Начало > Новости > В Роттердаме Далай-лама даровал буддийские учения и прочел публичную лекцию о светской этике
В Роттердаме Далай-лама даровал буддийские учения и прочел публичную лекцию о светской этике13-05-2014, 13:14 |
Роттердам, Голландия, 12 мая 2014 года – Сегодня с самого утра в окна барабанил проливной дождь. Перед тем, как отправиться на стадион «Ахой», Его Святейшество Далай-лама дал три интервью. Первое брала Флорис Харм фон Луин, журналистка национального медиа-холдинга NOS, которая расспрашивала Его Святейшество о встрече с голландским министром иностранных дел, состоявшейся накануне. Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы Беттине Фрисе- кооп. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) На стадионе «Ахой» Его Святейшество встречали несколько геше, живущих в Голландии, а также члены организационного комитета. Когда он поднялся на сцену, одиннадцать тысяч собравшихся разразились бурными аплодисментами. «Друзья по Дхарме, духовные братья и сестры, – начал Его Святейшество, – я очень рад быть здесь с вами. Куда бы я ни приезжал, я всегда повторяю, что все семь миллиардов людей одинаковы. Мы все хотим прожить счастливую жизнь. Нам необходимо помнить, что мы все члены одной большой человеческой семьи». Его Святейшество пояснил, что все религии можно разделить на две основные группы: теистические, проповедующие идею бога-творца, и нетеистические, такие как буддизм, где идеи бога-творца нет. Буддизм также отрицает существование независимого «я», отдельного от тела и ума. Его Святейшество сказал, что по возможности очень любит начинать учения с чтения «Мангала-сутры» на языке пали. Сегодня он пригласил сюда членов группы дзен-буддизма, чтобы они прочли «Сутру сердца» на японском языке. «Буддийский подход к объяснению реальности означает, что мы должны в полной мере задействовать свои умственные способности. Нагарджуна и другие великие учителя монастыря-университета Наланды полагались также на логические обоснования. Они следовали совету Будды и не принимали его учение только из слепой веры и преданности, а исследовали и проверяли его. Во время трех поворотов Колеса Дхармы Будда давал учения, сообразуясь со способностями своих учеников. Некоторым он говорил о психо-физических совокупностях как о бремени, возложенном на “я”, и кому-то могло показаться, что они существуют отдельно». Более 11 тысяч человек собрались на стадионе "Ахой", чтобы послу- шать учения по буддизму Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Jurjen Donkers Последователи мадхьямаки утверждают, что вещи не существуют объективно; они существуют только как обозначения. Мы переживаем страдания из-за собственного неведения, поскольку не видим пропасти между кажущейся видимостью и истинной реальностью. В свете этого Его Святейшество рассказал о словах американского психиатра Аарона Бека, заметившего, что когда мы злимся, то видим объект своего гнева полностью в темных тонах, но на 90% негативные черты, приписываемые этому объекту, наши собственные ментальные проекции. Это согласуется с объяснениями Нагарджуны. «Перед нами стоят две цели, – продолжил Его Святейшество, – высшее рождение и освобождение. В круговороте бытия нас держит неведение. Понимание бессамостности поможет нам освободиться из круговорота перерождений. О необходимости добродетели, причины высшего перерождения в буддизме, учат и другие религиозные традиции, однако идея взаимозависимого возникновения – это царь логических рассуждений, он устраняет неведение, заставляющее нас цепляться за самобытие». Его Святейшество дарует буддийское учений на стадионе "Ахой". Фото: Jeppe Schilder Три основы пути – это отречение или решимость освободиться; бодхичитта или альтруистическое устремление к пробуждению; и мудрость. Первым делом мы взращиваем решимость стать свободными. Затем мы взращиваем в себе устремление освободить других, то есть бодхичитту. Однако без понимания взаимозависимого возникновения, устремление к освобождению и бодхичитта не будут завершенными. Необходимо осознать, что существуя в зависимости от других факторов, вещи не являются такими, какими они кажутся; они существуют только лишь как обозначения. Его Святейшество сказал, что хотел бы начать дневную сессию с серии вопросов и ответов. За обедом он дал интервью известной журналистке Флорис фон Страатен, в ходе которого упомянул о положительных переменах в Китае, в том числе об усилении внимания к нуждам бедных слоев крестьянства и предполагаемых реформах судебной системы, о чем было заявлено на 3-м пленуме коммунистической партии. Его Святейшество также отметил замечания Си Цзиньпина о том, что буддизм должен сыграть важную роль в возрождении китайской культуры, что по мнению Далай-ламы, является весьма знаковым утверждением в устах коммунистического лидера. Он добавил, что пока слишком рано говорить, к чему это может привести, но Си Цзиньпин, подобно своему предшественнику Ху Яобану, кажется, смотрит на происходящее вполне реалистично. Эрика Терпстра, с которой Его Святейшество знаком долгие годы, открыла дневную сессию. Она сказала, что находиться рядом с Его Святейшеством настоящее счастье. Она рассказала, как однажды, когда Его Святейшество спросили, кого он считает своими товарищами по духу, он, подумав секунду, ответил: «Каждого человека в мире». Поэтому она призвала собравшихся поприветствовать «Наше Святейшество». Его Святейшество начал с привычных в его устах слов о том, что все люди одинаковы ментально, эмоционально и физически. Все хотят прожить счастливую жзинь. Он сказал: «Если бы мы смогли осознать, что все люди – братья и сестры, принадлежащие одной большой человеческой семье, не осталось бы места для конфликтов, разделения на своих и чужих. В мире прекратились бы насилие, обман и эксплуатация. Работники сферы образования должны всерьез задуматься о введении нравственных ценностей в сферу образования. Мы социальные животные. Посмотрите на пчел: чтобы трудиться сообща ради собственного выживания, им не нужны религия, закон или полиция». Эрика Терпстра и Его Святейшество Далай-лама перед началом публичной лекции. Фото: Jurjen Donkers Что касается эвтаназии, Его Святейшество сказал, что в целом ее лучше избегать, как и абортов, но в каждом конкретном случае необходимо взвешивать все за и против. В начале беседы о светской этике он заметил, что все основные религиозные традиции мира учат любви, терпимости, прощению и самодисциплине. Однако, в современном мире, где почти один миллиард людей не интересуются духовными материями, необходима система нравственности, приемлемая для всех, система светской этики, не ограниченная рамками той или иной религии. Его Святейшество сказал, что изменения климата и глобальная экономика не признают государственных границ. Чтобы бороться с такими проблемами как коррупция и возрастающая пропасть между бедными и богатыми, нам необходима светская этика. Он рассказал о пилотных проектах учебных программ по введению светской этики в современное образование. Он не рассчитывает увидеть результаты этой работы при своей жизни, но, если начинание увенчается успехом, поколение 21-го века пожнет плоды нового мышления, построив мирное столетие. Слушатели задают вопросы Его Святейшеству Далай-ламе. Фото: Jurjen Donkers Что касается демонстраций протеста сторонников Шугдена, проходящих на улицах Голландии, Его Святейшество сказал: «Они выкрикивают: “Остановите ложь!”, но я не понимаю, что они считают ложью. Я всегда четко и ясно высказываю свою позицию по этому вопросу». Кто-то из зрителей поинтересовался, правда ли, что он будет последним Далай-ламой, и Его Святейшество ответил, что еще в 1969 году заявил, что вопрос о существовании института Далай-лам будет решать тибетский народ. В заключение, на вопрос об изменении климата, Его Святейшество подчеркнул, что необходимо более чутко относиться к глобальным экологическим проблемам. Если сцены неприкрытого насилия вызывают в нас незамедлительную ответную реакцию, то вред, наносимый окружающей среде, не так бросается в глаза. Мы зачастую его просто не замечаем, а потом нанесенный урон уже настолько велик, что его очень сложно исправить. Организаторы встречи от всего сердца поблагодарили Его Святейшество за визит, и провожаемый волной теплых, нескончаемых аплодисментов он покинул сцену. На завтра запланирован визит в Гаагу, где Его Святейшество встретиться с парламентариями и примет участие в семинаре «Сердце образования». Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |