Начало > Новости > Далай-лама прочитал в университете Эмори лекцию о природе и практике сострадания

Далай-лама прочитал в университете Эмори лекцию о природе и практике сострадания


18-10-2010, 10:53
Далай-лама прочитал в университете Эмори лекцию о природе и практике сострадания
Его Святейшество Далай-лама и президент университета Эмори
Джеймс Вагнер на пресс-конференции 17 октября 2010.
Фото/Ann Borden/Emory
Первый день трехдневного визита Далай-ламы в Атланту, штат Джорджия, начался с пресс-конференции в университете Эмори. На ней президент университета Джеймс Вагнер рассказал журналистам о сотрудничестве университета с тибетцами, а также о новостях программы «Научная инициатива Эмори – Тибет». По его словам, одним из результатов трехлетнего сотрудничества является выход в свет переводов на тибетский язык учебных пособий по научным дисциплинам. Затем он передал слово Его Святейшеству Далай-ламе.

В начале своего выступления Далай-лама рассказал, что сотрудничеству с университетом Эмори предшествовали почти 30 лет его общения с учеными в областях космологии, нейробиологии, квантовой физики и психологии. Эти четыре области Далай-лама выбрал, исходя из того, что в них существуют параллели с буддийским учением. По словам Далай-ламы, процесс диалога с учеными оказался взаимовыгодным. Буддисты больше узнают о физических процессах. Ученые же, со своей стороны, все больше интересуются работой ума, о которой буддисты могут им кое-что рассказать.

«Научная инициатива Эмори-Тибет», по словам Его Святейшества, стала очень полезной для тибетских монахов и монахинь, которые получили возможность изучать современную науку. Этот воистину исторический проект добавил новую дисциплину в программу обучения буддистов.

Затем Далай-лама ответил на вопросы журналистов. На вопрос, может ли капитализм преобразовать Китай в демократическое государство, Его Святейшество ответил, что считает это возможным, и добавил, что в мире вообще наблюдается стремление к большей свободе и демократии. Китай заинтересован в том, чтобы его граждане проявляли больше инициативы, без чего государство придет к застою, а это возможно только при наличии индивидуальной свободы.

По словам Далай-ламы, Китай является великим государством, которое приобретает все большее экономическое влияние, а потому должен играть конструктивную роль в мировом сообществе. Здесь очень важны доверие и взаимное уважение, а также прозрачность. По мнению Далай-ламы, Китаю сильно мешает привычка любому вопросу присваивать статус государственного секрета. Он уверен, что 1,3 миллиарда китайцев имеют право знать правду и способны судить о том, что правильно, а что нет.

Далай-лама также отметил, что в Китае в последнее время наблюдаются некоторые положительные сдвиги, приведя в пример недавние заявления китайского премьера Вэнь Цзябао о необходимости политической либерализации.

Отвечая на вопрос о том, каково, по его мнению, будущее таких программ как «Научная инициатива Эмори-Тибет», Далай-лама сказал, что совместные проекты с университетами Эмори, Висконсина и Мэдисона это семена, упавшие на плодородную почву. Из такого сотрудничества непременно появятся новые формы академической науки, уверен он.

Далай-лама прочитал в университете Эмори лекцию о природе и практике сострадания
Woodruff Arena, университет Эмори, где состоялась публичная
лекция Его Святейшества Далай-ламы 17 октября 2010.
Фото/Kay Hinton/Emory
После пресс-конференции Его Святейшество направился на стадион Woodruff Physical Education Center, где прочитал лекцию о природе и практике сострадания для примерно 4000 человек.

Далай-лама начал свое выступление с краткого взгляда на историческое развитие. В древние времена вера становилась для людей способом преодолевать возникающие проблемы. Сталкиваясь с трудностями, люди могли лишь молиться и надеяться. Позже, с развитием науки и технологий люди стали все больше доверять научным методам. 20 век стал свидетелем небывалого научного и технического прогресса (в частности в ядерной физике), и одновременно, прошлое столетие ознаменовалось крупнейшими войнами в истории человечества. То есть научные достижения принесли разрушение. По словам Далай-ламы, это указывает нам на ограничения, присущие материальному развитию.

Однако проблема заключается не в самой науке или технологиях, а в тех, кто ими пользуется. Поэтому человеческую мысль нужно направлять в конструктивное русло, чтобы развить ответственность за всеобщее благополучие.

По словам Далай-ламы в древние времена, когда люди вели более простую жизнь, и у них было меньше соблазнов, баланс в жизни поддерживался с помощью религиозной веры. В современном мире разум способен бороться с проблемами, возникающими вследствие роста населения, обострения конкуренции и появления у людей все новых потребностей, но он не является основным средством противодействия этим проблемам. Противодействием должна стать любящая доброта, говорит Далай-лама. Зерно сострадания есть в каждом человеке. При этом Его Святейшество выделяет два типа сострадания: пристрастное и в силу этого ограниченное и непредвзятое. Непредвзятое сострадание можно укрепить тренировкой ума.

Для практики непредвзятого сострадания важно следовать требованиям секулярной этики. По словам Далай-ламы, есть три причины, почему мы должны следовать секулярной этике. Первая это наш опыт. Когда рождается ребенок, мать проявляет о нем нежную заботу. Дети, о которых заботились, пока они были маленькими, обладают более спокойным умом. Те же, кто недополучил заботы в детстве, вырастают с чувством незащищенности.

Вторая причина кроется в здравом смысле. Люди живут более счастливо там, где есть любовь. Ученые обнаружили, что даже у обезьян детеныши, о которых матери заботились, гораздо счастливее тех, кто не получил такой заботы.

И третья причина заключается в том, что есть научные данные о том, что следование секулярной этике оказывает положительное воздействие на организм человека. Исследования показали, что постоянное воздействие страха и ненависти ослабляют иммунную систему, тогда как у людей спокойных и сострадательных все показатели физического здоровья улучшаются.

Хотя сессия вопросов и ответов не была предусмотрена программой, Далай-лама предложил присутствующим задать вопросы. Один из вопросов был о том, как поступать ученому, которому для исследований приходится убивать лабораторных мышей. Его Святейшество ответил, что требовать полной отмены таких исследований невозможно с практической точки зрения. Однако когда нельзя обойтись без убийства животного, люди должны делать это с чувством сострадания. По словам Далай-ламы зачастую в такого рода исследованиях к животным относятся как к неодушевленным объектам. Если исследователь буддист, то он может начитывать мантру Мани во время работы, подражая тибетским кочевникам, которые всегда читают специальные молитвы, убивая животных, которых затем употребят в пищу.
Вернуться назад