Начало > Новости > Далай-лама принял участие в диалоге «Природа сознания» между российскими и буддийскими учеными-философами
Далай-лама принял участие в диалоге «Природа сознания» между российскими и буддийскими учеными-философами7-08-2017, 23:04 |
Нью-Дели, Индия, 7 августа 2017 – Показавшись в зале, где российские ученые и философы собрались для встречи со своими буддийскими коллегами, Его Святейшество Далай-лама поприветствовал нескольких стародавних друзей. Затем он с интересом рассмотрел выставку, посвященную Агвану Доржиеву. Бурятский монах впервые приехал в Тибет со своим учителем в 1873 году. Он поступил в монастырь Дрепунг Гоманг, где получил степень геше-лхарампы. Его назначили партнером Тринадцатого Далай-ламы по монастырским диспутам, и между сложилась близкая связь, немало поспособствовавшая развитию связей между Тибетом и Россией. Его Святейшество Далай-лама рассматривает экспонаты выставки, посвященной Агвану Доржиеву, в начале первого дня диалога с российскими учеными «Природа сознания». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) В своем вступительном слове профессор Анохин объяснил, что многих участников на встречу привело ощущение, что Россия и российская наука культурно и географически находятся на пересечении востока и запада. Задача конференции, по словам профессора, поразмышлять о природе сознания, лучше понять себя самих и попытаться найти пути облегчения страданий. Он добавил, что члены российской делегации представляют самые разные отрасли науки. К ним присоединились двенадцать монахов, которые не только получили прекрасное буддийское образование, но также получили образование в области современных естественных наук. Его Святейшество спросили, не хочет ли он сказать несколько слов перед началом обсуждения, и Далай-лама заметил, что с детства питал живой интерес к технике и механизмам, и это увлечение переросло в диалог с современной наукой. «Я веду весьма плодотворные обсуждения с учеными на протяжении уже более 30 лет, держа в уме две цели. Во-первых, расширить наши знания. До конца 20-го столетия ученые в общем и целом занимались лишь исследованиями внешних явлений, в том числе мозга. Они изучали вещи, которые можно измерить и которые может подтвердить с точки зрения третьего лица. Однако к концу XX – началу XI века все больше ученых начали видеть свидетельства в пользу того, что медитация и тренировка ума влияют на наш мозг совершенно неожиданным образом. Это явление назвали нейропластичностью мозга. Его Святейшество Далай-лама обращается со вступительным словом к участникам диалога «Природа сознания». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Во-вторых, я веду диалог с учеными, поскольку существующее положение дел в мире весьма прискорбно: в том время, как мы с вами мирно беседуем, наслаждаясь компанией друг друга, в других частях нашей планеты люди убивают себе подобных, все больше растет пропасть между бедными и богатыми, а дети в таких странах, как Йемен, умирают от голода. Организованное насилие – войны, среди них гражданские войны и в России, и в Китае, свирепствовали на протяжении большей части прошлого века. По оценкам историков, в 20-м веке было убито около 200 миллионов человек. Если бы в результате мы построили более счастливый и мирный мир, некоторые могли бы хоть как-то оправдать это насилие, но ведь мир не стал лучше. В поисках решения своих проблем люди привыкли прибегать к грубой силе. Однако насилие порождает только еще большее насилие. Мы должны учиться на прошлых ошибках и стремиться к диалогу, не забывая, что другие люди – наши братья и сестры. Мы должны мирно сосуществовать друг с другом. Глобальная экономика и изменения климата не признают государственных границ. Избавляться нужно именно от нашей стародавней привычки делить людей на своих и чужих, ведь она так легко ведет к насилию. Необходимо учить людей понимать, что каждый из нас член большой человеческой семьи. Страх и подозрительность не помогут ужиться вместе. Необходимо взращивать душевную теплоту. Поэтому моя вторая цель – привлекать внимание к важности покоя ума и тому факту, что с опорой на гнев мира не построить». Во время первого дня диалога Его Святейшества Далай-ламы с российскими учеными «Природа сознания». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество также отметил, что в России буддизм, который исповедуют многие жители Бурятии, Калмыкии и Тувы, является одной из традиционных религий. Затронув вопрос сознания, Его Святейшество упомянул, что согласно буддийским воззрениям, существует несколько уровней сознания: сознание органов чувств в состоянии бодрствования, более тонкое сознание во время сна со сновидениями и тончайшее сознание, которое проявляется в процессе умирания. Затем Татьяна Черниговская, модератор утренней сессии, передала микрофон профессору Константину Анохину из московского Научно-исследовательского института нормальной физиологии им. П. К. Анохина, который представил доклад «Единство ума и мозга: целостный подход российской нейронауки о высших мозговых функциях». Он сказал, что главным образом ученые пытаются объединить ум с точки зрения первого лица, ум с точки зрения третьего лица и мозг с точки зрения третьего лица. В завершение он сказал, что ум – это структура, а сознание – это процесс, в нем происходящий. Профессор Константин Анохин выступает с докладом о единстве ума и мозга в ходе первого дня диалога Его Святейшества Далай-ламы с российскими учеными «Природа сознания». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Когда Его Святейшество поинтересовался, есть ли у ума начало и верит ли ученый в один Большой взрыв или серию Больших взрывов, профессор Анохин ответил, что ум возник с появлением жизни. На вопрос, можем ли мы утверждать, что существа, обладающие разумом, живут только на нашей планете, ученый ответил отрицательно, однако, по его мнению, другие разумные существа могут весьма отличаться от нас. Один из буддийских ученых-философов спросил, наделены ли эмоциями системы искусственного интеллекта. Юрий Александров из московского Института психологии начал свой доклад «Недизъюнктивный подход к пониманию сознания и эмоций: культурно-специфический взгляд» словами, что мы все люди и в этом отношении одинаковы, но между нами существуют и различия. Он привлек внимание к культурно-специфическим различиям между российским и американским подходами. Один реактивный, другой активный. В одном есть запреты на определенные вещи, в другом есть обязательные правила, один из них стоит на принципах анализа, а другой более целостный. Он заметил, что если мы смотрим на три изображения – коровы, цыпленка и травы – то американец отнесет корову и цыпленка к одной группе, как животных, а россиянин объединит корову и траву. По его мнению, эти различия не указывают на верный или ошибочный подходы, напротив, они дополняют и обогащают друг друга, о чем не следует забывать. Профессор Юрий Александров выступает с докладом в ходе первого дня диалога Его Святейшества Далай-ламы с российскими учеными «Природа сознания». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Заседание прервали на обед. Его Святейшество и другие докладчики продолжали беседу и за едой. Возобновив свой доклад о сознании и эмоциях, профессор Александров показал видеоролик, запечатлевший, как мышь строит гнездо и человек смотрит вырезки из мультсериала «Симпсоны», во время которых ученые отслеживали активность нейронов головного мозга в знакомых и приятных ситуациях. Татьяна Черниговская из Санкт-Петербургского государственного университета сделала интересный доклад на тему «Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание». Она процитировала немало известных людей, от Канта до Витгенштейна, заметив, что Нильс Бор утверждал: «В квантовом мире наблюдатель – это участник», а Альберт Эйнштейн: «Тело и ум не две различные вещи, а два разных способа восприятия одного и того же». Она провела анализ языка и времени в свете того, что они могут рассказать нам об уме. Профессор Татьяна Черниговская представляет доклад о языке и сознании во время первого дня диалога Его Святейшества Далай-ламы с российскими учеными «Природа сознания». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Кто-то из ученых упомянул, что существование наблюдаемого объекта возможно только, если есть наблюдатель, и Его Святейшество назвал это указанием на взаимозависимость, созвучным буддийской идее, что вещи существуют лишь как обозначения. Он уточнил, что Вольф Зингер, немецкий нейрофизиолог, о котором упоминала Черниговская, пришел к выводу, что в мозге нет единого центра управления, и это согласуется с буддийской идеей об отсутствии независимого «я». Хотя беседа между учеными и буддийскими философами затянулась до вечера, Его Святейшество удалился на ночной отдых чуть раньше, сказав, что с нетерпением ждет продолжения их диалога завтра. Перевод: Ольга Селезнева. Вернуться назад |