Начало > Новости > Далай-лама даровал посвящение Гухьясамаджи в тантрическом университете Гьюдмед

Далай-лама даровал посвящение Гухьясамаджи в тантрическом университете Гьюдмед


12-12-2015, 21:22
Хунсур, штат Карнатака, Индия, 11 декабря 2015 года – Сегодняшнее утро Его Святейшества Далай-ламы началось раньше обычного. Он спустился в храм Гьюдмеда к 6 часам утра, и вновь, усевшись рядом с монахами университета и старшими ламами перед песочной мандалой, начал подготовительные церемонии перед посвящением Гухьясамаджи. Монахи Гьюдмеда начитывали молитвы энергично и решительно, периодически прерываясь на безмолвные медитации, и обряд был завершен к половине десятого утра.

Далай-лама даровал посвящение Гухьясамаджи в тантрическом университете Гьюдмед
Мастер пения совершает подношение мандалы Его Святейшеству
Далай-ламе. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
Затем Его Святейшество сделал короткий перерыв. Вернувшись в храм, он занял свое место на троне для учений, и собрание монахов принялось за чтение «Восхваления Джецуну Шерабу Сенге». Гигантская танка с изображением основателя университета в окружении учеников украшала стену позади павильона с мандалой. На этом завершилась вводная часть, и Его Святейшество приступил к учениям.

«В одной из строф “Общей тайной тантры” говорится: “Желающий приступить к практикам тантры, должен практиковать буддийскую Дхарму”. Он должен быть членом Сангхи. К Сангхе причисляют на разных основаниях, но по-моему, Абхаякара писал, что в нее входят монахи и монахини, а также миряне, взявшие на себя обеты. Монахи и монахини принимают обеты послушников и полного посвящения, и мирянам тоже хорошо принять на себя обеты – это может быть один, несколько или все пять обетов. Гьялва Дромтонпа в дополнение к другим обетам соблюдал обет безбрачия; прекрасно, если вы его можете выполнять. В тибетском слове, обозначающем мирянина, взявшего на себя обеты, первая часть указывает на добродетель, ведущую к истинному прекращению [страданий]. Другими словами, воздержание от неблагих поступков – это путь к освобождению. Соблюдать обеты очень полезно, но никто не обязывает вас к этому.

Недавно я ездил на фестиваль Кумбха-мела в Насике. Там я повстречал одного своего доброго знакомого, свами, высокообразованного ученого-философа, читавшего “Коренные строфы о срединности” Нагарджуны. Он рассказал мне об обетах, принимаемых согласно индуисткой традиции, и добавил, что в его ашрам паломников пускают только после того, как те возьмут на себя определенные обязательства.

Имеются в виду запрет на убийство, воровство, ложь и неправильное сексуальное поведение, подразумевающее секс с чужим партнером, что создает множество проблем. В состоянии опьянения легче нарушить обеты, поэтому лучше избегать алкоголя.

Далай-лама даровал посвящение Гухьясамаджи в тантрическом университете Гьюдмед
Его Святейшество Далай-лама дарует учения в монастыре Гьюдмед.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В “Общей тайной тантре” говорится, что ученик должен отличаться острым умом и быть последователем махаяны. Каким бы заповедям вы не следовали, их нужно выполнять с опорой на принятие прибежища в Трех драгоценностях. Преобразования, к которым ведет практика Дхармы, не наступают внезапно, необходимы терпение и настойчивость, нужно видеть в Будде учителя, а в Сангхе – надежных товарищей на пути. Сколько бы обетов вы не решили на себя взять, знайте, что приняв их, вы стали членами Сангхи».

Большинство советов Его Святейшества предназначалось приехавшим сюда тибетцам из Тибета, ведь им так редко удается послушать своего духовного лидера. Он объяснил, что если есть время, перед посвящением принято читать «Пятьдесят строф благочестивого почитания учителя», поскольку опора на учителя составляет самую суть пути, а также «Двадцать строф об обетах бодхисаттвы» и сочинение, в котором описываются коренные и второстепенные нарушения тантрических обетов.

Его Святейшество упомянул сочинение Атиши «Светоч на пути к пробуждению», написанное главным образом для тибетцев по просьбе Джангчуба О. В нем Атиша излагает, как продвигаться по этапам пути и начать практиковать тантру. Этой схеме следуют все четыре буддийские традиции Тибета. Мы находим подобные изложения и в «Трилогии о покое» Лонгченпы, учителя школы ньингма, и в «Драгоценном украшении освобождения» традиции кагью. Последователи школы сакья идут по схожему пути, объясняя Три видения в свете учений о пути и плоде.

Его Святейшество добавил, что нельзя приступать к тантрическим практикам, не обладая некоторым пониманием пустоты. Поистине, чтобы преодолеть беспокоящие эмоции и омрачения не обойтись без понимания пустоты и бодхичитты. Об этом писал и Арьядева в своих «Четырехстах строфах о срединном пути», и Чандракирти во «Вступлении на Срединный путь» и «Ясном толковании основ мадхьямаки». Это основополагающие сочинения, и их обязательно нужно прочесть.

Далай-лама даровал посвящение Гухьясамаджи в тантрическом университете Гьюдмед
Молодые монахи бегом разносят чай для участников учений в мо-
настыре Гьюдмед. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)
В прошлом монахини не изучали философию, однако, как заметил Его Святейшество, они делают это на протяжении последних 20 лет. Уже принято решение, что в следующем году достойные претендентки будут держать экзамены на получение степени геше-ма, доктора буддийской философии. Его Святейшество очень надеется, что все больше женщин, живущих в миру, также начнут изучать логику и философию, и становиться профессорами. Его Святейшество отметил, что буддизм проник во все уголки тибетской культуры, и все же многие тибетцы его не изучают. Он сказал, что очень радуется, когда слышит, что все больше мирян, живущих в Тибете, проявляют неподдельный интерес к обучению.

«Мы должны быть буддистами 21-го века и стремиться к истинному пониманию Дхармы. Когда у вас появляется такое понимание, вы можете исправлять ошибки других. Бесконечно важно пройти все ступени обучения, размышляя и развивая убежденность, а затем, тщательно приучая свой ум к новообретенным знаниям. Что касается бодхичитты, то на эту тему нет лучшего произведения, чем поэма Шантидевы “Путь бодхисаттвы”, и очень хорошо было бы начать с изучения шестой и восьмой глав. Подобным образом, в 26-й главе сочинения Нагарджуны “Коренные строфы о срединности” объясняется, что мы проходим через перерождения из-за собственного неведения, а в главе 18 показано, как понимание взаимозависимого возникновения противостоит нашему неведению».

Затем Его Святейшество начал посвящение Гухьясамаджи, завершив до обеда первую часть.

Далай-лама даровал посвящение Гухьясамаджи в тантрическом университете Гьюдмед
Некоторые из более 10 тысяч монахов и монахинь, собравшихся
на учения Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор
(офис ЕСДЛ)
Когда все собрались вновь, Его Святейшество привел слова Шантидевы. Тот писал, что стремясь к пробуждению в течение бесконечных кальп, все Будды сходились во мнении, что наибольшую пользу приносит именно бодхичитта. Он добавил, что даже с обыденной точки зрения совершенно ясно, что люди, проявляющие бескорыстную заботу о других, живут счастливее. С другой стороны, современному образованию нечего противопоставить ненависти, подозрительности и алчности. В нем не уделяется внимания развитию душевной теплоты и альтруизма. Его Святейшество призвал собравшихся поразмышлять о пользе бодхичитты, поддержкой которой послужит понимание пустоты, отсутствия самобытия.

Затем Его Святейшество, не отвлекаясь более, довел посвящение Гухьясамаджи до конца, после чего объявил, что будет совершено заключительное подношение цог. Он также упомянул, что на сегодня, 30-й день 10-го месяца, приходится годовщина смерти Тринадцатого Далай-ламы.

Прощаясь, Его Святейшество посоветовал всем собравшимся воспользоваться случаем и посмотреть на песочную мандалу. Сотни монахов устремились вперед, чтобы обойти вокруг павильона с мандалой, расположенного в углу храма, а затем с веселым смехом и шутками покидали храм.

Перевод: Ольга Селезнева
Вернуться назад