Начало > Новости > В Дхарамсале монахини провели показательный философский диспут для Далай-ламы в рамках собрания Джанг Гончо

В Дхарамсале монахини провели показательный философский диспут для Далай-ламы в рамках собрания Джанг Гончо


1-11-2015, 20:43
В Дхарамсале монахини провели показательный философский диспут для Далай-ламы в рамках собрания Джанг Гончо
Монахини принимают участие в ежегодных философских диспутах
Джанг Гончо в присутствии Его Святейшества Далай-ламы. Фото:
Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 31 октября 2015 года – Монахини из семи женских монастырей, принимающие участие в ежегодных монастырских диспутах Джанг Гончо, собрались сегодня во дворе храма Тхекчен Чолинг, чтобы провести показательные философские диспуты в присутствии Его Святейшества Далай-ламы. Около 35 монахинь представляли следующие женские монастыри: Геден Чолинг, Долма Линг, Джангчаб Чолинг, Джамьянг Чолинг, индийский женский монашеский институт Спити, женский монастырь Копан, а также непальский Тхукдже Чолинг. В этом году монастырские диспуты проводятся в Геден Чолинг, самом старом женском монастыре Дхарамсалы.

Обратившись к собравшимся, Его Святейшество с большой отрадой отметил, что на сегодняшний день некоторые монахини уже почти завершили обучение буддийской философии и готовятся в следующем году сдать экзамены на степень геше-ма.

Его Святейшество упомянул, что буддизм широко распространен в Тибете, однако большинство тибетцев следуют ставшим привычными традициям, опираясь лишь на слепую веру.

«На дворе 21 столетие, и мы обязаны понимать Учение Будды в свете логического обоснования. Преподавание должно строиться с опорой на логику. Я встречался с последователями палийского канона, монахами из Таиланда, которые тщательным образом следуют правилам винаи. Я поинтересовался, как они объясняют Четыре благородные истины – с опорой на логическое обоснование или на слова признанных учителей. И они ответили, что полагаются на авторитетные источники.

Все буддийские школы мысли до некоторой степени учат бессамостности. Например, подобные объяснения есть в абхидхарме, однако они не слишком определенные. С другой стороны, объяснения философской школы мадхьямака, которые мы находим в сочинениях последователей Нагарджуны, необыкновенно ясные и точные. Буддийские ученые-философы из Индии, такие как Дхармакирти и Шантаракшита, отвечали на вызовы небуддийских философских школ и, благодаря этому, чрезвычайно углубили и обогатили собственные познания.

В Дхарамсале монахини провели показательный философский диспут для Далай-ламы в рамках собрания Джанг Гончо
Его Святейшество Далай-лама обращается к монахиням во время
ежегодных философских диспутов в монастыре Геден Чолинг.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В наши дни, подход к буддийскому учению, унаследованный от монастыря-университета Наланда, ставящий во главу угла логическое обоснование, сохранился лишь среди тибетцев. Это бесценное сокровище, которым мы по праву можем гордиться, и мы обязаны делать все возможное, чтобы его сберечь».

Его Святейшество заметил, что в ходе почти 30-летнего диалога между представителями буддизма и современной науки, западные ученые начали ценить строгую логику и богатейшие познания в психологии, которые мы находим в буддизме. Его Святейшество добавил, что тибетцам не нужно учить китайский, хинди или английский языки, чтобы черпать из буддийской сокровищницы знаний, ведь собрания Кангьюра и Тенгьюра существуют в переводе на тибетский.

Его Святейшество сказал, что призывает монастыри, такие, как например Намгьял, уделять более пристальное внимание изучению философии, поскольку в прошлом монахи делали основной упор на выполнении церемоний. Он упомянул, что также настоятельно призывает учиться и монахинь, и добавил, что учения по «Украшению из постижений» в монастыре Геден Чолинг дали благоприятный старт этому начинанию. Снова отметив, что уже есть монахини, готовые вот-вот получить степень геше-ма, Его Святейшество поздравил всех собравшихся.

Вслед за этим группы из семи монахинь, по одной от каждого монастыря, начали показательные философские диспуты. Монахини из одной группы с воодушевлением бросали интеллектуальные вызовы своим сидящим на полу оппоненткам, которые должны были отвечать. Среди тем диспута был вопрос о существовании прошлых и будущих жизней, а также о том, как следствие обуславливает наличие причины.

В Дхарамсале монахини провели показательный философский диспут для Далай-ламы в рамках собрания Джанг Гончо
Монахини проводят показательные философские диспуты в присут-
ствии Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)
Короткие учения, последовавшие за диспутами, Его Святейшество начал с чтения колофона к молитве «О зажжении трех видов веры: Восхваление семнадцати великим пандитам славной Наланды»: «В современном мире гигантскими шагами развивается наука и технологии. Однако, вопреки суете и суматохе нашей жизни, очень важно, чтобы последователи Будды строили свою веру на понимании его учений. Поэтому при изучении буддизма необходимо сохранять беспристрастность и пытливость ума».

В заключение Его Святейшество посоветовал всем собравшимся визуализировать перед собой Будду в окружении пандит Наланды и других учителей. Затем он провел короткую церемонию зарождения бодхичитты, прочитав известное четверостишие о принятии прибежища в Трех драгоценностях и зарождении бодхичитты.

Завершая учения, Его Святейшество сказал: «Поскольку каждый из нас обладает природой Будды, мы можем породить драгоценность Дхармы в себе и стать, таким образом, драгоценностью Сангхи. И мы должны пользоваться каждой возможностью, чтобы помочь другим».

Перевод: Ольга Селезнева

Вернуться назад