Начало > Новости > Далай-лама начал учения по сочинениям «Ступени созерцания» и «37 практик бодхисаттвы»
Далай-лама начал учения по сочинениям «Ступени созерцания» и «37 практик бодхисаттвы»11-07-2017, 20:27 |
Дискет, Нубра, штат Джамму и Кашмир, Индия, 11 июля 2017 года – Его Святейшество Далай-лама остановился в монастыре Пходранг в Дискете. Сегодня утром, направляясь на площадку для учений, он провел короткую церемонию освящения нового зала собраний. В месте проведения учений, по пути к трону Его Святейшество без устали обменивался приветствиями с собравшимися. Перед тем как занять свое место, Его Святейшество помахал рукой ученикам, сидящим слева, справа и посередине. Прочли строфы о принятии прибежища в Трех драгоценностях, а затем «Сутру сердца» и «Восхваление семнадцати пандитам славной Наланды». Его Святейшество Далай-лама возносит молитвы в начале первого дня учений в монастыре Дискет. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Сегодня вы услышите объяснения буддийской Дхармы, – начал Его Святейшество. – В Тибете и по всему Гималайскому региону люди склонны полагать, будто Дхарма – это начитывание мантр и исполнение ритуалов. Последователи школы гелуг, вероятно, связывают ее с этапами на пути к пробуждению. Мне 82 года, я многое повидал на своем веку и полагаю, что мы делаем слишком большой упор на учениях, предназначенных избранным группам учеников, вместо того, чтобы сосредоточиться на учениях общей структуры буддизма. Сегодня, в 21-м столетии, когда у всех так мало времени, я считаю полезным для общего ознакомления с буддизмом вкратце излагать суть идей, описанных в 300 томах классической буддийской литературы. Учения о Четырех благородных истинах Будда давал открыто всем, кто желал слушать, однако учения о совершенной мудрости не предназначались для широкой публики. В результате некоторые утверждают, будто учения махаяны не являются истинными учениями Будды, точно так же, как есть те, кто не верит, что учения тантры были дарованы самим Буддой. Именно из-за возможности подобных сомнений мы должны уделять более пристальное внимание учениям общей структуры буддизма. Придерживаемся ли мы воззрений школы ньингма с ее линиями передач кама и терма, или школы гелуг, с ее линиями передач сэгью, энса и шунгпа, наше излишнее внимание к специализированным учениям сеет семена разобщения. В палийском каноне считается, что Будда повернул колесо Дхармы всего один раз. В санскритской традиции, с другой стороны, говорится о трех поворотах колеса учения. Во время первого поворота Будда последовательно разъяснил философские воззрения вплоть до школы вайбхашика, а также монашескую дисциплину, во время второго он изложил сутры совершенной мудрости, включая и учение мадхьямаки, а учения третьего поворота колеса Дхармы стали источником воззрений школы читтамара. На это можно взглянуть и по-иному – рассматривать Две истины как основу, метод и мудрость как путь, а два тела Будды как плод. Такой взгляд согласуется с логическим подходом школы мадхьямака. Поняв это, мы будем в состоянии разрешить любые сомнения, касающиеся учений Будды. Начиная с Двух истин и постигая затем Четыре благородные истины, ученик приходит к пониманию истинного прекращения и истинного пути и их реальной достижимости, поскольку мы все наделены природой Будды». Монахи читают текст во время первого дня учений Его Святейшества Далай-ламы в монастыре Дискет. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество заметил, что поскольку учения Будды построены на логике и обосновании, те их стороны, которые имеют отношение к устройству ума и эмоций, представляют большой интерес для современных ученых. Логика и обоснование применяются также при анализе трех объектов познания: открытых и очевидных явлений, частично скрытых и совершенно скрытых явлений. Для понимания совершенно скрытых явлений нам приходится полагаться на авторитет письменных источников и опыт учителей. Его Святейшество пояснил, что в истинности некоторых учений, например о пустоте, мы можем убедиться на личном опыте. Он признался, что отказался верить в гору Меру, поскольку ни он сам, ни кто-либо другой ее никогда не видал. Ведь если бы она существовала, кто-нибудь из путешественников обязательно бы ее обнаружил в одном из уголков мира – но ее нигде нет. Он добавил, что Будда пришел в наш мир, чтобы даровать учения о Четырех благородных истинах, а не для того, чтобы давать точные научные сведения о физическом мире или происхождении вселенной. «Одним словом, Дхарма – это нечто, что нужно каждому из нас. Мы склонны полагать, будто деньги, вещи, имя и слава – это все, что нам нужно. Если бы они дарили нам покой ума и способствовали нашему интеллектуальному развитию, это было прекрасно, однако деньги и слава не способны защитить нас от стихийных бедствий, таких как наводнения, засуха и землетрясения. Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, наших собственных рук дело. Мы можем решить многие из них, а также изменить свое отношение к трудностям, путем преобразования своего ума. В других частях вселенной могут обитать самые разные живые существа, но мы едва ли можем им помочь. Даже для птиц, животных и насекомых на этой планете мы немногое можем сделать. Те, кому мы по-настоящему можем быть полезны – это семь миллиардов людей, живущих сегодня на Земле. Каждый из нас хочет счастья и не желает страданий, и мы можем помочь другим осознать, насколько здесь важен покой ума. Невозможно переоценить преимущества любви и сострадания, и недостатки гнева и страха». Его Святейшество Далай-лама дарует учения в монастыре Дискет. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Еще раз подчеркнув, что все основные религиозные традиции служат продвижению и усилению таких практик, как любовь и сострадание, Далай-лама выразил уверенность, что межрелигиозная гармония и взаимоуважение между ними не просто важны, но и практически достижимы. «Мы собрались здесь для изучения буддийской Дхармы. Когда Будда обрел пробуждение, говорят, у него возникли такие мысли: “Я постиг подобную нектару Дхарму, глубокий, мирный, простой, несоставной ясный свет, но, если я начну учить других, никто меня не поймет, поэтому я останусь в тишине, среди деревьев.” Однако через некоторое время Будда первый раз повернул колесо Дхармы, даровав учения о Четырех благородных истинах. Именно во время первого поворота колеса он впервые затронул идею бессамостности. Во время второго поворота колеса Дхармы он дал более подробные наставления, разъяснив, что не только человеческое “я” не обладает самобытием, но даже скандхи (психо-физические совокупности) пусты (не имеют самобытия). Во время третьего поворота колеса учения он учил о пустоте природы Будды. Я сам нахожу весьма полезным переносить четырехступенчатый анализ, как он описан в “Сутре сердца”, на идею “я”: “Я – это пустота; пустота – это я. Пустота ничто иное, как я, и я ничто иное, как пустота”. А теперь давайте приступим к чтению “Ступеней созерцания”». Его Святейшество заметил, что этот трактат особенно дорог тибетцам. Камалашила сочинил его в Тибете, где его об этом и попросили, во времена, когда Тибет был великой империей. Шантаракшита даровал монашеские посвящения первым монахам и учредил в Тибете первый монастырь – Самье. В нем открыли отделения для переводчиков, монахов, созерцателей и так далее. Китайские монахи, которые учились на факультете медитации, утверждали, будто интеллектуальным изучением можно пренебречь и для обретения состояния сознания Будды достаточно одних лишь медитаций. Чтобы оспорить их позицию, в Тибет пригласили Камалашилу, великого ученика Шантаракшиты, который победил оппонентов в ходе философских диспутов. После этого Камалашила написал три тома «Ступеней созерцания». Верующие почтительно провожают Его Святейшество Далай-ламу по завершении первого дня учений в монастыре Дискет. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество сообщил, что получил объяснения по данному трактату от настоятеля монастыря Сакья Сангье Тензина, который в свою очередь слышал их от ламы из Кхама в Самье. Его Святейшество начал читать трактат, охватив начальные разделы «Что такое ум?», «Тренировки ума», «Сострадание», «Развитие равностности, основы любящей доброты» и перешел к разделу, в котором объясняется природа страданий. После обеда Его Святейшество встретился с почти 300 учениками из школ Нубрской долины и 200 монахами и монахинями, которые принимали участие в Великих летних диспутах. Он поприветствовал всех собравшихся и выразил надежду, что 21-й век будет отличаться от века минувшего, отмеченного невиданным насилием. Он призвал юное поколение не забывать, что с опорой на решимость и ясное видение цели они смогут построить более мирную, более счастливую эру, однако для этого важно думать не только о себе, но и о благополучии всего человечества в целом. Несколько учениц задали ему вопросы. Первая спросила, сколько заслуг мы обретаем, завершив путь подготовки. Она пояснила, что спрашивает, поскольку ее заинтересовала строфа из поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы», в которой говорится, что заслуги, накопленные за тысячу бесконечных кальп, могут быть уничтожены одной-единственной вспышкой гнева. Его Святейшество ответил, что строфа обращается к гневу, который может испытать низший бодхисаттва по отношению к высшему бодхисаттве. В гневе обычных людей, конечно, тоже ничего хорошего нет, но он далеко не так разрушителен. Одна из школьниц задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время встречи в монастыре Дискет. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество спросили также о соблюдении пяти заповедей мирянина, и он ответил, что за исключением последней заповеди, которая имеет отношение к ошибочным воззрениям и может толковаться немного по-разному в разных верах, все религии единодушны в запрете на десять недобродетельных деяний. На вопрос о грубом и тонком непостоянстве Его Святейшество ответил, что рождение, жизнь и смерть – примеры первого. Тонкое непостоянство подразумевает мгновенные изменения. Это скорее скрытое свойство причины явлений, а не результат какого-то дополнительного вмешательства. Его Святейшество заметил, что мы можем наблюдать мгновенные изменения с помощью микроскопа. Одна из школьниц спросила, как буддисты относятся к теории Большого взрыва. Его Святейшество отметил периоды рождения, существования и разрушения, и заметил, что ученые изучают лишь самый последний Большой взрыв, однако нет никаких логических оснований полагать, будто перед ним не могло быть и других. Один из монахов спросил о существовании горы Меру. Его Святейшество спросил, видит ли тот перед собой слона. Монах согласился, что слона здесь нет, но заметил, что порой, если мы не в состоянии что-то видеть, это не означает, что данного явления не существует. Ганден Трисур, Ризонг Ринпоче добавил, что невозможность обнаружить гору Меру бросает тень сомнения и на существование других подобных мест, например небес Тушита. Его Святейшество Далай-лама дарует наставления школьникам, монахам и монахиням во время встречи в монастыре Дискет. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Принято считать, что в буддизме нет места кастовой дискриминации, заметила одна из монахинь, однако во время церемонии посвящения в монашеский сан задают вопрос: «Вы сын или дочь кузнеца?» Его Святейшество ответил, что никогда не слыхал об этом, поэтому сказать ему нечего. Однако он припомнил, что Будда однажды дал царю такой совет: не имеет значения, что Упали родился в семье цирюльника, уважай его за его знания и практику. Когда встреча подошла к концу Его Святейшество поблагодарил школьников за интересные вопросы и попросил не жалеть сил на изучение классических буддийских сочинений, оставленных нам в наследство великими индийскими учителями, такими как пандиты Наланды. Он добавил, что и мусульманам может принести большую пользу изучение логики и теории познания. Эти дисциплины лучше всего изучать на тибетском языке. Жители Ладака неплохо понимают письменный тибетский язык, несмотря на то, что разговорные диалекты давно разошлись в стороны. Его Святейшество продолжит учения по «Ступеням созерцания» и «37 практикам бодхисаттвы» завтра. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |