Начало > Новости > Далай-лама совершил паломничество в храм Джокханг в Ле
Далай-лама совершил паломничество в храм Джокханг в Ле4-07-2018, 14:54 |
Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 4 июля 2018 года – Прибыв вчера в Ладак, Его Святейшество Далай-лама начал утро с паломничества в храм Джокханг. На улицах Ле яблоку негде было упасть – улыбающиеся люди тепло встречали кортеж Его Святейшества, въезжающий в их город. По прибытии в Джокханг Далай-ламу встречал президент Ладакской буддийской ассоциации Цеванг Тхинлес вместе со своими сотрудниками. Вслед за играющими на духовых инструментах монахами Его Святейшество и гостеприимные хозяева прошествовали в храм, во дворе которого давал представление ансамбль народных ладакских музыкантов. Женщины в традиционных одеяниях ожидают прибытия Его Святейшества Далай-ламы в храм Джокханг. Фото: Тензин Чойджор. Оказавшись в стенах храма, заполненного местными жителями, монахами, монахинями и мирянами, Его Святейшество поклонился статуям Манджушри, Тысячерукого Авалокитешвары, Будды и Гуру Падмасамбхавы. Он тепло поприветствовал Гандена Трисура, Ризонга Ринпоче, Тхикси Ринпоче и других лам, после чего занял свое место лицом к статуе Будды, созданной по образу священной лхасской статуи Джово Шакьямуни. Начиная встречу, Цеванг Тхинлес поприветствовал Его Святейшество и других высоких лам. Он сказал, что следуя наставлениям Его Святейшества, Ладакская буддийская ассоциация решила преобразовать Джокханг в центр обучения. Они предоставят людям возможность совершенствовать свой литературный тибетский язык и изучать буддийские учения, стремясь помочь им стать буддистами 21-го века, чья вера покоится на прочном фундаменте понимания. Его Святейшество Далай-лама дарует наставления верующим в храме Джокханг. Фото: Тензин Чойджор. Его Святейшество начал свою речь с заключительных и начальных строф почтения из трактата Нагарджуны «Коренные строфы о срединности»: Я простираюсь перед Гаутамой, Который из сострадания Преподал совершенную Дхарму, Избавляющую от искаженных воззрений. Простираюсь перед совершенным Буддой, Превосходнейшим из проповедующих, Тем, кто изложил взаимозависимое возникновение: Нет ни пресечения и ни рождения, Ни прекращения и ни постоянства, Ни прихода и ни ухода, Ни различий и ни единства. [Так] умиротворяются умопостроения [И обретается] Покой. «Великие учителя человечества, основатели религиозных традиций, такие как Махавира, Иисус Христос или Мухамед обращаются к людям с одним и тем же посланием любви, сострадания и терпимости. Поэтому в Индии уважают все вероисповедания. Межрелигиозная гармония процветает здесь уже более трех тысяч лет. И все же, к большой печали, повсюду в мире люди сражаются и убивают друг друга во имя религии. Верующие, собравшиеся в храме Джокханг, слушают наставления Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор. Что касается философских воззрений, то Будда учил, как преодолевать неведение, как искоренять наши ложные представления о реальности. Разъясняя идею взаимозависимого возникновения, он показал, что все вещи существуют в зависимости от других факторов. Этот уникальный подход к объяснению реальности сегодня восхищает даже ученых». Его Святейшество напомнил слушателям, что буддизм разделяется на два основных потока – палийский и санскритский каноны. В палийском каноне основной упор делается на объяснениях Четырех благородных истин, винае и так далее. В то же время, самая суть санскритской традиции – это учения о совершенной мудрости, преподанные Буддой на Горе Грифов, наставляющие о пустоте (отсутствии самобытия). В своем истолковании этих учений, Нагарджуна разъясняет взаимозависимое происхождение, указывая, что поскольку нет ничего, что не возникало бы зависимо, нет ничего, что не было бы пустым. «Я получил передачу шести трактатов логических доводов Нагарджуны, а также некоторые его восхваления, в том числе “Восхваление бодхичитты” от Геше Ригзина Темпы, – пояснил Его Святейшество. – Кроме того, я получил несколько передач и объяснений редких текстов от Кхуну Ламы Ринпоче, Гандена Трисура и Ризонга Ринпоче. Его Святейшество Далай-лама дарует наставления верующим в храме Джокханг. Фото: Тензин Чойджор. Помню в детстве в Лхасе я видел людей в белых чупах и в сапогах с задранными вверх мысами, по всей видимости, очень бедных. Они приходили из разных уголков Гималайского региона, и тибетцы были склонны смотреть на них свысока. Однако вот эти три великих учителя, проявившие ко мне столько доброты, тоже были среди тех людей. Нам бесконечно повезло унаследовать богатейшее собрание буддийской литературы, коллекции Кангьюра и Тенгьюра, содержащие более ста томов переведенных слов Будды и более двухсот томов сочинений последующих, главным образом индийских учителей. Я ученик Будды и монах и знаю, что на преобразование моего сознания гораздо больше повлияли критические размышления над такими произведениями, как “Пятикнижие Майтреи” и шесть трактатов логических доводов Нагарджуны, чем простое начитывание строф о принятии прибежища. Осмысливая подобные сочинения критически, мы используем логический подход, которому учили Дигнага и Дхармакирти, а это серьезное орудие в руках ищущего новых прозрений. Верующие во время паломничества Его Святейшества Далай-ламы в храм Джокханг. Фото: Тензин Чойджор. Сам Будда советовал своим последователям не принимать его учений только из слепой веры, а исследовать, как золотых дел мастер проверяет качество золота, и принимать только убедившись, что они логичны и несут пользу. Поэтому то, что вы объявили о своем намерении превратить Джокханг и другие храмы и монастыри в центры обучения – это замечательно». Эти слова вызвали под сводами храма волну рукоплесканий. «Опирающаяся на логическое обоснование традиция Наланды в наши дни процветает лишь среди тибетцев и буддистов Гималайского региона. Однако сегодня я говорю о возрождении древней индийской мудрости на ее родине. Директор Правительственного колледжа в Дхарамсале говорил мне, что хотел бы ввести академическое преподавание подобных дисциплин. На днях на торжественном запуске школьной учебной программы “Счастье”, которую внедряет правительство Дели, я говорил о необходимости сочетать современное образование с прозрениями и пониманием, которые мы черпаем в древней индийской мудрости. Мне также выпал случай обсудить с настоятелями Дрепунга и Сера, каким образом ученые-философы из наших великих монастырей-университетов могли бы делиться своими знаниями с индийскими работниками сферы образования. В марте я обсуждал этот вопрос со 150 вице-канцлерами университетов Индии. Вы, ладакцы, тоже можете внести свою лепту в это начинание. Его Святейшество Далай-лама во время встречи с верующими в храме Джокханг. Фото: Тензин Чойджор. Мы все следуем традиции махаяны, или санскритскому канону. Явный смысл учений о совершенной мудрости по сути своей был истолкован Нагарджуной в его шести трактатах логических доводов. Скрытый смысл разъяснил Майтрея в “Украшении ясного постижения”, указав на важность взращивания постижения пустоты и бодхичитты». Его Святейшество объяснил, что точно так же, как мы заботимся о физическом здоровье детей, приучая их делать зарядку, есть здоровую пищу и соблюдать правила гигиены, нам нужно учить их поддерживать здоровье ума, опираясь на тренировки сознания и методы обуздания разрушительных эмоций. Он посоветовал каждому задуматься, что разрушает покой ума, а что приносит спокойствие, однако подчеркнул, что эти предметы можно изучать в рамках светского, а не религиозного образования. По мнению Его Святейшества, как только в Индии распространится это начинание, Китай тоже проявит к нему интерес. А в таком случае мы охватим уже два с половиной миллиарда человек, что заметно отразится на всем мире. Таким образом, произнес Его Святейшество, мы будем применять знания традиции Наланды светским путем ради всеобщего блага. Перед тем как направиться в свою резиденцию по завершении паломничества в храм Джокханг, Его Святейшество Далай-лама дарует благословение верующим. Фото: Джереми Рассел. «Сегодня наш мир столкнулся с глубоким эмоциональным кризисом. Люди полагают, будто разрушительные эмоции – неотъемлемая часть их сознания. Однако согласно воззрениям древней индийской психологии, это вовсе не так, и мы в силах обуздать и в конечном итоге искоренить все беспокоящие эмоции. Мы должны спросить себя, как обрести счастье, ведь его не подарят деньги и власть. Как я уже упоминал, нам нужно не просто увидеть, что разрушает покой ума, но и знать, как этому противодействовать. Буддисты каждый день молятся об обретении пробуждения ради блага всех живых существ. Однако на деле мы можем по-настоящему помочь лишь другим людям, живущим на одной планете с нами, с которыми можем разговаривать и делиться своим пониманием. Для этого потребуются логика и обоснование. Количество самоубийств в развитых странах, таких, как Япония, неумолимо растет. Даже здесь, в Ладаке, как мне говорили, все чаще люди накладывают на себя руки, и быть может, виной тому зависть и соперничество. Мы не можем бездействовать. Мы должны обратиться к знаниям древней индийской философии, но нести их людям светским путем, полагаясь на здравый смысл, общий для всех опыт и научные изыскания. На этом на сегодня все». Останавливаясь по пути, чтобы пошутить с собравшимися, стариками и малышами, Его Святейшество вышел из храма и сел в машину, доставившую его из Ле обратно в Шивацель Пходранг, где для него уже накрыли стол к обеду. Перевод: Ольга Селезнева. Вернуться назад |