Начало > Новости > Далай-лама начал учения в Базеле по сочинению Нагарджуны «Толкование бодхичитты»
Далай-лама начал учения в Базеле по сочинению Нагарджуны «Толкование бодхичитты»8-02-2015, 23:37 |
Базель, Швейцария, 7 февраля 2015 года – Нынешний визит Его Святейшества Далай-ламы в Базель – старинный европейский город раскинувшийся на берегах Рейна, близ места, где сходятся границы Франции, Германии и Швейцарии – второй по счету. В старинном отеле, в котором остановился Его Святейшество, побывало множество исторических личностей, самых разных и несхожих, таких как Наполеон Бонапарт, Пабло Пикассо и Теодор Герцль. Перед тем, как отправиться к месту проведения учений, Его Святейшество провел в отеле пресс-конференцию. Он сказал журналистам: Его Святейшество Далай-лама выступает на пресс-конференции в Базеле. Фото: Оливье Адам. Во-вторых, я буддист, и считаю себя в ответе за взращивание межрелигиозной гармонии. Это не пустые мечтания, а вполне реальная возможность. Посмотрите на Индию, где мирно, бок о бок уживаются все основные религиозные традиции мира, как местные, так и иноземные. Индия являет миру живой пример многообразия и плюрализма. В-третьих, как тибетец я посвятил свою жизнь сохранению тибетской культуры». Первый вопрос из зала прозвучал очень просто: «Как у вас дела?» и Его Святейшество поделился, что вчера, когда он прилетел в Швейцарию, он чувствовал себя очень уставшим. Он лег спать в половине шестого вечера и в половине третьего утра проснулся отдохнувшим и свежим. На вопрос, какие перемены нужны в современном образовании, он заметил, что существующая система образования делает чрезмерный упор на материальных задачах и забывает о внутренних ценностях. По мнению Его Святейшества, необходимы программы, обучающие общечеловеческим ценностям, приемлемые для каждого человека. Он упомянул, что несколько дней назад встречался с учеными института «Ум и жизнь», которые рассказали об успехах в разработке такой программы, названной ими «Призыв к заботе». Одна из журналистов задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе вопрос во время пресс-конференции в Базеле. Фото: Оливье Адам. «В 1951 году в Дромо в силу различных обстоятельств я начал практику поклонения Шугдену. Однако мой главный наставник был настроен весьма скептически по этому поводу. В 1970 году, когда я уже и я сам заподозрил неладное, я провел тщательное исследование и обнаружил, что Пятый Далай-лама упоминал об этой практике. Осознав, что совершаю ошибку, я прекратил поклонение Долгьялу и постепенно слух об этом распространился повсеместно». Его Святейшество объяснил, что протестующие пытаются создать ложное впечатление, особенно в Тибете, будто Далай-лама запрещает поклонение Шугдену, поскольку чересчур благоволит школе тибетского буддизма ньингма, но это полная чепуха. Сторонники Шугдена обвиняют его во лжи, но он говорит правду, просто они не понимают реальности в полной мере. Он советует всем, кого интересует этот вопрос, исследовать его глубже. В заключение Его Святейшество сказал, что протестующие без всяких сомнений могут воспользоваться свободой слова, и это замечательно. Но как бы там ни было, он считает себя обязанным делиться с людьми тем, что знает сам, и это то, что он делает В сверкающих лучах зимнего солнца Его Святейшество поехал на спортивную арену Св. Иакова, место проведения нынешних учений. У входа на стадион его встречали традиционным приветствием тибетцы в красочных национальных костюмах. Когда он поднялся на сцену, украшенную большими танками с изображениями Будды, Нагарджуны и Манджушри, семь с половиной тысяч собравшихся разразились теплыми аплодисментами. Его Святейшество Далай-лама во время учений в Базеле. Фото: Оливье Адам. Его Святейшество заметил, что люди недалекого ума предпочитают слепую веру. А те, кто наделен от природы острым умом, исследуют и анализируют учение. Он процитировал слова из колофона к сочиненной им молитве «О зажжении трех видов веры», восхваляющей достоинства семнадцати пандит славной Наланды: «Все чудесные объяснения глубоких и обширных учений, явленных Владыкой Буддой, что были составлены упомянутыми учеными-философами из Индии, земли благородных, способны раскрыть очи мудрости в каждом, кто обладает способностью кразличению. Доброте этих великих ученых-философов мы обязаны тем, что эти учения и теперь, по прошествии почти 2550 лет, не исчезли: их по-прежнему изучают, об их смысле размышляют и медитируют. Сейчас, когда во всем мире наблюдается колоссальное развитие науки и техники, но при этом мы подвержены множеству отвлечений, вызванных суетой нашей напряженной жизни, крайне важно всем нам, последователям Будды, взрастить веру на основе понимания его учений. Поэтому мы должны исследовать их, рассматривая и анализируя их с пытливостью и непредвзятостью». Затем Его Святейшество прочел две из завершающих строф своей молитвы: Пусть силой этого благословения я смогу заложить фундамент пути к свободе: Постичь основополагающую природу реальности и значение Двух истин, Достичь убежденности в Четырех истинах и в том, как самсара упрочивается и пресекается, И силой достоверного познания взрастить прочную веру в Три Драгоценности. Пусть силой этого благословения я смогу овладеть неподдельной бодхичиттой, А также ее корнями: отречением, устремленным к высшей цели – совершенному освобождению, Где полностью умиротворены все формы страдания и их причины, А сострадательное намерение защитить всех существ безгранично, как безгранично пространство. Его Святейшество Далай-лама вручает подарок председателю сове- та кантона Базеля Гаю Морину. Фото: Оливье Адам. Открывая учения по трактату Нагарджуны «Толкование бодхичитты» после обеда, Его Святейшество сказал слушателям, что в этом произведении объясняется, как зародить относительную и абсолютную бодхичитту. Объяснения Нагарджуны согласуются с тем, о чем учат сутры, хотя текст и восходит к Гухьясамадже-тантре, в которой говорится о двух видах бодхичитты: блаженстве и пустоте, а также нераздельности Двух истин. Его Святейшество прочел первые строфы, в которых выражается почтение Буддам и бодхисаттвам: (1) Поклонившись славным Ваджро[держцам] - воплощениям бодхичитты, я разъясню культивирование бодхичитты, разрушающее обусловленное существование. (2) Будды считают, что бодхичитта не омрачена такими представлениями, как «я» и скандхи; она всегда характеризуется как пустая. (3) Тем, чьи умы увлажнены состраданием, следует усердно культивировать ее. Сострадательные Будды Постоянно культивировали бодхичитту. В строфах 4-9 излагаются, а затем и оспариваются воззрения небуддийских школ мысли, процветавших в Древней Индии. Затем Нагарджуна рассматривает воззрения низших школ буддийской мысли и заканчивает объяснениями взглядов школы читтамара (только ум), которые он не советует понимать буквально: (27) Учение Муни, что «весь [мир] - лишь ум», предназначено для устранения страха «детей». Оно не [учит] реальности (таттва). Его Святейшество завершил сессию чтением строф, подводящих итог учениям о двух видах бодхичитты: (72) Те, кто не понимает пустоты, не являются «опорами» Освобождения. Эти глупцы «вращаются» в тюрьме существования шести [видов] существ. (73) Итак, когда йогины свыкаются с этой пустотой, их ум несомненно обращается к благу других: (74) Я должен отблагодарить существ, которые, будучи моими отцами, матерями и друзьями, раньше мне помогали. Его Святейшество Далай-лама на встрече с престарелыми тибет- цами, живущими в Швейцарии. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ). Покинув спортивную арену, Его Святейшество провел короткую встречу с 200 пожилыми и немощными тибетцами. Он сказал им, что поскольку они провели свою жизнь, стараясь не причинять вреда другим и стремясь зародить бодхичитту, так же, как делает каждый день и он сам, им нечего бояться. Рассказав о посвящении, которое он дарует завтра, он отметил, что тибетцев с Авалокитешварой связывают особые узы. Он добавил, что хотя тибетцы склонны были ссориться между собой, пока Тибет оставался свободным, сегодня их прочно сплотила общая беда. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |