На встрече со студентами в университете штата Гавайи Далай-лама говорил о воспитании сердца и развитии ума
15-04-2012, 18:55 | Напечатать
Гонолулу, Гавайи, 14 апреля 2012 г. Сегодня на встречу с Его Святейшеством Далай-ламой собралось около 9500 студентов, обучающихся в различных учебных заведениях штата Гавайи. Его Святейшество рассказал им о том, что целостный подход к образованию требует уделять внимание воспитанию сердца и развитию ума.
Далай-лама начал свой день с короткой аудиенции для малочисленной тибетской диаспоры, проживающей на Гавайях. Он интересовался родом занятий представителей диаспоры и просил не забывать о своей национальной принадлежности. Его Святейшество подчеркнул важность сохранения тибетской культуры и, указав на присутствовавшего в аудитории жителя Ладака, подчеркнул, что ладакцы в этом отношении внесли существенный вклад.
После аудиенции Его Святейшество посетил самый большой музей в штате ‒ музей Бишопа, главный институт естественной истории и культуры тихоокеанского региона. Его встретили особыми песнопениями. Дети из образовательного учреждения «Аха Пунана Лео Гонолулу», созданного для продвижения гавайской культуры, исполнили приветственную песню. Затем Его Святейшество осмотрел музейные экспозиции. Музей был создан с целью сохранения коллекции гавайских артефактов и реликвий королевской семьи, принадлежавших принцессе Бернис Пауахи Бишоп, последней наследницы правящей на Гавайях королевской династии Камехамеха. С тех пор коллекция значительно обогатилась новыми артефактами, документами и фотографиями, отражающими культуру и историю Гавайев и других островов Тихого океана. Далай-лама поинтересовался, какие культуры оказали влияние на формирование гавайской.
По завершении осмотра музейных экспозиций Его Святейшеству подарили традиционный церемониальный шлем, а также шарф, специально сотканный сотрудниками музея. Далай-лама надел шлем, заметив, что он очень похож на церемониальный головной убор тибетских монахов.
Его Святейшество поблагодарил за подарки, в которых, как он сказал, он усматривает знак того, что гавайцы принимают его в свое сообщество, и за оказанную ему честь. Далай-лама отметил, что гавайцы ‒ древний народ с богатым культурным наследием, в том числе языковым. Он поделился своими наблюдениями, сделанными во время поездок по Латинской Америке и Европе: аборигенные народы решительно настроены сохранять свою культуру и язык. Он сказал, что тибетцы чувствуют такую же ответственность за сохранение своих национальных традиций.
Его Святейшество отметил, что современный мир стал более цивилизованным. При этом культура аборигенных народов, включая коренных американцев и японцев, последователей синтоизма, тесно связана с природой. Народам, добившимся высокого уровня технического развития, следует черпать знания в этих традициях и понимать, что человек не может контролировать природу или ставить себя выше нее. Людям нужно осознать, что их жизнь зависит от природы.
Его Святейшество особо подчеркнул важность сохранения родного языка. Ведь язык ‒ это живая культура, в то время как музеи в большой степени относятся к мертвой культуре. Для сохранения языка необходимо опираться на письменные источники, поскольку одних только устных языковых традиций недостаточно.
Далай-лама также сказал, что ненасильственная борьба гавайского народа за независимость напоминает ему борьбу тибетцев.
Затем Его Святейшество посетил дворец Иолани, официальную резиденцию короля Калакауа и королевы Лилиуокалани, последних представителей гавайской королевской династии, правившей на протяжении длительного времени. Принцесса Абигейл Хавананакоа приветствовала Его Святейшество. Во время короткой беседы Его Святейшество задал принцессе несколько вопросов о происхождении и сути религиозных традиций различных сообществ, проживающих на Гавайях.
Его Святейшество посетил Исследовательский центр Востока и Запада, где ему оказал прием президент центра Чарльз Моррисон. Состоялся обед с участием организаторов визита.
Встреча Его Святейшества со студентами состоялась на многофункциональной арене Стан Шериф Центра, расположенного в кампусе Гавайского университета в Маноа. Ректор университета Вирджиния Хиншоу и исполнительный директор Гавайской ассоциации независимых школ Роберт Уитт радушно встретили Его Святейшество. Когда он поднялся на сцену, Джек Джонсон, американский исполнитель фолк-рока, спел для него песню. Далай-лама приветствовал певца и к удивлению собравшихся дружески похлопал его по колену.
В своей приветственной речи Кельвин Такета, представитель Фонда гавайского сообщества, рассказал, что подготовка к встрече с Его Святейшеством проходила в радостной атмосфере, и организаторы надеялись на то, что многие студенты захотят в субботний день посетить это мероприятие. Затем он представил Пэм Омидьяр, которая вкратце рассказала биографию Его Святейшества Далай-ламы XIV. Она поблагодарила Его Святейшество за вдохновение и сказала, что он служит примером в борьбе за сохранение мира.
Его Святейшество начал выступление со слов, что все человеческие существа одинаковы: все мы наделены умом, эмоциями и обладаем физическим телом. Он заметил, что многие студенты, которые приветствовали его по прибытии в Гонолулу, внешне очень похожи на тибетцев, то есть налицо и телесное сходство.
Все хотят достичь счастья в жизни, и это основополагающее право каждого человека. Основная цель жизни – достижение счастья и радости. Однако счастье не следует низводить до телесных переживаний. Хотя, безусловно, телесный комфорт может порой вызвать удовлетворение и, как следствие, внутренний покой.
Счастье на чувственном уровне – тоже разновидность телесных переживаний, но превыше всего счастливый настрой ума, он более эффективен. Спокойный и счастливый ум может способствовать исцелению от телесных недугов, в то время как от беспокойства не избавиться, окружив себя телесным комфортом. Таким образом, необходимо обратить серьезное внимание на достижение счастливого состояния ума. Далай-лама вспомнил, как много лет назад ему довелось побывать в доме одного богатого американца. Случайно заглянув в его аптечку, он обнаружил там успокоительные лекарства. Это говорит о том, что богатство не является ключом к спокойному и счастливому состоянию ума.
Его Святейшество заметил, что, несмотря на многие достижения в исследовании внешнего материального мира, современное образование до сих пор не уделяло должного внимания умственному и эмоциональному развитию человека. Это ясно показывает, что современное образование в разговоре о счастье не замечает той огромной пропасти, которая пролегает между тем, какими вещи представляются нам и какими являются на самом деле.
Рассказывая о счастливом состоянии ума, Его Святейшество отметил, что настоящие разрушители внутреннего покоя – негативные эмоции, например страх и недоверие. Недоверие порождает страх, который в свою очередь вызывает гнев и отчаяние. Все это проявляется в насилии как в семье, так и в отношениях между народами. Попытки преодолеть проблемы с помощью насилия не приводят к победе. Только ненасильственные методы помогут разрешить существующие проблемы.
Его Святейшество пояснил, что делится своими мыслями, исходя из личного опыта. И хотя в основе его мироощущения лежит буддийское образование, он рассуждает с позиции общечеловеческих ценностей, оставляя религию в стороне.
Его Святейшество поделился своим пониманием светской этики. Он заявил, что поддерживает идею секуляризма, предложенную мыслителями древней Индии, суть которой заключается в почтительном отношении ко всем религиям, а также в уважении ко взглядам неверующих людей. К вопросу светской этики нужно подходить, отталкиваясь от здравого смысла, общепринятой этики и научных открытий. Он рассказал о проведенных научных исследованиях, доказывающих, что в спокойном состоянии у человека левое полушарие мозга более активно, в то время как правое активизируется, если человек испытывает гнев, ненависть и т.д.
Далай-лама призвал слушателей развивать в себе уверенность в своих силах и принимать во внимание чувства других людей ‒ это поможет уменьшить собственный страх. Он также говорил о необходимости проявлять уважение ко всем людям, включая своих врагов, заметив, что этим не призывает сдаваться перед лицом несправедливости. Далай-лама рассказал о природе сострадания и о том, как сострадание проявляется на двух уровнях: сострадание, заложенное в нашей биологии, ограничено, в то время как высшее сострадание не имеет границ.
Его Святейшество также отметил, как важны позитивные мысли, а также о том, что направить мысли в благое русло можно не только с помощью молитв, но развития добросердечия. В мире многие представители семимиллиардного человечества считают себя верующими людьми, хотя в действительности не являются истинными практиками религиозных учений.
Он рассказал о ситуации в Индии, которую очень любит и уважает. Некоторые индийцы совершают ритуальные молитвы, но в то же время в повседневной жизни позволяют себе обманывать и мошенничать. Его Святейшество подчеркнул, что люди должны или уважать бога и практиковать его учения или поклоняться деньгам и делать, что захотят. Третьего не дано. Попутно Его Святейшество упомянул, что несколько лет назад назвал себя сыном Индии, и некоторые китайские журналисты приняли его слова за политическое заявление. Он дал разъяснение своим словам: каждая клеточка его мозга пронизана идеями ученых-философов древнеиндийского университета Наланда. А его физическое тело на протяжении пяти десятилетий питают индийский рис, дал (чечевица) и чапатти (индийские лепешки). Его Святейшество выразил надежду, что на этот раз китайские журналисты правильно поймут смысл сказанного.
Его Святейшество рассказал о трех своих обязательствах. Первое его обязательство, как представителя человеческой расы, заключается в продвижении идей ненасилия и мира. Он пропагандирует развитие положительного настроя ума. Второе его обязательство, как представителя буддизма, связано с продвижением межрелигиозной гармонии. Его Святейшество заявил, что все религии несут одинаковое послание, несмотря на философские различия между ними. Цель всех религий ‒ принести пользу людям. Третье обязательство связано с борьбой за свободу Тибета. Его Святейшество отметил, что в прошлом году сложил полномочия политического лидера Тибета и теперь чувствует себя чуть более свободным от этого обязательства.
Далай-лама призвал студентов больше размышлять о том, как принести в свою жизнь умиротворение. Большинству студентов еще не исполнилось тридцати лет, и они ‒ представители XXI века. Поколение Его Святейшество принадлежит к XX веку, который уже завершился, поэтому благополучие XXI столетия зависит от нового поколения, которое не должно забывать, что XX столетие было наполнено насилием.
Его Святейшество объяснил, что стремление к миру в XXI веке не означает исчезновения всех проблем. Однако решать проблемы нужно посредством диалога, руководствуясь принципом взаимного уважения. Поэтому каждый студент должен осознать свою ответственность.
Его Святейшество ответил на вопросы, отобранные из 2000 вопросов, полученных он-лайн. На вопрос, что заставляет его смеяться, Его Святейшество ответил, что не смеется в одиночестве, иначе люди подумают, что он сумасшедший. Общение с людьми, их доброта, дружеское расположение вызывают в нем радость. Для улыбки нет ни языковых, ни культурных барьеров.
На вопрос о Гавайях Далай-лама ответил, что он уже несколько раз бывал здесь. На этот раз он проведет в штате один день с половиной. Однако, чтобы лучше узнать Гавайи и проследить разницу между видимостью и реальностью, требуется гораздо больше времени. Его Святейшество признался, что ему очень понравились гавайская культура и историческое наследие, которые зиждутся на принципах миролюбия и тесной связи с природой. Он сказал, что эта связь крайне важна, потому что человек ‒ творение природы, и если ее потревожить, то возникнут проблемы с экологией, питьевой водой, все чаще будут происходить цунами и т.д.
Следующий вопрос был о том, как проявлять сострадание, если нет взаимности. Его Святейшество напомнил о двух уровнях сострадания. Сострадание на ограниченном, биологическом уровне может вызвать проблемы, но подлинное сострадание не зависит от реакции другой стороны или ожидания чего-либо взамен.
Люди по своей природе обладают способностью проявлять добро независимо от условий. Он привел в пример детей, которые общаются, ничего не зная о происхождении друг друга. Он также вспомнил о своей матери. Она была такой доброй, что он рос избалованным ребенком.
Он сказал, что студентам необходимо развивать подлинное чувство товарищества. Соревновательность ‒ это прекрасно, если вы хотите добиться успеха и прилагаете к этому усилия. Однако следует избегать такой соревновательности, когда в погоне за успехом, вы создаете помехи другим. Студентам нужно развивать чувство братства и доверия по отношению к сокурсникам, поскольку противоположные чувства (агрессия и притеснение слабых) создают негативную атмосферу.
В конце встречи три студента исполнили радостную песню и Его Святейшеству вручили гавайскую морскую раковину. Так закончилась дневная программа второго дня визита Его Святейшества на Гавайи.
15 апреля Его Святейшество примет участие в заседании круглого стола «Роль мудрости аборигенных народов в современном мире» и прочтет публичную лекцию «Укрепление мира силой любви» в Гавайском университете.
Перевод Дели Лиджи-Гаряевой
Далай-лама начал свой день с короткой аудиенции для малочисленной тибетской диаспоры, проживающей на Гавайях. Он интересовался родом занятий представителей диаспоры и просил не забывать о своей национальной принадлежности. Его Святейшество подчеркнул важность сохранения тибетской культуры и, указав на присутствовавшего в аудитории жителя Ладака, подчеркнул, что ладакцы в этом отношении внесли существенный вклад.
После аудиенции Его Святейшество посетил самый большой музей в штате ‒ музей Бишопа, главный институт естественной истории и культуры тихоокеанского региона. Его встретили особыми песнопениями. Дети из образовательного учреждения «Аха Пунана Лео Гонолулу», созданного для продвижения гавайской культуры, исполнили приветственную песню. Затем Его Святейшество осмотрел музейные экспозиции. Музей был создан с целью сохранения коллекции гавайских артефактов и реликвий королевской семьи, принадлежавших принцессе Бернис Пауахи Бишоп, последней наследницы правящей на Гавайях королевской династии Камехамеха. С тех пор коллекция значительно обогатилась новыми артефактами, документами и фотографиями, отражающими культуру и историю Гавайев и других островов Тихого океана. Далай-лама поинтересовался, какие культуры оказали влияние на формирование гавайской.
По завершении осмотра музейных экспозиций Его Святейшеству подарили традиционный церемониальный шлем, а также шарф, специально сотканный сотрудниками музея. Далай-лама надел шлем, заметив, что он очень похож на церемониальный головной убор тибетских монахов.
Его Святейшество поблагодарил за подарки, в которых, как он сказал, он усматривает знак того, что гавайцы принимают его в свое сообщество, и за оказанную ему честь. Далай-лама отметил, что гавайцы ‒ древний народ с богатым культурным наследием, в том числе языковым. Он поделился своими наблюдениями, сделанными во время поездок по Латинской Америке и Европе: аборигенные народы решительно настроены сохранять свою культуру и язык. Он сказал, что тибетцы чувствуют такую же ответственность за сохранение своих национальных традиций.
Его Святейшество отметил, что современный мир стал более цивилизованным. При этом культура аборигенных народов, включая коренных американцев и японцев, последователей синтоизма, тесно связана с природой. Народам, добившимся высокого уровня технического развития, следует черпать знания в этих традициях и понимать, что человек не может контролировать природу или ставить себя выше нее. Людям нужно осознать, что их жизнь зависит от природы.
Его Святейшество особо подчеркнул важность сохранения родного языка. Ведь язык ‒ это живая культура, в то время как музеи в большой степени относятся к мертвой культуре. Для сохранения языка необходимо опираться на письменные источники, поскольку одних только устных языковых традиций недостаточно.
Далай-лама также сказал, что ненасильственная борьба гавайского народа за независимость напоминает ему борьбу тибетцев.
Затем Его Святейшество посетил дворец Иолани, официальную резиденцию короля Калакауа и королевы Лилиуокалани, последних представителей гавайской королевской династии, правившей на протяжении длительного времени. Принцесса Абигейл Хавананакоа приветствовала Его Святейшество. Во время короткой беседы Его Святейшество задал принцессе несколько вопросов о происхождении и сути религиозных традиций различных сообществ, проживающих на Гавайях.
Его Святейшество посетил Исследовательский центр Востока и Запада, где ему оказал прием президент центра Чарльз Моррисон. Состоялся обед с участием организаторов визита.
Встреча Его Святейшества со студентами состоялась на многофункциональной арене Стан Шериф Центра, расположенного в кампусе Гавайского университета в Маноа. Ректор университета Вирджиния Хиншоу и исполнительный директор Гавайской ассоциации независимых школ Роберт Уитт радушно встретили Его Святейшество. Когда он поднялся на сцену, Джек Джонсон, американский исполнитель фолк-рока, спел для него песню. Далай-лама приветствовал певца и к удивлению собравшихся дружески похлопал его по колену.
В своей приветственной речи Кельвин Такета, представитель Фонда гавайского сообщества, рассказал, что подготовка к встрече с Его Святейшеством проходила в радостной атмосфере, и организаторы надеялись на то, что многие студенты захотят в субботний день посетить это мероприятие. Затем он представил Пэм Омидьяр, которая вкратце рассказала биографию Его Святейшества Далай-ламы XIV. Она поблагодарила Его Святейшество за вдохновение и сказала, что он служит примером в борьбе за сохранение мира.
Его Святейшество начал выступление со слов, что все человеческие существа одинаковы: все мы наделены умом, эмоциями и обладаем физическим телом. Он заметил, что многие студенты, которые приветствовали его по прибытии в Гонолулу, внешне очень похожи на тибетцев, то есть налицо и телесное сходство.
Все хотят достичь счастья в жизни, и это основополагающее право каждого человека. Основная цель жизни – достижение счастья и радости. Однако счастье не следует низводить до телесных переживаний. Хотя, безусловно, телесный комфорт может порой вызвать удовлетворение и, как следствие, внутренний покой.
Счастье на чувственном уровне – тоже разновидность телесных переживаний, но превыше всего счастливый настрой ума, он более эффективен. Спокойный и счастливый ум может способствовать исцелению от телесных недугов, в то время как от беспокойства не избавиться, окружив себя телесным комфортом. Таким образом, необходимо обратить серьезное внимание на достижение счастливого состояния ума. Далай-лама вспомнил, как много лет назад ему довелось побывать в доме одного богатого американца. Случайно заглянув в его аптечку, он обнаружил там успокоительные лекарства. Это говорит о том, что богатство не является ключом к спокойному и счастливому состоянию ума.
Его Святейшество заметил, что, несмотря на многие достижения в исследовании внешнего материального мира, современное образование до сих пор не уделяло должного внимания умственному и эмоциональному развитию человека. Это ясно показывает, что современное образование в разговоре о счастье не замечает той огромной пропасти, которая пролегает между тем, какими вещи представляются нам и какими являются на самом деле.
Рассказывая о счастливом состоянии ума, Его Святейшество отметил, что настоящие разрушители внутреннего покоя – негативные эмоции, например страх и недоверие. Недоверие порождает страх, который в свою очередь вызывает гнев и отчаяние. Все это проявляется в насилии как в семье, так и в отношениях между народами. Попытки преодолеть проблемы с помощью насилия не приводят к победе. Только ненасильственные методы помогут разрешить существующие проблемы.
Его Святейшество пояснил, что делится своими мыслями, исходя из личного опыта. И хотя в основе его мироощущения лежит буддийское образование, он рассуждает с позиции общечеловеческих ценностей, оставляя религию в стороне.
Его Святейшество поделился своим пониманием светской этики. Он заявил, что поддерживает идею секуляризма, предложенную мыслителями древней Индии, суть которой заключается в почтительном отношении ко всем религиям, а также в уважении ко взглядам неверующих людей. К вопросу светской этики нужно подходить, отталкиваясь от здравого смысла, общепринятой этики и научных открытий. Он рассказал о проведенных научных исследованиях, доказывающих, что в спокойном состоянии у человека левое полушарие мозга более активно, в то время как правое активизируется, если человек испытывает гнев, ненависть и т.д.
Далай-лама призвал слушателей развивать в себе уверенность в своих силах и принимать во внимание чувства других людей ‒ это поможет уменьшить собственный страх. Он также говорил о необходимости проявлять уважение ко всем людям, включая своих врагов, заметив, что этим не призывает сдаваться перед лицом несправедливости. Далай-лама рассказал о природе сострадания и о том, как сострадание проявляется на двух уровнях: сострадание, заложенное в нашей биологии, ограничено, в то время как высшее сострадание не имеет границ.
Его Святейшество также отметил, как важны позитивные мысли, а также о том, что направить мысли в благое русло можно не только с помощью молитв, но развития добросердечия. В мире многие представители семимиллиардного человечества считают себя верующими людьми, хотя в действительности не являются истинными практиками религиозных учений.
Он рассказал о ситуации в Индии, которую очень любит и уважает. Некоторые индийцы совершают ритуальные молитвы, но в то же время в повседневной жизни позволяют себе обманывать и мошенничать. Его Святейшество подчеркнул, что люди должны или уважать бога и практиковать его учения или поклоняться деньгам и делать, что захотят. Третьего не дано. Попутно Его Святейшество упомянул, что несколько лет назад назвал себя сыном Индии, и некоторые китайские журналисты приняли его слова за политическое заявление. Он дал разъяснение своим словам: каждая клеточка его мозга пронизана идеями ученых-философов древнеиндийского университета Наланда. А его физическое тело на протяжении пяти десятилетий питают индийский рис, дал (чечевица) и чапатти (индийские лепешки). Его Святейшество выразил надежду, что на этот раз китайские журналисты правильно поймут смысл сказанного.
Его Святейшество рассказал о трех своих обязательствах. Первое его обязательство, как представителя человеческой расы, заключается в продвижении идей ненасилия и мира. Он пропагандирует развитие положительного настроя ума. Второе его обязательство, как представителя буддизма, связано с продвижением межрелигиозной гармонии. Его Святейшество заявил, что все религии несут одинаковое послание, несмотря на философские различия между ними. Цель всех религий ‒ принести пользу людям. Третье обязательство связано с борьбой за свободу Тибета. Его Святейшество отметил, что в прошлом году сложил полномочия политического лидера Тибета и теперь чувствует себя чуть более свободным от этого обязательства.
Далай-лама призвал студентов больше размышлять о том, как принести в свою жизнь умиротворение. Большинству студентов еще не исполнилось тридцати лет, и они ‒ представители XXI века. Поколение Его Святейшество принадлежит к XX веку, который уже завершился, поэтому благополучие XXI столетия зависит от нового поколения, которое не должно забывать, что XX столетие было наполнено насилием.
Его Святейшество объяснил, что стремление к миру в XXI веке не означает исчезновения всех проблем. Однако решать проблемы нужно посредством диалога, руководствуясь принципом взаимного уважения. Поэтому каждый студент должен осознать свою ответственность.
Его Святейшество ответил на вопросы, отобранные из 2000 вопросов, полученных он-лайн. На вопрос, что заставляет его смеяться, Его Святейшество ответил, что не смеется в одиночестве, иначе люди подумают, что он сумасшедший. Общение с людьми, их доброта, дружеское расположение вызывают в нем радость. Для улыбки нет ни языковых, ни культурных барьеров.
На вопрос о Гавайях Далай-лама ответил, что он уже несколько раз бывал здесь. На этот раз он проведет в штате один день с половиной. Однако, чтобы лучше узнать Гавайи и проследить разницу между видимостью и реальностью, требуется гораздо больше времени. Его Святейшество признался, что ему очень понравились гавайская культура и историческое наследие, которые зиждутся на принципах миролюбия и тесной связи с природой. Он сказал, что эта связь крайне важна, потому что человек ‒ творение природы, и если ее потревожить, то возникнут проблемы с экологией, питьевой водой, все чаще будут происходить цунами и т.д.
Следующий вопрос был о том, как проявлять сострадание, если нет взаимности. Его Святейшество напомнил о двух уровнях сострадания. Сострадание на ограниченном, биологическом уровне может вызвать проблемы, но подлинное сострадание не зависит от реакции другой стороны или ожидания чего-либо взамен.
Люди по своей природе обладают способностью проявлять добро независимо от условий. Он привел в пример детей, которые общаются, ничего не зная о происхождении друг друга. Он также вспомнил о своей матери. Она была такой доброй, что он рос избалованным ребенком.
Он сказал, что студентам необходимо развивать подлинное чувство товарищества. Соревновательность ‒ это прекрасно, если вы хотите добиться успеха и прилагаете к этому усилия. Однако следует избегать такой соревновательности, когда в погоне за успехом, вы создаете помехи другим. Студентам нужно развивать чувство братства и доверия по отношению к сокурсникам, поскольку противоположные чувства (агрессия и притеснение слабых) создают негативную атмосферу.
В конце встречи три студента исполнили радостную песню и Его Святейшеству вручили гавайскую морскую раковину. Так закончилась дневная программа второго дня визита Его Святейшества на Гавайи.
15 апреля Его Святейшество примет участие в заседании круглого стола «Роль мудрости аборигенных народов в современном мире» и прочтет публичную лекцию «Укрепление мира силой любви» в Гавайском университете.
Перевод Дели Лиджи-Гаряевой