Начало > Новости > Далай-лама прочел лекцию в рамках серии мемориальных лекций, посвященных Раджендре Матуру
Далай-лама прочел лекцию в рамках серии мемориальных лекций, посвященных Раджендре Матуру9-08-2017, 21:05 |
Нью-Дели, Индия, 9 августа 2017 года – Его Святейшество Далай-ламу пригласили сегодня в Тин Мурти Бхаван, бывшую резиденцию премьер-министра Джавахарлала Неру, где по просьбе Гильдии редакторов Индии он прочел лекцию в рамках серии памятных лекций, посвященных Раджендре Матуру. Казначей гильдии Кальяни Шанкар официально поприветствовал 350 гостей. Затем президент Радж Ченгаппа сказал вступительное слово. Он заметил, что Индия готовится к празднованию 70-летия со дня провозглашения независимости, и все эти годы в их стране процветает свобода слова и средств массовой информации. Он добавил, что Гильдия редакторов была основана в 1977 году, и свобода средств массовой информации, отражающая права и свободы граждан, – неотъемлемая часть индийской демократии. Президент объяснил, что в 2002 году их организация учредила ежегодные лекции в память о выдающемся редакторе и журналисте Раджендре Матуре. В прошлом году лекцию о том, как важно не допускать «терпимости к нетерпимости» прочел Амартия Сен. В этом году члены Гильдии редакторов с огромной радостью приветствует Его Святейшество, которого президент назвал лучезарным маяком мира и духовности. Его Святейшество Далай-лама приветствует слушателей перед началом лекции, посвященной Раджендре Матуру. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Для меня поистине большая честь выступить на этой встрече, – начал Его Святейшество. – Наш мир принадлежит семи миллиардам людей, живущим сегодня на Земле. Каждая страна принадлежит ее гражданам, а не королям или королевам, не избранным руководителям, не духовным лидерам или диктаторам. Демократическая система лучше других дает людям возможность принять на себя ответственность за свое будущее. Еще в детстве, живя в Тибете, я понял, что наша старая система управления страдает от многих недостатков – слишком много власти сосредоточено в нескольких руках. Кроме время от времени приходившего к нам издания Tibet Mirror, издававшегося в Калимпонге, у нас не было других газет. Моими источниками информации были дворцовые подметальщики. В 1950 году после того, как я принял на себя ответственность за дела Тибета, я учредил комитет по реформам. Его деятельность не увенчалась успехом, поскольку китайцы решили, что если и проводить реформы в Тибете, то только согласно их указаниям. В 1954 году я поехал в Пекин, а в 1956 посетил Индию. Впервые я встретился с пандитой Неру в Пекине в 1954 году, а в 1956 мы узнали друг друга ближе. В 1959 году мы решили обратиться за помощью в ООН. Неру был против, однако мы все равно написали обращение. После я немного тревожился о том, что он мне скажет при встрече, и был приятно удивлен, когда Неру даже не вернулся к этому вопросу. Для меня это стало одним из первых уроков, который помог лучше понять, что такое свобода мысли». Его Святейшество объяснил, что тибетцы осуществляют самые разнообразные проекты, чтобы сберечь родную культуру и традиции. В первый же год жизни в изгнании в Массури был составлен план по введению демократического управления в тибетском сообществе. Теперь же, после демократического избрания лидера, вставшего во главе тибетской администрации, Его Святейшество полностью сложил с себя все политические полномочия и положил конец участию Далай-лам в светских делах Тибета в будущем. Слушатели во время лекции Его Святейшества Далай-ламы, посвященной Раджендре Матуру. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Я твердый сторонник демократии и храню верность демократическим принципам. Мы по праву можем гордиться своими достижениями на этом поприще. Наше небольшое сообщество в изгнании сегодня гораздо свободнее и демократичнее, чем наш великий сосед Китай. Рано или поздно китайцы последуют по нашим стопам. Индия – самая густонаселенная страна мира, но демократическое устройство делает ее более стабильной и миролюбивой, чем ее соседи. Благодаря многовековой традиции ахимсы, Индия также единственная страна мира, где все основные религии мира живут бок о бок в ладу и согласии. Поскольку в конечном итоге граждане в ответе за дела своей страны, им необходима полная и объективная информация о происходящем. В свете этого средства массовой информации должны быть честными, правдивыми и непредвзятыми. Однако, как мне кажется, средства массовой информации склонны выбирать негативные события и устраивать из них сенсации, чтобы привлечь побольше читателей. Но когда людям преподносят лишь плохие новости, на них наваливается уныние и тревога о безрадостном будущем. Поэтому я верю, что средства массовой информации обязаны рассказывать и о хороших новостях, например, о научных свидетельствах в пользу того, что по природе своей человек милосерден. Совершенно необходимо дарить людям надежду. Поскольку мы общественные животные, которые не могут не ценить любви и нежности, очень важно постараться построить более сострадательное человеческое общество. Одним из подходов будет переоценка современной системы образования. Поскольку большинство одолевающих нас проблем – наших собственных рук дело, а многие люди, которые чинят вред другим, прекрасно образованы, имеет смысл поразмышлять, адекватно ли существующее образование. В основном оно сосредоточено на достижении материальных целей и практически не уделяет внимания развитию внутренних ценностей. Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы слушателей по завершении лекции, посвященной Раджендре Матуру. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Многие люди обращаются к религии в поисках общечеловеческих ценностей, однако из семи миллиардов людей Земли один миллиард не интересуется духовными материями. Из оставшихся шести миллиардов далеко не все следуют родной вере серьезно и искренне. Все религии потенциально способны сделать людей лучше, и, хотя некоторые утверждают, будто существует лишь одна истина и одна религия, каждый индийский ребенок с детства знает, что на свете есть множество религий и множество аспектов истины. Индия служит живым свидетельством тому, что все основные религии мира могут жить вместе в мире и гармонии, если наши действия воплощают ахимсу и мотивируются каруной». Его Святейшество объяснил, что кроме трех главных обязательств, которые он на себя принял – продвижения идеи о единстве всего человечества, способствования межрелигиозной гармонии и сохранения тибетской культуры, берущей истоки в традиции монастыря-университета Наланды, он считает своим долгом возрождать древние индийские знания об устройстве ума и эмоций в их родной стране. Его Святейшество подчеркнул, что практически все тибетские знания пришли из Индии. Вот почему тибетский учитель 14–15-го веков сказал однажды, что хотя «Тибет – страна ослепительно белых снегов, он был окутан тьмой, пока его не озарил свет из Индии». По мнению Его Святейшества, представители средств массовой информации должны всерьез заняться распространением идеи о том, что образование, вращающееся вокруг материальных целей, может принести лишь физический комфорт, но ведь гораздо важнее обрести покой ума. Одних лишь молитв и мантр недостаточно; чтобы сделать ум спокойнее необходимо преобразовывать свои эмоции. Его Святейшество рассказал, что около 10 тысяч монахов и более тысячи монахинь изучают сегодня знания традиции Наланды. Многие из них прекрасно говорят на хинди, китайском и английском языках, а также изучают современные естественные науки. Один из слушателей задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе по завершении лекции, посвященной Раджендре Матуру. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Современная Индия устремляется в погоню за западными идеалами, но я призываю моих индийских друзей всерьез обратиться к своим древним знаниям об уме, которые остаются необыкновенно полезными и актуальными и сегодня. Вот этим я и хотел с вами поделиться, а сейчас готов ответить на ваши вопросы». Президент гильдии первым делом спросил совета Его Святейшества по поводу индийско-китайского противостояния на плато Доклам и разговоров о начале войны. Его Святейшество ответил, что это важный вопрос, но Индия и Китай на протяжении веков были соседями. Они должны жить бок о бок и дальше. И хотя политики могут обмениваться жесткими высказываниями, он не думает, что дело зайдет дальше этого. Его Святейшество добавил, что важно видеть разницу между китайскими руководителями и китайским народом, и посоветовал правительству Индии улучшить условия пребывания для китайских паломников, желающих посетить Бодхгаю, Санчи, Раджгир и другие священные места. Это может способствовать укреплению доверия. По словам Его Святейшества, Китаю нужны перемены, и совершенно очевидно, что за последние 30 лет в этой стране уже многое поменялось. На вопрос, надеется ли он вернуться домой в Тибет, Его Святейшество ответил, что также называет себя сыном Индии и не хотел бы жертвовать свободой, которая есть у него здесь. Эта свобода позволяет ему делиться своими взглядами с другими. Его Святейшество лишился родной страны, однако несет другим знания о древнем индийском наследии, и это наполняет его жизнь смыслом. Далай-лама в очередной раз ответил на вопрос о своем преемнике, еще раз подчеркнув, что в 1969 году однозначно заявил: решение о существовании Пятнадцатого Далай-ламы будут принимать жители Тибета, Гималайского региона и Монголии. Он добавил, что, если будет необходимо, следующим Далай-ламой может стать и женщина. Отвечая на вопросы собравшихся о женщинах и образовании, Его Святейшество заметил, что в прошлом в лидеры выбивались благодаря физической силе, поэтому повсюду доминировали мужчины. Однако с распространением образования мужчины и женщины стали более равноправными. Его Святейшество подчеркнул, что сегодня крайне важно поощрять развитие внутренних ценностей, таких как душевная теплота, и лидерство женщин может этому очень поспособствовать. Он также отметил важнейшую роль учителей, и поскольку их влияние распространяется на далекое будущее их учеников, доброта учителей даже более существенна, чем доброе отношение врачей и медсестер. Вид на зал Тин Мурти Бхаван по завершении лекции Его Святейшества Далай-ламы, посвященной Раджендре Матуру. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) На прощание президент гильдии Ченгаппа спросил, какой совет Будды кажется Его Святейшеству наиболее значимым. Далай-лама упомянул такие слова великого учителя: О монахи и ученые-философы, Как золотых дел мастер проверяет золото, Расплавляя, разрезая и перетирая его, Так и вы тщательно исследуйте мои слова и лишь после этого принимайте их, А не просто из уважения ко мне. Зал разразился аплодисментами, когда генеральный секретарь Пракаш Дуби произносил слова благодарности. Его Святейшество долго еще не мог выйти из зала, поскольку множество людей хотели обменяться с ним приветствиями, пожать ему руку или дотронуться до его ног. Затем Его Святейшество вернулся на обед к себе в гостиницу. Перевод: Ольга Селезнева Вернуться назад |