Экология и человеческое сердце
7-05-2011, 08:46 | Напечатать
Согласно буддийскому учению природная среда и обитающие в ней живые существа тесно связаны между собой. Некоторые друзья уверяют меня, что в основе человеческой природы лежит агрессия, но я не согласен с ними. Если мы рассмотрим различных животных, например, тех, должен охотиться, чтобы прокормиться, таких как тигры или львы, то увидим, что сама природа обеспечивает их клыками и когтями. Мирные животные, например, олени, питающиеся растительной пищей, обладают более кротким нравом, меньшим размером зубов и не имеют когтей. Исходя из такой логики, мы, люди, обладаем неагрессивной природой. Что же касается вопроса выживания человека, то люди - животные социальные, чтобы выжить, нам необходима поддержка. Наше выживание зависит от других людей. Это закон природы.
Поскольку я глубоко убеждён, что людям от природы свойственна доброта, то думаю, что нам следует поддерживать миролюбивые взаимоотношения не только с подобными себе человеческими существами, но так же, и это очень важно, распространять такое отношение на всю природную среду. Наш нравственный долг позаботиться об окружающей среде в целом.
Кроме вопросов морали, существует еще и вопрос нашего собственного выживания. Окружающая среда важна не только для нашего поколения, но также и для будущих поколений. При необдуманной чрезмерной эксплуатации окружающей среды, даже если мы и получим немедленную финансовую или другую выгоду, то в отдаленной перспективе это принесет страдания и нам самим, и будущим поколениям. Изменение окружающей среды приводит к изменению климатических условий. Существенные изменения климата отражаются на экономике и многих других аспектах жизни. Они сильно влияют и на наше физическое здоровье. Так что сохранение окружающей среды это не просто вопрос морали, но и вопрос нашего собственного выживания.
Следовательно, чтобы достичь успеха в вопросах защиты и сохранения природной среды, прежде всего, важно чтобы сами люди обрели внутреннее равновесие. Злоупотребление окружающей средой, которое уже нанесло человеческому обществу столько вреда, стало следствием недооценки важности окружающей нас природы. Мы должны помочь людям это понять. Необходимо учить людей, что окружающая среда имеет прямое отношение к нашему собственному благу.
Я всегда говорю о важности сострадательного мышления. Как я уже упоминал выше, даже с эгоистической точки зрения, вы нуждаетесь в других людях. Поэтому, если вы развиваете заботу о благосостоянии других людей, разделяете страдания других людей и помогаете им, в конечном счете, это приносит вам пользу. Если же вы думаете только о себе и забываете о других, то обречены на неудачи. Это тоже что-то наподобие закона природы.
Всё довольно просто. Если вы не улыбаетесь людям, если у вас хмурый взгляд, люди отвечают вам тем же, не так ли? Если вы общаетесь с другими людьми в очень искренней, открытой манере, то и они ведут себя подобным образом. Каждый хочет иметь друзей и не хочет иметь врагов. Самый надежный способ обрести друзей – иметь доброе сердце, а не просто деньги или власть. Друзья денег или друзья власти – это нечто иное, это не настоящие друзья. Истинные друзья должны быть друзьями сердца. Я всегда говорю, что те друзья, которые появляются, когда у вас есть деньги или власть, это не настоящие друзья. Они друзья ваших денег или власти, поскольку, как только вы лишаетесь всего, эти друзья также готовы покинуть вас. На них нельзя положиться.
Неподдельные друзья будут рядом в успехах и неудачах, они всегда разделяют ваши печали и трудности. Гнев не поможет обрести таких неподдельных друзей, не помогут в этом хорошее образование и интеллект. Настоящих друзей привлекает доброе сердце.
Подумайте хорошенько – если уж и надо вам проявить себялюбие, то почему бы не сделать это мудро, не ограничивая себя узкими рамками? Ключевой момент здесь - чувство всеобщей ответственности, которое является подлинным источником силы и счастья. Когда мы без какой-либо заботы о грядущих поколениях и о будущем эксплуатируем все имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы – деревья, воду, полезные ископаемые, - то совершаем ошибку. Но если мы будем действовать, осознавая свою всеобщую отвтетственность, то это пойдет на пользу и нашим отношениям с соседями, как у себя дома, так и на международном уровне.
Другой важный вопрос: что есть сознание, что есть ум? В западном мире на протяжении одного-двух последних столетий основное внимание уделяли науке и технологиям, имеющими дело, в основном, с материей. Сегодня ядерные физики и нейрологи говорят, что во время пристального наблюдения за частицами наблюдатель в процессе получения информации оказывает на них определенное воздействие. Кто же является наблюдателем? Простой ответ – человеческое существо, учёный. Как происходит процесс получения информации у наблюдателя? При помощи мозга. Мы можем называть это по-разному – умом, мозгом или сознанием, но существет взаимосвязь между умом и мозгом, а так же между умом и материей. Мне кажется, это важно. Я думаю, эту взаимосвязь можно было бы обсудить в диалоге между восточной философией и западной наукой.
Так получилось, что сегодня мы, человеческие существа, очень активно увлечены событиями внешнего мира и пренебрегаем миром внутренним. Научное и материальное развитие нам действительно необходимо, чтобы выжить и обеспечить всеобщее благосостояние и процветание, но в такой же степени мы нуждаемся в умиротворении ума. Не существует таблетки, проглотив которую можно умиротворить свой ум, умиротворение ума вы не купите на рынке. Придя в супермаркет даже с миллионами долларов, вы сможете приобрести всё, что угодно, но если попросите продать вам душевное спокойствие, над вами посмеются. И если вы попросите у врача подлинного покоя ума, а не обычных седативных таблеток или инъекций, врач не сможет вам помочь.
Даже современные сложные компьютеры не способны дать вам покой ума. Покой должен придти от самого ума. Каждый человек стремится к счастью и удовольстию. Но если мы сравним физическое удовольствие и физическую боль с умственными удовольствием и болью, то увидим, что переживания, связанные с умом, превосходят по интенсивности и воздействию переживания, связанные с телом. Поэтому имеет смысл усвоить определённые методы укрепления внутреннего умиротворения, а для этого важно как можно больше знать об уме. Когда мы говорим о сохранении окружающей среды, это имеет отношение ко многим другим вопросам. Самое главное иметь подлинное чувство всеобщей ответственности, базирующееся на любви, сострадании и ясной осознанности.
Отрывок из книги «Мой Тибет» (текст: Его Святейшество XIV Далай-лама, фотографии и вступление: Гален Роуэлл)
Перевод Юрия Пучко
Поскольку я глубоко убеждён, что людям от природы свойственна доброта, то думаю, что нам следует поддерживать миролюбивые взаимоотношения не только с подобными себе человеческими существами, но так же, и это очень важно, распространять такое отношение на всю природную среду. Наш нравственный долг позаботиться об окружающей среде в целом.
Кроме вопросов морали, существует еще и вопрос нашего собственного выживания. Окружающая среда важна не только для нашего поколения, но также и для будущих поколений. При необдуманной чрезмерной эксплуатации окружающей среды, даже если мы и получим немедленную финансовую или другую выгоду, то в отдаленной перспективе это принесет страдания и нам самим, и будущим поколениям. Изменение окружающей среды приводит к изменению климатических условий. Существенные изменения климата отражаются на экономике и многих других аспектах жизни. Они сильно влияют и на наше физическое здоровье. Так что сохранение окружающей среды это не просто вопрос морали, но и вопрос нашего собственного выживания.
Следовательно, чтобы достичь успеха в вопросах защиты и сохранения природной среды, прежде всего, важно чтобы сами люди обрели внутреннее равновесие. Злоупотребление окружающей средой, которое уже нанесло человеческому обществу столько вреда, стало следствием недооценки важности окружающей нас природы. Мы должны помочь людям это понять. Необходимо учить людей, что окружающая среда имеет прямое отношение к нашему собственному благу.
Я всегда говорю о важности сострадательного мышления. Как я уже упоминал выше, даже с эгоистической точки зрения, вы нуждаетесь в других людях. Поэтому, если вы развиваете заботу о благосостоянии других людей, разделяете страдания других людей и помогаете им, в конечном счете, это приносит вам пользу. Если же вы думаете только о себе и забываете о других, то обречены на неудачи. Это тоже что-то наподобие закона природы.
Всё довольно просто. Если вы не улыбаетесь людям, если у вас хмурый взгляд, люди отвечают вам тем же, не так ли? Если вы общаетесь с другими людьми в очень искренней, открытой манере, то и они ведут себя подобным образом. Каждый хочет иметь друзей и не хочет иметь врагов. Самый надежный способ обрести друзей – иметь доброе сердце, а не просто деньги или власть. Друзья денег или друзья власти – это нечто иное, это не настоящие друзья. Истинные друзья должны быть друзьями сердца. Я всегда говорю, что те друзья, которые появляются, когда у вас есть деньги или власть, это не настоящие друзья. Они друзья ваших денег или власти, поскольку, как только вы лишаетесь всего, эти друзья также готовы покинуть вас. На них нельзя положиться.
Неподдельные друзья будут рядом в успехах и неудачах, они всегда разделяют ваши печали и трудности. Гнев не поможет обрести таких неподдельных друзей, не помогут в этом хорошее образование и интеллект. Настоящих друзей привлекает доброе сердце.
Подумайте хорошенько – если уж и надо вам проявить себялюбие, то почему бы не сделать это мудро, не ограничивая себя узкими рамками? Ключевой момент здесь - чувство всеобщей ответственности, которое является подлинным источником силы и счастья. Когда мы без какой-либо заботы о грядущих поколениях и о будущем эксплуатируем все имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы – деревья, воду, полезные ископаемые, - то совершаем ошибку. Но если мы будем действовать, осознавая свою всеобщую отвтетственность, то это пойдет на пользу и нашим отношениям с соседями, как у себя дома, так и на международном уровне.
Другой важный вопрос: что есть сознание, что есть ум? В западном мире на протяжении одного-двух последних столетий основное внимание уделяли науке и технологиям, имеющими дело, в основном, с материей. Сегодня ядерные физики и нейрологи говорят, что во время пристального наблюдения за частицами наблюдатель в процессе получения информации оказывает на них определенное воздействие. Кто же является наблюдателем? Простой ответ – человеческое существо, учёный. Как происходит процесс получения информации у наблюдателя? При помощи мозга. Мы можем называть это по-разному – умом, мозгом или сознанием, но существет взаимосвязь между умом и мозгом, а так же между умом и материей. Мне кажется, это важно. Я думаю, эту взаимосвязь можно было бы обсудить в диалоге между восточной философией и западной наукой.
Так получилось, что сегодня мы, человеческие существа, очень активно увлечены событиями внешнего мира и пренебрегаем миром внутренним. Научное и материальное развитие нам действительно необходимо, чтобы выжить и обеспечить всеобщее благосостояние и процветание, но в такой же степени мы нуждаемся в умиротворении ума. Не существует таблетки, проглотив которую можно умиротворить свой ум, умиротворение ума вы не купите на рынке. Придя в супермаркет даже с миллионами долларов, вы сможете приобрести всё, что угодно, но если попросите продать вам душевное спокойствие, над вами посмеются. И если вы попросите у врача подлинного покоя ума, а не обычных седативных таблеток или инъекций, врач не сможет вам помочь.
Даже современные сложные компьютеры не способны дать вам покой ума. Покой должен придти от самого ума. Каждый человек стремится к счастью и удовольстию. Но если мы сравним физическое удовольствие и физическую боль с умственными удовольствием и болью, то увидим, что переживания, связанные с умом, превосходят по интенсивности и воздействию переживания, связанные с телом. Поэтому имеет смысл усвоить определённые методы укрепления внутреннего умиротворения, а для этого важно как можно больше знать об уме. Когда мы говорим о сохранении окружающей среды, это имеет отношение ко многим другим вопросам. Самое главное иметь подлинное чувство всеобщей ответственности, базирующееся на любви, сострадании и ясной осознанности.
Отрывок из книги «Мой Тибет» (текст: Его Святейшество XIV Далай-лама, фотографии и вступление: Гален Роуэлл)
Перевод Юрия Пучко
Просмотров: 10 354