Начало > Новости > В Дхарамсале монахини провели показательный философский диспут для Далай-ламы в рамках собрания Джанг Гончо
В Дхарамсале монахини провели показательный философский диспут для Далай-ламы в рамках собрания Джанг Гончо1-11-2015, 20:43 |
Монахини принимают участие в ежегодных философских диспутах Джанг Гончо в присутствии Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Обратившись к собравшимся, Его Святейшество с большой отрадой отметил, что на сегодняшний день некоторые монахини уже почти завершили обучение буддийской философии и готовятся в следующем году сдать экзамены на степень геше-ма. Его Святейшество упомянул, что буддизм широко распространен в Тибете, однако большинство тибетцев следуют ставшим привычными традициям, опираясь лишь на слепую веру. «На дворе 21 столетие, и мы обязаны понимать Учение Будды в свете логического обоснования. Преподавание должно строиться с опорой на логику. Я встречался с последователями палийского канона, монахами из Таиланда, которые тщательным образом следуют правилам винаи. Я поинтересовался, как они объясняют Четыре благородные истины – с опорой на логическое обоснование или на слова признанных учителей. И они ответили, что полагаются на авторитетные источники. Все буддийские школы мысли до некоторой степени учат бессамостности. Например, подобные объяснения есть в абхидхарме, однако они не слишком определенные. С другой стороны, объяснения философской школы мадхьямака, которые мы находим в сочинениях последователей Нагарджуны, необыкновенно ясные и точные. Буддийские ученые-философы из Индии, такие как Дхармакирти и Шантаракшита, отвечали на вызовы небуддийских философских школ и, благодаря этому, чрезвычайно углубили и обогатили собственные познания. Его Святейшество Далай-лама обращается к монахиням во время ежегодных философских диспутов в монастыре Геден Чолинг. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество заметил, что в ходе почти 30-летнего диалога между представителями буддизма и современной науки, западные ученые начали ценить строгую логику и богатейшие познания в психологии, которые мы находим в буддизме. Его Святейшество добавил, что тибетцам не нужно учить китайский, хинди или английский языки, чтобы черпать из буддийской сокровищницы знаний, ведь собрания Кангьюра и Тенгьюра существуют в переводе на тибетский. Его Святейшество сказал, что призывает монастыри, такие, как например Намгьял, уделять более пристальное внимание изучению философии, поскольку в прошлом монахи делали основной упор на выполнении церемоний. Он упомянул, что также настоятельно призывает учиться и монахинь, и добавил, что учения по «Украшению из постижений» в монастыре Геден Чолинг дали благоприятный старт этому начинанию. Снова отметив, что уже есть монахини, готовые вот-вот получить степень геше-ма, Его Святейшество поздравил всех собравшихся. Вслед за этим группы из семи монахинь, по одной от каждого монастыря, начали показательные философские диспуты. Монахини из одной группы с воодушевлением бросали интеллектуальные вызовы своим сидящим на полу оппоненткам, которые должны были отвечать. Среди тем диспута был вопрос о существовании прошлых и будущих жизней, а также о том, как следствие обуславливает наличие причины. Монахини проводят показательные философские диспуты в присут- ствии Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) В заключение Его Святейшество посоветовал всем собравшимся визуализировать перед собой Будду в окружении пандит Наланды и других учителей. Затем он провел короткую церемонию зарождения бодхичитты, прочитав известное четверостишие о принятии прибежища в Трех драгоценностях и зарождении бодхичитты. Завершая учения, Его Святейшество сказал: «Поскольку каждый из нас обладает природой Будды, мы можем породить драгоценность Дхармы в себе и стать, таким образом, драгоценностью Сангхи. И мы должны пользоваться каждой возможностью, чтобы помочь другим». Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |