Начало > Новости > Далай-лама принял участие во втором дне симпозиума «Эмори–Тибет»
Далай-лама принял участие во втором дне симпозиума «Эмори–Тибет»20-12-2016, 19:06 |
Мундгод, штат Карнатака, Индия, 19 декабря 2016 года – Около восьми утра воздух все еще достаточно прохладный, чтобы с удовольствием прогуляться, поэтому сегодня утром Его Святейшество Далай-лама прошел пешком от Дрепунг-Лачи до Дрепунг-Лоселинга. По дороге он приветствовал тибетцев и индийцев, местных жителей, паломников и нищих и пожал руки многих людей к их нескрываемому удовольствию и удивлению. Его Святейшество Далай-лама дает отвечает на вопросы Санджея Гупты. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Возможно, есть и другие животные, умеющие выражать теплые чувства друг к другу, – ответил Его Святейшество, – но способность улыбаться присуща одному только человеку. Мы общественные животные, поэтому нам нужны друзья. Дружба рождается из доверия, а доверие – из искренней заботы друг о друге. Если мы честны, правдивы и помогаем другим, вопреки трудностям в нашей собственной жизни, мы не утратим уверенности в своих силах». На вопрос, почему, если по природе своей человек склонен к состраданию, наш мир так безжалостен, Его Святейшество ответил, что сердце пяти-шестилетнего ребенка чисто и открыто. Детям нет дела до национальности, веры и расы своих товарищей по играм. Однако, получив воспитание в материалистическом обществе, они теряют и предают забвению основополагающие человеческие ценности, такие как сострадание и забота о других. Постепенно они учатся обманывать и запугивать других, а порой дело доходит и до убийства. «В США, – продолжил Его Святейшество, – все больше городов провозглашают себя “городами сострадания” и “городами доброты” и разрабатывают программы для развития этих достоинств в детях. В Индии и США мы также трудимся над созданием учебной программы для преподавания внутренних ценностей в светских учебных учреждениях. Мы планируем запустить пилотные программы в нескольких школах и если увидим благотворные результаты, сделаем их более широкодоступными». Гупта полюбопытствовал, что Его Святейшество хотел бы, чтобы люди знали о Далай-ламе, и что им еще неизвестно. Он ответил, что считает себя простым буддийским монахом и одним из семи миллиардов жителей Земли. Его положение нисколько его не гнетет. Его Святейшество добавил, что на протяжении долгих лет практикует аналитическую медитацию, исследуя негативные последствия гнева и привязанности, и то, как подобные разрушительные эмоции порождаются нашим неверным представлением о самобытии вещей. Крис Импи делает доклад во время второго дня конфе- ренции «Эмори-Тибет». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Затем в конференц-зале Лоселинга возобновился симпозиум «Эмори-Тибет», тема которого «Сближение буддизма и науки». Третья сессия, ведущим которой стал Цондю Сампхел, была посвящена физике – докладчики пытались найти ответ на вопрос, что является фундаментальными образующими частицами вселенной и каково их происхождение. Начав с наглядной иллюстрации размера Земли, Луны и Солнца по отношению друг к другу, а также расстояний между ними, астроном Крис Импи продемонстрировал, что преподаватель может увлекательно рассказывать о сложных понятиях. Ученый заметил также, что если бы Млечный путь был размером с тарелку, видимая вселенная была бы размером с Индию. Объяснив, что вселенная и составляющие ее частицы возникли 13,8 миллиардов лет тому назад в результате Большого взрыва, Импи добавил, что все нынешние образующие вселенную частицы уже были представлены в тот момент. Только 5% вселенной составляет видимая материя – протоны, нейроны и электроны, еще 23% – это темная материя. Она ответственна за массу, которая удерживает галактики вместе. Оставшиеся 72% составляет темная энергия, весьма загадочный для науки объект, хотя ученые предполагают, что именно благодаря ей происходит ускоряющееся расширение вселенной. Досточтимый Тхабкхе в своем докладе рассмотрел факторы, послужившие причиной рождения вселенной с буддийской точки зрения. Он пояснил, что буддизм не принимает идеи о существовании бога-творца, и продолжил объяснения, заметив, что из двух главных факторов появления вселенной, первый был материальным – это возникновение различных частиц, а второй условным, как проявление коллективной кармы живых существ, инициировавшей процесс образования. Он рассказал о четырех стадиях жизни вселенной: возникновение, существование, разрушение и пустота. Его Святейшество внес свою лепту в последующее экспертное обсуждение, пояснив роль кармы и тонкого ума и энергии в формировании вселенной. Он также посоветовал рассматривать так называемые элементы – землю, воду, огонь и воздух ,– которые в последнее время называют «источниками частиц», скорее в терминах твердого, жидкого, горячего и подвижного. Он также заметил, что существует не только движение в пространстве, но и движение во времени. Геше Нгаванг Норбу говорит о буддийских воззрениях на происхождение жизни на Земле. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Геше Нгаванг Норбу, рассказывая о буддийских воззрениях на происхождение жизни на Земле, задался вопросом, что такое жизнь, как появился человек на Земле и каковы стадии эмбрионального развития. Он описал несколько признаков, которые характеризуют жизнь, среди них способность к репродукции, способность отвечать на стимулы, способность усваивать питательные вещества и выделять отходы, и так далее. В ходе последующего обсуждения, в котором принял участие и Его Святейшество, Скотт Гилберт заметил, что жизнь в большинстве случаев характеризуется совместным существованием. Принято считать, будто эволюцию движет вперед борьба за выживание, но, по его мнению, жизнь распространилась по миру не благодаря конкуренции, а благодаря сотрудничеству. К концу дня, отвечая на вопрос Его Святейшества, Кристоф Кох сделал пугающее признание, что на западе, и среди его коллег тоже, очень немногие всерьез полагают, что животные, птицы и насекомые наделены сознанием. Он приписал это, возможно имеющей религиозные корни, теории об особенном положении человека в творении и еще раз подтвердил, что идея о существовании разума у других живых существ – нечто совершенно новое. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |