Начало > Новости > Далай-лама выступил с обращением на конференции в Национальном институте психического здоровья и нейронауки в Бангалоре
Далай-лама выступил с обращением на конференции в Национальном институте психического здоровья и нейронауки в Бангалоре8-12-2015, 11:35 |
Бангалор, штат Карнатака, Индия, 7 декабря 2015 года – Сегодня утром Его Святейшество Далай-лама дал интервью Элизабет Джейн, журналистке новостного агентства «Транс-Азия», и Б. Д. Нараянкару, корреспонденту информационного агентства «Медиа-трест Индии» (PTI). Госпожа Джейн первым делом поинтересовалась, правда ли Его Святейшество говорил, что следующим Далай-ламой может стать женщина. Он ответил, что это вполне возможно и привел в пример известный прецедент – женскую линию преемственности Самдинг Дордже Пхамо, почти такую же древнюю, как линия преемственности Кармап, с которой началась традиция распознавания реинкарнаций высоких лам в Тибете. Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы Элизабет Джейн. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) На вопрос, возможно ли остановить охватившую весь мир радикализацию, Его Святейшество заметил, что если человеку что-то навязывать, то это скорее вызовет отторжение, и одновременно его манит запретное. Гораздо эффективнее, по всей вероятности, было бы разъяснять, что если мы сеем насилие, то и пожнем насилие, тогда как взращивание гармонии – приведет к положительным результатам. «Монастырь-университет Наланда среди прочего отличался тем, что в его стенах был представлен широчайший спектр взглядов, которые свободно выражались и обсуждались, – заметил Его Святейшество. – Монахи изучали и сравнивали различные воззрения, делали свои собственные выводы и не обязаны были придерживаться какой-то жестко установленной традиции или школы мысли». Затронули тему отношений между Тибетом, Китаем и Индией, и Его Святейшество сказал, что в настоящее время никаких официальных переговоров между Китаем и Тибетом не ведется, однако завязывается все больше дружеских связей с информированными китайскими предпринимателями, ушедшими в отставку чиновниками, интеллигенцией. По словам Его Святейшества, трудно предположить, чем это обернется в будущем. По некоторым сведениям, президент Си Цзиньпин рассматривал возможность более миролюбивой политики в отношении Тибета, однако сторонники жесткой линии в руководстве Китая активно этому воспротивились. Его Святейшество с сожалением упомянул распад тибетского государства после убийства тибетского царя в 9-м веке. По его мнению, события могли бы развернуться по иному сценарию, и если бы Тринадцатый Далай-лама оставался в Лхасе, когда туда добралась экспедиция Фрэнсиса Янгхазбенда в 1904 году. Его Святейшество отметил еще несколько упущенных возможностей, например, когда пропустили мимо ушей совет высокопоставленного тибетского чиновника, побывавшего в паломничестве в Индии в 1946 году и ставшего свидетелем индийского ненасильственного движения за независимость. Он призывал вступить в контакт с индийскими лидерами, но никаких действий не последовало. Подобным образом, в 1948 году правительство Индии отправило правительству Тибета предупреждение о неминуемой победе коммунистов в Китае и ее возможных последствиях. Этот тревожный сигнал тоже оставили без внимания. Когда китайские войска оккупировали некоторые районы Восточного Тибета в 1950-51 годах, тибетское правительство обратилось в ООН, однако безуспешно. «Я не думаю, что Неру совершал какие-то серьезные ошибки в отношении Тибета. Правительство Индии пыталось предупредить тибетцев, но те никак не откликнулись. Нарасимха Рао говорил мне, что Индия считает Тибет автономным регионом Китая, а не частью Китая. Индо-пакистанский договор, заключенный в Шимле, рассматривается как действующий». Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопрос Б. Д. Нараянкара. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Отвечая на вопросы господина Нараянкара, Его Святейшество процитировал слова Барака Обамы, отметившего, что премьер-министр Нарендра Моди – человек честный, прямой и ясно видит задачи, стоящие перед его страной. В то же самое время, Индия начала выглядеть значительно лучше в глазах мирового сообщества, и перед ней открываются новые перспективы для экономического развития и роста. Его Святейшество противопоставил индийскую свободу слова тоталитаризму Китая. Что касается учреждения Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций – это сложный вопрос, и Его Святейшество не считает, что у него достаточно знаний, чтобы давать комментарии по этому поводу. Сравнив Китай с США, Его Святейшество подчеркнул, что в Соединенных Штатах его восхищает не наличие ядерного арсенала или военная мощь, а твердая приверженность свободе и демократии. Далай-лама сказал, что восхищается трудолюбием китайского народа, и отметил, что китайцы имеют полное право на доступ к честной информации, и вполне способны сами рассудить, кто прав, а кто виноват. В свете этого, вездесущая цензура в Китае – по сути обман правительством своего собственного народа – безнравственна. Его Святейшество добавил, что китайская система правосудия должна быть приведена в соответствие с международными стандартами и встать на защиту простых китайцев. Он рассказал о встрече с одним китайским писателем, состоявшейся пару лет назад в Нью-Йорке. Тот отметил, что уровень нравственности в Китае за последние пять тысяч лет никогда не падал так низко, как сейчас. После обеда Его Святейшество отправился в Национальный институт психического здоровья и нейронауки, где вчера началась конференция по теме «Объединение научных и созерцательных подходов к исследованиям ума» при сотрудничестве центра «Сад самадхи». Его Святейшество осмотрел устроенную в холле выставку, посвященную научным исследованиям в области влияния медитации на ум. В зале вице-канцлер профессор Сатиш Чандра приветствовал Его Святейшество и собравшихся зрителей и вкратце отчитался о работе института, особенно в том, что касается интеграции практик йоги в охрану психического здоровья. Доктор Шиварам Варамбалли, в свою очередь, рассказал об исследованиях центра «Сад самадхи» в этом направлении. В своем вступительном слове Ричард Гир отметил вклад Тэйтаро Судзуки в понимание медитации в США в период после Второй мировой войны. Ричард Гир произносит вступительную речь перед началом встре- чи с Его Святейшеством Далай-ламой в Национальном институте психического здоровья и нейронауки. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Уважаемые братья и сестры, – начал Его Святейшество, – для меня огромная честь приехать на встречу с вами, преподавателями, студентами и гостями. Я часто повторяю, что физически, ментально и эмоционально мы все одинаковые люди. Я такой же человек, как остальные. Я бы хотел поделиться с вами методами, которые, как я обнаружил, приносят пользу для поддержания покоя ума. Один из них – практика альтруизма, рождающая внутреннюю силу. Другой – поскольку все вещи возникают взаимозависимо, их полезно рассматривать с различных точек зрения, что позволит нам лучше оценить происходящее, и наш подход будет более трезвым. Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, творение наших собственных рук. Мы создаем их не потому, что любим трудности, напротив, мы все желаем жить спокойно и счастливо, а потому, что нашими поступками руководят неведение и недальновидность. У людей есть замечательный мозг, но мы не используем его в полной мере. Наука учит нас быть скептиками, исследовать и экспериментировать. Я восхищаюсь научным подходом, и считаю, что он совпадает с позицией, которую в прошлом занимали величайшие учителя монастыря-университета Наланды. Древняя индийская психология – прекрасно разработанная наука, тогда как современная психология только делает свои первые шаги. Необходимо исследовать и анализировать, тогда мы поймем, что актуально для нас сегодня. Современная наука тщательно изучает материальный мир, а буддийская наука обладает глубочайшим пониманием устройства ума и эмоций». Его Святейшество подчеркнул, как важно увидеть разницу между внешней видимостью и реальностью, тогда нам легче будет справиться с разрушительными эмоциями. Он привел слова своего друга психиатра Аарона Бека, который говорил, что когда мы злимся, то видим объект своего гнева полностью в черных тонах, однако на 90% это лишь игра нашего собственного воображения. Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы из зала на встрече в в Национальном институте психического здоровья и нейронауки. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Кто-то выразил сомнения, так ли прав Его Святейшество, когда говорит, что современная психология делает только первые шаги по сравнению с древней индийской психологией – ведь в основе современной психологии лежат серьезные научные исследования. Его Святейшество ответил: «Современные научные методы полагаются на приборы, позволяющие проводить измерения объекта исследований. Однако, ум не так-то просто измерить. Но как бы там ни было, невозможность что-то увидеть вовсе не обязательно означает, что этого не существует. Не следует также забывать, что до сей поры довольно мало внимания уделялось разнице между восприятием с помощью органов чувств и концептуальным умом, и на различное влияние, которое эти два вида сознания оказывают на мозг». Девушке, которая попросила рассказать больше о шуньяте (пустоте, или отсутствии самобытия), Его Святейшество ответил строфой из произведения Нагарджуны «Коренные строфы о срединности» (Муламадхьямака-карика): Все взаимозависимо возникающее Именуется пустотой, Зависит от обозначения, Это и есть Срединный путь. Когда кто-то из присутствующих спросил о будущих и прошлых жизнях, Его Святейшество упомянул обсуждение, которое состоялось у него с еще одним глубокоуважаемым свами. Тот, когда спросили, почему он так уверен в существовании прошлых жизней, просто ответил: «У меня сохранились о них воспоминания». Когда сессия подходила к концу, Его Святейшество обратился к собравшимся с просьбой: «На каждом из нас лежит ответственность за благополучие всего человечества, давайте все вместе постараемся сделать наш мир счастливее и спокойнее. Мы просто обязаны найти приемлемый для всех, светский подход к продвижению общечеловеческих ценностей. Открытое сердце рождает ощущение безопасности и доверие, а они в свою очередь - основа настоящей дружбы, которая так нужна каждому из нас. Спасибо вам!» Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |