Начало > 1992 год. Калмыкия > Второй визит Его Святейшества Далай-ламы XIV
Второй визит Его Святейшества Далай-ламы XIV10-05-2010, 20:40 |
Сентябрь 1992 года Осенью 1992 г. Далай-лама вновь посетил республику. Как и во время предыдущего визита, он читал молитвы и произносил проповеди. Кроме того, он посвятил в монахи тринадцать человек, среди которых были не только калмыки, но и представители других национальностей. Эта церемония проходила во вновь воздвигнутом храме - сюмэ. За время своего визита Далай-лама побывал в Каспийском, Кетченеровском и Яшкульском районах Калмыкии. Им были освящены хурулы в г. Лагань и п. Джалыково. «Каждый должен быть учителем самому себе»С пресс-конференции Далай-ламы Как мы уже сообщали, в последний день визита Далай-ламы в Калмыкию, 18 сентября, состоялась пресс-конференция Его Святейшества с журналистами республиканских средств массовой информации. Мы обещали читателям рассказать о ней более подробно и представляем сегодня их вниманию наш отчет. Вел пресс-конференцию председатель Союза журналистов Калмыкии В.Х.Эрендженов. Он же задал первый вопрос. —Ваше Святейшество, каковы ваши впечатления о нынешнем визите, встречах с народом? —Насколько я могу судить, люди получили больше религиозных свобод и довольны этим. Подтверждением может служить то, что, несмотря на экономические трудности, они строят хурулы. Я заметил также при посещении районом, что в буддийских общинах большинство составляют женщины. Выходит, основную ответственность за передачу духовного наследия следующим поколениям у вас несут женщины… — В Калмыкии назрела необходимость создания центра тибетской медицины. Можно ли надеяться на помощь в этом деле Далай-ламы? Почему нет международного центра буддизма? (Я.С.Джамбинов, ветеран, член СЖ). — Один из тибетских врачей скоро приедет в Элисту — здесь сложностей нет. Oотсутствие же международного центра буддизма можно, наверное, объяснить тем, что в большинстве стран, население которых исповедует буддизм, буддийские общины заняты прежде всего своими внутренними проблемами… — В республики бывшего Союза нахлынули нынче миссионеры—представители различных религий и конфессий. В прежде атеистических советских республиках они стремятся заполнить образовавшийся вакуум, привлечь внимание людей и по возможности обратить их в свою веру. Каково ваше отношение к этому явлению? (”Элистинские новости”). — Смена религии для человека—очень сложный и болезненный процесс. Если, к примеру, это христианин, то ему надо преодолеть семейные традиции. Возникают внутренние психологические проблемы. Поэтому мое миссионерство заключается в том, чтобы дать человеку от имени религии, но не стремиться обратить его в свою веру. — Известно, что главы мусульманских государств, президенты дают при вступлении на престол клятву на Коране. Есть ли практика клятвы верой у глав буддийских государств? Может ли быть нечто подобное у нас? (Радио Калмыкии). — Каждый, кто становится буддистом, дает обещание признавать три драгоценности Будды, то есть обещает быть хорошим человеком. Что касается клятвы президента, то он это делает в соответствии с тем, к какой религии принадлежит. Если президент неверующий, то, естественно, он и не должен давать клятву верой. У вас этот обряд может быть таким, как вы захотите. Тут я не могу советовать. — Религиозные учения представляются нам сводом канонов и догм. Почему же пробудился нынче во всем мире интерес к буддизму? В чем его диалектика? (”Известия Калмыкии”). — Для буддийского учения вообще, в частности, для махаяны, свойственно опираться не на слова, а на их сущность, не на временное их значение, а на абсолютное. Будда учит ничего не принимать на веру, а познавать все на собственном опыте. Для постижения буддизма большое значение имеет анализ. Все происходящее — относительно, абсолютных истин не существует. Буддийский подход чрезвычайно гибок, если и есть в этом учении догмы, то они минимальны, поэтому оно постоянно развивается. — Одна из заповедей буддийского учения гласит: отказаться от себя самого. Этот тезис у нас, ориентирующихся на европейскую систему ценностей, в которой индивидуальное превалирует над общественным, вызывает замешательство. Если отказаться от себя самого, то, что же в человеке останется человеческого? (Калмыцкое телевидение) — Конечно, ничего не останется. Некоторые думают, что в этом и состоит нирвана. Но на самом деле буддизм, махаяна — необычайно индивидуалистическая религия. Будда учил: вы должны быть своими собственными учителями. Поэтому, исповедуя буддизм, занимаясь религиозной практикой, человек с самого начала и до конца сохраняет свою индивидуальность. Что касается желаний, чувства “эго”, то желания могут быть двух видов. Если мы хотим учиться, достичь состояния Будды и т.д. — это положительное желание. Но бывают и отрицательные желания, чувства “я”. К. примеру, когда мы смотрим на других сверху вниз. С другой стороны, невозможно принимать на себя ответственность за других, не имея чувства “я”. Оно в данном случае положительное. Даже гнев может иметь положительное значение. Абсолютно отрицательное чувство — это ненависть. — Ваши проповеди, к сожалению, не переводились на калмыцкий язык. Поэтому людям старшего поколения не все было понятно. У людей же, как вы заметили, есть большое желание возродить религию. Но у нас не хватает священнослужителей. Видимо, необходимо открыть в Калмыкии духовное училище? (Калмыцкое телевидение). — Я уже упоминал о том, что чувствовал себя неудобно оттого, что перевод был только на русский язык, Надеюсь, что в следующий раз вы найдете переводчика со знанием тибетского и калмыцкого, которому была бы знакома буддийская терминология. Что касается подготовки священнослужителей, то с вашим руководством есть на этот счет договоренность: в Тибетский центр в Индии поедут на учебу десять монахов и пять мальчиков. Обучение продлится 10-15 лет. Накануне визита в Россию я спрашивал настоятеля одного из дацанов, сколько человек из монголо-язычных республик они смогут принять? Он ответил, что около ста… Мы подготовили двух учителей, которые в скором времени собираются сюда выехать. В нынешний визит, как вы, наверное, знаете, я даровал посвящение в монахи нескольким юношам. На них сейчас будут смотреть все буддисты. Поэтому они должны быть особенно внимательны к своему поведению. Хотелось бы напомнить и о том, что центрами обучения, а не только молельными домами, могут стать ваши храмы. Основам буддизма можно также обучать в общеобразовательных школах. Я доволен тем, что в Калмыкии создано общество друзей Тибета, начат выпуск журнала культурно-религиозного направления. Это очень хорошие шаги. — Можно ли хотя бы кратко переводить на калмыцкий тексты молитв? (”Хальмг унн”). — Конечно, можно. Учение Будды пришло к нам из Индии, все тексты были на санскрите. Мы их перевели на тибетский и теперь произносим молитвы на своем языке, кроме специальных выражений—мантр. — Ваши впечатления от встречи со студентами и какими будут ваши пожелания молодежи? (”Молодежь Калмыкии”). —Я ожидал больше вопросов, поэтому мне трудно судить о том, что волнует молодежь. Но я видел на лицах энтузиазм, и общее впечатление от встречи в КГУ положительное. Обычно при встречах с молодежью я говорю, что познания не должны отрываться от самой личности познающего. Только целостное развитие личности даст возможность проявиться знаниям. У молодежи много энергии, но не хватает терпения. Молодые должны понимать: они — основная сила будущего, поэтому на их плечи ложится колоссальная ответственность. И еще: осознание своей национальной принадлежности лежит через постижение национальной культуры. Основа же, стержень культуры калмыцкого народа — буддийская религия. Поэтому требуется ее познание. Как мне говорили, большой проблемой у вас является алкоголь, будут ею, возможно, наркотики. И то, и другое ведут к саморазрушению личности. — Не так давно в нашем хуруле несколько священнослужителей посредством голодовки добивались выполнения своих требований. Каково ваше отношение к подобным мерам воздействия? (”Элистинские новости”). — Тибетцы тоже устраивают голодовки. Эти способы борьбы—голодовка и гражданское неповиновение — придуманы не нами, а еще Махатмой Ганди. О том же, что произошло в вашем хуруле, я плохо информирован. В прошлом, случалось, во имя религии совершались не совсем достойные вещи. Но вообще должен сказать, что важно не количество монахов, а их качество. Если они устраивают скандалы, то тем вредят не только себе, но и учению Будды. Нужны строжайшие правила, которым монахам необходимо следовать—особенно из ныне посвященных — с самого начала. Монахи не должны быть перегружены работой — в этом им могут помочь миряне, взяв на себя большую часть работ. Монахам не положено иметь личную собственность, кроме 13 вещей одежды. У меня, к примеру, есть только то, что на мне и запасная одежда. Есть вот, правда, часы. Но отношение даже к этим вещам должно быть не как к лично своему, а как к общему, общинному. В противном случае будут нарушены заповеди. Деньгам, жертвуемым храму, нужно вести точный счет, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что они тратятся не по назначению. Монахи не должны жениться, иначе наступит разложение буддизма. Монах не может быть одновременно мирянином. Есть миряне и есть монахи. Если кто из ныне обращенных тринадцати монахов нарушит заповеди, того нужно немедленно удалять из монастыря. Не исключено, что в будущем миряне построят свой храм. Есть храмы, при которых верующие живут семьями – в таких случаях нарушений заповедей нет. В завершение пресс-конференции Его Святейшество заметил; поскольку большинство верующих в Калмыкии, по его мнению, женщины, то надо, видимо, открывать здесь женский монастырь. И, естественно, изгнать из него всех мужчин. Закончилась встреча с журналистами фотографированием на память. * * * В газетном отчете, который мы даем в кратком изложении, не представляется возможным рассказать обо всех вопросах и ответах, прозвучавших на пресс-конференции. Запись ее будет транслироваться по местному телевидению. Н. Куменова, «Известия Калмыкии», 26 сентября, 1992 года Вернуться назад |