

Последователи мадхьямаки утверждают, что вещи не существуют объективно; они существуют только как обозначения. Мы переживаем страдания из-за собственного неведения, поскольку не видим пропасти между кажущейся видимостью и истинной реальностью. В свете этого Его Святейшество рассказал о словах американского психиатра Аарона Бека, заметившего, что когда мы злимся, то видим объект своего гнева полностью в темных тонах, но на 90% негативные черты, приписываемые этому объекту, наши собственные ментальные проекции. Это согласуется с объяснениями Нагарджуны.

«Перед нами стоят две цели, – продолжил Его Святейшество, – высшее рождение и освобождение. В круговороте бытия нас держит неведение. Понимание бессамостности поможет нам освободиться из круговорота перерождений. О необходимости добродетели, причины высшего перерождения в буддизме, учат и другие религиозные традиции, однако идея взаимозависимого возникновения – это царь логических рассуждений, он устраняет неведение, заставляющее нас цепляться за самобытие».

В Роттердаме Далай-лама даровал буддийские учения и прочел публичную лекцию о светской этике
Его Святейшество дарует буддийское учений на стадионе "Ахой".
Фото: Jeppe Schilder
Его Святейшество сказал, что для обретения пробуждения, необходимо понимание пустоты, опирающееся на бодхичитту, а также практика шести парамит. Чтобы обрести всеведение нам нужно преодолеть препятствия на пути знания.

Три основы пути – это отречение или решимость освободиться; бодхичитта или альтруистическое устремление к пробуждению; и мудрость. Первым делом мы взращиваем решимость стать свободными. Затем мы взращиваем в себе устремление освободить других, то есть бодхичитту. Однако без понимания взаимозависимого возникновения, устремление к освобождению и бодхичитта не будут завершенными. Необходимо осознать, что существуя в зависимости от других факторов, вещи не являются такими, какими они кажутся; они существуют только лишь как обозначения.

Его Святейшество сказал, что хотел бы начать дневную сессию с серии вопросов и ответов. За обедом он дал интервью известной журналистке Флорис фон Страатен, в ходе которого упомянул о положительных переменах в Китае, в том числе об усилении внимания к нуждам бедных слоев крестьянства и предполагаемых реформах судебной системы, о чем было заявлено на 3-м пленуме коммунистической партии. Его Святейшество также отметил замечания Си Цзиньпина о том, что буддизм должен сыграть важную роль в возрождении китайской культуры, что по мнению Далай-ламы, является весьма знаковым утверждением в устах коммунистического лидера. Он добавил, что пока слишком рано говорить, к чему это может привести, но Си Цзиньпин, подобно своему предшественнику Ху Яобану, кажется, смотрит на происходящее вполне реалистично.

Эрика Терпстра, с которой Его Святейшество знаком долгие годы, открыла дневную сессию. Она сказала, что находиться рядом с Его Святейшеством настоящее счастье. Она рассказала, как однажды, когда Его Святейшество спросили, кого он считает своими товарищами по духу, он, подумав секунду, ответил: «Каждого человека в мире». Поэтому она призвала собравшихся поприветствовать «Наше Святейшество».

Его Святейшество начал с привычных в его устах слов о том, что все люди одинаковы ментально, эмоционально и физически. Все хотят прожить счастливую жзинь. Он сказал: «Если бы мы смогли осознать, что все люди – братья и сестры, принадлежащие одной большой человеческой семье, не осталось бы места для конфликтов, разделения на своих и чужих. В мире прекратились бы насилие, обман и эксплуатация. Работники сферы образования должны всерьез задуматься о введении нравственных ценностей в сферу образования. Мы социальные животные. Посмотрите на пчел: чтобы трудиться сообща ради собственного выживания, им не нужны религия, закон или полиция».

В Роттердаме Далай-лама даровал буддийские учения и прочел публичную лекцию о светской этике
Эрика Терпстра и Его Святейшество Далай-лама перед началом
публичной лекции. Фото: Jurjen Donkers
Отвечая на вопросы, Его Святейшество заметил, что детям, рожденным в буддийских семьях, нужно объяснять, что такое Будда, Сангха и Дхарма. Если дети рождены не в буддийской семье, будет проще говорить в терминах ума и эмоций. На вопрос, как он расслабляется, Его Святейшество ответил, что спит, а когда у него выдается свободная минутка, читает, в основном сочинения учителей Наланды. Один из зрителей спросил, как он относится к комарам, и под веселый смех собравшихся тибетский духовный лидер ответил, что его отношения с комарами нельзя назвать хорошими. Он добавил, что ему любопытно, какого размера должен быть мозг, чтобы в нем могла рождаться признательность, и рассказал, что иногда позволяет комару напиться своей крови, но напившись, тот улетает, не проявляя ни малейшего признака благодарности.

Что касается эвтаназии, Его Святейшество сказал, что в целом ее лучше избегать, как и абортов, но в каждом конкретном случае необходимо взвешивать все за и против. В начале беседы о светской этике он заметил, что все основные религиозные традиции мира учат любви, терпимости, прощению и самодисциплине. Однако, в современном мире, где почти один миллиард людей не интересуются духовными материями, необходима система нравственности, приемлемая для всех, система светской этики, не ограниченная рамками той или иной религии.

Его Святейшество сказал, что изменения климата и глобальная экономика не признают государственных границ. Чтобы бороться с такими проблемами как коррупция и возрастающая пропасть между бедными и богатыми, нам необходима светская этика. Он рассказал о пилотных проектах учебных программ по введению светской этики в современное образование. Он не рассчитывает увидеть результаты этой работы при своей жизни, но, если начинание увенчается успехом, поколение 21-го века пожнет плоды нового мышления, построив мирное столетие.

В Роттердаме Далай-лама даровал буддийские учения и прочел публичную лекцию о светской этике
Слушатели задают вопросы Его Святейшеству Далай-ламе. Фото:
Jurjen Donkers
Затем Его Святейшество снова отвечал на вопросы из зала и заметил, что невозможно переоценить значение покоя ума для умирающих; и что то, чему учил Будда, намного важнее буддийских статуй и изображений. Он пояснил, что идея о несуществовании независимого «я» вовсе не означает, что «я» нет вообще. Но следует помнить, что «я» только обозначение, наложенное на психо-физические совокупности.

Что касается демонстраций протеста сторонников Шугдена, проходящих на улицах Голландии, Его Святейшество сказал: «Они выкрикивают: “Остановите ложь!”, но я не понимаю, что они считают ложью. Я всегда четко и ясно высказываю свою позицию по этому вопросу».

Кто-то из зрителей поинтересовался, правда ли, что он будет последним Далай-ламой, и Его Святейшество ответил, что еще в 1969 году заявил, что вопрос о существовании института Далай-лам будет решать тибетский народ.

В заключение, на вопрос об изменении климата, Его Святейшество подчеркнул, что необходимо более чутко относиться к глобальным экологическим проблемам. Если сцены неприкрытого насилия вызывают в нас незамедлительную ответную реакцию, то вред, наносимый окружающей среде, не так бросается в глаза. Мы зачастую его просто не замечаем, а потом нанесенный урон уже настолько велик, что его очень сложно исправить.

Организаторы встречи от всего сердца поблагодарили Его Святейшество за визит, и провожаемый волной теплых, нескончаемых аплодисментов он покинул сцену. На завтра запланирован визит в Гаагу, где Его Святейшество встретиться с парламентариями и примет участие в семинаре «Сердце образования».

Перевод: Ольга Селезнева
Вернуться назад