Далай-лама о всеобщей ответственности

23-10-2011, 16:15  |  Напечатать

Далай-лама о всеобщей ответственности

Я всегда говорю, что человеку очень важно рассматривать себя как часть единого целого, одной большой человеческой семьи. Ведь независимо от культурной или расовой принадлежности, религии и страны проживания, все люди в основе своей одинаковы. Это означает, что у каждого есть право быть счастливым и право избавиться от страданий. Я считаю, что цель самой нашей жизни ― достижение счастья. Быть счастливым ― наше право по рождению.

Сегодня, в быстро меняющемся мире, очень важно осознавать взаимосвязь всех человеческих существ. В древние времена люди могли даже не подозревать о существовании соседей, и это никак не влияло на их жизнь. Однако нынешняя реальность такова, что, нравится нам это или нет, каждый отдельный кризис неотъемлемо связан с глобальным кризисом, поэтому подход с позиции интересов моей страны, моего континента, моей семьи, моей религии, моей традиции на сегодняшний день бесперспективен. Именно поэтому в настоящее время появилась насущная необходимость в чувстве всеобщей ответственности и изменении нашего внутреннего мироощущения.

Чувство всеобщей ответственности должно лежать в основе нашей положительной мотивации. Главная движущая сила любого человеческого действия ― это мотивация, или твердое намерение.

Мотивация в первую очередь должна быть ясной и искренней. Если за нашими действиями стоит подлинная искренность намерений, то не важно, достигнем мы своей цели или нет. Ведь даже не достигнув цели, мы не станем сожалеть, поскольку сделали все, что в наших силах. Если же нашим намерениям не достает искренности, то даже достигнув цели, человек не испытает настоящей радости и удовлетворения. Поэтому мотивация очень важна.

Результат любого человеческого действия, будь то положительный или отрицательный, в основном зависит от намерений. С искренностью намерений любое действие, в том числе и в области политики, может принести положительный результат. При неправильной, нечистой мотивации даже религия может скомпрометировать себя.

Итак, в конечном итоге все зависит от правильной мотивации. Для меня важнее всего непоколебимая решимость, основанная на подлинном чувстве человеческого братства, или чувство всеобщей ответственности, что зиждется на сострадании и любви ко всем людям. Это и есть самый верный настрой ума. Такой путь к достижению цели может оказаться не самым простым и быстрым, он может быть чреват множеством препятствий. Но все же, с самого начала нам следует принять именно такое отношение ко всему, что мы совершаем. Однако ошибочно полагать, что одного лишь доброго намерения без настойчивых усилий будет достаточно, чтобы заручиться всеобщей поддержкой и с легкостью осуществить задуманное.

Мир, увы, не совершенен; в нем действует множество негативных сил. Тридцать три года я говорю своим братьям, тибетцам, что нам нужно надеяться на лучшее, но в то же время, не теряя оптимизма, готовиться к худшему.

Оптимистический настрой ― это ключ к успеху. Сложно достичь даже небольших целей, если вы с самого начала настроены пессимистично. Именно поэтому важно всегда сохранять оптимизм.

Как я упоминал ранее, многие формы человеческой деятельности ― такие как религия, политика, развитие технологий, наука и право ― призваны улучшить жизнь всего человечества, сделать его счастливее. Исходя из опыта прошлого, многие люди думают, что политика ― дело грязное. Это неверное представление. Нравится нам это или нет, но в демократической стране для претворения в жизнь демократических идей необходимы политические партии. Самоустраниться от политики с единственной целью критиковать, жаловаться и возмущаться ― не самое мудрое решение.

Злоупотребления случаются и в религиозной сфере. Порой неприглядные поступки совершаются во имя блага человечества, блага самой религии. Как можно что-то изменить, стоя в стороне? Если вы только критикуете, значительного эффекта это не принесет. Идите и попытайтесь изменить ситуацию изнутри. Так нужно действовать.

Я бы хотел сказать несколько теплых слов о работе неправительственных организаций. Каждый отдельный человек несет ответственность за процветание и благополучие всего человечества и самой планеты, потому что эта планета ― наш единственный дом, у нас нет другого убежища. А значит, каждый должен заботиться не только о своих собратьях, но также о насекомых, растениях, крупных животных и обо всей планете в целом.

Инициатива должна исходить от самих людей. Но для того чтобы добиться изменений, необходимы скоординированные усилия многих людей, объединенных в различные организации. Поэтому организации играют важную роль. Думаю, что действия на правительственном уровне не всегда соответствуют ожиданиям. Виной тому могут быть различные политические причины, а иногда и то, что политические деятели озабочены лишь тем, чтобы их избрали на следующий срок.

Неправительственные организации как раз обладают большими возможностями и свободой действия. Во многих областях они могут сделать гораздо больше, они могут подавать свежие идеи, предлагать и испытывать различные варианты действий. Они могут быть первопроходцами. Если неправительственная организация добьется значительных результатов, то правительство может взять ее опыт на вооружение и распространить его. Такие примеры уже есть. Так что, неправительственные организации обладают уникальными возможностями. Они уже внесли большой вклад в развитие человечества и планеты, и я надеюсь, что у них будет возможность продолжать свою замечательную деятельность, пользуясь всесторонней поддержкой и опираясь на собственную уверенность и решимость.

Существующее сегодня разделение между Востоком и Западом особенно заметно в экономической сфере. Из-за этого более богатые государства рано или поздно столкнутся с трудностями. Поэтому надо найти способ, как сократить экономический разрыв. Богатые и бедные должны вести искренний диалог в интересах всего мира, а не только своей страны или своего континента. Ведь это наши общие интересы, наше общее будущее. Если одна сторона станет занимать оборонительную позицию, а другая ― только жаловаться или критиковать, то это не приведет ни к каким результатам. Нужно собраться вместе и начать рассуждать в терминах единого мира, к которому принадлежим мы все. С таким отношением можно достичь многого.

Говоря о разнице в уровне жизни бедных и богатых стран, не следует забывать и о проблемах в собственной стране. В некоторых государствах, таких как Индия или Бразилия, также наблюдается большой разрыв между богатыми и бедными. Там складывается очень бедственное положение. Ситуация может стать опасной и даже критической.

Сегодня осталась только одна сверхдержава. Когда в прошлом году я возвращался из Европы в Индию, это было как раз время после распада советского коммунистического блока, со мной в самолете летел высокопоставленный чиновник одной из африканских стран. В аэропорту Дели мы с ним разговорились. Я сказал ему, что последние события в мире очень обнадеживают, потому что исчезла опасность ядерной войны. Я ожидал, что он поддержит мой оптимизм. Но вместо этого он сказал, что раньше было две сверхдержавы, и страны третьего мира могли лавировать между ними. Теперь же, с распадом одной из них, осталась одна сверхдержава, и будет больше причин для страха и беспокойства.

У нас нет уверенности в нашем будущем. И это довольно печально. Причина такой неуверенности в завтрашнем дне не в американской системе демократии и свободы, но в первую очередь в вооруженных силах США. Возможно также, что в этом есть и экономическая подоплека.

Вскоре после войны в Персидском заливе я дал обет всю оставшуюся жизнь посвятить делу разоружения нашей планеты.

Вчера я слышал по Би-Би-Си, что примерно 18 миллионов людей в Африке находятся на грани голодной смерти. Конечно, основная причина ― это засуха, но есть и другая ― гражданская война, разгоревшаяся за последние годы. Огромные деньги были потрачены на закупку оружия в ущерб интересам сельского хозяйства. Все эти нежелательные последствия, в конечном итоге, связаны с вооружением. Вооруженные силы и войны ― это часть человеческой истории. Но мне кажется, сегодня все изменилось, и теперь мы должны прийти к новому образу мышления. Ведь у нас есть замечательный человеческий ум, который совсем не предназначен для разрушения. Будет большим несчастьем, если мы станем употреблять свои умственные способности только для разрушения.

Однажды я сказал, что считаю самым большим несчастьем XX века октябрьскую революцию в России. Потому что во время самой революции и после нее, для сохранения нового государства, было пролито столько крови. Мне лично близка теория Маркса, но то, как идеи марксизма были воплощены в реальность, вселяет ужас.

В определенные исторические периоды оружие, и в частности ядерное, приносило определенную пользу, поскольку играло сдерживающую роль. Но теперь рухнула Берлинская стена, и советская коммунистическая империя тоже распалась. Остался только один коммунистический Китай. Сегодня больше нет опасности коммунизма, поэтому, я считаю, что ядерное оружие уже сделало свое дело. Пришло время сказать "прощай" этому ужасному средству массового уничтожения. Оно нам больше не нужно.

Когда человек серьезно заболевает, ему необходимы лекарства, некоторые из которых могут даже содержать яд. Но как только больной излечился, ядовитые лекарства нужно выбросить из дома. Хранить их очень опасно.

Сейчас как раз подходящее время, чтобы избавиться от опасного оружия, и нам следует об этом серьезно задуматься. Во-первых, необходимо устранить ядерное и биологическое оружие. Со временем мы должны пересмотреть и саму концепцию войн и вооруженных сил. Недавнее предложение Китая полностью запретить ядерное оружие очень своевременно; другой вопрос, насколько они серьезны в своем намерении. Китайцы недавно провели ядерные испытания, и это пугает.

В одном из интервью на немецком телевидении мне передали записку со следующим вопросом: "Почему у западных людей такой сильный страх смерти, а у восточных его совсем нет?". Я ответил, что не согласен с автором вопроса. Вы, западные люди, любите войну. Вам нравится это ужасающее оружие, которое убивает, а война ― это смерть, причем настоящая смерть. Похоже, у вас совсем нет страха смерти! Мы, тибетцы, в свое время с неодобрением смотрели на солдат и вообще военных. А это означает, что у нас даже больше страха смерти, чем у вас!

Я полагаю, что сама концепция создания оборонительных вооруженных сил ошибочна. Любые вооруженные силы ― это наиболее серьезное нарушение прав человека, причем легализованное. Конечно, среди пяти миллиардов людей обязательно найдутся злонамеренные личности. В мире будущего никогда не появится общество, идеальное на сто процентов. Поэтому средства противодействия тоже нужны. Во время войны в Персидском заливе главная инициатива исходила от Америки. Из-за напряженной обстановки в мире уже сложилась система объединенных вооруженных сил. В будущем большие и малые государства должны будут на равных участвовать в создании единой полиции или вооруженных сил. Руководство объединенными силами должно будет осуществляться коллективно, на международной основе. Такие силы могут быть задействованы где угодно. Если мы создадим такую систему, то гражданских войн и жестоких конфликтов между государствами больше не будет. С другой стороны, мы сэкономим много денег и избежим серьезных разрушений. Чувство страха в мире уменьшится.

Но даже если мы предпримем все возможные меры для защиты нашей планеты, этого все равно будет недостаточно из-за роста численности населения. Ученые полагают, что существует реальная угроза перенаселения мира, и это также вызывает серьезные опасения.

Как буддийский монах я считаю, что жизнь каждого человека ― настоящая драгоценность. С этой точки зрения неуместно говорить о мерах контроля рождаемости. Но если посмотреть в целом, то становится очевидным, что вскоре из-за перенаселённости наша планета просто не сможет обеспечить потребности всех людей. Так что, речь не об одном человеке или горстке людей, но о страдании всего человечества, всех форм жизни. Поэтому, с буддийской точки зрения, необходимо все обдумать и выработать меры контроля рождаемости.

Перевод Дмитрия Петренко


Запись выступления на «Парламентском саммите Земли» (Глобальном форуме) в рамках конференции Организации Объединенных Наций по охране окружающей среды и развитию (UNCED). 6 июня 1992, Рио-де-Жанейро, Бразилия.
Просмотров: 11 771  |  Тэги: всеобщая ответственность разоружение
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

2024.11.22-2024.11.25
22–25 НОЯБРЯ 09:00; 14:00 (мск) – Троицкий хурул (Рипа). Практика гневной дакини Трома Нагмо с Ламой Пема Ранриг. Очно в Калмыкии.

Открыта регистрация на ежегодный осенний семинар с Чокьи Ньимой Ринпоче
Открыта регистрация для онлайн-участия в ежегодном осеннем семинаре с Чокьи Ньимой Ринпоче, который пройдет с 24 ноября по 8 декабря. Семинар этого года будет проводиться в только что торжественно ...

Основные разделы сайта