Далай-лама: пресс-конференция для российских СМИ - 2010
21-03-2011, 20:39 | Напечатать
Учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России, состоявшиеся в Дхарамсале, Индия, в конце прошлого года, освещала большая группа российских журналистов. Представителям российский прессы, среди которых были корреспонденты агентства «РИА Новости», «Интерфакс», радио «Эхо Москвы» и «Независимой газеты», получили возможность познакомиться с жизнью тибетского сообщества в эмиграции и встретиться с духовным лидером буддистов Его Святейшеством Далай-ламой. Пресс-конференция организована Фондом содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «СОХРАНИМ ТИБЕТ» под духовным руководством Тэло Тулку Ринпоче при поддержке с Офиса Его Святейшества Далай-ламы и Департамента информации и международных отношений Центральной тибетской администрации.
Его Святейшество Далай-лама: Прежде всего, я бы хотел тепло поприветствовать вас. У Далай-ламы XIII были определенные контакты с российскими царями. В Лхасе, в покоях Далай-ламы, хранились карманные часы с портретом царя. Должно быть, это был подарок от царской семьи. Историкам известно, что контакты с русским царским правительством были установлены с помощью Агвана Дорджиева. В первые годы большевицкой революции связи еще в той или иной мере поддерживались, но затем были полностью оборваны.
В Российской Федерации есть буддийские сообщества, буддийские республики: Тува, Калмыкия и Бурятия. Проживающие там буддисты веками следовали тибетской форме буддизма. Когда я был молод, когда был еще подростком, среди выдающихся ученых-философов [того времени] один был родом из Калмыкии, несколько из Бурятии и, разумеется, из Монголии. Я помню, во времена моей молодости у нас было 20-30 достойных ученых-философов из этих краев. Так что, традиционно нас связывали очень тесные узы, и я хочу тепло вас поприветствовать.
Конечно, мы не в Тибете, но в последние 50 с лишним лет именно это место я считаю своим домом. Положение дел таково, что я беженец. К тому же, я дольше всех «гощу» у индийского правительства.
Если брать широко, то я человеческое существо, один из уже почти семи миллиардов человек. В этом смысле между нами нет разницы. С точки зрения ментальной, эмоциональной и физической, мы ― одинаковые человеческие существа. Все мы, стремимся к счастливой жизни, никому не нужны неприятности или страдания. И у всех нас есть право преодолеть страдания и сделать свою жизнь счастливой. Все мы обладаем полным правом на достижение этих целей!
В свете этого, куда бы я ни направлялся, я всегда говорю людям: подлинный источник счастья заключен в нас самих. Он не в деньгах, не в роскошных условиях, не в материальном благополучии. У меня есть друзья-миллиардеры, но в личном плане подчас это очень несчастные люди. Этот отчетливо показывает, что подлинное счастье, пожалуй, не купишь за деньги. С другой стороны, есть примеры, когда люди с незавидным материальным положением оказываются очень счастливыми.
Другой пример: тибетцы, серьезно практикующие буддизм, которые провели по двадцать лет в китайских гулагах. Их жизни постоянно угрожала опасность, но они сохраняли внутренний покой. Даже в столь сложной ситуации мы, люди, можем сохранять мир в душе. А, следовательно, будет наша жизнь счастливой или нет, в конечном итоге зависит от нашего внутреннего настроя.
В современном мире, мире материалистическом, делается слишком большой упор на деньги, на материальные ценности. Мы пренебрегаем внутренними ценностями, и это ошибка. Верующие мы люди или нет, мы должны уделять больше внимания внутренним ценностям. Я всегда говорю об этом. Для того чтобы усилить ощущение внутреннего покоя, а также упрочить здоровье, нам нужно упражнять свой ум.
В последние 20 с лишним лет в ряде американских университетов при поддержке ученых проводятся определенные эксперименты и исследовательские проекты. Уже установлено, что тренировка ума приносит позитивные результаты. Уже получены конкретные научные доказательства, подтверждающие, что тренировка ума позволяет сделать ум спокойным, а тело ― здоровым.
Если брать второй уровень [моего существования], то я буддист. Не только в истории человечества, но и в современном мире известны случаи разделения по религиозному признаку. Это очень печально! В силу расширения контактов с представителями других вероисповеданий я пришел к твердой убежденности в том, что, несмотря на различие в философских воззрениях, все крупные религиозные традиции несут миру одно и то же послание, придерживаются одних и тех же практик: практик развития любви, сострадания, умения прощать, терпимости, самодисциплины, умения довольствоваться малым. Такие духовные практики вы найдете во всех крупных религиозных традициях, несмотря на различие в философии, во взглядах.
А значит, существует прочная основа для объединения усилий всех религий. Какой из различных видов философии придерживаться ― личное дело каждого. Но у нас есть общая для всех практика ― это практика любви. В христианстве, например, говорится о вере в Бога, которого считают творцом всего сущего. Наша собственная жизнь ― творение Бога. Вы полностью вверяете свою жизнь в руки Бога, и это ослабляет присущий нам эгоцентризм. Бога описывают как безграничную любовь, а потому человек, верующий в Бога, должен развивать в себе эту безграничную любовь. Если мы возьмем другие религиозные традиции, такие как буддизм и джайнизм, то в них нет концепции Бога-творца. Говорится, что мир возник сам по себе, в силу закона причинно-следственных связей, который составляет основу этих воззрений. Причина ― результат, причина ― результат… Здесь прослеживает значительное сходство с теорией Дарвина. Согласно этой философии, этой концепции, если вы причиняете вред другим, то получаете негативные результаты, а если помогаете другим, то извлекаете пользу для себя. В силу закона причинно-следственной связи. Позитивные результаты возможны, если вы совершаете позитивные действия. А негативные ― возникают из-за негативных действий. Все определяется совершаемыми действиями.
Действия человека связаны с его эмоциями, а потому любое действие, совершенное под влиянием позитивных эмоций, любви и доброты, становится позитивным, и вы получаете позитивные результаты. Негативные же эмоции: зависть, гнев, ненависть, подталкивают нас к негативным действиям, которые влекут за собой негативные результаты. Таков закон причинно-следственной связи. Концепция Бога-творца отсутствует, но эффект тот же.
Итак, оставим в стороне различия в философии. Если заглянуть в область духовной практики, то обнаружится сходство, а значит, есть общая платформа для сотрудничества между всеми религиозными традициями. Я стараюсь пропагандировать гармонию в отношениях между религиями, в основе которой лежит взаимное уважение. В последние 30-40 лет мне удалось в какой-то степени способствовать углублению взаимопонимания между представителями различных традиций. Некоторые христиане и мусульмане называют меня «хорошим христианином» и «хорошим мусульманином». Когда они так говорят, я отвечаю им: «А я считаю вас хорошим буддистом».
Эти два обязательства останутся со мной до конца моих дней. Почему я делюсь с вами этими мыслями? Потому что представители средств массовой информации в наши дни играют колоссальную роль в деле пропаганды этих ценностей. Именно поэтому я рассказываю вам об этом.
Это мои основные задачи. Но, конечно, есть еще одна плоскость: я тибетец. И, более того, я ношу имя Далай-ламы. Тибетцы внутри Тибета и за его пределами ― чему вы стали свидетелями несколько мгновений назад, когда я встречался с тибетцами, пришедшими из Тибета, ― я думаю, 99 процентов всех тибетцев мне доверяют, возлагают на меня свои надежды. Так что, мой нравственный долг ― служить им.
Но при этом, с 2001 года мы стали определять политическое руководство посредством выборов. Начиная с этого года, в том, что касается вопросов политического характера, я наполовину в отставке. 10 лет прошло, и теперь я с нетерпением жду полной отставки! Это то, что я хотел вам рассказать. Теперь ваши вопросы.
― Ваше Святейшество, что, по-вашему, является причиной невозможности вашего визита в Россию? И что должно произойти, чтобы он все-таки состоялся?
В 1979-м ― это была еще Советская эпоха ― мне представилась возможность посетить Советский Союз, провести несколько дней в Москве и встретиться с Патриархом Всея Руси Пименом. Затем, во времена Ельцина, я приезжал еще несколько раз. Но в последние годы даже краткий транзитный визит сопряжен с трудностями. Этот вопрос вы, пожалуйста, адресуйте российскому правительству.
Если российское правительство скажет: «Да», то я готов приехать. Многие буддисты, проживающие в России, постоянно просят меня: «Пожалуйста, приезжайте». Вот и Тэло Тулку Ринпоче постоянно упоминает об этом желании, а теперь еще и сами русские, такие как вы, начинают проявлять искренний интерес к тибетской культуре и тибетскому буддизму. Я бы с большим удовольствием встретился с этими людьми и поделился с ними своими мыслями.
Россия ― очень важное государство, мост между Европой и Азией. Это великая страна. И в силу того что Россия обладает богатыми природными ресурсами, в будущем она сможет сыграть важную роль на планете.
Но сегодня в России наблюдается рост коррупции. Так ведь? А значит, вам нужно укреплять самодисциплину.
Итак, я бы с большим удовольствием приехал в Россию, встретился со своими старыми друзьями, а также с новыми друзьями. Но пока Москва не зажжет зеленый свет, [визит не состоится…] Следующий вопрос.
Скачать
Далай-лама беседует с представителями российских СМИ
в Дхарамсале, Индия. 29 ноября 2010
Часть 1
Студийное озвучивание.
Dalailama.ru
― Скажите, пожалуйста, каково ваше отношение к истории с лауреатом Нобелевской премии мира, китайцем, который находится в тюрьме. Церемония его награждения была отложена, и многие страны, в том числе Россия, к сожалению, так или иначе, под теми или иными предлогами отказались принимать в ней участие. Почему они поддались китайскому давлению, каково ваше мнение?
Она не была отложена, но китайское правительство не выдало разрешений тем друзьям Лю Сяобо, которые хотели присутствовать на церемонии. Правительство КНР вело жесткие ограничения, запретило им выезд из страны. Вот что произошло.
― Вопрос в том, почему некоторые страны поддались давлению со стороны Китая? Как вы думаете?
Насколько мне известно, дипломаты многих стран получили ноты протеста со стороны китайского правительства. 36 стран приняли решение присутствовать на церемонии, а 6 ― отказались, в том числе Россия, Пакистан и ряд других государств. Кажется Куба, Иран, Казахстан…
Трудно сказать, почему они поддались давлению. На этой планете все повторяют слова: «Справедливость, справедливость, приверженность истине», но на деле оказывается, что людям очень трудно придерживаться этих принципов. Я обычно говорю, что большинство проблем, возникающих на этой планете, порождены человеком. И большая часть этих вызванных человеком проблем объясняется отсутствием нравственных принципов, а также слишком большим вниманием к сфере материальной, денежной. Сегодня Китайская народная республика становится все богаче и богаче и, с точки зрения экономической, Россия нуждается в помощи Китая. И не только Россия, целый ряд западных стран сегодня экономически связан с Китаем. Следующий вопрос.
― Последние переговоры ваших представителей с Пекином, можно сказать, провалились. Сегодня вы говорили, что замечаете изменения в Китае. Есть ли у вас надежды на то, что эти переговоры в будущем принесут успех?
В 1979 году мы установили прямые контакты с китайским правительством. В то время Дэн Сяопин встречался с моим личным эмиссаром, и он упомянул тогда, что, помимо вопроса о независимости, все остальные вопросы могут быть вынесены на обсуждение. Когда мы получили этот сигнал, то мы, базирующиеся здесь, в Индии, на тот момент уже приняли соответствующее решение. В 1973-74-м годах мы поняли, что рано или поздно нам придется вступать в диалог с китайским правительством. Об обсуждении независимости речи быть не может. Обсуждать это нецелесообразно, это не принесет результатов. А если говорить шире, то Тибет в материальном отношении ― отсталая страна, но с точки зрения духовной ― высоко развитая. Если китайское правительство предоставит нам значимую автономию, в рамках которой у нас будет возможность сохранять свое уникальное культурное наследие и буддизм, то в плане материального развития в наших интересах оставаться в составе Китайской народной республики. Рассуждая так, мы решили, что в будущем мы не станем стремиться к независимости, но будем добиваться подлинной автономии, которая, кстати, предусмотрена Конституцией КНР.
И когда мы получили этот сигнал, мы были очень счастливы ― наши точки зрения совпадали! Дэн Сяопин придерживался того же мнения, что и мы. Мы начали процесс обсуждений с официальными представителями КНР. Вплоть до Ху Яобана надежда была, но потом Ху Яобана сместили, а в некоторых университетах Китая начало набирать обороты студенческое движение. И тогда китайская политика стала намного жестче, а наши контакты в 1993-м году и вовсе сошли на нет.
Затем, в 2002 году, когда у власти стоял Цзянь Цзэмин, мы возобновили прямые контакты с китайским правительством. С того времени и до сегодняшнего дня мы провели 9 встреч с представителями китайского правительства.
Сразу после кризиса, разразившегося в Тибете в 2008 году, председатель Ху Цзинтао сообщил о предстоящей встрече с представителями Тибета. Он официально об этом заявил, и еще, государственное агентство «Синьхуа» также объявляло о предстоящей встрече. Мы тогда усмотрели в этом обнадеживающие знаки и поспешно организовали такую встречу. Но, в конечном итоге, в этом процессе стала вновь доминировать их жесткая политика.
На восьмой и девятой встречах китайская сторона продемонстрировала особенную жесткость, они стали выносить обвинения в наш адрес и, в конце концов, назвали меня демоном. Я помню, как один журналист задал мне вопрос на эту тему… Я был тогда в Риме, в Италии, вместе с одним итальянским коммунистом. Так вот, тот итальянский журналист сообщил мне, что один из китайских правительственных чиновников назвал меня демоном, и попросил меня это прокомментировать.
Я ответил: «О! Вот я и демоном стал. С рогами!» Все начали смеяться… И кто-то из итальянских коммунистов сказал тогда, что в таком случае он тоже хотел бы стать демоном.
Глупо, правда? Очень глупо!
С другой стороны, понять их можно: они были во власти гнева, вот и позволили себе такие высказывания. Ничего! Это вполне понятно.
Но с другой стороны, они то и дело списывают все проблемы на Далай-ламу, «клику Далая». Вот только, похоже, никто этому не верит. Но они с большим удовольствием повторяют все эти обвинения, вне зависимости от того, верят в них другие или нет.
Я бы не назвал это полным провалом переговоров. Обе стороны (и китайцы тоже) повторяют, что открыты для переговоров. И наша сторона также всегда готова с ними встречаться. Какими бы ни были выносимые ими обвинения, наша позиция не меняется. Она остается последовательной.
В ближайшие годы в Китае к власти придет новое руководство. Вполне возможно, что оно принесет с собой новый образ мыслей.
Мне приятно сообщить вам о том, что за последние два с лишним года мы отметили выход свыше двух тысяч статей на китайском языке, написанных представителями китайской интеллигенции, китайскими учеными. Из них свыше двухсот статей принадлежат перу авторов из материкового Китая. Авторы этой тысячи с лишним статей выражают полную поддержку нашей политике Срединного пути и выступают с жесткой критикой в адрес политики собственного правительства.
И еще, в последние два года лидеры целого ряда государств публично заявляли о том, что китайскому руководству необходимо пересмотреть свою политику в отношении национальных меньшинств. А в последние месяцы даже премьер-министр Китая Вэнь Цзябао неоднократно повторял, в том числе в интервью CNN, что Китаю необходима либерализация в политической сфере. Он даже сказал, что Китай в конечном итоге должен перенять американский демократический стиль [управления].
Даже сам премьер-министр теперь говорит о необходимости либерализации политической сферы, упоминает даже о западном демократическом стиле управления, который Китаю нужно перенять. Так что налицо признаки надвигающихся перемен.
Каждую неделю нас посещают китайцы из материкового Китая. На протяжении последующих трех дней я буду читать лекции о буддизме преимущественно российским буддистам. На этих учениях присутствуют и китайцы из материкового Китая. Вот так.
Некоторые китайские буддисты рассказывают, что в наши дни в Китае общее число буддистов составляет около 200 миллионов человек. Так что, все меняется… И я всегда говорю, что китайский народ, 1 миллиард 300 миллионов китайцев, имеет полное права знать об истинном положении дел. 1 миллиард 300 миллионов китайцев обладает способностью разобраться в том, что хорошо, а что плохо. А потому введение государственной цензуры ― поступок безнравственный!
Если китайцы, включая и сторонников жесткой политики, будут осведомлены об истинном положении дел в том, что касается тибетского вопроса, тибетской культуры, истории Тибета, то они поймут, что наш подход реалистичный. Но проблема в том, что они лишены знаний. Не знают истинного положения дел. В этом вся сложность. Коммунистическая пропаганда дает им искаженную информацию, формируя совершенно неправильные представления. В этом проблема.
Сегодня, с развитием новых технологий, в отличие от 1950-1960-х, какие бы ограничения ни налагало центральное правительство, осуществить полный контроль не удастся. Поэтому у нас есть надежды. Как я говорил сейчас, на встрече с тибетцами из Тибета, все меняется. Так что, нам нужно сохранять внутреннюю решимость. Следующий вопрос.
Скачать
Далай-лама беседует с представителями российских СМИ
в Дхарамсале, Индия. 29 ноября 2010
Часть 2
Студийное озвучивание.
Dalailama.ru
― Я бы хотела спросить про немного отдаленное будущее, про вашу следующую реинкарнацию. Где она может быть? Будет ли она в Тибете или в Индии? В каком статусе вы в результате можете оказаться, ведь Тибет, скорее всего, будет уже совсем другой страной с парламентом, демократией… Придется ли все это обратно менять? И не задумывались ли вы о том, чтобы реинкарнироваться в женщину?
Как я упоминал выше, я уже наполовину в отставке. На протяжении последних четырех столетий Далай-лама являлся главой как духовной, так и светской власти. Однако эта традиция уже прекратила свое существование. Еще в 1969 году я официально, публично, прилюдно заявил: продолжит свое существование институт Далай-ламы или нет, решать тибетскому народу. Этот институт не имеет большого значения.
Тибетский буддизм ведет свою историю с восьмого столетия, а институт Далай-ламы существует лишь последние 600 лет и из них лишь в последние четыре столетия стоит во главе и политической, и духовной власти. Некоторые люди, включая россиян, считают, что институт Далай-ламы имеет жизненно важное значение для развития тибетского буддизма. Это неверно! Из своего невежества вы так говорите.
Люди, причастные к обсуждению этой темы, а именно тибетцы, монголы и в том числе российские буддисты, а также жители гималайского региона ― если большинство из этих буддистов скажут, что институт Далай-ламы более не актуален, то он прекратит свое существование. Но если большинство из них выскажется в пользу сохранения этого института, тогда случится следующая реинкарнация или будет назначен преемник этого института. Здесь мы открыты: можем воспользоваться как традиционными, так и новыми методами.
Много лет прошло с тех пор, как я четко заявил, что есть разные варианты решения этого вопроса.
И еще, лет 15-20 тому назад журналистка из одного женского журнала (кажется, это было в Париже) брала у меня интервью. И поскольку журнал был женским, то она спросила меня, может ли Далай-лама в будущем воплотиться в женском теле. И я ответил: «О да! Очень даже может!»
Я ответил так потому, что в тибетской традиции есть один институт сознательно воплощающихся лам-женщин. Этот институт существует, кажется, уже 800 лет. 700-800 лет. Давняя традиция! Так что, среди тибетских сознательно перерождающихся лам есть и женщины.
Если Далай-лама в женском теле окажется полезнее для буддийской Дхармы и для определенного круга людей, то почему бы и нет? Придет Далай-лама-женщина!
Недавно я упомянул в одном интервью: вообще-то, в буддийских странах, христианских странах и, возможно, также индуистских и мусульманских, большинство верующих ― женщины! Если вы зайдете в русскую православную церковь в Москве, то большинство прихожан, скорее всего, составят женщины. Почти уверен. Повсюду так. Вот и в гималайском регионе, когда я даю там буддийские учения, то большинство присутствующих ― женщины. Это факт. А потому Далай-лама в женском теле может оказаться полезнее.
На той встрече с корреспонденткой из женского журнала я еще в шутку добавил: «Если так случится, что Далай-лама родится женщиной, то эта женщина должна быть очень привлекательной». И тому есть объяснение. В буддийской традиции говорится, что в следующей жизни нам нужно не просто родиться в человеческом теле, но нужно еще, чтобы у нас также было здоровье, долголетие и привлекательность. Так говорится.
Если сохранится сегодняшнее положение дел, и мы останемся беженцами, то, по логике вещей, сама цель реинкарнации состоит в продолжении исполнения начатого, но не еще законченного дела. 14-й Далай-лама уходит в изгнание, становится беженцем и затем умирает. А значит, моя следующая реинкарнация должна будет продолжить решать поставленную мною задачу. Если следовать этой логике, то, конечно, следующая реинкарнация Далай-ламы должна появиться в свободной стране. Скорее всего, в Индии или в какой-нибудь из российских буддийских республик.
Среди лам тибетской традиции… вот возьмем, например [Верховного ламу Калмыкии] Тэло Тулку Ринпоче…
В тибетской традиции он пользуется статусом высокого ламы. В своей прошлой жизни он родился в Монголии, а нынешнее воплощение мы обнаружили в семье американских калмыков. Он калмык, гражданин Америки, провел много лет в Индии, в тибетском сообществе, так что он еще и тибетец. [смеется]
― Но что если китайцы назначат собственного Далай-ламу, что тогда?
Повторится история с Панчен-ламой. Сейчас два Панчен-ламы: один, признанный официальными властями КНР, а другой ― Панчен-лама, живущий в сердцах тибетцев, тот, которого признал я. Он в сердцах тибетцев. А «официального» Панчен-ламу даже некоторые китайские чиновники называют «подставным Панченом». Даже представители официальной власти так говорят.
Так что, в будущем может быть и два Далай-ламы: один «официальный», которого ни один тибетец не примет, а второй ― Далай-лама, живущий в сердцах тибетцев.
― Ваше Святейшество, это ваша четырнадцатая реинкарнация, помните ли вы что-нибудь из своих прошлых жизней? И назовите, пожалуйста, самые яркие.
Когда я был совсем мал, у меня было несколько ясных воспоминаний о прошлых рождениях. А сегодня подчас даже то, что вчера случилось, мне трудно вспомнить.
Однако в моих полуснах иногда проскальзывают воспоминания о прошлых жизнях. Одна из них ― лет 600 тому назад…
Очень странно, как следовало из [другого] моего сна, очень отчетливого, очень ясного, в одном из своих рождений я жил в Египте, был египтянином, узником египетской тюрьмы.
Я отчетливо помню фараона в традиционном египетском облачении. Я так его боялся. До чего необычный сон!
Но сон есть сон. А что касается памяти прошлых рождений, то некоторые дети прекрасно их помнят! Есть маленькие мальчики и девочки, которые не только помнят свои прошлые рождения, но и читать умеют, хотя их никто тому не учил. В этой жизни их никто не учил читать, но в силу памяти, пришедшей из прошлой жизни, они в этой жизни умеют читать.
Я встречался с одной индийской девочкой, даже с двумя. Обе очень ясно помнили свои прошлые жизни. Очень отчетливо!
Похоже, эти маленькие индийские девочки лучше меня помнят свои прошлые жизни…
― Ваше Святейшество, калмыки на протяжении четырех веков ходили в Тибет. Их путешествие длилось четыре года. Четыре года туда и четыре года обратно. А сейчас у калмыков есть прекрасная возможность приезжать на ваши учения в Дхарамсалу. Для них это очень важно! А чем важны встречи с российскими буддистами для вас?
Для меня… Я буддист и ношу имя Далай-ламы. Само слово «Далай» происходит из монгольского языка. Так что, у меня особая связь с монголами. Калмыки ― это монгольское племя. Мы поддерживали связи веками, а в веке 20-м, несмотря на колоссальные испытания, выпавшие на их долю, они сумели сохранить буддийскую традицию, а потому мой долг ― служить им всеми силами.
Сегодня 26 учеников из Калмыкии, в основном монахи, но также и миряне, проходят обучение в сообществе тибетских беженцев, в наших институтах. Большинство из них учится на юге Индии, в наших монастырских институтах.
Из Монголии у нас обучается 240 человек, из Бурятии ― 120, из Тувы ― 17. Из гималайского региона, монахов с индийским гражданством у нас около 5.000. Все они учатся в монастырских институтах тибетского сообщества беженцев.
Традиционно монахи из этих регионов приходили на обучение в Тибет, а сейчас они приезжают в Индию и учатся в монастырских институтах тибетского сообщества, а также в некоторых других учебных заведениях. Учатся у нас и корейцы, и китайцы, и японцы. Есть даже американцы.
Традиционно в этих институтах царила в подлинном смысле «интернациональная» атмосфера. Следующий вопрос.
― Я из Бурятии, и у меня два вопроса. Во-первых, кто для вас учитель? И второй: для буддистов Бурятии вы являетесь учителем, для многих по крайней мере. Но, как уже говорилось, приехать в Россию, а тем более в Бурятию для вас невозможно. Может ли буддизм развиваться в Бурятии самостоятельно?
Конечно. Я только что упомянул, что 120 учеников из Бурятии уже проходят обучение в наших монастырях. Некоторые из них учатся уже по 15-16 лет, они вплотную подошли к выпускным экзаменам на звание геше (доктора буддийской философии).
Возьмем пример с Ладаком. 20-30 монахов из Ладака уже завершили свое обучение и теперь служат буддийской Дхарме, а также занимаются социальной работой у себя на родине в Ладаке и по всему гималайскому региону. Выходцы из этих мест, отучившиеся по несколько лет в тибетских институтах, завершив учебу, возвращаются. Кто-то из них остается, а кто-то возвращается к себе на родину. Они открывают школы и повышают уровень знаний в собственных монастырях. Всеми силами служат родной земле.
Так и ваши ученики, завершив учебу в тибетских монастырях, они вернутся на родину и будут служить буддийской Дхарме. Вполне логично.
― Ваше Святейшество, сейчас во всем мире есть одна популярная тема: конец света, который ожидают в 2012 году. Таково пророчество индейцев Майя. Как вы к этому относитесь? Несерьезно? Или есть какие-то основания этому доверять?
Я отношусь к этому скептически. Я в это не верю. Конечно, здесь нужно провести исследование, чтобы понять, а каковы собственно доказательства, каковы обоснования этого утверждения?
Если это всего-навсего предсказание, то я в него не верю.
― Скоро мы в Калмыкии будем отмечать праздник Зул (Новый год), я хотела попросить вас обратиться к буддистам нашей республики. Мы покажем это обращение по калмыцкому телевидению. А в конце этого обращения, пожалуйста, прочитайте небольшую молитву о преодолении препятствий о всеобщем благополучии.
Сегодня я встречаюсь с представителями российских средств массовой информации и хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить наилучшие пожелания своим калмыцким братьям и сестрам. Через два дня в Тибете будут отмечать знаменательную дату ─ уход в паринирвану Ламы Цонкапы. Вы, калмыки, по традиции считаете этот праздник днем наступления Нового года, и потому я хотел бы передать вам свои поздравления.
Я всегда говорю своим буддийским братьям и сестрам, будь то из Китая, Японии, Кореи, Вьетнама или других буддийских стран, а также тибетцам и индийцам: «Мы должны быть буддистами 21-го века». А это означает обладать всесторонними знаниями об устройстве современного мира, использовать современные технические возможности и современное образование, а также постигать научные дисциплины.
Если мы будем обладать всей полнотой этих знаний, то в нас зародится вера, основанная на исследовании, на эксперименте. Это приведет нас к убежденности в обоснованности буддийского Учения, которая станет результатом проведенного нами исследования, а это очень важно! Вот как я описываю «буддиста 21-го века».
В прошлом в упомянутых буддийских странах люди считали себя буддистами, но при этом не знали, что такое буддизм. Буддийская вера такого рода устарела. Нам нужна буддийская вера, опирающаяся на всестороннее познание буддизма. Сам Будда говорил: «О мои ученики, бхикшу и остальные! Вы не должны принимать мои учения из одной только веры и преданности, но лишь исследовав их, проведя собственные эксперименты». Это весьма и весьма научный подход. И сегодня наука играет чрезвычайно важную роль. Сам я на протяжении последних 30 лет поддерживаю тесные связи со многими известными и уважаемыми представителями науки. В процессе расширения контактов с ними становится все яснее, какими богатейшими запасами знаний обладает буддизм о нашем сознании, о реальной действительности. И сегодня очень многие ученые проявляют самый живой интерес к изучению буддийской традиции, желая почерпнуть из нее новые знания о человеческих эмоциях и о том, как с ними справляться. А потому, мои буддийские братья и сестры, пожалуйста, глубже изучайте буддизм. Пусть ваша вера будет основана на постижении, обретенном в процессе логического анализа, эксперимента. Таков буддийский подход. Пожалуйста, уделяйте больше времени учебе. Я всегда говорю, что Кангьюр и Тенгьюр состоит из трехсот с лишним томов. Мы должны относиться к ним как к текстам, подлежащим изучению. Недостаточно положить их на алтарь и время от времени совершать им подношения. Это неправильно! Нужно изучать эти книги.
И, наконец, я желаю вам счастливого нового года и, пожалуйста, не пейте слишком много.
Спасибо, на этом все! Последний вопрос.
― Сейчас идут выборы в Тибетский парламент. Нам рассказали о том, что есть даже два кандидата из тибетского сообщества в Америке, и идет очень напряженная борьба за пост спикера парламента. Вы могли бы как Далай-лама подсказать, кого лучше избрать? Ведь от нового спикера зависит и ваша предстоящая отставка, о которой вы неоднократно говорили.
Недавно я был на юге Индии, и я очень четко заявил, что выборы ― личное дело каждого. Я не буду высказываться в пользу того или иного кандидата. Я буду сохранять полный нейтралитет. Если я скажу: «Этот кандидат лучше», то большинство проголосует за него. А это идет вразрез с демократией. Каждый должен иметь возможность выразить свою точку зрения.
Одна из причин, почему я нахожусь наполовину в отставке и подумываю о полной отставке, заключается в том, что я хочу в полной мере внедрить демократическую систему.
Теперь последний вопрос.
― Вы много говорили о межконфессиональном согласии. Мы ― журналисты из Казахстана, и в Казахстане существует Съезд мировых религий, где за одним столом встречаются лидеры мировых религий. Что вы знаете об этом и вообще что вы знаете о Казахстане?
О Съезде я ничего не знаю. А о Казахстане знаю очень мало. Знаю лишь, что в Казахстане прежде разрабатывали советские космические корабли. Даже сейчас Российская Федерации использует определенные области Казахстана для разработки космических кораблей. Это всё, что мне известно. И еще, Казахстан ― в целом мусульманская страна. Всё.
Однажды я был в Алма-Ате…
― Правда?
Да. Тогда еще Казахстан, кажется, входил в состав Советского Союза. Я также посещал Узбекистан, Ташкент и Самарканд. Одно я помню: в Ташкенте и Самарканде было много арбузов и дынь. И когда я был в Самарканде, там было очень жарко, а эти арбузы были такими сладкими и сочными!
― А в Алма-Ате?
В Алма-Ате не знаю… Это я помню очень отчетливо. Я встречался тогда с мусульманским духовенством, в Узбекистане и в Казахстане. Мы вместе обедали. Кушали эти сладкие арбузы. Эти арбузы довольно знамениты. И 1954-55 годах я был в Пекине, туда арбузы доставляли из Синьцзяна, а в Дели их порой привозили из Афганистана. Это я помню… и еще прекрасные дружественные беседы с мусульманским духовенством. Они мне запомнились.
И еще я помню, что в Самарканде похоронен известный имам…
― В России, как в Китае и Тибете, есть политзаключенные: Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, защитник прав человека Михаил Соколов, журналистка Айгуль Махмутова находятся в тюрьме за свои убеждения. Что бы вы могли пожелать этим людям, которые поплатились свободой за свои убеждения?
Россия в целом ― демократическая страна. В демократических странах должна быть свобода информации, свобода СМИ. Это существенный момент! Если публикуется нечто нелицеприятное, то у правительства всегда есть возможность дать соответствующие объяснения. Нет нужды в цензуре! Должна быть полная свобода. Это важно. Такова моя точка зрения.
В нашем небольшом сообществе беженцев действует около десяти тибетских газет. Полная свобода! Порой они высказывают критику без особых на то оснований. Но даже беспочвенная критика нас не смущает.
Если сталкиваешься с беспочвенной критикой, то возьми на себя смелость доказать ее беспочвенность. А если критика обоснованная, то нужно принести извинения!
Прозрачность жизненно необходима. Худшая привычка тоталитарных режимов ― привычка к закрытости, привычка все называть государственной тайной. Изобилие государственных тайн рождает подозрительность, усиливает недоверие. Чтобы построить счастливое общество, доверие крайне необходимо. Если мы стремимся к единству в обществе, опять же, никак не обойтись без доверия.
Я часто говорю: председатель КНР Ху Цзиньтао ставит целью построение гармоничного общества. Замечательная цель! Правильная! Но в основе гармоничного общества лежит доверие. Если его нет, то откуда взяться гармонии? Гармония основана на дружбе, а дружба ― на доверии. Чтобы возникло доверие, необходима прозрачность, открытость. Так действует закон причинно-следственной связи.
Доверия не добьешься секретностью и цензурой. Это вразрез с логикой! Дурная причина не может принести благой результат. Для благого результата нужна благая причина! Таков закон причинно-следственной связи. Научный подход.
29 ноября 2010
Дхарамсала
Индия
Перевод: Юлия Жиронкина
Фото, видео, озвучивание: Игорь Янчеглов
Техническая поддержка: Максим Брежестовский
Его Святейшество Далай-лама: Прежде всего, я бы хотел тепло поприветствовать вас. У Далай-ламы XIII были определенные контакты с российскими царями. В Лхасе, в покоях Далай-ламы, хранились карманные часы с портретом царя. Должно быть, это был подарок от царской семьи. Историкам известно, что контакты с русским царским правительством были установлены с помощью Агвана Дорджиева. В первые годы большевицкой революции связи еще в той или иной мере поддерживались, но затем были полностью оборваны.
В Российской Федерации есть буддийские сообщества, буддийские республики: Тува, Калмыкия и Бурятия. Проживающие там буддисты веками следовали тибетской форме буддизма. Когда я был молод, когда был еще подростком, среди выдающихся ученых-философов [того времени] один был родом из Калмыкии, несколько из Бурятии и, разумеется, из Монголии. Я помню, во времена моей молодости у нас было 20-30 достойных ученых-философов из этих краев. Так что, традиционно нас связывали очень тесные узы, и я хочу тепло вас поприветствовать.
Конечно, мы не в Тибете, но в последние 50 с лишним лет именно это место я считаю своим домом. Положение дел таково, что я беженец. К тому же, я дольше всех «гощу» у индийского правительства.
Если брать широко, то я человеческое существо, один из уже почти семи миллиардов человек. В этом смысле между нами нет разницы. С точки зрения ментальной, эмоциональной и физической, мы ― одинаковые человеческие существа. Все мы, стремимся к счастливой жизни, никому не нужны неприятности или страдания. И у всех нас есть право преодолеть страдания и сделать свою жизнь счастливой. Все мы обладаем полным правом на достижение этих целей!
В свете этого, куда бы я ни направлялся, я всегда говорю людям: подлинный источник счастья заключен в нас самих. Он не в деньгах, не в роскошных условиях, не в материальном благополучии. У меня есть друзья-миллиардеры, но в личном плане подчас это очень несчастные люди. Этот отчетливо показывает, что подлинное счастье, пожалуй, не купишь за деньги. С другой стороны, есть примеры, когда люди с незавидным материальным положением оказываются очень счастливыми.
Другой пример: тибетцы, серьезно практикующие буддизм, которые провели по двадцать лет в китайских гулагах. Их жизни постоянно угрожала опасность, но они сохраняли внутренний покой. Даже в столь сложной ситуации мы, люди, можем сохранять мир в душе. А, следовательно, будет наша жизнь счастливой или нет, в конечном итоге зависит от нашего внутреннего настроя.
В современном мире, мире материалистическом, делается слишком большой упор на деньги, на материальные ценности. Мы пренебрегаем внутренними ценностями, и это ошибка. Верующие мы люди или нет, мы должны уделять больше внимания внутренним ценностям. Я всегда говорю об этом. Для того чтобы усилить ощущение внутреннего покоя, а также упрочить здоровье, нам нужно упражнять свой ум.
В последние 20 с лишним лет в ряде американских университетов при поддержке ученых проводятся определенные эксперименты и исследовательские проекты. Уже установлено, что тренировка ума приносит позитивные результаты. Уже получены конкретные научные доказательства, подтверждающие, что тренировка ума позволяет сделать ум спокойным, а тело ― здоровым.
Если брать второй уровень [моего существования], то я буддист. Не только в истории человечества, но и в современном мире известны случаи разделения по религиозному признаку. Это очень печально! В силу расширения контактов с представителями других вероисповеданий я пришел к твердой убежденности в том, что, несмотря на различие в философских воззрениях, все крупные религиозные традиции несут миру одно и то же послание, придерживаются одних и тех же практик: практик развития любви, сострадания, умения прощать, терпимости, самодисциплины, умения довольствоваться малым. Такие духовные практики вы найдете во всех крупных религиозных традициях, несмотря на различие в философии, во взглядах.
А значит, существует прочная основа для объединения усилий всех религий. Какой из различных видов философии придерживаться ― личное дело каждого. Но у нас есть общая для всех практика ― это практика любви. В христианстве, например, говорится о вере в Бога, которого считают творцом всего сущего. Наша собственная жизнь ― творение Бога. Вы полностью вверяете свою жизнь в руки Бога, и это ослабляет присущий нам эгоцентризм. Бога описывают как безграничную любовь, а потому человек, верующий в Бога, должен развивать в себе эту безграничную любовь. Если мы возьмем другие религиозные традиции, такие как буддизм и джайнизм, то в них нет концепции Бога-творца. Говорится, что мир возник сам по себе, в силу закона причинно-следственных связей, который составляет основу этих воззрений. Причина ― результат, причина ― результат… Здесь прослеживает значительное сходство с теорией Дарвина. Согласно этой философии, этой концепции, если вы причиняете вред другим, то получаете негативные результаты, а если помогаете другим, то извлекаете пользу для себя. В силу закона причинно-следственной связи. Позитивные результаты возможны, если вы совершаете позитивные действия. А негативные ― возникают из-за негативных действий. Все определяется совершаемыми действиями.
Действия человека связаны с его эмоциями, а потому любое действие, совершенное под влиянием позитивных эмоций, любви и доброты, становится позитивным, и вы получаете позитивные результаты. Негативные же эмоции: зависть, гнев, ненависть, подталкивают нас к негативным действиям, которые влекут за собой негативные результаты. Таков закон причинно-следственной связи. Концепция Бога-творца отсутствует, но эффект тот же.
Итак, оставим в стороне различия в философии. Если заглянуть в область духовной практики, то обнаружится сходство, а значит, есть общая платформа для сотрудничества между всеми религиозными традициями. Я стараюсь пропагандировать гармонию в отношениях между религиями, в основе которой лежит взаимное уважение. В последние 30-40 лет мне удалось в какой-то степени способствовать углублению взаимопонимания между представителями различных традиций. Некоторые христиане и мусульмане называют меня «хорошим христианином» и «хорошим мусульманином». Когда они так говорят, я отвечаю им: «А я считаю вас хорошим буддистом».
Эти два обязательства останутся со мной до конца моих дней. Почему я делюсь с вами этими мыслями? Потому что представители средств массовой информации в наши дни играют колоссальную роль в деле пропаганды этих ценностей. Именно поэтому я рассказываю вам об этом.
Это мои основные задачи. Но, конечно, есть еще одна плоскость: я тибетец. И, более того, я ношу имя Далай-ламы. Тибетцы внутри Тибета и за его пределами ― чему вы стали свидетелями несколько мгновений назад, когда я встречался с тибетцами, пришедшими из Тибета, ― я думаю, 99 процентов всех тибетцев мне доверяют, возлагают на меня свои надежды. Так что, мой нравственный долг ― служить им.
Но при этом, с 2001 года мы стали определять политическое руководство посредством выборов. Начиная с этого года, в том, что касается вопросов политического характера, я наполовину в отставке. 10 лет прошло, и теперь я с нетерпением жду полной отставки! Это то, что я хотел вам рассказать. Теперь ваши вопросы.
― Ваше Святейшество, что, по-вашему, является причиной невозможности вашего визита в Россию? И что должно произойти, чтобы он все-таки состоялся?
В 1979-м ― это была еще Советская эпоха ― мне представилась возможность посетить Советский Союз, провести несколько дней в Москве и встретиться с Патриархом Всея Руси Пименом. Затем, во времена Ельцина, я приезжал еще несколько раз. Но в последние годы даже краткий транзитный визит сопряжен с трудностями. Этот вопрос вы, пожалуйста, адресуйте российскому правительству.
Если российское правительство скажет: «Да», то я готов приехать. Многие буддисты, проживающие в России, постоянно просят меня: «Пожалуйста, приезжайте». Вот и Тэло Тулку Ринпоче постоянно упоминает об этом желании, а теперь еще и сами русские, такие как вы, начинают проявлять искренний интерес к тибетской культуре и тибетскому буддизму. Я бы с большим удовольствием встретился с этими людьми и поделился с ними своими мыслями.
Россия ― очень важное государство, мост между Европой и Азией. Это великая страна. И в силу того что Россия обладает богатыми природными ресурсами, в будущем она сможет сыграть важную роль на планете.
Но сегодня в России наблюдается рост коррупции. Так ведь? А значит, вам нужно укреплять самодисциплину.
Итак, я бы с большим удовольствием приехал в Россию, встретился со своими старыми друзьями, а также с новыми друзьями. Но пока Москва не зажжет зеленый свет, [визит не состоится…] Следующий вопрос.
Скачать
Далай-лама беседует с представителями российских СМИ
в Дхарамсале, Индия. 29 ноября 2010
Часть 1
Студийное озвучивание.
Dalailama.ru
― Скажите, пожалуйста, каково ваше отношение к истории с лауреатом Нобелевской премии мира, китайцем, который находится в тюрьме. Церемония его награждения была отложена, и многие страны, в том числе Россия, к сожалению, так или иначе, под теми или иными предлогами отказались принимать в ней участие. Почему они поддались китайскому давлению, каково ваше мнение?
Она не была отложена, но китайское правительство не выдало разрешений тем друзьям Лю Сяобо, которые хотели присутствовать на церемонии. Правительство КНР вело жесткие ограничения, запретило им выезд из страны. Вот что произошло.
― Вопрос в том, почему некоторые страны поддались давлению со стороны Китая? Как вы думаете?
Насколько мне известно, дипломаты многих стран получили ноты протеста со стороны китайского правительства. 36 стран приняли решение присутствовать на церемонии, а 6 ― отказались, в том числе Россия, Пакистан и ряд других государств. Кажется Куба, Иран, Казахстан…
Трудно сказать, почему они поддались давлению. На этой планете все повторяют слова: «Справедливость, справедливость, приверженность истине», но на деле оказывается, что людям очень трудно придерживаться этих принципов. Я обычно говорю, что большинство проблем, возникающих на этой планете, порождены человеком. И большая часть этих вызванных человеком проблем объясняется отсутствием нравственных принципов, а также слишком большим вниманием к сфере материальной, денежной. Сегодня Китайская народная республика становится все богаче и богаче и, с точки зрения экономической, Россия нуждается в помощи Китая. И не только Россия, целый ряд западных стран сегодня экономически связан с Китаем. Следующий вопрос.
― Последние переговоры ваших представителей с Пекином, можно сказать, провалились. Сегодня вы говорили, что замечаете изменения в Китае. Есть ли у вас надежды на то, что эти переговоры в будущем принесут успех?
В 1979 году мы установили прямые контакты с китайским правительством. В то время Дэн Сяопин встречался с моим личным эмиссаром, и он упомянул тогда, что, помимо вопроса о независимости, все остальные вопросы могут быть вынесены на обсуждение. Когда мы получили этот сигнал, то мы, базирующиеся здесь, в Индии, на тот момент уже приняли соответствующее решение. В 1973-74-м годах мы поняли, что рано или поздно нам придется вступать в диалог с китайским правительством. Об обсуждении независимости речи быть не может. Обсуждать это нецелесообразно, это не принесет результатов. А если говорить шире, то Тибет в материальном отношении ― отсталая страна, но с точки зрения духовной ― высоко развитая. Если китайское правительство предоставит нам значимую автономию, в рамках которой у нас будет возможность сохранять свое уникальное культурное наследие и буддизм, то в плане материального развития в наших интересах оставаться в составе Китайской народной республики. Рассуждая так, мы решили, что в будущем мы не станем стремиться к независимости, но будем добиваться подлинной автономии, которая, кстати, предусмотрена Конституцией КНР.
И когда мы получили этот сигнал, мы были очень счастливы ― наши точки зрения совпадали! Дэн Сяопин придерживался того же мнения, что и мы. Мы начали процесс обсуждений с официальными представителями КНР. Вплоть до Ху Яобана надежда была, но потом Ху Яобана сместили, а в некоторых университетах Китая начало набирать обороты студенческое движение. И тогда китайская политика стала намного жестче, а наши контакты в 1993-м году и вовсе сошли на нет.
Затем, в 2002 году, когда у власти стоял Цзянь Цзэмин, мы возобновили прямые контакты с китайским правительством. С того времени и до сегодняшнего дня мы провели 9 встреч с представителями китайского правительства.
Сразу после кризиса, разразившегося в Тибете в 2008 году, председатель Ху Цзинтао сообщил о предстоящей встрече с представителями Тибета. Он официально об этом заявил, и еще, государственное агентство «Синьхуа» также объявляло о предстоящей встрече. Мы тогда усмотрели в этом обнадеживающие знаки и поспешно организовали такую встречу. Но, в конечном итоге, в этом процессе стала вновь доминировать их жесткая политика.
На восьмой и девятой встречах китайская сторона продемонстрировала особенную жесткость, они стали выносить обвинения в наш адрес и, в конце концов, назвали меня демоном. Я помню, как один журналист задал мне вопрос на эту тему… Я был тогда в Риме, в Италии, вместе с одним итальянским коммунистом. Так вот, тот итальянский журналист сообщил мне, что один из китайских правительственных чиновников назвал меня демоном, и попросил меня это прокомментировать.
Я ответил: «О! Вот я и демоном стал. С рогами!» Все начали смеяться… И кто-то из итальянских коммунистов сказал тогда, что в таком случае он тоже хотел бы стать демоном.
Глупо, правда? Очень глупо!
С другой стороны, понять их можно: они были во власти гнева, вот и позволили себе такие высказывания. Ничего! Это вполне понятно.
Но с другой стороны, они то и дело списывают все проблемы на Далай-ламу, «клику Далая». Вот только, похоже, никто этому не верит. Но они с большим удовольствием повторяют все эти обвинения, вне зависимости от того, верят в них другие или нет.
Я бы не назвал это полным провалом переговоров. Обе стороны (и китайцы тоже) повторяют, что открыты для переговоров. И наша сторона также всегда готова с ними встречаться. Какими бы ни были выносимые ими обвинения, наша позиция не меняется. Она остается последовательной.
В ближайшие годы в Китае к власти придет новое руководство. Вполне возможно, что оно принесет с собой новый образ мыслей.
Мне приятно сообщить вам о том, что за последние два с лишним года мы отметили выход свыше двух тысяч статей на китайском языке, написанных представителями китайской интеллигенции, китайскими учеными. Из них свыше двухсот статей принадлежат перу авторов из материкового Китая. Авторы этой тысячи с лишним статей выражают полную поддержку нашей политике Срединного пути и выступают с жесткой критикой в адрес политики собственного правительства.
И еще, в последние два года лидеры целого ряда государств публично заявляли о том, что китайскому руководству необходимо пересмотреть свою политику в отношении национальных меньшинств. А в последние месяцы даже премьер-министр Китая Вэнь Цзябао неоднократно повторял, в том числе в интервью CNN, что Китаю необходима либерализация в политической сфере. Он даже сказал, что Китай в конечном итоге должен перенять американский демократический стиль [управления].
Даже сам премьер-министр теперь говорит о необходимости либерализации политической сферы, упоминает даже о западном демократическом стиле управления, который Китаю нужно перенять. Так что налицо признаки надвигающихся перемен.
Каждую неделю нас посещают китайцы из материкового Китая. На протяжении последующих трех дней я буду читать лекции о буддизме преимущественно российским буддистам. На этих учениях присутствуют и китайцы из материкового Китая. Вот так.
Некоторые китайские буддисты рассказывают, что в наши дни в Китае общее число буддистов составляет около 200 миллионов человек. Так что, все меняется… И я всегда говорю, что китайский народ, 1 миллиард 300 миллионов китайцев, имеет полное права знать об истинном положении дел. 1 миллиард 300 миллионов китайцев обладает способностью разобраться в том, что хорошо, а что плохо. А потому введение государственной цензуры ― поступок безнравственный!
Если китайцы, включая и сторонников жесткой политики, будут осведомлены об истинном положении дел в том, что касается тибетского вопроса, тибетской культуры, истории Тибета, то они поймут, что наш подход реалистичный. Но проблема в том, что они лишены знаний. Не знают истинного положения дел. В этом вся сложность. Коммунистическая пропаганда дает им искаженную информацию, формируя совершенно неправильные представления. В этом проблема.
Сегодня, с развитием новых технологий, в отличие от 1950-1960-х, какие бы ограничения ни налагало центральное правительство, осуществить полный контроль не удастся. Поэтому у нас есть надежды. Как я говорил сейчас, на встрече с тибетцами из Тибета, все меняется. Так что, нам нужно сохранять внутреннюю решимость. Следующий вопрос.
Скачать
Далай-лама беседует с представителями российских СМИ
в Дхарамсале, Индия. 29 ноября 2010
Часть 2
Студийное озвучивание.
Dalailama.ru
― Я бы хотела спросить про немного отдаленное будущее, про вашу следующую реинкарнацию. Где она может быть? Будет ли она в Тибете или в Индии? В каком статусе вы в результате можете оказаться, ведь Тибет, скорее всего, будет уже совсем другой страной с парламентом, демократией… Придется ли все это обратно менять? И не задумывались ли вы о том, чтобы реинкарнироваться в женщину?
Как я упоминал выше, я уже наполовину в отставке. На протяжении последних четырех столетий Далай-лама являлся главой как духовной, так и светской власти. Однако эта традиция уже прекратила свое существование. Еще в 1969 году я официально, публично, прилюдно заявил: продолжит свое существование институт Далай-ламы или нет, решать тибетскому народу. Этот институт не имеет большого значения.
Тибетский буддизм ведет свою историю с восьмого столетия, а институт Далай-ламы существует лишь последние 600 лет и из них лишь в последние четыре столетия стоит во главе и политической, и духовной власти. Некоторые люди, включая россиян, считают, что институт Далай-ламы имеет жизненно важное значение для развития тибетского буддизма. Это неверно! Из своего невежества вы так говорите.
Люди, причастные к обсуждению этой темы, а именно тибетцы, монголы и в том числе российские буддисты, а также жители гималайского региона ― если большинство из этих буддистов скажут, что институт Далай-ламы более не актуален, то он прекратит свое существование. Но если большинство из них выскажется в пользу сохранения этого института, тогда случится следующая реинкарнация или будет назначен преемник этого института. Здесь мы открыты: можем воспользоваться как традиционными, так и новыми методами.
Много лет прошло с тех пор, как я четко заявил, что есть разные варианты решения этого вопроса.
И еще, лет 15-20 тому назад журналистка из одного женского журнала (кажется, это было в Париже) брала у меня интервью. И поскольку журнал был женским, то она спросила меня, может ли Далай-лама в будущем воплотиться в женском теле. И я ответил: «О да! Очень даже может!»
Я ответил так потому, что в тибетской традиции есть один институт сознательно воплощающихся лам-женщин. Этот институт существует, кажется, уже 800 лет. 700-800 лет. Давняя традиция! Так что, среди тибетских сознательно перерождающихся лам есть и женщины.
Если Далай-лама в женском теле окажется полезнее для буддийской Дхармы и для определенного круга людей, то почему бы и нет? Придет Далай-лама-женщина!
Недавно я упомянул в одном интервью: вообще-то, в буддийских странах, христианских странах и, возможно, также индуистских и мусульманских, большинство верующих ― женщины! Если вы зайдете в русскую православную церковь в Москве, то большинство прихожан, скорее всего, составят женщины. Почти уверен. Повсюду так. Вот и в гималайском регионе, когда я даю там буддийские учения, то большинство присутствующих ― женщины. Это факт. А потому Далай-лама в женском теле может оказаться полезнее.
На той встрече с корреспонденткой из женского журнала я еще в шутку добавил: «Если так случится, что Далай-лама родится женщиной, то эта женщина должна быть очень привлекательной». И тому есть объяснение. В буддийской традиции говорится, что в следующей жизни нам нужно не просто родиться в человеческом теле, но нужно еще, чтобы у нас также было здоровье, долголетие и привлекательность. Так говорится.
Если сохранится сегодняшнее положение дел, и мы останемся беженцами, то, по логике вещей, сама цель реинкарнации состоит в продолжении исполнения начатого, но не еще законченного дела. 14-й Далай-лама уходит в изгнание, становится беженцем и затем умирает. А значит, моя следующая реинкарнация должна будет продолжить решать поставленную мною задачу. Если следовать этой логике, то, конечно, следующая реинкарнация Далай-ламы должна появиться в свободной стране. Скорее всего, в Индии или в какой-нибудь из российских буддийских республик.
Среди лам тибетской традиции… вот возьмем, например [Верховного ламу Калмыкии] Тэло Тулку Ринпоче…
В тибетской традиции он пользуется статусом высокого ламы. В своей прошлой жизни он родился в Монголии, а нынешнее воплощение мы обнаружили в семье американских калмыков. Он калмык, гражданин Америки, провел много лет в Индии, в тибетском сообществе, так что он еще и тибетец. [смеется]
― Но что если китайцы назначат собственного Далай-ламу, что тогда?
Повторится история с Панчен-ламой. Сейчас два Панчен-ламы: один, признанный официальными властями КНР, а другой ― Панчен-лама, живущий в сердцах тибетцев, тот, которого признал я. Он в сердцах тибетцев. А «официального» Панчен-ламу даже некоторые китайские чиновники называют «подставным Панченом». Даже представители официальной власти так говорят.
Так что, в будущем может быть и два Далай-ламы: один «официальный», которого ни один тибетец не примет, а второй ― Далай-лама, живущий в сердцах тибетцев.
― Ваше Святейшество, это ваша четырнадцатая реинкарнация, помните ли вы что-нибудь из своих прошлых жизней? И назовите, пожалуйста, самые яркие.
Когда я был совсем мал, у меня было несколько ясных воспоминаний о прошлых рождениях. А сегодня подчас даже то, что вчера случилось, мне трудно вспомнить.
Однако в моих полуснах иногда проскальзывают воспоминания о прошлых жизнях. Одна из них ― лет 600 тому назад…
Очень странно, как следовало из [другого] моего сна, очень отчетливого, очень ясного, в одном из своих рождений я жил в Египте, был египтянином, узником египетской тюрьмы.
Я отчетливо помню фараона в традиционном египетском облачении. Я так его боялся. До чего необычный сон!
Но сон есть сон. А что касается памяти прошлых рождений, то некоторые дети прекрасно их помнят! Есть маленькие мальчики и девочки, которые не только помнят свои прошлые рождения, но и читать умеют, хотя их никто тому не учил. В этой жизни их никто не учил читать, но в силу памяти, пришедшей из прошлой жизни, они в этой жизни умеют читать.
Я встречался с одной индийской девочкой, даже с двумя. Обе очень ясно помнили свои прошлые жизни. Очень отчетливо!
Похоже, эти маленькие индийские девочки лучше меня помнят свои прошлые жизни…
― Ваше Святейшество, калмыки на протяжении четырех веков ходили в Тибет. Их путешествие длилось четыре года. Четыре года туда и четыре года обратно. А сейчас у калмыков есть прекрасная возможность приезжать на ваши учения в Дхарамсалу. Для них это очень важно! А чем важны встречи с российскими буддистами для вас?
Для меня… Я буддист и ношу имя Далай-ламы. Само слово «Далай» происходит из монгольского языка. Так что, у меня особая связь с монголами. Калмыки ― это монгольское племя. Мы поддерживали связи веками, а в веке 20-м, несмотря на колоссальные испытания, выпавшие на их долю, они сумели сохранить буддийскую традицию, а потому мой долг ― служить им всеми силами.
Сегодня 26 учеников из Калмыкии, в основном монахи, но также и миряне, проходят обучение в сообществе тибетских беженцев, в наших институтах. Большинство из них учится на юге Индии, в наших монастырских институтах.
Из Монголии у нас обучается 240 человек, из Бурятии ― 120, из Тувы ― 17. Из гималайского региона, монахов с индийским гражданством у нас около 5.000. Все они учатся в монастырских институтах тибетского сообщества беженцев.
Традиционно монахи из этих регионов приходили на обучение в Тибет, а сейчас они приезжают в Индию и учатся в монастырских институтах тибетского сообщества, а также в некоторых других учебных заведениях. Учатся у нас и корейцы, и китайцы, и японцы. Есть даже американцы.
Традиционно в этих институтах царила в подлинном смысле «интернациональная» атмосфера. Следующий вопрос.
― Я из Бурятии, и у меня два вопроса. Во-первых, кто для вас учитель? И второй: для буддистов Бурятии вы являетесь учителем, для многих по крайней мере. Но, как уже говорилось, приехать в Россию, а тем более в Бурятию для вас невозможно. Может ли буддизм развиваться в Бурятии самостоятельно?
Конечно. Я только что упомянул, что 120 учеников из Бурятии уже проходят обучение в наших монастырях. Некоторые из них учатся уже по 15-16 лет, они вплотную подошли к выпускным экзаменам на звание геше (доктора буддийской философии).
Возьмем пример с Ладаком. 20-30 монахов из Ладака уже завершили свое обучение и теперь служат буддийской Дхарме, а также занимаются социальной работой у себя на родине в Ладаке и по всему гималайскому региону. Выходцы из этих мест, отучившиеся по несколько лет в тибетских институтах, завершив учебу, возвращаются. Кто-то из них остается, а кто-то возвращается к себе на родину. Они открывают школы и повышают уровень знаний в собственных монастырях. Всеми силами служат родной земле.
Так и ваши ученики, завершив учебу в тибетских монастырях, они вернутся на родину и будут служить буддийской Дхарме. Вполне логично.
― Ваше Святейшество, сейчас во всем мире есть одна популярная тема: конец света, который ожидают в 2012 году. Таково пророчество индейцев Майя. Как вы к этому относитесь? Несерьезно? Или есть какие-то основания этому доверять?
Я отношусь к этому скептически. Я в это не верю. Конечно, здесь нужно провести исследование, чтобы понять, а каковы собственно доказательства, каковы обоснования этого утверждения?
Если это всего-навсего предсказание, то я в него не верю.
― Скоро мы в Калмыкии будем отмечать праздник Зул (Новый год), я хотела попросить вас обратиться к буддистам нашей республики. Мы покажем это обращение по калмыцкому телевидению. А в конце этого обращения, пожалуйста, прочитайте небольшую молитву о преодолении препятствий о всеобщем благополучии.
Сегодня я встречаюсь с представителями российских средств массовой информации и хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить наилучшие пожелания своим калмыцким братьям и сестрам. Через два дня в Тибете будут отмечать знаменательную дату ─ уход в паринирвану Ламы Цонкапы. Вы, калмыки, по традиции считаете этот праздник днем наступления Нового года, и потому я хотел бы передать вам свои поздравления.
Я всегда говорю своим буддийским братьям и сестрам, будь то из Китая, Японии, Кореи, Вьетнама или других буддийских стран, а также тибетцам и индийцам: «Мы должны быть буддистами 21-го века». А это означает обладать всесторонними знаниями об устройстве современного мира, использовать современные технические возможности и современное образование, а также постигать научные дисциплины.
Если мы будем обладать всей полнотой этих знаний, то в нас зародится вера, основанная на исследовании, на эксперименте. Это приведет нас к убежденности в обоснованности буддийского Учения, которая станет результатом проведенного нами исследования, а это очень важно! Вот как я описываю «буддиста 21-го века».
В прошлом в упомянутых буддийских странах люди считали себя буддистами, но при этом не знали, что такое буддизм. Буддийская вера такого рода устарела. Нам нужна буддийская вера, опирающаяся на всестороннее познание буддизма. Сам Будда говорил: «О мои ученики, бхикшу и остальные! Вы не должны принимать мои учения из одной только веры и преданности, но лишь исследовав их, проведя собственные эксперименты». Это весьма и весьма научный подход. И сегодня наука играет чрезвычайно важную роль. Сам я на протяжении последних 30 лет поддерживаю тесные связи со многими известными и уважаемыми представителями науки. В процессе расширения контактов с ними становится все яснее, какими богатейшими запасами знаний обладает буддизм о нашем сознании, о реальной действительности. И сегодня очень многие ученые проявляют самый живой интерес к изучению буддийской традиции, желая почерпнуть из нее новые знания о человеческих эмоциях и о том, как с ними справляться. А потому, мои буддийские братья и сестры, пожалуйста, глубже изучайте буддизм. Пусть ваша вера будет основана на постижении, обретенном в процессе логического анализа, эксперимента. Таков буддийский подход. Пожалуйста, уделяйте больше времени учебе. Я всегда говорю, что Кангьюр и Тенгьюр состоит из трехсот с лишним томов. Мы должны относиться к ним как к текстам, подлежащим изучению. Недостаточно положить их на алтарь и время от времени совершать им подношения. Это неправильно! Нужно изучать эти книги.
И, наконец, я желаю вам счастливого нового года и, пожалуйста, не пейте слишком много.
Спасибо, на этом все! Последний вопрос.
― Сейчас идут выборы в Тибетский парламент. Нам рассказали о том, что есть даже два кандидата из тибетского сообщества в Америке, и идет очень напряженная борьба за пост спикера парламента. Вы могли бы как Далай-лама подсказать, кого лучше избрать? Ведь от нового спикера зависит и ваша предстоящая отставка, о которой вы неоднократно говорили.
Недавно я был на юге Индии, и я очень четко заявил, что выборы ― личное дело каждого. Я не буду высказываться в пользу того или иного кандидата. Я буду сохранять полный нейтралитет. Если я скажу: «Этот кандидат лучше», то большинство проголосует за него. А это идет вразрез с демократией. Каждый должен иметь возможность выразить свою точку зрения.
Одна из причин, почему я нахожусь наполовину в отставке и подумываю о полной отставке, заключается в том, что я хочу в полной мере внедрить демократическую систему.
Теперь последний вопрос.
― Вы много говорили о межконфессиональном согласии. Мы ― журналисты из Казахстана, и в Казахстане существует Съезд мировых религий, где за одним столом встречаются лидеры мировых религий. Что вы знаете об этом и вообще что вы знаете о Казахстане?
О Съезде я ничего не знаю. А о Казахстане знаю очень мало. Знаю лишь, что в Казахстане прежде разрабатывали советские космические корабли. Даже сейчас Российская Федерации использует определенные области Казахстана для разработки космических кораблей. Это всё, что мне известно. И еще, Казахстан ― в целом мусульманская страна. Всё.
Однажды я был в Алма-Ате…
― Правда?
Да. Тогда еще Казахстан, кажется, входил в состав Советского Союза. Я также посещал Узбекистан, Ташкент и Самарканд. Одно я помню: в Ташкенте и Самарканде было много арбузов и дынь. И когда я был в Самарканде, там было очень жарко, а эти арбузы были такими сладкими и сочными!
― А в Алма-Ате?
В Алма-Ате не знаю… Это я помню очень отчетливо. Я встречался тогда с мусульманским духовенством, в Узбекистане и в Казахстане. Мы вместе обедали. Кушали эти сладкие арбузы. Эти арбузы довольно знамениты. И 1954-55 годах я был в Пекине, туда арбузы доставляли из Синьцзяна, а в Дели их порой привозили из Афганистана. Это я помню… и еще прекрасные дружественные беседы с мусульманским духовенством. Они мне запомнились.
И еще я помню, что в Самарканде похоронен известный имам…
― В России, как в Китае и Тибете, есть политзаключенные: Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, защитник прав человека Михаил Соколов, журналистка Айгуль Махмутова находятся в тюрьме за свои убеждения. Что бы вы могли пожелать этим людям, которые поплатились свободой за свои убеждения?
Россия в целом ― демократическая страна. В демократических странах должна быть свобода информации, свобода СМИ. Это существенный момент! Если публикуется нечто нелицеприятное, то у правительства всегда есть возможность дать соответствующие объяснения. Нет нужды в цензуре! Должна быть полная свобода. Это важно. Такова моя точка зрения.
В нашем небольшом сообществе беженцев действует около десяти тибетских газет. Полная свобода! Порой они высказывают критику без особых на то оснований. Но даже беспочвенная критика нас не смущает.
Если сталкиваешься с беспочвенной критикой, то возьми на себя смелость доказать ее беспочвенность. А если критика обоснованная, то нужно принести извинения!
Прозрачность жизненно необходима. Худшая привычка тоталитарных режимов ― привычка к закрытости, привычка все называть государственной тайной. Изобилие государственных тайн рождает подозрительность, усиливает недоверие. Чтобы построить счастливое общество, доверие крайне необходимо. Если мы стремимся к единству в обществе, опять же, никак не обойтись без доверия.
Я часто говорю: председатель КНР Ху Цзиньтао ставит целью построение гармоничного общества. Замечательная цель! Правильная! Но в основе гармоничного общества лежит доверие. Если его нет, то откуда взяться гармонии? Гармония основана на дружбе, а дружба ― на доверии. Чтобы возникло доверие, необходима прозрачность, открытость. Так действует закон причинно-следственной связи.
Доверия не добьешься секретностью и цензурой. Это вразрез с логикой! Дурная причина не может принести благой результат. Для благого результата нужна благая причина! Таков закон причинно-следственной связи. Научный подход.
29 ноября 2010
Дхарамсала
Индия
Перевод: Юлия Жиронкина
Фото, видео, озвучивание: Игорь Янчеглов
Техническая поддержка: Максим Брежестовский
Просмотров: 10 129
Похожие новости: