Начало > 1991 год. Калмыкия / Интервью > «Я был счастлив с Вами»

«Я был счастлив с Вами»


10-05-2010, 20:28
Интервью с Его Святейшеством Далай-ламой XIV Тензин Гьяцо

Тибет — уникальное явление человеческой цивилизации, окруженное множеством тайн. Одна из них связана с духовным и светским правителем тибетцев Далай-ламой. Отчасти и этим объясняется, тот огромный интерес жителей республики к визиту в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензин Гьяцо.

Деятельность духовного лидера Тибета, возглавляющего тибетское правительство в изгнании, получила всемирное признание, ему присуждена Нобелевская премия мира за 1989 год. И хотя визит Далай-ламы продолжался недолго, в Калмыкии его везде ожидал радушный и теплый прием. Может быть, поэтому Его Святейшество, давая интервью корреспондентам газеты, вместо отведенных пятнадцати минут уделил почти вдвое больше.

…С его манерой обаятель­ной непосредственности мы уже немного знакомы, я с первых же минут чувствуем себя так, будто встретились с бесконечно родным и близким человеком.

Он тут же открыл и посмот­рел книгу, которую мы решились подарить Его Святейше­ству, теша себя надеждой, что никто этого не сделал до нас. «Алтн тобчи», — «Сокро­венное сказание монголов», - в калмыцком издании, кажет­ся, заинтересовала Далай-ламу. Жестом указывая на фрукты, он пододвинул вазу поближе к нам…

Его Святейшество внима­тельно выслушивал вопросы и подробно на них отвечал. Вот запись нашей беседы.

— Ваше Святейшество, раз­решите поблагодарить Вас за то, что, несмотря на занятость, Вы согласились дать интер­вью нашей газете. В одном из своих выступлений Вы сказали, что «может быть, я последний Далай-лама». Что подразумевалось под этим? Изменение структуры власти в Тибете или нечто другое?

— Здесь, действительно, речь идет о том, что я пытаюсь ввести демократические преобразования в Тибете. Вы ведь знаете, что Далай-лама является как светским, так и духовным главой тибетского народа. Но сейчас у нас идут процессы демократизации и я хотел бы, чтобы вся свет­ская власть была установлена в Тибете на демократических началах. И поэтому, как я неоднократно отмечал в своих выступлениях, это полностью зависит - от тибетцев: захотят они, чтобы по-прежнему су­ществовал институт Далай-лам, или захотят, чтобы он не продолжался — выбор бу­дет за ними. Я со своей сто­роны никоим образом не настаиваю, чтобы он продолжался. Вот почему я сказал что, возможно, буду послед­ним Далай-ламой.

— Кто же в такой случае будет главой всех буддистов?

— В мире существуют четы­ре основные буддийские школы, я у каждой есть свой глава.

Мои высказывания по поводу изменения власти в Тибе­те являются в известном смысле ответом на обвинения китайской стороны. Они в своих пропагандистских целях пытались и пытаются предста­вить дело так, будто Далай-лама борется не за свободу своего народа, а заботится лишь о сохранения своих при­вилегий в Тибете, пытается законсервировать старую структуру власти. И чтобы не вступать в какие-либо споры, я считаю, что наиболее силь­ным ответом на такого родя обвинения были бы моя предложения о праве тибетского народа самому решать: ну­жен ли ему институт Далай-лам, или не нужен.

Однако, я думаю, что в ны­нешней обстановке тибетцы будут сохранять институт Да­лай-лам как систему правле­ния по крайней мере на про­тяжений нескольких десятиле­тий.

Но я уже твердо решил: когда мы вернемся в Тибет, я не буду управлять страной и не буду членом правитель­ства.

— Все калмыки стремились во время Вашего визита что-то получить, взять от Далай-ламы: благословение, отпуще­ние грехов и т.д., прикоснуть­ся к святости. Но мы теперь понимаем, что со своей стороны тоже как-то должны по­мочь Далай-ламе: оказать мо­ральную поддержку в его борьбе за свободу Тибета, я миротворческой деятельности.

— Во-первых, я хотел бы специально оговорить, что мой настоящий визит пресле­дует лишь духовные и культурные цели, а не политические. Поэтому я специально не говорил о борьбе тибетско­го народа. Хотя, конечно, во время встреч в различных аудиториях я видел, что люди, в том числе члены парламента вашей страны, выража­ют нам очевидные симпатии, оказывают большую моральную поддержку. По словам Давида Кугультинова, Президент СССР также передал теплые пожелания.

— Многие люди приходят сюда, в гостиницу, чтобы по­беседовать с Вами. О чем идет речь во время таких встреч, с какими основными вопросами к Вам обращают­ся?

— Помимо религии во­просы касаются отчасти эко­номики республики, проблем нехватки воды в Калмыкии. Люди высказываются за бо­лее тесные связи между ти­бетским и калмыцким народа­ми. И хоти Тибет в очень тя­желом положении, мы сможем оказать вам необходи­мую помощь в распростране­нии буддийского учения. Мы берем на себя ответственность за это, особенно в об­ласти развития тибетского ре­лигиозного искусства.

— Есть - ли у Вашего Свя­тейшества какие-то увлечения, хобби? Мы узнали, что в дет­стве Вы коллекционировали старинные часы.

— Это действительно так, — с улыбкой подтверждает Его Святейшество.— Я любил заниматься починкой часов. Увлекаюсь этим и сейчас. Склонность к механике у ме­ня с детства.

— Успешным ли, по Вашей оценке, был визит в Калмы­кию? Приедете ли Вы к нам еще?

— В дни пребывания в Элисте я был счастлив. Все проявляли к нам глубокое, почтительное уважение. Впечатле­ния от встреч незабываемые. Я видел, что люди сохранили в душе веру в религию, вы­казывали большой интерес к молитвам, проповедям. При таком отношении к буддий­ской культуре можно достичь многого.

Это мой четвертый визит в Советский Союз, и меня особенно радует, что люди теперь могут свободно и непосредст­венно выражать свои чувст­ва. Я получил целый ряд при­глашений. И надеюсь еще посетить Калмыкию, но… (улы­бается) в более прохладное время.

— Благодарим Ваше Свя­тейшество за беседу. Примите самые добрые пожелания от наших читателей.

Интервью вели: Н. Куменова, Э. Шамаков,
«Советская Калмыкия», 1991, 2 августа

Вернуться назад