Начало > 1991 год. Калмыкия / Интервью > «Я был счастлив с Вами»
«Я был счастлив с Вами»10-05-2010, 20:28 |
Интервью с Его Святейшеством Далай-ламой XIV Тензин Гьяцо Тибет — уникальное явление человеческой цивилизации, окруженное множеством тайн. Одна из них связана с духовным и светским правителем тибетцев Далай-ламой. Отчасти и этим объясняется, тот огромный интерес жителей республики к визиту в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензин Гьяцо. Деятельность духовного лидера Тибета, возглавляющего тибетское правительство в изгнании, получила всемирное признание, ему присуждена Нобелевская премия мира за 1989 год. И хотя визит Далай-ламы продолжался недолго, в Калмыкии его везде ожидал радушный и теплый прием. Может быть, поэтому Его Святейшество, давая интервью корреспондентам газеты, вместо отведенных пятнадцати минут уделил почти вдвое больше. …С его манерой обаятельной непосредственности мы уже немного знакомы, я с первых же минут чувствуем себя так, будто встретились с бесконечно родным и близким человеком. Он тут же открыл и посмотрел книгу, которую мы решились подарить Его Святейшеству, теша себя надеждой, что никто этого не сделал до нас. «Алтн тобчи», — «Сокровенное сказание монголов», - в калмыцком издании, кажется, заинтересовала Далай-ламу. Жестом указывая на фрукты, он пододвинул вазу поближе к нам… Его Святейшество внимательно выслушивал вопросы и подробно на них отвечал. Вот запись нашей беседы. — Ваше Святейшество, разрешите поблагодарить Вас за то, что, несмотря на занятость, Вы согласились дать интервью нашей газете. В одном из своих выступлений Вы сказали, что «может быть, я последний Далай-лама». Что подразумевалось под этим? Изменение структуры власти в Тибете или нечто другое? — Здесь, действительно, речь идет о том, что я пытаюсь ввести демократические преобразования в Тибете. Вы ведь знаете, что Далай-лама является как светским, так и духовным главой тибетского народа. Но сейчас у нас идут процессы демократизации и я хотел бы, чтобы вся светская власть была установлена в Тибете на демократических началах. И поэтому, как я неоднократно отмечал в своих выступлениях, это полностью зависит - от тибетцев: захотят они, чтобы по-прежнему существовал институт Далай-лам, или захотят, чтобы он не продолжался — выбор будет за ними. Я со своей стороны никоим образом не настаиваю, чтобы он продолжался. Вот почему я сказал что, возможно, буду последним Далай-ламой. — Кто же в такой случае будет главой всех буддистов? — В мире существуют четыре основные буддийские школы, я у каждой есть свой глава. Мои высказывания по поводу изменения власти в Тибете являются в известном смысле ответом на обвинения китайской стороны. Они в своих пропагандистских целях пытались и пытаются представить дело так, будто Далай-лама борется не за свободу своего народа, а заботится лишь о сохранения своих привилегий в Тибете, пытается законсервировать старую структуру власти. И чтобы не вступать в какие-либо споры, я считаю, что наиболее сильным ответом на такого родя обвинения были бы моя предложения о праве тибетского народа самому решать: нужен ли ему институт Далай-лам, или не нужен. Однако, я думаю, что в нынешней обстановке тибетцы будут сохранять институт Далай-лам как систему правления по крайней мере на протяжений нескольких десятилетий. Но я уже твердо решил: когда мы вернемся в Тибет, я не буду управлять страной и не буду членом правительства. — Все калмыки стремились во время Вашего визита что-то получить, взять от Далай-ламы: благословение, отпущение грехов и т.д., прикоснуться к святости. Но мы теперь понимаем, что со своей стороны тоже как-то должны помочь Далай-ламе: оказать моральную поддержку в его борьбе за свободу Тибета, я миротворческой деятельности. — Во-первых, я хотел бы специально оговорить, что мой настоящий визит преследует лишь духовные и культурные цели, а не политические. Поэтому я специально не говорил о борьбе тибетского народа. Хотя, конечно, во время встреч в различных аудиториях я видел, что люди, в том числе члены парламента вашей страны, выражают нам очевидные симпатии, оказывают большую моральную поддержку. По словам Давида Кугультинова, Президент СССР также передал теплые пожелания. — Многие люди приходят сюда, в гостиницу, чтобы побеседовать с Вами. О чем идет речь во время таких встреч, с какими основными вопросами к Вам обращаются? — Помимо религии вопросы касаются отчасти экономики республики, проблем нехватки воды в Калмыкии. Люди высказываются за более тесные связи между тибетским и калмыцким народами. И хоти Тибет в очень тяжелом положении, мы сможем оказать вам необходимую помощь в распространении буддийского учения. Мы берем на себя ответственность за это, особенно в области развития тибетского религиозного искусства. — Есть - ли у Вашего Святейшества какие-то увлечения, хобби? Мы узнали, что в детстве Вы коллекционировали старинные часы. — Это действительно так, — с улыбкой подтверждает Его Святейшество.— Я любил заниматься починкой часов. Увлекаюсь этим и сейчас. Склонность к механике у меня с детства. — Успешным ли, по Вашей оценке, был визит в Калмыкию? Приедете ли Вы к нам еще? — В дни пребывания в Элисте я был счастлив. Все проявляли к нам глубокое, почтительное уважение. Впечатления от встреч незабываемые. Я видел, что люди сохранили в душе веру в религию, выказывали большой интерес к молитвам, проповедям. При таком отношении к буддийской культуре можно достичь многого. Это мой четвертый визит в Советский Союз, и меня особенно радует, что люди теперь могут свободно и непосредственно выражать свои чувства. Я получил целый ряд приглашений. И надеюсь еще посетить Калмыкию, но… (улыбается) в более прохладное время. — Благодарим Ваше Святейшество за беседу. Примите самые добрые пожелания от наших читателей. Интервью вели: Н. Куменова, Э. Шамаков, «Советская Калмыкия», 1991, 2 августа Вернуться назад |