Начало > Топ / Видео & Аудио / Обращения > Далай-лама. Обращение к мусульманскому сообществу в Лехе

Далай-лама. Обращение к мусульманскому сообществу в Лехе


22-10-2014, 12:16



Видео: Офис Его Святейшества Далай-ламы
Перевод: Ольга Селезнева
Редактор: Юлия Жиронкина
Озвучивание: Наталья Иноземцева
Техническая поддержка: Максим Брежестовский


16 июля 2014 г.

Обращение Его Святейшества Далай-ламы к мусульманскому сообществу в Лехе (Ладак, Индия), где местных шиитов и суннитов, а также мусульман и буддистов связывают теплые, дружеские отношения. Его Святейшество говорит о важности активной позиции в деле установления межрелигиозной гармонии, призывая ладакских последователей ислама служить примером для своих единоверцев в других странах мира. Он критически высказывается в адрес тех буддистов в Бирме и Шри-Ланке, которые участвуют в межконфессиональных конфликтах, полагая, что подобные действия идут в разрез с буддизмом. Рассказывает о заведенной им традиции совершения совместных паломнических поездок к святыням разных религий мира как одном средств содействия межрелигиозной гармонии.

Расшифровка видео


Далай-лама: Наши мусульманские духовные братья и сестры! Я хочу сказать огромное спасибо за организацию этой встречи и приглашение, я вам очень благодарен. Уже много раз я упоминал, что в маленькой деревне близ монастыря Кумбум, где я родился, жили мусульманские семьи. Поэтому мы тесно общались с мусульманскими братьями и сестрами. Когда мне было пять лет, я переехал в Лхасу, там было сообщество тибетских мусульман, наверное, около тысячи человек. Вы, наверное, об этом уже тоже слышали, но, быть может, не все, и ничего страшного не случится, если я повторю. На ежегодных праздниках, которые устраивало тибетское правительство, непременно присутствовала делегация или представитель мусульманского сообщества. Они еще носили такие шапки, здесь я таких ни у кого не вижу. Тибетские мусульмане носили красные шапки с таким украшением сбоку...

Голоса:
Тюрбаны.

Далай-лама: Тюрбаны тоже, но я говорю другом. Они носили довольно простые красные шапки. Мне кажется, в Турции... Вот вижу человека в такой шапке, да-да. В те дни у них еще были такие украшения на шапках...

Голоса: Кисточки.

Далай-лама: Да, точно. Смотрится чудесно, кисточка и ваша длинная борода. Замечательно! Ислам мне хорошо знаком.

Я, по-моему, уже рассказывал раньше, что у Тринадцатого Далай-ламы были карманные часы, которые перешли мне по наследству. Однажды часы сломались, перестали ходить. В то время в Лхасе жил один мусульманин, замечательный часовых дел мастер. Я очень отчетливо помню его лицо: белый тюрбан, а борода… слегка рыжеватая, здесь ни у кого нет рыжих бород, а у него была рыжая. Мы встретились, и я попросил его починить часы. Он очень аккуратно произвел ремонт и напоследок заметил: “Человек, у которого в кармане такие часы, должен вести себя так, будто у него в кармане яйцо”. Он намекнул, что нужно лучше заботиться о часах, ведь я, несмотря на часы в кармане, носился и прыгал без остановки. Вот он и дал мне такой совет. Не только я сам, но и моя мать очень любила того мусульманина. Так что с детства я жил с мусульманами бок о бок.

Но еще важнее то, что после 1959 года многие тибетские мусульмане переехали в Индию и поселились около Шринагара. Я их навещал там несколько раз. В последние годы положение в Кашмире была напряженным, и у меня не было возможности туда ездить, но вот два года назад я снова нанес визит в мусульманское поселение в Шринагаре. Я был немного удивлен и глубоко тронут тем, что их дети прекрасно говорят по-тибетски. Это значит, что дома тибетские мусульмане по-прежнему говорят на родном языке, на лхасском диалекте. Они именно тибетские мусульмане, не ладакские, они обычно так себя и называют: «тибетские мусульмане», и говорят по-тибетски. Конечно, они последователи ислама, но на их образ жизни очень сильно повлияла буддийская культура. Я всегда привожу их в пример: тибетские мусульмане придерживаются ислама, но несколько их поколений прожили в Тибете, среди тибетцев, поэтому образ жизни во многом пронизан духом буддийской культуры. Я всегда различаю, например христианское учение и христианскую культуру, иудаизм и иудейскую культуру. Разница чувствуется. Культура тесно связана с сообществом, а религия – личное дело отдельного человека.

С тех пор, как я беженцем прибыл в Индию, я много раз проводил встречи с моими мусульманскими братьями и сестрами. С 1975 года я начал одну практику, целью которой было продвижение межрелигиозной гармонии. Мы стали проводить групповые паломничества в священные места других религий. Мы начали эту практику в Сарнатхе, пригороде Варанаси. В тот день сначала мы отправились в маленькую мечеть, потом посетили индуистский храм, затем христианскую церковь, джайнский храм и гурдвару (сикхский храм). Нам хотелось проникнуться чувствами друг друга, стать ближе. Поэтому я завел такой обычай. Вот с тех самых пор, когда есть возможность, я всегда совершаю такие паломничества. Однажды в тибетском поселении в Мундгоде мы в один и тот же день посетили сперва небольшую мечеть, а затем индуистский храм. Движимый таким устремлением я также посетил… Аджмер, святое место суфиев. С духовным лидером суфиев Аджмера мы в конце концов стали близкими друзьями. Вы из Аджмера? Одни из главных суфийских учителей там обычно носит желтые одеяния. Мы стали с ним очень близкими друзьями.

И, конечно же, Джама-Масджид, соборная мечеть в Старом Дели, я побывал там несколько раз. Однажды в Дели проходила международная мусульманская конференция, на которую пригласили и меня. После ее завершения мы все вместе совершили паломничество в Джама-Масджид. Я тоже тогда надел мусульманскую шапочку и вместе с моими мусульманскими братьями молился Аллаху. Там собралось множество журналистов, и они все фотографировали меня в белой шапочке, а на следующий день во многих газетах опубликовали эти фотографии с комментариями, что Далай-лама почти обратился в мусульманство, но все еще носит красное буддийское одеяние. Я немного беспокоился о реакции индуистов, но позже мне сказали, что многие из них были искренне рады, что я стараюсь держаться ближе к последователям других вер. Ведь все мы поистине духовные братья и сестры! Многие индуисты решили, что подобное взаимодействие с Далай-ламой поможет мусульманскому сообществу влиться в общий поток религиозных общин Индии. Так что ислам мне знаком.

Через год после трагедии 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне состоялся молебен в память о жертвах этих терактов в Национальном кафедральном соборе в Вашингтоне, это было большое событие. Я как раз был тогда в Вашингтоне, и меня пригласили принять участие. Там собралось очень много людей и я сказал, что террористические акты совершили люди, причисляющие себя к исламу. Но нельзя из-за этого плохо относиться ко всем мусульманам в целом. Это совершенно неправильно и несправедливо. Недостойные люди есть среди последователей всех религиозных традиций, и среди индуистов, и среди иудеев, христиан, буддистов; среди последователей всех религий есть недостойные люди. Однако действия горстки таких людей не должны бросать тень на всю религиозную традицию в целом. Это абсолютно неверно!

С тех пор при каждом удобном случае на межконфессиональных встречах я упоминаю об этом. Я сам буддист и в Аллаха не верю (смех), но я общался с моими друзьями-мусульманами из разных традиций. Многие из них считают, что истинный последователь ислама не должен причинять вред другим людям. Настоящий мусульманин должен распространять свою любовь на все творения Аллаха. И человек, называющий себя мусульманином, но совершивший кровопролитие, на самом деле перестает быть последователем ислама.

Однажды бывший главный министр штата Джамму и Кашмир Фарук Абдуллах сказал мне, что слово «джихад» означает вовсе не войну с неверными, а сражение со своими собственными разрушительными эмоциями. Все основные религии мира проповедают практики любви, терпимости, прощения, поэтому когда возникают разрушительные эмоции – гнев, ненависть – и вы готовы уже причинить вред другим, в этот момент как раз и приходит время для джихада, войны со своими разрушительными эмоциями. Все основные религии мира также учат самодисциплине. Иногда это очень непросто. Разрушительные эмоции постоянно провоцируют нас, но мы обязаны их сдерживать их натиск, вот что такое «джихад». Мне кажется, люди, в том числе многие журналисты, неверно толкуют понятие «джихад». Я на самом деле искренне уважаю вашу традицию, восхищаюсь ею.

Теперь, что касается межрелигиозной гармонии. Мне кажется Индия, Бхарат, – и я всегда повторяю это людям в других странах, – стала живым свидетельством тому, что все основные религиозные традиции могут мирно сосуществовать бок о бок. И это касается не только современной Индии – этой традиции уже более тысячи лет. Кроме местных религий, таких как санкхья, джайнизм, буддизм, а затем и сикхизм, здесь процветают и иноземные религии. Я не вполне в этом уверен, но, кажется, самым первым здесь появился зороастризм, пришедший из Древней Персии, затем христианство, ислам, иудаизм, все они пустили здесь корни и прекрасно прижились.

Я всегда восхищался тем, что в Бомбее живет крошечное сообщество парсов. Недавно я был в Бомбее и спросил о численности парсов, мне ответили, что их меньше ста тысяч, но они не испытывают ни малейшего страха, живя среди миллионов индуистов, христиан, мусульман. Парсов очень-очень мало, но они чувствуют себя в полной безопасности и мирно живут со своими соседями. Такова Индия.

Несколько лет назад я был с визитом в Джодхпуре и познакомился там с одним румыном, который рассказал, что приехал в Индию для проведения в этой стране исследования на тему межрелигиозной гармонии. Он поделился, что нашел одну мусульманскую деревню в окрестностях Джодхпура, а по индийским меркам деревня – это по меньшей мере несколько тысяч человек. В Ладаке все иначе, здесь несколько семей – это уже деревня, а в обычной индийской деревне народу много. Так вот в той мусульманской деревне проживало несколько тысяч человек, и он обнаружил, что среди мусульман живет всего три индуистских семьи. Они совершенно ничего не боятся, чувствуют себя в полной безопасности и дружно живут с соседями. Исследователь был крайне этому удивлен. Вот это настоящая Индия. Иногда, зачастую из-за политиков, бывают проблемы, это вполне понятно. В Индии живет свыше миллиарда человек, и среди них, найдутся нарушители спокойствия. Я надеюсь, что поскольку в Ладаке живет меньше народу, здесь и нечестивых людей меньше, может, и вовсе ноль, я надеюсь (смех). При населении свыше миллиарда, конечно, без мошенников не обойдется. А ведь бывают и такие случаи, когда истинно верующими манипулируют. Итак, межрелигиозная гармония в Индии – это по-настоящему прекрасный пример для всего остального мира.

А сейчас я хочу обратиться к вам с просьбой, мои мусульманские братья и сестры. Я. Кажется, уже высказывал свое предложение к ладакским мусульманам. Сколько на нашей встречи суннитов и шиитов? Сколько суннитов здесь присутствует? Пожалуйста, шииты, поднимите руки. Двое, трое? Шииты, шииты? А теперь сунниты. Хорошо. А вы? Суннит? Шиит? Вы похожи на иранца.

Во-первых, поскольку я сам буддист, я должен попросить у вас прощение за бирманских буддистов, а также буддистов Шри-Ланки, которые причинили вред мусульманам; мне очень стыдно. Когда я впервые услышал, что «буддийские террористы», как называют их некоторые, учинили мусульманские погромы, когда я впервые об этом услышал, я находился с визитом в Вашингтоне. Я обратился к этим буддистам, сказав: «Пожалуйста, представьте лик Будды». Если бы Будда был там, он бы встал на защиту мусульман, я в этом уверен на 100 процентов. Так я сказал. Очень печально, что буддисты нападают на мусульман. На Шри-Ланке также случаются столкновения буддистов и индуистов.

А на Ближнем Востоке в этот самый момент сунниты и шииты убивают друг друга, в Пакистане тоже. Иногда я говорю, что пакистанские шииты должны переехать в Индию, здесь намного безопаснее, им тут никто не будет угрожать. Это очень печальные события на самом деле. Происходят столкновения христиан и мусульман в Африке, в Нигерии например. Это, правда, очень грустно.

Я действительно полагаю, что индийские мусульмане должны попытаться что-то сделать. Можно для начала провести общегосударственную конференцию индийских мусульман, создать группу уважаемых лидеров из суннитов и шиитов и попытаться вступить в диалог мусульманами тех стран, где шииты и сунниты проливают кровь друг друга. Мы, буддисты, тут вряд ли поможем, но вы – мусульмане, поэтому есть шанс, что они к вам прислушаются.

Ладакские мусульмане, недостаточно просто жить в гармонии здесь, вам нужно занять более активную позицию. Сами по себе ладакские мусульмане не смогут многого достичь, старайтесь привлекать видных мусульманских деятелей, таких как имам Джама-Масджид. Как же его зовут? Да-да, Сьед Ахмед Букхари (Syed Ahmed Bukhari), а также других лидеров. Поставьте себе такую цель. Вы – мусульмане, а другие мусульмане, ваши братья и сестры, убивают друг друга. Не оставайтесь безразличными, так нельзя.

Когда бирманские буддисты напали на мусульман, я не молчал, я выразил свою печаль и сказал, что тем буддистам следует представить лик Будды. Послушают они меня или нет, не знаю, заставить их я не могу. Но считаю, что обязан выразить свое мнение.

Ладакские мусульмане, пожалуйста, задумайтесь об этом всерьез, вы много веков живете в атмосфере межрелигиозной гармонии. Ею проникнуты не только отношения представителей разных религий, но и разных направлений ислама; ладакские сунниты и шииты прекрасно ладят друг с другом. Вы должны проявить инициативу – попытаться. Послушают вас или нет, это уже другое дело. Но что касается вас самих, вы должны выполнить свой нравственный долг, исполнить желание Аллаха. Аллах никогда не желал, чтобы мусульмане убивали друг друга, мыслимо ли это? Пожалуйста, подумайте об этом. Конечно, если вы попытаетесь, но несмотря на все ваши усилия, начинание не увенчается успехом, не нужно ни о чем жалеть. Вы сделали все, что могли, но это не принесло успеха. Что ж, бывает и так. Но оставаться равнодушными нельзя. А то ведь мы думаем порой, что нас это не касается...

Вот такое у меня к вам предложение: попробуйте выступить с небольшим обращением. И кроме того, ладакские мусульмане получат за это вполне земное вознаграждение – о вас пойдет добрая слава. Ведь не все измеряется деньгами, доброе имя тоже чего-то стоит! Люди будут говорить, что ладакские мусульмане, у которых между суннитами и шиитами сложились прекрасные искренние отношения, предприняли попытку помочь своим мусульманским братьям и сестрам, претерпевающим колоссальные страдания.

Вот этими мыслями я и хотел с вами поделиться. Если я сказал лишнее, пожалуйста, простите. Если вам показалось, что Далай-лама сует свой слишком длинный нос в чужие дела, искренне прошу меня извинить.
Вернуться назад