Начало > 1991 год. Калмыкия > В солнечной стране Джангара
В солнечной стране Джангара10-05-2010, 20:31 |
От обилия красочных костюмов площадь перед аэропортом Элисты напоминала гигантскую клумбу. Царила атмосфера радостного волнения. Когда Далай-лама сходил по трапу на землю Джангара, над полем разлилась чарующая степная мелодия: по калмыцкому обычаю гостя приветствовали народной песней. Далай-ламу встречали ламы хурула-монастыря, руководители республики, представители трудящихся, деятели науки и культуры. Визит Далай-ламы в Калмыкию явился историческим в том смысле, что это был его первый приезд в единственную в Европе республику, где исповедуют буддийское вероучение не одну сотню лет. До Октябрьской революции в Калмыкии действовали около 100 хурулов, в которых несли службу 2000 лам. Однако в годы сталинского геноцида монастыри были полностью разрушены, большинство лам-священнослужителей так же, как и в Забайкалье, физически уничтожены, а оставшиеся в живых подверглись репрессиям, погибли в тюрьмах. В годы войны калмыков насильно выселили с родины. Так были растоптаны права народа, наложено вето на его духовную, историческую память. Сегодня калмыки восстанавливают свою духовную жизнь. И приезда Его Святейшества ждал без преувеличения весь калмыцкий народ. Ранним утром Далай-лама в сопровождении свиты подъехал к месту молебна. Для него выбрали самый вместительный «зал» под открытым небом — столичный ипподром. К «молельному дому», воздвигнутому перед трибунами, вела дорожка из пятисот ковров, вдоль которой стояли встречающие с букетами цветов. По мере продвижения Далай-ламы к трону радужным веером ложились к его ногам астры, гладиолусы, хризантемы. Со словами приветствия к Его Святейшеству обратились народный поэт Калмыкии Д.Н.Кугультинов, глава правительства Б.Ч.Михайлов. С молитвы — благословения народу Калмыкии начал Далай-лама свою речь, которую он произнес стоя. — Я чрезвычайно рад видеть ваши улыбающиеся лица, — сказал он. — Очень ясно ощущаю глубину и теплоту ваших чувств. Огромные расстояния между Тибетом и Калмыкией не помеха, когда в наших сердцах живут чувства близости друг к другу, когда есть решимость возрождения. О вашей решимости свидетельствует то, что после десятилетий насильственного отчуждения вы вернулись на Родину. У вас сильна любовь к своей истории, культуре, религии, традициям. Все это вы сумеете восстановить и развить дальше. В это я глубоко верю. Касаясь трагедии калмыцкого народа в годы сталинизма, угрозы гибели его культуры, религии, Далай-лама напомнил: в XX столетии делались систематические попытки уничтожения разных религий, в том числе буддизма. Но они не могли иметь успеха благодаря той решимости, которая живет в душе человека. Его Святейшество на примере деятелей прошлых времен и современности показал, каких серьезных результатов можно добиться, если человек, народ наделены решимостью. — Этим замечательным качеством обладал мой друг — калмык Вангьяла, — продолжал свой рассказ Далай-лама. — Мы учились вместе. В 70-е годы Вангьяла уехал в США, где с помощью соотечественников организовал буддийский монастырь и общину. Вангьяла подготовил прекрасных учеников, которые успешно трудятся в разных американских городах. Этот пример говорит о том, как много может сделать даже один человек для своей национальной культуры, религии. Если бы Вангьяла был сегодня с нами, то мы были бы счастливы еще больше… В Элисте, как в Улан-Удэ и Агинском, Далай-лама провел -цикл молебнов. Службы проходили с участием многих тысяч паломников, прибывших со всех концов Калмыкии, этого уникального островка буддийской культуры в Европе. Трибуны, обширное поле ипподрома перед временно сооруженным «молельным домом» были переполнены. Далай-лама вел службу у всех на виду. Между ним и паломниками существовал живой контакт. Это обстоятельство придавало участникам молебнов мощный энергетический, психологический заряд, ощущение непосредственного общения с Всевышним, что для верующих имеет огромное значение. В дни служб в Элисте сильная жара сменялась кратковременными дождями, но люди не сходили с мест и продолжали читать мантры. Позже Далай-лама с признательностью отмечал, что этот факт свидетельствует о том, насколько сильно стремление калмыцких единоверцев освоить учение Будды. О паломниках, о всех тех, кто желал принять участие в службах Далай-ламы, была проявлена не формальная, а подлинная забота: с раннего утра и в течение целого дня к месту молебна беспрерывно курсировали автобусы, работники общепита развернули широкую торговлю всеми необходимыми продуктами и товарами, стабильно работали радиоусилители. Беседы Далай-ламы в Элисте (а он встречался с представителями общественности, депутатами Верховного Совета и с членами правительства) носили непринужденный характер, были проникнуты взаимной заинтересованностью в практическом сотрудничестве. Калмыцкие друзья рассказали о том, как идет процесс духовного возрождения, в частности буддийского вероучения. В столице восстановлен хурул — молельный дом. В ряде сельских населенных пунктов сформировались буддийские общины. Верующие свободно совершают обряды. Восстанавливаются связи с единоверцами из других стран СНГ, буддийских общин в разных концах мира. 14 калмыцких юношей обучаются в духовных учебных заведениях Бурятии и Монголии. Группа подростков приступила к изучению основ тибетской медицины при Агинском дацане. Моральную и материальную поддержку оказывает калмыцкому хурулу Центральное духовное управление буддистов. Налажено сотрудничество между государственными органами и буддийской общиной Калмыкии. В республике нашла горячую поддержку инициатива буддистов по строительству монастыря в Элисте. В настоящее время ведется работа над его проектом. Создан общественный фонд «Храм», первые значительные взносы сюда поступили от состоявшегося минувшим летом радиомарафона, распродажи специального выпуска лотереи. Далай-лама горячо поддержал усилия калмыков по возрождению буддийского вероучения, выразил со своей стороны желание оказать всемерную помощь в реализации намеченных планов. «Я прошу вас не колебаться и обращаться к нам, если вам кажется, что мы можем в чем-то помочь», — сказал он. В фонд будущего монастыря в Элисте Далай-лама лично пожертвовал 2000 долларов. Его Святейшество пообещал прислать для монастырской библиотеки полное собрание «Данджура» — десятки томов трактатов по философии, культуре, медицине, религии, другую буддийскую литературу. Достигнута договоренность отправить группу калмыцких детей для обучения в тибетских школах и монастырях, а тибетские врачи начнут работать в лечебных учреждениях Калмыкии. К сотрудничеству на постоянной основе, включая обмен монахами, приступят калмыцкие хурулы и тибетские монастыри. На повестке дня — вопрос об обмене студентами. Буддисты Калмыкии с пониманием отнеслись к стоящим перед тибетскими единоверцами проблемам, о которых рассказал Далай-лама. Они выразили готовность поделиться своим опытом общественного обустройства и хозяйствования, который может быть полезен и для тибетцев. Чувства своих соплеменников хорошо выразил Давид Кугультинов — известный в нашей стране и за рубежом писатель и общественный деятель, за интеллектуальный вклад в развитие гуманистической мысли удостоенный в 1990 году особой чести: Смитсоновский астрономический научный центр (США) присвоил вновь открытой звезде под номером 2296 его имя. «Каждый калмык, — сказал Кугультинов, — мечтал встретиться с Далай-ламой, верховным духовным вождем буддистов. Сегодня у тысяч моих земляков эта мечта осуществилась. Они счастливы. Не только буддисты — весь советский народ питает к Его Святейшеству самые высокие чувства как к мудрому философу современности, борцу за мир без применения насилия… В многовековой истории наш народ не единожды подвергался уничтожению. Но не суждено умереть народу, который, как и другие народы, имеет свой дух. Еще великий Пушкин говорил, что все народы равны по безмерности духа, традиций, истории. Только благодаря безмерности духа, гения, таланта каждого народа человечество достойно существования, иначе жизнь не удержать, не сохранить. Мы — за продолжение жизни. В этом историческом процессе религия, в том числе буддизм, является той духовной сферой, которая способствует сохранению сознания народа, его культуры, национальной целостности. Буддизм воспитывает чувства долга, служения людям без разделения их по национальному, политическому принципам, вероисповеданию и приведет человека к общегуманистическим ценностям…» Провожая Далай-ламу, калмыцкие друзья пригласили его посетить Калмыкию весной, в пору цветения степных тюльпанов. Его Святейшество со свойственным ему юмором сказал: «Я теперь готов приехать к вам в любое время года, и даже без приглашения». Ким Болдохонов, Хубисхал Ральдин, журнал «Буддизм», 1992, № 1 Вернуться назад |