Его Святейшество говорит о сохранении культуры и укреплении мира в современном мире
16-04-2012, 17:19 | Напечатать
15 апреля 2012 года Гонолулу, Гавайи. Во второй полный день своего пребывания на Гавайях Его Святейшество Далай-лама принял участие в заседании круглого стола «Роль мудрости аборигенных народов в современном мире» при участии местных лидеров, представителей коренной народности Гавайских островов, и прочитал перед переполненной аудиторией публичную лекцию о мире. Он также дал интервью журналисту Национального общественного радио (NPR) Рене Монтань. Его Святейшество ответил на вопросы о возможности самоперевоспитания школьных хулиганов, о своих впечатлениях относительно гавайской культуры, а также о текущей ситуации в Тибете. Это интервью вышло в эфир Национального общественного радио в программе «Утренний выпуск» 15 апреля.
Затем Далай-лама переехал в центр Восток-Запад, где его встретил господин Р. Брайен Цуджимура, председатель совета правления центра. В зале проведения круглого стола Его Святейшество приветствовали традиционными гавайскими песнями. Перед выходом на сцену он поинтересовался содержанием песен.
Темой круглого стола была «Роль мудрости аборигенных народов в современном мире». Собеседниками Его Святейшества были доктор Пуалани Канахеле, писатель и специалист по гавайским культурным традициям, и господин Наиноа Томпсон, президент полинезийского сообщества путешественников. Председательствовал на заседании господин Джон Де Фрайс, президент сообщества «Друзья Будущего», основная цель которого – сохранение культурных традиций аборигенов Гавайских островов. Он начал с просьбы к Его Святейшеству поделиться своими впечатлениями от полуторадневного пребывания на Гавайях.
Его Святейшество ответил, что как человек, он глубоко впечатлен улыбчивостью пожилых и молодых гавайцев. Затем он раскрыл свой взгляд на эволюцию культуры. В Тибете, по его словам, тибетская культура развивалась под воздействием определенной окружающей среды, схожим образом, на Гавайских островах местная культура развивалась под влиянием моря. Он сказал, что, в целом, небольшое сообщество, ведущее не очень лёгкий образ жизни, легче развивает чувство общего наследия, в отличие от развитых городов, где люди становятся похожими на детали механизма. Его Святейшество дал положительную оценку тому, что гавайцы смогли сохранить свою культуру живой.
После этого двое участников круглого стола рассказали о том, что гавайская культура значит для них лично, и о тех проблемах, с которыми, на их взгляд, сталкивается их сообщество. Ведущий круглого стола рассказал об исследованиях, проведенных доктором Пуалани Канахеле, в результате которых среди прочего было выявлено более 400 слов, обозначающих облако в гавайском языке.
Ведущий спросил Его Святейшество, как соотносятся понятие всеобщей ответственности и тема обсуждения круглого стола. Далай-лама ответил, что понятие всеобщей ответственности гораздо шире, оно относится к уровню всего человечества. Оно подразумевает развитие чувства единства человечества без деления людей по национальным, расовым, религиозным признакам, по цвету кожи и т.д. Тибетский духовный лидер отметил, что подобный дух единства существует среди ученых, независимо от их специализации и национальной принадлежности. Схожим образом, дух единства присутствует и в религиозных традициях. По мнению Далай-ламы, забота людей лишь о своем «маленьком мы» порождает проблемы. Людям следует думать в категориях глобального, «большого мы».
Его Святейшество посоветовал гавайцам сохранять свою культуру и не смотреть при этом на современное техническое развитие только в негативном свете. Технический прогресс принес комфорт, тогда как культура больше связана со сферой ума, сказал он. Некоторая часть культурного наследия очень полезна и её нужно сохранить. Другие культурные ценности могут не найти применения в современной жизни и их можно поместить в музей.
В конце заседания господин Наиноа Томпсон подарил Далай-ламе специально снаряженное весло для каноэ. Оценивая подарок, Его Святейшество отметил его символизм, поскольку в буддийских текстах драгоценная человеческая жизнь сравнивается с лодкой, которую нужно использовать для переправы через океан сансары.
Днем, во время обеда для высокопоставленных гостей и партнеров Его Святейшество сделал несколько коротких высказываний. Губернатор штата Гавайи Нил Аберкромби поприветствовал Его Святейшество и подарил ему текст декларации, в которой 15 апреля 2012 года объявляется «Днём Далай-ламы». Среди других присутствующих во время обеда гостей были мэр Гонолулу Питер Карлайл и бывший губернатор штата Джордж Эрийоши.
В своей речи Далай-лама поприветствовал губернатора Аберкромби, бывшего члена Конгресса США, и выразил свою признательность за поддержку, оказываемую Тибету Сенатом Соединенных Штатов и Палатой Представителей. Он добавил, что эта поддержка служит источником надежды для тибетцев. Если смотреть на тибетскую проблему на местном уровне, ситуация может показаться безнадежной, но если смотреть на ситуацию шире, надежда остается. Духовный лидер тибетцев сказал, что тибетскую буддийскую культуру, культуру мира, сострадания и ненасилия, стоит сохранить на благо всего человечества.
Далай-лама также отметил, что охране окружающей среды, как одному из аспектов тибетского вопроса, нужно уделить особое внимание, напомнив, что некоторые китайские ученые называют Тибет третьим полюсом планеты.
К тем, кто оказывает поддержку в тибетском вопросе, Его Святейшество относится не как к сторонникам Тибета, а как к сторонникам справедливости. Он рассказал о разнице между силой истины и силой оружия. О том, что сила оружия действенна только на короткий срок и ограничена, тогда как сила истины присутствует всегда и действует длительное время. Он рассказал о возрастающем интересе к Тибету среди китайцев, большая часть которых интересуется тибетской буддийской культурой. Исторически сложилось так, что у тибетцев есть свой язык и своя письменность, что они географически отделены и расово отличны (от китайцев). Тибет – это отсталый в экономическом отношении регион, и все тибетцы хотят модернизации. Поэтому китайским властям следовало бы обратить внимание на пример Индии, где различные в языковом и культурном отношении сообщества живут в разных частях одной страны без какой-либо угрозы разделения. Тем не менее, Далай-лама обвинил левых китайских политиков, ставших причиной продолжающихся в Тибете проблем, в необъективности.
Его Святейшество рассказал о демократизации тибетского сообщества в изгнании. О том, что с 2001 году тибетским сообществом на протяжении двух сроков руководил избранный прямым голосованием профессор Самдонг Ринпоче. Сам Далай-лама в то время наполовину ушел в отставку. В 2011 году, когда, на его взгляд, сложилась подходящая ситуация, он добровольно, с гордостью и радостью передал все свои политические полномочия в руки избранного тибетского руководителя. Его Святейшество заявил, что теперь небольшое тибетское сообщество в эмиграции опередило Китай в плане демократизации руководства и могло бы стать примером (для Китая).
Затем Его Святейшество направился в Стан Шериф Центр, место проведения публичной лекции «Укрепление мира силой любви». Автор и исполнитель песен Майкл Макдональд, бывший вокалист рок-группы The Doobie Brothers, и гавайский музыкант Генри Капоно исполнили песню «What the World Needs Now Is Love Sweet Love» («Всё, что нужно миру – это любовь»), пока Далай-лама поднимался на сцену. Его Святейшество поприветствовал губернатора Нила Аберкромби, который в свою очередь обратил его внимание на присутствовавшую в зале Майю Соэторо-Энджи, сестру президента Барака Обамы.
Аудитории показали специально составленную видео подборку музыкальных клипов Джейка Шимабукуро, исполнителя-виртуоза на укулеле (гавайском четырехструнном музыкальном инструменте). После чего господин Кельвин Такета, представитель Фонда гавайского сообщества, радушно приветствовал всех собравшихся в зале и выразил надежду, что каждый во время этой встречи сможет получить вдохновение. Затем господин Пьер Омидьяр представил Далай-ламу. Рассказывая краткую биографию Его Святейшества, он упомянул, что Далай-лама был вынужден бежать из Тибета в 1959 году, в то самое время, когда Гавайи получили статус штата. Он сказал, что примером своей жизни Его Святейшество может воодушевить любого человека. Затем он пояснил философию духа алоха (духа любви), как доброту, единение, радость, гуманизм и терпение. И те, кому близки послания Его Святейшества, добавил он, несомненно, увидят сходство. Для жителей Гавайев Далай-лама – воплощение духа алоха.
Его Святейшество начал свою лекцию, подчеркнув тот факт, что все собравшиеся в зале в умственном, эмоциональном и физическом отношении – одинаковые человеческие существа. Он сказал, что такой умственный настрой помогает объединить людей.
Хотя Его Святейшество был на Гавайях несколько раз, только теперь он получил возможность выступать перед таким большим количеством людей. Он заметил, что его вчерашняя программа общения со студентами была очень значимой.
Его Святейшество признался, что до того, как ему объяснили глубокое значение термина алоха, он не очень хорошо понимал его идею. И хотя термин кажется довольно простым, вся сложность заключается в воплощении подлинного смысла этой идеи.
Практически каждый хочет быть счастливым и имеет на это право. Всё живое, включая деревья и растения, имеет право на жизнь. После этого Далай-лама объяснил свою мысль, рассказом о счастье и радости, как о результатах, зависящих от определенных причин. На человеческом уровне, сказал он, радость и счастье полностью зависят от собственных поступков, совершаемых на физическом уровне, на уровне слов и на уровне ментальном. Причем ментальные поступки играют ключевую роль.
Для того чтобы жизнь была успешной, продолжил Его Святейшество, необходимо уделять внимание образованию или практике. Но образование – не цель, а лишь средство ее достижения. Так, если наша цель – здоровье, то мы принимаем лекарства или витамины, и это становится причиной положительных результатов.
Следовательно, подвел итог Далай-лама, не стоит ждать положительного результата, порождая неправильные причины. Говоря о своём собственном опыте, Его Святейшество рассказал, что хотя он начал обучение в возрасте шести или семи лет, он не питал к нему интереса вплоть до тринадцати лет. И только со временем он понял, что знание, получаемое в процессе обучения чрезвычайно полезно для взращивания спокойствия ума.
Его Святейшество сказал, что очень важно ставить перед собой реалистичные цели. Он припомнил случай, произошедший в индийском штате Бихар, где во время торжественной церемонии главный министр штата выразил надежду, что его штат будет развиваться благодаря благословению Будды. В ответной речи Далай-лама возразил главному министру, которого хорошо знал, что если бы процветание штата зависело только от благословения Будды, то это произошло бы давным-давно, во времена Будды, более двух тысяч лет назад. Необходимо чтобы действия самого главного министра служили каналом благословения Будды. Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам.
Поэтому мир во всем мире, продолжил Его Святейшество, должен прийти через мир внутри каждого человека. И добавил, что на индивидуальном уровне физическое здоровье напрямую зависит от психического здоровья. Он вспомнил о встрече с американским ученым, состоявшейся в Стокгольме, в Швеции несколько лет назад. Тот рассказал Его Святейшеству, что если мы даем власть своему гневу, то объект, послуживший причиной его появления, выглядит очень негативно. Ученый добавил, что девяносто процентов такой негативности это умственные проекции, качества, приписываемые объекту нами самими. То же самое говорит о подобном состоянии и буддизм, сказал Далай-лама.
Его Святейшество посоветовал людям развивать правильное внутреннее отношение при помощи тренировки ума. Любые решения, принятые под влиянием сильных эмоций, часто оказываются неверными, поскольку эмоции необъективны.
Его Святейшество привел в пример причины мирового экономического кризиса. По его словам, он просил многих людей объяснить, как такое могло случиться, если предпринимательской деятельностью, как это предполагается, занимаются специалисты. И получил ответ, что это произошло вследствие чрезмерной жадности. Он отметил, что чрезмерная жадность – следствие нереалистичного взгляда. Многочисленные биржевые спекуляции и отсутствие целостного подхода в той же степени ответственны за этот кризис. Всё это имеет отношение к сфере ума, добавил он.
Здесь Его Святейшество упомянул о своих взаимоотношениях с президентом Джорджем Бушем. Он признался, что по-настоящему любит его и что Джордж Буш действительно прекрасный человек. Во время церемонии награждения Золотой медалью Конгресса США вместе с президентом Бушем и спикером Нэнси Пелоси они даже ходили рука об руку. Президент Буш упомянул тогда о том, что они (демократы) всегда были для него источником проблем, но в тот день они были настроены миролюбиво. И хотя, по его словам, Его Святейшество любит и уважает президента Буша, это не значит, что он полностью согласен с его политикой. Его Святейшество лично говорил об этом Джорджу Бушу. Намерения американского президента относительно Ирака – принести туда мир и власть закона – были хорошими. Однако методы оказались нереалистичными и не привели к достижению этой благородной цели.
Его Святейшество сказал, что добросердечие это реальная основа внутреннего мира. Если мы обладаем добросердечием, то такое отношение автоматически развивает уважение. Страх приносит недоверие, а любовь и сострадание помогают его рассеять. Ослабив тревогу и недоверие, человек в большей степени развивает чувство сострадания по отношению к другим.
Он заметил, что любовь, сострадание, симпатия бывают двух уровней. Первый уровень биологический, он необъективен. Сострадание такого типа можно взять как зерно и затем, при помощи разума, здравого смысла и, самое главное, с опорой на научные исследования, начать работать над своим внутренним миром. Появляется реальное сострадание, оно беспристрастно и тоже приносит хорошее здоровье. Начать можно на уровне семьи, а затем перейти на уровень сообщества.
По мнению Его Святейшества, все крупные религиозные традиции владеют этой практикой, но нам необходимо найти универсальный подход. Далай-лама рассказал о своем друге, Ричарде Муре, который потерял зрение в результате выстрела резиновой пулей, произведенного британским солдатом. Тем не менее, в нём нет ни капли гнева или ненависти по отношению к совершившему это преступление и он даже смог подружиться с этим солдатом. Ричард Мур не был по-настоящему религиозным, но это не помешало ему развить в себе такого рода отношение. Его Святейшество всегда говорит о нем как о герое. Люди наделены такими способностями. Такое позитивное внутреннее отношение базируется не на религиозной вере, а на том, что Далай-лама обычно называет секулярной, светской, этикой. Многие люди по своей сути неверующие. И поэтому нам необходим универсальный путь, чтобы приблизиться к этой универсальной ценности. Если мы будем полагаться на какую-то определённую религиозную веру, она никогда не станет универсальной.
Далай-лама сказал, что двадцатый век принес огромный прогресс, но в то же время был веком кровопролития. Нам нужно постараться построить новый век как век диалога и мира. Это не значит, что в этом веке не возникнет никаких проблем. Прикоснувшись к своему затылку, Его Святейшество сказал, что пока человеческий мозг активен, в мире будут возникать проблемы. И добавил, что мы должны найти способ решения этих проблем, не прибегая к помощи силы, а используя уважительный диалог и прислушиваясь к точке зрения другой стороны.
По мнению Его Святейшества, небольшое гавайское сообщество могло бы внести свой вклад в этот процесс, используя дух алоха, дух любви. Можно было бы начать с экспериментального проекта в одной из школ, включив в учебный план программу воспитания, пропагандирующую ценность ненасилия. Через пять лет можно было бы изучить результаты этого эксперимента и соответствующим образом его расширить. Так можно изменить образ мысли в нашем обществе, сказал Далай-лама. Так вы можете построить счастливое, миролюбивое общество. Но нужно проявлять личную инициативу, добавил он.
Люди сами создают проблемы в этом мире, сказал Его Святейшество, поэтому они сами должны искать пути их решения. Он призвал не поддаваться чувству беспомощности, помогать другим развивать внутреннее спокойствие и делиться опытом с как можно большим количеством людей, включая друзей и врагов. Так можно изменить наш мир, закончил Далай-лама.
Затем Его Святейшество ответил на некоторые вопросы, отобранные организаторами. Был задан вопрос о том, как вести себя в ситуации, когда одна из сторон не отвечает взаимностью на усилия другой наладить мирные отношения. Его Святейшество ответил, что важно помнить, что усилия прикладываются, потому что существует проблема. Не стоит терять надежду, нужно продолжать прикладывать усилия. Таким способом человек может оказать влияние на других людей. Его Святейшество рассказал, о том, как он перенёс операцию на желчном пузыре, которая из-за осложнений заняла больше времени, чем предполагалось. Не смотря на это, он шёл на поправку очень быстро, и доктор прозвал его «молодым пациентом». Доктор рассказал ему, что его физические кондиции соответствовали человеку более молодого возраста. Его Святейшество полагает, что причиной этого может быть его внутреннее спокойствие.
На вопрос о раскаянии и прощении, Далай-лама ответил, что не следует проводить различия между прощением и «забывчивостью». Если человек забывает обиду, ему нечего и прощать. Однако прощение не означает приятие проступков. Здесь Его Святейшество призвал людей проводить различие между деянием и тем, кто его совершает.
Следующий вопрос был о том, какую линию поведения стоит избрать аборигенным сообществам, которые стали чужестранцами на своей собственной земле и со всех сторон окружены притеснителями. Его Святейшество ответил, что у людей есть право сохранять свои индивидуальные особенности. Но нужно также учитывать реальную ситуацию. Тибетцы, привёл пример Далай-лама, придерживаются срединного пути, свободного от крайностей, практичного и реалистичного. Нужно мыслить широко. Современный мир стал таким, что не стоит и думать, что в нем можно жить обособленно.
На вопрос о том, насколько счастливым может быть человек, Его Святейшество ответил, что счастье может быть разного уровня, один человек может испытывать счастье на уровне, доступном даже животным, а другой на более высоком уровне.
Его Святейшество отметил, что на любое событие нужно смотреть с нескольких точек зрения, чтобы увидеть полную картину происходящего. Он привел в пример тибетцев. По его мнению, несмотря на то, что он потерял свою страну и его народ претерпевает несчастья, в этом есть и позитивные моменты, способствующие развитию. Эти события открыли тибетцам глаза. Его лично они привели в Индию, где он провел пятьдесят три года в эмиграции. И за это время он получил свой самый ценный опыт.
То же самое произошло с тибетцами, проживающими в данное время в Тибетском автономном регионе, а также в провинциях Юньнань, Сычуань, Ганьсу и Цинхай. Благодаря политике китайских властей, все они, проживающие в этих регионах, смогли развить в себе чувство единения, отметил Далай-лама.
По окончании лекции группа детей исполнила грациозный танец Хула. Затем господин Кельвин Такета информировал собравшихся, что все поступления от данного мероприятия потрачены на покрытие связанных с ним расходов и что Его Святейшество не получает никакого денежного или иного финансового вознаграждения за чтение лекции.
Мероприятие завершилось выходом на сцену губернатора Аберкромби, который от имени народа Гавайи вручил Его Святейшеству весло для каноэ. Господин Пьер Омидьяр, в свою очередь, от имени организации «Столпы мира Гавайи», вручил Его Святейшеству традиционный деревянный барабан.
Перевод Юрия Пучко
Затем Далай-лама переехал в центр Восток-Запад, где его встретил господин Р. Брайен Цуджимура, председатель совета правления центра. В зале проведения круглого стола Его Святейшество приветствовали традиционными гавайскими песнями. Перед выходом на сцену он поинтересовался содержанием песен.
Темой круглого стола была «Роль мудрости аборигенных народов в современном мире». Собеседниками Его Святейшества были доктор Пуалани Канахеле, писатель и специалист по гавайским культурным традициям, и господин Наиноа Томпсон, президент полинезийского сообщества путешественников. Председательствовал на заседании господин Джон Де Фрайс, президент сообщества «Друзья Будущего», основная цель которого – сохранение культурных традиций аборигенов Гавайских островов. Он начал с просьбы к Его Святейшеству поделиться своими впечатлениями от полуторадневного пребывания на Гавайях.
Его Святейшество ответил, что как человек, он глубоко впечатлен улыбчивостью пожилых и молодых гавайцев. Затем он раскрыл свой взгляд на эволюцию культуры. В Тибете, по его словам, тибетская культура развивалась под воздействием определенной окружающей среды, схожим образом, на Гавайских островах местная культура развивалась под влиянием моря. Он сказал, что, в целом, небольшое сообщество, ведущее не очень лёгкий образ жизни, легче развивает чувство общего наследия, в отличие от развитых городов, где люди становятся похожими на детали механизма. Его Святейшество дал положительную оценку тому, что гавайцы смогли сохранить свою культуру живой.
После этого двое участников круглого стола рассказали о том, что гавайская культура значит для них лично, и о тех проблемах, с которыми, на их взгляд, сталкивается их сообщество. Ведущий круглого стола рассказал об исследованиях, проведенных доктором Пуалани Канахеле, в результате которых среди прочего было выявлено более 400 слов, обозначающих облако в гавайском языке.
Ведущий спросил Его Святейшество, как соотносятся понятие всеобщей ответственности и тема обсуждения круглого стола. Далай-лама ответил, что понятие всеобщей ответственности гораздо шире, оно относится к уровню всего человечества. Оно подразумевает развитие чувства единства человечества без деления людей по национальным, расовым, религиозным признакам, по цвету кожи и т.д. Тибетский духовный лидер отметил, что подобный дух единства существует среди ученых, независимо от их специализации и национальной принадлежности. Схожим образом, дух единства присутствует и в религиозных традициях. По мнению Далай-ламы, забота людей лишь о своем «маленьком мы» порождает проблемы. Людям следует думать в категориях глобального, «большого мы».
Его Святейшество посоветовал гавайцам сохранять свою культуру и не смотреть при этом на современное техническое развитие только в негативном свете. Технический прогресс принес комфорт, тогда как культура больше связана со сферой ума, сказал он. Некоторая часть культурного наследия очень полезна и её нужно сохранить. Другие культурные ценности могут не найти применения в современной жизни и их можно поместить в музей.
В конце заседания господин Наиноа Томпсон подарил Далай-ламе специально снаряженное весло для каноэ. Оценивая подарок, Его Святейшество отметил его символизм, поскольку в буддийских текстах драгоценная человеческая жизнь сравнивается с лодкой, которую нужно использовать для переправы через океан сансары.
Днем, во время обеда для высокопоставленных гостей и партнеров Его Святейшество сделал несколько коротких высказываний. Губернатор штата Гавайи Нил Аберкромби поприветствовал Его Святейшество и подарил ему текст декларации, в которой 15 апреля 2012 года объявляется «Днём Далай-ламы». Среди других присутствующих во время обеда гостей были мэр Гонолулу Питер Карлайл и бывший губернатор штата Джордж Эрийоши.
В своей речи Далай-лама поприветствовал губернатора Аберкромби, бывшего члена Конгресса США, и выразил свою признательность за поддержку, оказываемую Тибету Сенатом Соединенных Штатов и Палатой Представителей. Он добавил, что эта поддержка служит источником надежды для тибетцев. Если смотреть на тибетскую проблему на местном уровне, ситуация может показаться безнадежной, но если смотреть на ситуацию шире, надежда остается. Духовный лидер тибетцев сказал, что тибетскую буддийскую культуру, культуру мира, сострадания и ненасилия, стоит сохранить на благо всего человечества.
Далай-лама также отметил, что охране окружающей среды, как одному из аспектов тибетского вопроса, нужно уделить особое внимание, напомнив, что некоторые китайские ученые называют Тибет третьим полюсом планеты.
К тем, кто оказывает поддержку в тибетском вопросе, Его Святейшество относится не как к сторонникам Тибета, а как к сторонникам справедливости. Он рассказал о разнице между силой истины и силой оружия. О том, что сила оружия действенна только на короткий срок и ограничена, тогда как сила истины присутствует всегда и действует длительное время. Он рассказал о возрастающем интересе к Тибету среди китайцев, большая часть которых интересуется тибетской буддийской культурой. Исторически сложилось так, что у тибетцев есть свой язык и своя письменность, что они географически отделены и расово отличны (от китайцев). Тибет – это отсталый в экономическом отношении регион, и все тибетцы хотят модернизации. Поэтому китайским властям следовало бы обратить внимание на пример Индии, где различные в языковом и культурном отношении сообщества живут в разных частях одной страны без какой-либо угрозы разделения. Тем не менее, Далай-лама обвинил левых китайских политиков, ставших причиной продолжающихся в Тибете проблем, в необъективности.
Его Святейшество рассказал о демократизации тибетского сообщества в изгнании. О том, что с 2001 году тибетским сообществом на протяжении двух сроков руководил избранный прямым голосованием профессор Самдонг Ринпоче. Сам Далай-лама в то время наполовину ушел в отставку. В 2011 году, когда, на его взгляд, сложилась подходящая ситуация, он добровольно, с гордостью и радостью передал все свои политические полномочия в руки избранного тибетского руководителя. Его Святейшество заявил, что теперь небольшое тибетское сообщество в эмиграции опередило Китай в плане демократизации руководства и могло бы стать примером (для Китая).
Затем Его Святейшество направился в Стан Шериф Центр, место проведения публичной лекции «Укрепление мира силой любви». Автор и исполнитель песен Майкл Макдональд, бывший вокалист рок-группы The Doobie Brothers, и гавайский музыкант Генри Капоно исполнили песню «What the World Needs Now Is Love Sweet Love» («Всё, что нужно миру – это любовь»), пока Далай-лама поднимался на сцену. Его Святейшество поприветствовал губернатора Нила Аберкромби, который в свою очередь обратил его внимание на присутствовавшую в зале Майю Соэторо-Энджи, сестру президента Барака Обамы.
Аудитории показали специально составленную видео подборку музыкальных клипов Джейка Шимабукуро, исполнителя-виртуоза на укулеле (гавайском четырехструнном музыкальном инструменте). После чего господин Кельвин Такета, представитель Фонда гавайского сообщества, радушно приветствовал всех собравшихся в зале и выразил надежду, что каждый во время этой встречи сможет получить вдохновение. Затем господин Пьер Омидьяр представил Далай-ламу. Рассказывая краткую биографию Его Святейшества, он упомянул, что Далай-лама был вынужден бежать из Тибета в 1959 году, в то самое время, когда Гавайи получили статус штата. Он сказал, что примером своей жизни Его Святейшество может воодушевить любого человека. Затем он пояснил философию духа алоха (духа любви), как доброту, единение, радость, гуманизм и терпение. И те, кому близки послания Его Святейшества, добавил он, несомненно, увидят сходство. Для жителей Гавайев Далай-лама – воплощение духа алоха.
Его Святейшество начал свою лекцию, подчеркнув тот факт, что все собравшиеся в зале в умственном, эмоциональном и физическом отношении – одинаковые человеческие существа. Он сказал, что такой умственный настрой помогает объединить людей.
Хотя Его Святейшество был на Гавайях несколько раз, только теперь он получил возможность выступать перед таким большим количеством людей. Он заметил, что его вчерашняя программа общения со студентами была очень значимой.
Его Святейшество признался, что до того, как ему объяснили глубокое значение термина алоха, он не очень хорошо понимал его идею. И хотя термин кажется довольно простым, вся сложность заключается в воплощении подлинного смысла этой идеи.
Практически каждый хочет быть счастливым и имеет на это право. Всё живое, включая деревья и растения, имеет право на жизнь. После этого Далай-лама объяснил свою мысль, рассказом о счастье и радости, как о результатах, зависящих от определенных причин. На человеческом уровне, сказал он, радость и счастье полностью зависят от собственных поступков, совершаемых на физическом уровне, на уровне слов и на уровне ментальном. Причем ментальные поступки играют ключевую роль.
Для того чтобы жизнь была успешной, продолжил Его Святейшество, необходимо уделять внимание образованию или практике. Но образование – не цель, а лишь средство ее достижения. Так, если наша цель – здоровье, то мы принимаем лекарства или витамины, и это становится причиной положительных результатов.
Следовательно, подвел итог Далай-лама, не стоит ждать положительного результата, порождая неправильные причины. Говоря о своём собственном опыте, Его Святейшество рассказал, что хотя он начал обучение в возрасте шести или семи лет, он не питал к нему интереса вплоть до тринадцати лет. И только со временем он понял, что знание, получаемое в процессе обучения чрезвычайно полезно для взращивания спокойствия ума.
Его Святейшество сказал, что очень важно ставить перед собой реалистичные цели. Он припомнил случай, произошедший в индийском штате Бихар, где во время торжественной церемонии главный министр штата выразил надежду, что его штат будет развиваться благодаря благословению Будды. В ответной речи Далай-лама возразил главному министру, которого хорошо знал, что если бы процветание штата зависело только от благословения Будды, то это произошло бы давным-давно, во времена Будды, более двух тысяч лет назад. Необходимо чтобы действия самого главного министра служили каналом благословения Будды. Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам.
Поэтому мир во всем мире, продолжил Его Святейшество, должен прийти через мир внутри каждого человека. И добавил, что на индивидуальном уровне физическое здоровье напрямую зависит от психического здоровья. Он вспомнил о встрече с американским ученым, состоявшейся в Стокгольме, в Швеции несколько лет назад. Тот рассказал Его Святейшеству, что если мы даем власть своему гневу, то объект, послуживший причиной его появления, выглядит очень негативно. Ученый добавил, что девяносто процентов такой негативности это умственные проекции, качества, приписываемые объекту нами самими. То же самое говорит о подобном состоянии и буддизм, сказал Далай-лама.
Его Святейшество посоветовал людям развивать правильное внутреннее отношение при помощи тренировки ума. Любые решения, принятые под влиянием сильных эмоций, часто оказываются неверными, поскольку эмоции необъективны.
Его Святейшество привел в пример причины мирового экономического кризиса. По его словам, он просил многих людей объяснить, как такое могло случиться, если предпринимательской деятельностью, как это предполагается, занимаются специалисты. И получил ответ, что это произошло вследствие чрезмерной жадности. Он отметил, что чрезмерная жадность – следствие нереалистичного взгляда. Многочисленные биржевые спекуляции и отсутствие целостного подхода в той же степени ответственны за этот кризис. Всё это имеет отношение к сфере ума, добавил он.
Здесь Его Святейшество упомянул о своих взаимоотношениях с президентом Джорджем Бушем. Он признался, что по-настоящему любит его и что Джордж Буш действительно прекрасный человек. Во время церемонии награждения Золотой медалью Конгресса США вместе с президентом Бушем и спикером Нэнси Пелоси они даже ходили рука об руку. Президент Буш упомянул тогда о том, что они (демократы) всегда были для него источником проблем, но в тот день они были настроены миролюбиво. И хотя, по его словам, Его Святейшество любит и уважает президента Буша, это не значит, что он полностью согласен с его политикой. Его Святейшество лично говорил об этом Джорджу Бушу. Намерения американского президента относительно Ирака – принести туда мир и власть закона – были хорошими. Однако методы оказались нереалистичными и не привели к достижению этой благородной цели.
Его Святейшество сказал, что добросердечие это реальная основа внутреннего мира. Если мы обладаем добросердечием, то такое отношение автоматически развивает уважение. Страх приносит недоверие, а любовь и сострадание помогают его рассеять. Ослабив тревогу и недоверие, человек в большей степени развивает чувство сострадания по отношению к другим.
Он заметил, что любовь, сострадание, симпатия бывают двух уровней. Первый уровень биологический, он необъективен. Сострадание такого типа можно взять как зерно и затем, при помощи разума, здравого смысла и, самое главное, с опорой на научные исследования, начать работать над своим внутренним миром. Появляется реальное сострадание, оно беспристрастно и тоже приносит хорошее здоровье. Начать можно на уровне семьи, а затем перейти на уровень сообщества.
По мнению Его Святейшества, все крупные религиозные традиции владеют этой практикой, но нам необходимо найти универсальный подход. Далай-лама рассказал о своем друге, Ричарде Муре, который потерял зрение в результате выстрела резиновой пулей, произведенного британским солдатом. Тем не менее, в нём нет ни капли гнева или ненависти по отношению к совершившему это преступление и он даже смог подружиться с этим солдатом. Ричард Мур не был по-настоящему религиозным, но это не помешало ему развить в себе такого рода отношение. Его Святейшество всегда говорит о нем как о герое. Люди наделены такими способностями. Такое позитивное внутреннее отношение базируется не на религиозной вере, а на том, что Далай-лама обычно называет секулярной, светской, этикой. Многие люди по своей сути неверующие. И поэтому нам необходим универсальный путь, чтобы приблизиться к этой универсальной ценности. Если мы будем полагаться на какую-то определённую религиозную веру, она никогда не станет универсальной.
Далай-лама сказал, что двадцатый век принес огромный прогресс, но в то же время был веком кровопролития. Нам нужно постараться построить новый век как век диалога и мира. Это не значит, что в этом веке не возникнет никаких проблем. Прикоснувшись к своему затылку, Его Святейшество сказал, что пока человеческий мозг активен, в мире будут возникать проблемы. И добавил, что мы должны найти способ решения этих проблем, не прибегая к помощи силы, а используя уважительный диалог и прислушиваясь к точке зрения другой стороны.
По мнению Его Святейшества, небольшое гавайское сообщество могло бы внести свой вклад в этот процесс, используя дух алоха, дух любви. Можно было бы начать с экспериментального проекта в одной из школ, включив в учебный план программу воспитания, пропагандирующую ценность ненасилия. Через пять лет можно было бы изучить результаты этого эксперимента и соответствующим образом его расширить. Так можно изменить образ мысли в нашем обществе, сказал Далай-лама. Так вы можете построить счастливое, миролюбивое общество. Но нужно проявлять личную инициативу, добавил он.
Люди сами создают проблемы в этом мире, сказал Его Святейшество, поэтому они сами должны искать пути их решения. Он призвал не поддаваться чувству беспомощности, помогать другим развивать внутреннее спокойствие и делиться опытом с как можно большим количеством людей, включая друзей и врагов. Так можно изменить наш мир, закончил Далай-лама.
Затем Его Святейшество ответил на некоторые вопросы, отобранные организаторами. Был задан вопрос о том, как вести себя в ситуации, когда одна из сторон не отвечает взаимностью на усилия другой наладить мирные отношения. Его Святейшество ответил, что важно помнить, что усилия прикладываются, потому что существует проблема. Не стоит терять надежду, нужно продолжать прикладывать усилия. Таким способом человек может оказать влияние на других людей. Его Святейшество рассказал, о том, как он перенёс операцию на желчном пузыре, которая из-за осложнений заняла больше времени, чем предполагалось. Не смотря на это, он шёл на поправку очень быстро, и доктор прозвал его «молодым пациентом». Доктор рассказал ему, что его физические кондиции соответствовали человеку более молодого возраста. Его Святейшество полагает, что причиной этого может быть его внутреннее спокойствие.
На вопрос о раскаянии и прощении, Далай-лама ответил, что не следует проводить различия между прощением и «забывчивостью». Если человек забывает обиду, ему нечего и прощать. Однако прощение не означает приятие проступков. Здесь Его Святейшество призвал людей проводить различие между деянием и тем, кто его совершает.
Следующий вопрос был о том, какую линию поведения стоит избрать аборигенным сообществам, которые стали чужестранцами на своей собственной земле и со всех сторон окружены притеснителями. Его Святейшество ответил, что у людей есть право сохранять свои индивидуальные особенности. Но нужно также учитывать реальную ситуацию. Тибетцы, привёл пример Далай-лама, придерживаются срединного пути, свободного от крайностей, практичного и реалистичного. Нужно мыслить широко. Современный мир стал таким, что не стоит и думать, что в нем можно жить обособленно.
На вопрос о том, насколько счастливым может быть человек, Его Святейшество ответил, что счастье может быть разного уровня, один человек может испытывать счастье на уровне, доступном даже животным, а другой на более высоком уровне.
Его Святейшество отметил, что на любое событие нужно смотреть с нескольких точек зрения, чтобы увидеть полную картину происходящего. Он привел в пример тибетцев. По его мнению, несмотря на то, что он потерял свою страну и его народ претерпевает несчастья, в этом есть и позитивные моменты, способствующие развитию. Эти события открыли тибетцам глаза. Его лично они привели в Индию, где он провел пятьдесят три года в эмиграции. И за это время он получил свой самый ценный опыт.
То же самое произошло с тибетцами, проживающими в данное время в Тибетском автономном регионе, а также в провинциях Юньнань, Сычуань, Ганьсу и Цинхай. Благодаря политике китайских властей, все они, проживающие в этих регионах, смогли развить в себе чувство единения, отметил Далай-лама.
По окончании лекции группа детей исполнила грациозный танец Хула. Затем господин Кельвин Такета информировал собравшихся, что все поступления от данного мероприятия потрачены на покрытие связанных с ним расходов и что Его Святейшество не получает никакого денежного или иного финансового вознаграждения за чтение лекции.
Мероприятие завершилось выходом на сцену губернатора Аберкромби, который от имени народа Гавайи вручил Его Святейшеству весло для каноэ. Господин Пьер Омидьяр, в свою очередь, от имени организации «Столпы мира Гавайи», вручил Его Святейшеству традиционный деревянный барабан.
Перевод Юрия Пучко
Просмотров: 6 084