Начало > Новости > Далай-лама начал учения по сочинению Дхармакирти «Праманаварттика» в Риге
Далай-лама начал учения по сочинению Дхармакирти «Праманаварттика» в Риге11-10-2016, 17:07 |
Рига, Латвия, 10 октября 2016 года – Вчера Его Святейшество Далай-лама прибыл из Индии в Латвию, по пути совершив пересадку в Хельсинки. Утро выдалось зябким, а холодный ветер свободно разгуливал по улицам и паркам латвийской столицы, когда Его Святейшество садился в машину, чтобы отправиться в олимпийский комплекс «Сконто», где его ждали четыре с половиной тысячи человек. Около трех тысяч учеников приехало из России – примерно 500 из Калмыкии, 300-400 из Бурятии и около 100 из Тувы. Когда Его Святейшество показался на сцене, украшенной гигантским изображением Будды в окружении 17 учителей славной Наланды, люди подались вперед, надеясь поближе разглядеть тибетского духовного лидера, который тепло поприветствовал собравшихся. Затем Его Святейшество занял свое место и предложил прочесть «Сутру сердца» сначала на санскрите, а затем на латышском языке. Нынешние учения Его Святейшества организованы обществом «Saglabasim Tibetu» (Рига), фондом «Сохраним Тибет» (Москва) и Центром тибетской культуры и информации (Москва) и транслируются через интернет на тибетском, английском, латышском, русском, эстонском и монгольском языках. Его Святейшество Далай-лама приветствует 4,5-тысячную аудиторию в начале двухдневных учений в Риге. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Мы все одинаковые люди; по сути между нами нет различий. Мы все появились на свет одним путем и все однажды умрем. Крайне важно осознать базовое единство всего человечества – мы все хотим избежать страданий и обрести счастье. Делая чрезмерный упор на различиях между нами, мы начинаем делить людей на своих и чужих, чем лишь усугубляем разобщенность. Но если, с другой стороны, все человечество жило бы в мире и согласии, мы все были бы счастливы». Его Святейшество поделился воспоминанием о том, как впервые приехав в Европу в 1973 году, он был поражен, что даже в материально развитых странах люди порой очень несчастны. В то же самое время он восхищается духом Европейского Союза, в котором общие интересы поставлены выше узконациональных. В результате, даже если страны Евросоюза не могут друг другу помочь, они по крайней мере не причиняют вреда своим соседям. Его Святейшество Далай-лама дарует учения в Риге. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Другие религии, такие как джайнизм или буддизм, отрицают идею бога-творца, но их последователи верят, что мы сами в ответе за беды и радости своей жизни. Если мы не хотим страдать, не следует совершать дурных поступков, а если хотим быть счастливыми – нужно нести счастье другим. Каждой религии также присущ культурный аспект. Во времена, когда Махавира основал джайнизм, в Индии были широко распространены жертвоприношения животных, что плачевно сказывалось на материальном положении местных жителей. Махавира проповедовал строгое ненасисие и вегетарианство. Вскоре после него и Будда также уделил огромное внимание идее непричинения вреда и ненасилия. Культурный аспект религии отражает ценности, которыми жило общество на момент ее появления, и сегодня кастовая система Индии противоречит идеям демократии и равных прав для всех. Его Святейшество сказал, что просит своих друзей среди индийских духовных лидеров порицать устаревшие обычаи и призывать к переменам. «Будда родился в царской семье, – пояснил Его Святейшество, – однако отказался от беззаботной жизни во дворце и шесть лет выполнял строгие аскетические практики. В конце концов, сидя под деревом бодхи близ реки Нараяны, Будда достиг пробуждения. Хотя поначалу он сомневался, способен ли кто-то еще понять его прозрения, он нашел своих бывших товарищей по аскетическим практикам и даровал им учение о Четырех благородных истинах. Так колесо Дхармы повернулось в первый раз, и эти учения легли в основу палийского и санскритского канона. Вид на сцену из дальнего конца зала Сконто. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Кроме того, прославленные учителя монастыря-университета Наланды Дигнага и Дхармакирти оставили обширные труды по логике и теории познания. Наши сегодняшние учения посвящены второй главе сочинения Дхармакирти “Комментарий к трактату Дигнаги о достоверном познании”. Я слышал, что в начале 20-го столетия русский ученый Федор Щербатской перевел некоторые труды Дхармакирти на русский и английский языки. Обсуждая планы о проведении нынешних учений, мы решили, что вторая глава классического труда Дхармакирти по теории о достоверном познании подойдет как нельзя лучше». Его Святейшество заметил, что хотя буддизм проник во все уголки Тибета, тех, кто на самом деле его изучал, было довольно мало. Поэтому с самых первых дней в изгнании Его Святейшество призывал начать изучение классических произведений в монастырях, в которых до этого лишь выполняли ритуалы, а также в женских монастырях. И вот в конце этого года первые монахини, завершившие обучение, сдадут экзамены на степень геше-ма (доктора буддийской философии). Его Святейшество заметил, что объяснения бессамостности – уникальная черта буддийского учения, они помогают нам смотреть на происходящее без излишних преувеличений. Американский психиатр Аарон Бек тоже однажды сказал Его Святейшеству, что когда мы злимся или испытываем привязанность к чему-то или кому-то, мы видим эти объекты полностью в черном цвете или безоговорочно привлекательными. Но на самом деле, по мнению Бека, на 90% это лишь игра нашего собственного воображения. Таким образом, размышления о пустоте и взращивание бодхичитты дарят покой ума. Его Святейшество добавил, что внутренний покой и мир способствуют физическому здоровью, благополучию и долголетию. Более того, добавил тибетский духовный лидер, если мы будем в полной мере использовать свой интеллект и прибегать к логическим обоснованиям при изучении буддизма, наша традиция будет процветать еще долгие годы. Во время обеда к Его Святейшеству присоединилось 15 парламентариев из прибалтийских государств: двое из Эстонии, трое из Литвы и десять из Латвии, а также видные сторонники тибетского дела из каждой из этих стран. Один из слушателей задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе в начале второй сессии первого дня учений в Риге. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) На вопрос буддистов из Санкт-Петербурга о том, как преодолеть разногласия между последователями разных школ буддизма, Его Святейшество призвал помнить о том, что все школы тибетского буддизма берут истоки в традиции монастыря-университета Наланды. Поскольку буддисты из Москвы мечтают о новом здании, где они могли бы собираться все вместе, Его Святейшество посоветовал устроить там обучающий центр, где люди могли бы изучать буддийскую философию и психологию и проводить межконфессиональные встречи. Затем Его Святейшество продолжил чтение второй главы «Комментария к трактату Дигнаги о достоверном познании». Он объяснил, почему мы можем почитать Будду надежным учителем и отчего достоверное познание есть безобманное сознание. Он также пояснил, что субстанциональной причиной сознания может служить только сознание. Его Святейшество еще раз подчеркнул, что, излагая идею о взаимозависимом возникновении, Будда наставлял, как преодолевать ошибочные воззрения. Мудрость – это мощнейшее противоядие от неведения. Прибегая к мудрости, мы устраняем неведение из потока своего ума. В заключение Его Святейшество заметил, что Будда говорил о страданиях не с целью устрашения, а чтобы показать реальность и возможность прекращения [страданий] с опорой на взращивание пути. Понимание Четырех благородных истин в свете Двух истин: абсолютной и относительной, – путь к принятию прибежища в Трех драгоценностях через логическое обоснование. Его Святейшество объявил, что завтра он продолжит чтение трактата Дхармакирти, а также проведет церемонию зарождения бодхичитты. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |