Начало > Новости > В Индии состоялась первая конференция под эгидой института «Ум и жизнь»

В Индии состоялась первая конференция под эгидой института «Ум и жизнь»


23-11-2010, 18:54
В Индии состоялась первая конференция под эгидой института «Ум и жизнь»Конференции под эгидой института «Ум и жизнь», объединяющие ученых, философов и созерцателей в их стремлении понять, что такое человеческий ум и какова польза созерцательных практик, продолжаются с 1987 года. До последнего времени заседания в основном происходили в США, в Индии в Дхарамсале, где расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы, а также в Европе. В конце ноября 2010 года руководство института «Ум и жизнь» приняло решение провести первую публичную встречу в Азии с привлечением индийских ученых, которые не участвовали во встречах в Дхарамсале.

Участники предыдущих конференций сосредотачивали свое внимание на исследовании позитивного влияния буддийских созерцательных практик. Двадцать вторая конференция, состоявшаяся с 20 по 23 ноября в India Habitat Center в Нью-Дели, стала воплощением желания Его Святейшества Далай-ламы, высказавшегося в пользу проведения новой встречи в азиатской стране, предпочтительно в Индии с ее богатейшими философскими традициями, а также созерцательными практиками, существовавшими здесь с древних времен.

По замыслу организаторов, диалог в Нью-Дели, озаглавленный как «Наука о созерцании: научное исследование результатов созерцательных практик на биологию и поведение человека», должен способствовать дальнейшему расширению тематики исследований института «Ум и жизнь» с привлечением практикующих Веданту и джайнизм. По словам Виджаялакшми Равиндраната, председателя Центра нейронауки Индийского научного института в Бангалоре и основателя Государственного центра по исследованию мозга, проведение подобных встреч в Индии, стране с богатыми традициями науки созерцания, непременно поможет нейробиологам найти ответы на ключевые вопросы в области функционирования мозга. Обращаясь к Его Святейшеству Далай-ламе, Виджаялакшми Равиндраната отметила колоссальный интерес индийских ученых к диалогу с практикующими духовные учения.

Выступая на первой сессии конференции «Ум и жизнь», Его Святейшество Далай-лама отметил, что не считает науку «убийцей религии», добавив, что представители философских традиций древней Индии, включая ученых буддийского Университета Наланда, подчеркивали важность исследования и логического анализа реальности. Такой подход, равно как и подход современной науки, требует определенной доли скептицизма, а также готовности к беспристрастному исследованию для определения того, что действительно приносит пользу людям в долговременной перспективе. «Исследуйте реальность, такое исследование не представляет никакой опасности для религии», − добавил он.

В Индии состоялась первая конференция под эгидой института «Ум и жизнь»Цель диалога между учеными и последователями созерцательных практик, согласно Его Святейшеству Далай-ламе, состоит в том, чтобы углублять знания человека не только об устройстве явлений материальной природы, но также и о том, как устроен внутренний мир человека, его сознание. Такие знания принесут пользу не только отдельной личности, но человечеству в целом. Научно-технические открытия подчас направляются на разрушительные цели, примером чему может служить ядерное оружие, подчеркнул духовный лидер. Но если направить науку в конструктивное русло, то ее развитие может способствовать как благополучию отдельной личности, так и общества в целом. Невозможно построить гармоничный и сострадательный мир, опираясь исключительно на религиозные методы.

На первой сессии Свами Атмаприя-ананда, вице-канцлер Миссии Рамакришны в Университете Вивекананды, одновременно являющийся физиком и практикующим систему Адвайта Веданта, и Туптен Джинпа, главный переводчик Его Святейшества Далай-ламы на английский язык и ученый-буддолог, представили вниманию ученых краткое изложение основных положений индуизма и буддизма. В своих выступлениях Свами Атмаприя-ананда и Туптен Джинпа обсудили предлагаемую в их традициях систему более глубокого постижения реальности в контексте созерцательных практик. Они остановились на сходстве и различиях в изложении таких тем, как природа ума и тела, а также техниках достижения внутренней трансформации. В качестве основных буддийских текстов Туптен Джинпа назвал труды философов Университета Наланда, таких как Нагарджуна, Дигнага, Дхармакирти, Васубандху, Шантидева и т.д.

Доктор Ричард Дэвидсон, директор Центра исследования здорового ума в Висконсинском университете в Мэдисоне, в своем докладе, посвященном научным исследованиям природы созерцательных практик, рассказал о позитивном влиянии сострадания на состояние мозга опытных практикующих, которое, в частности, находит отражение в повышении внимания и осознанности. Он отметил, что начинающие практикующие демонстрируют гораздо больше беспокойства в ожидании страдания и боли, нежели опытные практикующие.

Третья сессия 22 ноября была посвящена научному осмыслению практик Адвайты Веданты. В своем изложении духовного пути практикующего Адвайта Веданту Свами Атмаприя-ананда изложил этапы процесса внутреннего очищения, который ведет к «преодолению чар ложного восприятия реальности», позволяющего прийти к ананде, или чистому блаженству.

Комментируя разъясненную Свами Атмаприя-анандой концепцию слияния «малого эго» с «большим эго», как это понимается в Адвайта Веданте, Его Святейшество Далай-лама назвал акт слияния «деконструкцией самости». Он привел аналогию с христианской практикой полного вверения себя Богу-творцу. Есть также и более светские техники смирения гордыни, сказал он. Все это разные методы, применяемые в различных традициях, которые в конечном итоге дают одинаковый результат.

В Индии состоялась первая конференция под эгидой института «Ум и жизнь»Его Святейшество Далай-лама затем кратко остановился на уникальных случаях посмертной медитации (тукдам). После клинически зафиксированного факта смерти тела некоторых практикующих тибетскую форму буддизма сохраняют свежесть на протяжении 2-3 недель, что указывает на присутствие в теле, после остановки сердца и кровообращения, более тонкой формы сознания. Три таких случая было недавно зафиксировано в тибетских буддийских монастырях на юге Индии. По словам доктора Зингера, науке еще предстоит найти объяснение этому феномену.

Его Святейшество подчеркнул, что наука до последнего времени уделяла больше внимания исследованию явлений внешнего порядка в отличие от восточных традиций, которые веками исследовали внутренний мир человека. Необходимо тесное сотрудничество между учеными и последователями созерцательных практик, если мы хотим добиться полноты научного знания, добавил Далай-лама.

Матье Рикар, буддийский монах и французский переводчик Его Святейшества Далай-ламы, отметил, что описанное Свами Атмаприя-анандой «преодоление чар ложного восприятия реальности», аналогично процессу очищения ума от искаженных концепций в буддизме. Деконструкция реальности, воздвигнутой ложными концепциями, ведет к чистому осознаванию.

На четвертой сессии Его Святейшество обсудил основополагающие практики йоги и джайнизма с Муни Махендрой Кумаром, разносторонним философом-джайном, изучавшим физику, математику, биологию, философию, психологию, парапсихологию, историю и медитацию, и владеющим множеством языков. Изложив основные моменты созерцательных практик джайнизма, Муши Махендра Кумар также представил некоторые эмпирические доказательства позитивного влияния выполнения медитации «прекша» (искусство жизни), которая в настоящее время применяется в 10 тысячах школ Индии, на эмоциональное, ментальное и физическое развитие личности. Он призвал к формированию новой глобальной системы образования, в рамках которой ребенок получал бы не только навыки, способствующие получению профессии и продвижению по карьерной лестнице, но и проходил подготовку к полноценной жизни в человеческом обществе.

Ширли Теллз, глава Индийского совета Медицинского центра углубленных исследований йоги и нейрофизиологии в Бангалоре, представила доклад о физиологии медитации, изложив результаты 17-летнего исследования применения йоги для улучшения ментального и физического здоровья пациентов лечебных учреждений. Как показало исследование, применение пяти видов медитации (четыре были заимствованы из йоги, один из Випассаны) ведет к пяти формам снижения физической активности, в том числе кровяного давления, частоты сердцебиения метаболизма. По словам исследователя, это, однако, не отражается на трудоспособности практикующего. Ширли Теллз также описала влияние медитации «дхьяна» и «дхарана» по системе йога-сутр Патанджали на внимание и память. Исследования проводились и среди пациентов с диагнозом шизофрения, использующих медитацию в терапевтических целях.

В своей презентации, посвященной подходам, используемым в созерцательных практиках Веданты специалист по клиническим исследованиям Х.Р. Нагендра говорил о самадхи, том уровне, на котором медитирующий, объект медитации и процесс медитации сливаются и становятся единым целым.

Комментируя доклад доктора Нагендры, Его Святейшество отметил, что в буддийских текстах по медитации описывают девять этапов.

Выступая с комментарием к докладам, Раджеш Кастуриранган, доцент Национального института перспективных научных исследований в Бангалоре, защитивший диссертацию по когнитивной науке в Мадрасском технологическом институте, сказал о необходимости объединения философской и теоретической базы накопленных знаний восточной и западной традиций с целью исследования возможностей для дальнейших совместных исследований. По его словам возможно появление новой научной дисциплины, которую можно было бы назвать «наукой о природе человека» или изучением благополучия людей. В современном мире от благополучия людей зависит решение многих насущных проблем, таких как образование или изменения климата. Можно было бы способствовать решению этих вопросов, отбирая лучшие теоретические идеи и перспективные научные разработки. Перефразируя слова Бертрана Рассела о несовместимости Платона и математики, он сказал, что, возможно, нет противоречия между Нагарждуной и нейробиологией.
Вернуться назад