Начало > Новости > Второй день учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим
Второй день учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим23-12-2015, 13:05 |
Ташилунпо, Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 21 декабря 2015 года - Деревни в окрестностях монастыря Ташилунпо были окутаны густым утренним туманом, когда Его Святейшество Далай-лама приступил сегодня к учениям по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим. Его Святейшество Далай-лама приветствует слушателей, направля- ясь к трону в начале воторого дня учений. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Одним из следствий этого стало сильное смещение фокуса современного образования на материальное развитие в ущерб внутренним ценностям. Но более комфортные материальные условия жизни не принесли нам внутреннего покоя. Если нет мира и покоя в уме, то страдает и наше физическое самочувствие. Взращивание внутренних ценностей – источник покоя ума, но ни одна религия никогда не сможет стать приемлемой абсолютно для всех. По примерным оценкам, около миллиарда жителей Земли вообще не питают к духовным материям никакого интереса. Решением здесь может стать только распространение светской этики. Этому пути на протяжении веков следовали в Индии, где воззрения гедонистической и нигилистической школы чарвака вызывали бурю философских возражений, однако учителей этой школы величали риши, или мудрецы. Я твердо верю, что если бы Будда появился среди нас сегодня, он бы проповедовал светскую этику. Уникальная черта его учений – объяснения бессамостности; и все же, вопреки этому, иногда кажется, что его учения подразумевали наличие у нас “я”. Будда давал подобные учения, чтобы помочь отдельным группам своих учеников его понять. Таким образом, в современном мире, вполне можно представить Будду обучающим нас светской этике, ведь именно она сегодня нужнее всего. Светская этика прекрасно вписывается в общий контекст учений Будды, цель которых – преодоление страданий и обретение счастья». Некоторые из многих тысяч монахов и монахинь на учений Его Свя- тейшества Далай-ламы вмонастыре Ташилунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество рассказал историю, которая произошла с ним в детстве, когда он жил еще в Лхасе. Во дворце Норбулинка жили птицы в клетках. Среди них был и попугай, кусавший за пальцы всех, до кого мог добраться, за исключением одного монаха, учителя Далай-ламы по каллиграфии. Этот монах всегда приносил угощение для попугая, орехи и злаки, и тот проникся такой благодарностью, что радовался, едва заслышав шаги своего друга. Его Святейшество позавидовал своему учителю и ему очень захотелось, чтобы попугайчик полюбил и его так же сильно; но однажды, после того, как попугай снова его укусил, он разозлился и ткнул в него палочкой. Так он поставил жирный крест на всякой возможности подружиться с птичкой. Читая совет о принятии прибежища в Трех драгоценностях, который Пабонка Ринпоче дает в сочинении «Освобождение на вашей ладони», Его Святейшество рассказал об одной встрече в Парламенте мировых религий в Австралии. Два бирманских монаха попросили об аудиенции. Он согласился и, беседуя с ним, монахи признали, что все они следуют одному учителю, Будде, однако, по их мнению, между их традициями лежит огромная пропасть. Его Святейшество согласился, однако полностью их обезоружил таким замечанием: «Как бы там ни было, практики Дхармы должны опираться на винаю. Вы следуете правилам винаи традиции тхеравада, а мы – правилам винаи линии муласарвастивада». Оказалось, что эти монахи и не подозревали, что тибетские буддисты тоже соблюдают практики винаи. ПРочитав суровое замечание о традиции бон в «Освобождении на вашей ладони», Его Святейшество пояснил, что бон – традиционная религия Тибета, которая существовала там до появления буддизма. В наши дни монахи традиции бон учатся и проводят монастырские диспуты почти так же, как и буддийские монахи. Эта традиция сильно изменилась со времен появления буддизма в Тибете. Второй день учений Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Ташилунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Что касается строки: «Ведите других к принятию прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе» и завуалированной критике других религий в данном тексте, Его Святейшество пояснил, что очень важно не обидеть других, а способствовать межрелигиозной гармонии. Мы, как и последователи других буддийских традиций, принимаем прибежище в Трех драгоценностях ради помощь другим. Его Святейшество затронул и тему женского лидерства: «Первобытные человеческие сообщества не особенно нуждались в сильном предводителе, однако постепенно развивающиеся сельского хозяйства и институт собственности требовали защиты. Решающим фактором при выборе предводителя становилась физическая сила, поэтому у мужчин возникло неоспоримое преимущество. Современное образование ведет к большему равноправию мужчин и женщин. Однако, повсеместно распространенное убеждение, что руководить должны мужчины, проникло и в религиозные сферы. Хотя Будда давал полные посвящения мужчинам и женщинам, бхикшу считались старшими и сидели в первых рядах, а бхикшуни за ними. Нам нужны женщины-лидеры не только в угоду большему равноправию. Нам крайне необходимы достоинства, присущие женщинам. Данные научных исследований показывают, что женщины более восприимчивы к страданиям других. Они от природы более склонны к сопереживанию. Посмотрите, герои войн и мясники в большинстве своем мужчины, тогда как там, где нужна забота о других, например, среди младшего медицинского персонала, как правило, больше женщин. Я не шучу, когда утвердительно отвечаю на вопрос, может ли следующим Далай-ламой стать женщина. Это вполне вероятно. В Тибете уже есть прецеденты женских линий высоких перерождений. Китайцы критикуют мои замечания о возможной следующей реинкарнации. Это правда, что в прошлом китайский император обладал некоторым влияниям на процесс признания инкарнаций некоторых лам, но в те времена китайские императоры были буддистами. Монахи готовы отправиться разносить чай участникам учений Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Вернувшись к чтению текстов Ламрима и объяснениям о карме, Его Святейшество заметил: «Что касается закона причинно-следственных связей, очень важно понять, к чему нам нужно стремиться и чего избегать». Его Святейшество закончил чтение несколько раньше назначенного, и как обычно, учения завершились чтением молитвы посвящения традиции Ламрим, резкий тон которой все возрастал и возрастал, пока не достиг высшей точки, внезапно оборвавшись звенящей тишиной. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |