Начало > Новости > Далай-лама подчёркивает значение гармонии в отношениях между религиями и светской этики во время своего визита в Монреаль
Далай-лама подчёркивает значение гармонии в отношениях между религиями и светской этики во время своего визита в Монреаль9-09-2011, 09:26 |
7 сентября 2011 года, Монреаль, Канада. Утренняя программа визита Его Святейшества Далай-ламы началась с посещения Буддийского центра Манджушри в городе Лонгёй на окраине Монреаля. Здесь его встретили несколько сотен человек, преимущественно тибетцев и вьетнамцев, в их числе Кенсур Лобсан Джамъян. В Центре его приветствовала мэр города Лонгёй госпожа Каролин Сэн-Хилэр, которая вручила ему памятную доску с нанесённым на неё приветственным посланием. После этого Далай-лама обратился к собравшимся. Он выразил радость от встречи с тибетцами и вьетнамцами, которые, куда бы ни завела их судьба, неизменно хранят свои передающиеся из поколения в поколение ценности. Его Святейшество высказал твёрдую убеждённость, что каждому сообществу лучше всего придерживаться своей собственной религиозной традиции. Представителям иудейско-христианских сообществ, стоит поддерживать свои традиции, тогда как жителям стран азиатского региона, большая часть населения которых буддисты, было бы полезнее придерживаться буддизма. Затем Его Святейшество выразил мнение, что Буддийский центр Манджушри, может использоваться не только в целях сохранения буддизма, но и для изучения других религиозных конфессий. Он добавил, что постоянные усилия, прилагаемые в этом направлении, способствуют достижению гармонии в отношениях между религиями. Одних слов в этом вопросе недостаточно, для взаимного понимания и взаимного уважения необходимо прилагать усилия, добавил он. Далай-лама напомнил, что тибетцы и вьетнамцы принадлежат к одной санскритской традиции буддизма и используют в своей практике «Сутру Сердца». Он объяснил смысл мантры «Сутры Сердца» – Гате, Гате, Пара Гате…– отметив, что она соотносится с пятью стадиями достижения состояния будды. Подчёркивая разницу между животными (которые также обладают природой будды) и людьми, Его Святейшество отметил, что человеческие существа наделены разумом, способностью к пониманию. Но эту способность нужно рассматривать только как первый шаг в развитии. Он призвал собравшихся не довольствоваться простыми молитвами, но проявить усердие в глубоком постижении учений. Затем Далай-лама обратился к собравшимся тибетцам на родном языке. Призывая их ценить своё богатое наследие, он напомнил им о разных периодах в истории Тибета: о расцвете во время правления религиозных царей, и о сменившем его периоде раскола и упадка. Тем не менее, тибетская нация никогда не угасала. Он добавил также, что тибетцы обладают совершенно особым языком (ни на один другой язык не переведено столько текстов традиции Наланды), существование которого сегодня оказалось под угрозой. И хотя тибетцы в своей истории сталкивались с разными периодами, их мужество и решимость никогда не ослабевали. Его Святейшество призвал тибетцев как следует понять и оценить своё буддийское наследие. Он сказал, что было время, когда китайские власти приравнивали буддизм к суеверию, и что без современного образования и научного развития буддизм мог бы исчезнуть. Тем не менее, современные учёные проявляют всё возрастающий интерес к буддийской мысли, вопреки утверждениям китайских властей. Далай-лама рассказал об усиливающейся поддержке тибетского вопроса со стороны китайского населения, о том, что он продолжает встречаться со многими представителями науки и искусства и об атмосфере, царящей в современном Китае, где правительство обманывает своих граждан, а граждане отвечают ему взаимностью. Его Святейшество посоветовал пожилым тибетцам записывать на бумаге свой жизненный опыт, чтобы молодое поколение знало о реалиях жизни, в том числе о жизни при китайском правительстве. Он призвал молодое поколение уделять внимание родному языку. Далай-лама припомнил случай в Германии, когда он беседовал с маленьким тибетским мальчиком по-тибетски, тогда как в Соединённых Штатах, как он слышал, тибетские семьи намеренно разговаривают дома по-английски, чтобы дети практиковались в этом языке. Далай-лама прокомментировал последние события, касающиеся его ухода от управления и передачи политической власти демократически избранному руководителю, отметив, что прежняя администрация, состоявшая из лам, сейчас преобразуется в администрацию из простых людей, не обладающих монашеским саном. Таким образом, исполняется его давнее желание, и после своего заявления об отставке, а особенно после инаугурации Калон-трипы, он может спать совершенно спокойно. Его Святейшество опроверг появившиеся в некоторых средствах массовой информации высказывания о том, что его действия были вызваны событиями в северной Африке, и сказал, что это совершенно не соответствует истине, поскольку он с самого детства симпатизировал принципам демократии. Затем Далай-лама коснулся вопроса поклонения Долгьялу и сказал, что большинство тибетцев поддерживают его позицию в этом вопросе. По словам Далай-ламы некоторые из сторонников Шугдена, видимо, надеются на силу китайских коммунистов и пользуются их поддержкой. Подход же Его Святейшества основан на стремлении принести благо всем тибетцам, последователям всех традиций тибетского буддизма. В заключение Его Святейшество вновь обратился ко всем собравшимся, напоминая о том, что им следует быть буддистами 21 века и не довольствоваться одними молитвами, как это было в прежние времена. Вместо этого он посоветовал углублять своё познание буддизма, для изучения которого так важно использовать упомянутые выше способности человеческого ума. Затем Его Святейшество вернулся во Дворец конгрессов, место проведения второй всемирной конференции «Мировые религии после 9/11». Сначала он обратился к представителям прессы. Он рассказал им, что у него сохранились тёплые воспоминания о предыдущем визите в Монреаль, когда он плодотворно общался с учителями, принимавшими участие в программе обучения. Затем Далай-лама напомнил о своих обязательствах содействовать распространению общечеловеческих ценностей и установлению гармонии в отношениях между разными религиозными традициями. Он сказал, что хотя средства массовой информации напрямую не занимаются этими вопросами, они всё же ответственны за пропаганду ценностей, которые ведут общество к благополучию. Далай-лама поделился своими наблюдениями о том, что, слушая радио или читая газеты, он встречает исключительно негативные публикации о насилии и убийствах или же о деньгах. Необходимо переключить внимание людей на соблюдение принципов морали и этики. Он добавил, что на его взгляд, этого можно добиться, используя светские методы. Его Святейшество сказал, что в последнее время ему всё больше и больше кажется, что коррупция, моральное разложение – это новая болезнь, охватившая человеческое общество. Нужно помочь людям осознать, что порочность не заложена в человеческой природе. Во время визита в индийский город Джодпур Его Святейшество был шокирован заявлением студента, который сказал, что без потворства своим страстям невозможно достичь успеха. Он упомянул и о другом человеке в Мумбае, который сказал, что без коррупции, без использования бесчестных методов в бизнесе невозможно добиться успеха. Его Святейшество привёл в пример движение, которое организовал индийский последователь Махатмы Ганди Анна Хазаре, и добавил, что независимо от того, правильные или неправильные методы он использует, послание Хазаре пришлось ко времени. Являясь почётным гражданином Канады и называя её «моя страна», Его Святейшество подчеркнул роль местных средств массовой информации в мониторинге нравственного состояния общества, включая его политических и государственных деятелей, и информировании широкой общественности о результатах таких исследований. Это очень важно для построения здорового и чистого в нравственном отношении общества. Его Святейшество вспомнил о недавнем визите в Дели, где он встретился с делегацией студентов, которые сообщили ему о том, что совершенно отстранились от «грязной политики». Далай-лама ответил студентам, что это неправильно. Политика – неотъемлемая составляющая часть жизни общества и сама по себе она не является грязной. Такой её делают люди. Вместо отстранения от политики нужно приложить максимум усилий, чтобы очистить её от грязных элементов. На вопрос об изменении климата и канадских компаниях, участвующих в разработке полезных ископаемых в Тибете, Далай-лама ответил, что экология - это очень серьёзный вопрос. И если политические ошибки можно впоследствии исправить, то ущерб, нанесённый экологии, исправить невозможно. Некоторые китайские учёные подчёркивают важность сохранения окружающей среды на Тибетском нагорье, называя его Третьим полюсом Земли. Если во всём мире повышение температуры в связи с глобальным потеплением составило в среднем 0,1 градуса, то на Тибетском нагорье оно достигло 0,3 градуса. Глобальное потепление может быть главной причиной несвойственных многим регионам наводнений и недостатка воды в Африке и Индии. Его Святейшество отметил роль госпожи Даниэль Миттеран, жены бывшего президента Франции, во всемирном движении в защиту водных ресурсов. Его Святейшество рассказал о том, что премьер-министр Китая Чжу Жунцзи издал указ, запрещающий вырубку лесов, но из-за коррупции и при попустительстве местных властей и бизнесменов вырубка леса продолжается. Что касается канадских горнодобывающих компаний в Тибете, сказал Далай-лама, то им необходимо привлекать к своей работе экологов и учёных, чтобы проводить точечный анализ местности и минимизировать воздействие на экологию. И если эти компании не предпримут соответствующих мер, это может отрицательно сказаться на репутации Канады, сказал он. Его Святейшество также объяснил причины своей отставки и призыва отделить духовные институты от политических. Перед тем, как обратиться к конференции с посланием «Движение к миру при помощи этики», Далай-лама встретился с организаторами конференции и докладчиками, выступающими в различных секциях. Его Святейшество рассказал об обязательстве всей своей жизни содействовать установлению гармонии в отношениях между религиями. Везде, где бы он ни был, он принимает участие в различных межконфессиональных семинарах и встречах, и это, как ему кажется, придаёт им импульс. Некоторое время назад он принимал участие в такой встрече в Австралии, где собрались представители разных направлений христианства. Они сообщили ему, что до этой встречи они никак не взаимодействовали друг с другом. Далай-лама высказался о необходимости установления более тесных отношений между представителями разных религиозных традиций. В мире постоянно происходят конфликты, в которых используется слово «религия», и это очень печально. Религия – источник морали и нравственности – становится источником проблем. Это напоминает ситуацию, в которой лекарство становится причиной болезни, сказал он. Далай-лама считает, что все конфликты во имя религии можно разделить на две категории. К первой относятся конфликты не по собственно религиозным вопросам, а связанные с политикой и властью. Ко второй категории относятся собственно религиозные конфликты, вызванные тем, что стороны настаивают на том, что их истина и религия единственно верные. Далай-лама считает, что сегодня в нашем мире, где соседствуют друг с другом многие культуры и религии, говорить о единственной истине и единственно верной религии, значит проявлять узость мышления. Расширяя контакты с другими людьми, мы учимся ценить другие религиозные традиции. Далай-лама привел в качестве примера Тибет. Раньше в Лхасе жили мусульмане, но тибетские буддисты знали их лишь как хороших дельцов и совсем не были знакомы с их религией. Сам Далай-лама получил возможность ближе познакомиться с исламом, когда приехал в Индию и посетил Кашмир, где он встречался с мусульманскими богословами. Далай-лама также рассказал о своей встрече с католическим монахом в Барселоне, в Испании, который пять лет провел в горах в медитации о любви. Его Святейшество сказал, что почувствовал духовное родство с этим монахом. Говоря о сходстве разных религиозных традиций, Далай-лама указал на то, что все они одинаково ценят любовь, сострадание, умение прощать, терпимость и самодисциплину. Буддисты медитируют об отсутствии собственного «я», чтобы устранить эгоизм. В теистических религиях верующий полностью полагается на волю Бога. И это тоже помогает избавиться от себялюбия. На первый взгляд может показаться, что концепция единственной истины и единственно верной религии противоречит концепции многих истин и многих религий. Однако на индивидуальном уровне вполне приемлемо верить в единственную истину и единственную религию. Но на уровне общества гораздо более правильно принимать возможность существования многих истин и многих религий. После выступления Далай-лама ответил на вопросы. Он положительно ответил на вопрос, является ли религия источником добра. По его словам, совсем не обязательно быть верующим человеком, но если уж человек верует и искренен в своей вере, то это очень хорошо. Далай-лама также сказал, что невозможно искренне молиться Богу и одновременно быть коррумпированным человеком. На вопрос, бывает ли такое, чтобы у него опускались руки, Далай-лама ответил, что в его жизни бывали моменты, когда он думал, что стоящая перед ним задача не под силу одному человеку. Но в каждом таком случае он тщательно и всесторонне обдумывал ситуацию. Люди сами создают себе проблемы. Для того чтобы их преодолеть, необходимо обратиться к нравственной этике: для начала подумать не только о себе, но о своей семье, затем распространить свои мысли на другие семьи, потом на все общество в целом. И тогда, глядя на вещи более широко, можно увидеть, что даже один человек может что-то изменить. На вопрос о том, как способствовать улучшению отношения к религиям после 11 сентября, Его Святейшество сказал, что считает конференции, подобные нынешней, очень полезными. Он вспомнил, как в первую годовщину трагедии 11 сентября принимал участие в мероприятиях в Национальном соборе в Вашингтоне. У него сложилось впечатление, что из-за действий кучки мусульман вся исламская традиция оказалась скомпрометирована, что несправедливо. В каждой религии встречаются злонамеренные личности, люди во всем мире сталкиваются с одними и теми же эмоциональными препятствиями – страхом, гневом, завистью, подозрительностью и ненавистью. Преодолеть эти разрушительные эмоции нам помогут знания, неподдельная заинтересованность друг в друге и широта взгляда, а также человеческий разум, уверен Далай-лама. Его Святейшество также говорил о том, что очень простыми действиями каждый человек может помочь охране окружающей среды. Лично Далай-лама, моясь, никогда не наполняет водой целую ванну и старается принимать душ, чтобы сэкономить воду. Также он старается всегда выключать электрическое освещение, выходя из комнаты. Конференция была организована Университетом Макгилла и Университетом Монреаля при участии следующих организаций: Канадский фонд Далай-ламы, Молодежный шахматный турнир во имя мира – 2011, Канадский экуменический центр, Совет по международным отношениям Монреаля, Семейный фонд Брайана Бронфмана, Радио «Вилль Мари», Фонд веры Тони Блэра и Круг мира. После обеда Его Святейшество отправился из гостиницы на стадион Юнипри, чтобы выступить с публичной лекцией, организованной Тибетским комитетом Канады. На стадионе его встречали исполнительный директор Тибетского комитета Канады Дермод Трэвис и другие члены комитета. В своем выступлении, озаглавленном «Глобальное гражданство и всеобщая ответственность», Его Святейшество говорил о своем обязательстве способствовать распространению общечеловеческих ценностей и установлению гармонии в отношениях между религиями. Далай-лама вспомнил, как в начале первой европейской поездки в 1973 году журналист Би-Би-Си Марк Тулли поинтересовался у него, зачем он едет в Европу. Далай-лама тогда ответил, что он гражданин мира и хотел бы посетить как можно больше мест. Его Святейшество сказал, что на базовом уровне все люди одинаковы эмоционально и ментально. Если в древние времена допустимо было уделять внимание таким второстепенным вопросам, как расовая или религиозная принадлежность, то сегодня, когда глобальная экономика и воздействие на природу не знают государственных границ, нужно научиться мыслить более современными категориями, отвечающими новой реальности. По словам Его Святейшества, 20-й век был веком кровопролития и применения ядерного оружия, что стало одной из причин трагических событий в начале 21-го века. Новый век должен стать веком диалога и это возможно. Далай-лама выразил надежду, что в ближайшее столетие человечество сумеет построить мир без оружия и вооруженных сил. Мы на собственном опыте убедились, что насилие не решает проблемы, и необходимо уважать взгляды друг друга, подчеркнул он. Мы должны быть готовы разделить заботы других людей и повысить свою осведомленность, а для этого необходимо развивать образование. Прочный мир можно построить активными действиям, а для конструктивных действий необходима сила воли. Сила воли, в свою очередь, зависит от уверенности в себе, которая опирается на сострадание. Далай-лама вспомнил, как в индийском штате Бихар во время торжественного открытия нового буддийского храма главный министр штата сказал, что теперь штат будет развиваться благодаря благословению Будды. На это Его Святейшество возразил, что если бы дело было только за благословением Будды, то Бихар давно уже был бы цветущим штатом, поскольку это благословение было с ним на протяжении тысячелетий. Для подлинного процветания, по словам Далай-ламы, необходимо, чтобы благословение явилось в лице деятельного главного министра. Его Святейшество отметил, что во второй половине 20-го века люди, живущие в благополучных странах, начали осознавать, что одного материального достатка мало для обретения мира в душе. Ученые также начали все больше интересоваться эмоциями и нашли связь между эмоциями и мозгом. За прошедшие 20-30 лет ученые провели много исследований, касающихся работы мозга. Далай-лама также затронул тему роли женщин в развитии общества. Он обратился к истории развития институтов управления и сказал, что в древности не было понятия власти и лидерства, все люди были равны. С ростом населения и развитием сельского хозяйства появилась и идея управления. В те времена не было всеобщего образования, и мужчины преобладали во власти просто за счет того, что были сильнее. С развитием образования начала ощущаться потребность в распространении таких ценностей, как сострадание. По словам Его Святейшества, биологически женщины более чутко реагируют на чужую боль, чем мужчины. В качестве примера он привел случай, который наблюдал во время длинного ночного перелета. В самолете находилась пара с маленьким ребенком. В начале полета оба родителя вместе занимались ребенком, но позже отец уснул, а мать так и не сомкнула глаз всю ночь, нянчась с ребенком. Далай-лама также сказал, что свой первый опыт сострадания получил от матери. По словам Его Святейшества, ответственность за то, каким путем пойдет человечество в будущем, полностью лежит на молодом поколении. Молодые люди должны серьезно отнестись к задаче построения лучшего и более здорового общества. После лекции на сцену поднялся бывший канадский хоккеист Жорж Ларак, чтобы задать вопросы, присланные слушателями. На вопрос о том, как можно что-то изменить, когда чувствуешь себя подавленным и беспомощным, Его Святейшество ответил, что важно всегда сохранять оптимистический настрой, какой бы трудной ни была ситуация. Нужно ставить себе разумные цели, исходя из знания истинного положения вещей. Далай-лама призвал всегда смотреть на вещи более широко. В качестве примера он привел Тибет. Тибетцы потеряли свою страну, и это очень печально. Но с другой стороны это помогло им увидеть мир, познакомиться с новыми идеями. На вопрос о проблемах коренных народов и тибетцев Его Святейшество ответил, что в целом ему кажется, что члены таких сообществ как коренные народы Канады или маори в Новой Зеландии живут лучше, чем коренные народы в других странах. В Тибете до 1959 года не существовало проблем, связанных с расовой дискриминацией, сказал Далай-лама. Но сегодня с наплывом в Тибет ханьских китайцев тибетцы сталкиваются с проблемами повсюду – в школах, на работе, даже в тюрьме. Его Святейшество сказал, что обычно разделяет новейшую историю Китая на четыре эпохи. В эпоху Мао Цзэдуна на первом месте стояла идеология, в эпоху Дэн Сяопина на первый план вышло стремление к материальному благополучию, при Цзян Цзэмине в компартию стали привлекать более широкие слои китайского общества, а при Ху Цзиньтао подчеркивается важность гармоничного общества. Сегодня в Китае произошли большие перемены, в стране возобладало то, что Далай-лама называет капиталистическим коммунизмом. По словам Его Святейшества, такое развитие событий показывает, что в некоторых областях китайское руководство может руководствоваться практическими соображениями. После того, как Далай-лама ответил на вопросы, Жорж Ларак пригласил на сцену теннисистку Александру Возняк и фигуристку Джоанни Рошет. Они подарили Далай-ламе теннисную ракетку. Обращаясь к слушателям, спортсменки призвали их подумать о том, что каждый из них может сделать в интересах свободы и соблюдения прав человека в Тибете, Китае, Африке и повсюду, где люди подвергаются гонениям и живут в страхе. «Станьте голосом для лишенных голоса Тибетцев», - призвали они. По окончании мероприятия Его Святейшество вернулся в гостиницу. Утром 8 сентября Далай-лама отправился из Монреаля в Мехико, следующий пункт программы его визита на американский континент. Вернуться назад |