Начало > Новости > В день явления чудесных сил Будды Далай-лама провел учения по Джатакам
В день явления чудесных сил Будды Далай-лама провел учения по Джатакам6-03-2015, 16:59 |
Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 5 марта 2015 года – На 5 марта пришелся пятнадцатый день первого месяца по тибетскому календарю, день полнолуния, поэтому рано утром Его Святейшество Далай-лама присоединился к монахам и монахиням в главном храме Цуглагкханге, которые собрались на церемонию «восстановления и очищения [обетов]» соджонг, совершаемую каждые два месяца. Около восьми утра Его Святейшество, над которым несли церемониальный желтый зонт, спустился во двор храма. Большая часть монахов и монахинь оставались в верхней части храма, где велась видео-трансляция, а храмовый двор наводнили миряне, тибетцы и туристы из многих уголков мира. Его Святейшество Далай-лама в главном тибетском храме в пос- ледний день большого молитвенного фестиваля. Фото: Тензин Чой- джор (офис ЕСДЛ) «Большой молитвенный фестиваль, который проходит ежегодно в это время года, учредил Чже Цонкапа в 1409 году. Нам не всегда удавалось соблюдать этот обычай, но в 1959 году мы бежали в Индию сразу после проведения молитвенного фестиваля в Лхасе. Оказавшись в изгнании, мы возродили стародавнюю традицию, напоминающую нам о великих деяниях Будды в Индии. Сегодня мы вспоминаем о чудесах, явленных Буддой в Шравасти, где он вступил в диспут с шестью приверженцами других традиций и одержал над ними блестящую победу. Согласно обычаю, мы также читаем Джатаки, в которых рассказывается о деяниях Будды в предыдущих жизнях, когда он был бодхисаттвой». Его Святейшество упомянул, что «Джатакамала» и «Дхаммапада», аналогом которой в Тибете стала «Уданаварга», относятся к шести основным произведениям учителей традиции кадам, основанной Дромтонпой. Среди этих сочинений также «Бодхичарья-аватара» (Путь бодхисаттвы) и «Шикшасамуччая» (Собрание практик) Шантидевы, «Ступени бодхисаттвы» Асанги и «Украшение сутр» Майтреи. Его Святейшество добавил, что мы должны черпать вдохновение в деяниях бодхисаттвы, описанных в Джатаках. Во дворе главного тибетского храма собрались тысячи монахов и мирян, чтобы послушать учения Его Святейшества Далай-ламы по Джатакам. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество сказал, что сам Будда советовал своим последователям не принимать его слов за чистую монету лишь потому, что их произнес он. Ученикам следует проверять и анализировать учение, подобно тому, как золотых дел мастер проверяет качество золота. Его Святейшество подчеркнул, что ни один из великих учителей человечества, основателей других религиозные традиций, не призывал своих последователей испытывать и проверять свое учения так, как это делал Будда. Его Святейшество отметил, что в целом тибетский буддизм – часть традиции древнеиндийского монастыря-университета Наланда. Наланда стала источником буддизма в Тибете подобно тому, как горный ручей становится началом полноводной реки. Он добавил, что все буддийские школы Тибета, и даже традиция бон, берут истоки в учениях Наланды. Тибетцы не только называют себя последователями Наланды, но и детально изучают и сравнивают произведения великих учителей этого монастыря-университета. Позже тибетские учителя описали в своих трудах немало различных доктрин, благодаря чему тибетцы прекрасно разбираются в различиях философских воззрений, унаследованных от великих учителей. Его Святейшество Далай-лама дарует учения в последний день боль- шого молитвенного фестиваля. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество добавил, что мы люди, и наделены умом, который позволяет нам думать. Животные в основном полагаются на восприятие пятью органами чувств, и не слишком много размышляют. Современные нейрологи утверждают, что мы еще далеки от познания пределов возможностей человеческого мозга. С другой стороны, разум можно использовать и во вред себе. Его Святейшество рассказал, что встречал людей, у которых в материальном плане есть все, что только можно пожелать, и все же они остаются очень несчастными. Животные, когда нет непосредственной угрозы их жизни, как правило чувствуют себя вполне расслаблено, чего нельзя сказать о людях, ведь нас постоянно терзают предубеждения или тревожат планы на будущее, что лишает нас покоя. Его Святейшество посоветовал использовать наш чудесный интеллектуальный потенциал для обретения счастья. Мы социальные животные, и чтобы выжить нам необходимы любовь и нежность с самых первых дней появления на свет. Мы все зависим друг от друга; в своей жизни мы полагаемся на других. Если мы дарим другим любовь и нежность, если помогаем им, мы тем самым помогаем и себе. Честность и душевная теплота рождают доверие, а доверие закладывает основу для настоящей дружбы. «Все религиозные традиции, – заметил Его Святейшество, – учат любви, состраданию, терпению и самодисциплине. У меня много друзей среди христиан, мусульман, иудеев и индуистов, которые посвятили себя служению другим, что наполняет их жизнь истинным удовлетворением. Вот это их объединяет, вопреки всем различиям в философских воззрениях. Мне нравится идея о том, что мы творения Бога, который есть бесконечная любовь, и в каждом из нас горит искра божья – устремление дарить любовь другим. Будда, с другой стороны, говорил, что мы сами хозяева своей судьбы. Если мы помогаем другим, то обретаем счастье. Если причиняем вред, то в результате нас ждут страдания». Тибетский монах слушает учения Его Святейшества Далай-ламы в последний день большого молитвенного фестиваля. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Вчера в рамках Большого молитвенного фестиваля дошли до чтения тридцатой Джатаки. Его Святейшество прочел 31-ую, историю о царевиче, преисполненном величайшей храбрости, который одолел чудовище. В конце повествования говорится, что царь, отец царевича, решил, что юноша обладает ясностью, скромностью и состраданием к другим – всем, что требуется, чтобы править государством, и назначил его своим наследником. Завершив Джатаку, Его Святейшество провел короткую церемонию зарождения бодхичитты, прочитав известную строфу: К Будде, Дхарме и Сангхе Покуда я не достиг пробуждения, Я иду за прибежищем. Пусть силой накоплений, собранных мною Практикой щедрости и других парамит, На благо всех существ я стану Буддой. Его Святейшество Далай-лама приветствует тибетских школьников, покидая главный тибетский храм после учений по Джатакам. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Те из вас, кто прибыл из Тибета, другие, живущие здесь, и китайские буддисты, помните пожалуйста, что очень полезно читать мантры Будды Шакьямуни, Ченрезига, Тары, Гуру Ринпоче и обращенную к нему семистрочную молитву, а также “Восхваление двадцати одной Тары и взаимозависимого возникновения”, написанное Чже Цонкапой». После пения молитв посвящения заслуг, Его Святейшество вернулся в свою резиденцию. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |