Его Святейшество Далай-лама принял участие в XII Всемирном саммите лауреатов Нобелевской премии мира
26-04-2012, 09:12 | Напечатать
Чикаго, Иллинойс, США, 25 апреля 2012 г. - Его Святейшество начал свою утреннюю программу личными встречами с президентами Лехом Валенсой, Михаилом Горбачевым и профессором Джоди Уильямс. Они обсудили проблемы, вызывающие общую озабоченность, включая вопросы, поднимаемые на 12-м Всемирном саммите лауреатов Нобелевской премии мира. Президенту Леху Валенсе Его Святейшество сказал, что относится к нему как к герою, давшему решительный отпор тоталитаризму. Во время беседы с президентом Горбачевым, Далай-лама высоко оценил его личный вклад в политические перемены, повлиявшие на все мировое сообщество. На встречах присутствовал прилетевший на саммит калон-трипа Лобсанг Сенге.
Затем состоялся обед для участников саммита. После обеда Его Святейшество принял участие в заседании круглого стола «Мир и ненасилие во всем мире». Его собеседниками были Нобелевские лауреаты премии мира президент Михаил Горбачев, профессор Джоди Уильямс и профессор Мухаммад Юнус.
Перед началом заседания все Нобелевские лауреаты собрались на сцене, где президент Михаил Горбачев объявил о присуждении Премии саммита мира актеру Шону Пенну и вручил ему награду. Затем участники саммита просмотрели видео обращение Аун Сан Су Чжи.
Во время заседания круглого стола его ведущий, писатель Джим Вутен, задавал участникам вопросы, касающиеся некоторых фактов их биографии и роли ненасилия в этих событиях.
Его Святейшеству был задан вопрос о перспективах ненасильственной борьбы тибетцев после его ухода с политической сцены. Далай-лама объяснил историческую подоплеку вопроса и пояснил, что без её понимания невозможно осознать сложность этой проблемы. Он рассказал о ситуации сложившейся в Тибете в 1949-1950 годах в результате китайского вторжения. И том, что официальные международные эксперты признавали Тибет в предшествующие этим событиям годы де-факто независимым государством.
Впоследствии китайцы осуществили так называемое мирное освобождение Тибета, и было подписано Соглашение из 17 пунктов. В соглашении нашли свое отражение принцип «одно государство – две политические системы» и суть политики Срединного пути.
После эмиграции духовного лидера Тибета в Индию в 1959 г., он некоторое время занимался вопросами реабилитации тибетских беженцев. А затем, в 1974 году, в разгар культурной революции в Китае, тибетское руководство приняло решение о необходимости проведения переговоров с Центральным правительством Китая, используя политику Срединного пути и не выдвигая требований о признании независимости. В 1978-1979 гг. китайское правительство прислало Далай-ламе послание, в котором выражало свою готовность к обсуждению любых вопросов, за исключением вопроса независимости Тибета. Это укрепило решимость тибетского руководства. С тех пор тибетская сторона с большим или меньшим успехом старалась в своих действиях придерживаться этой политики.
Вместе с тем, сказал Его Святейшество, в самом Тибете ситуация не менялась. Оценивая отношение китайцев к проблеме Тибета, он пошутил, сказав, что при тоталитарном режиме люди, наделенные властью, лишаются ушей. Они только говорят, и совершенно не хотят слушать собеседников. Однажды в интервью журналисту газеты «Обозреватель» (The Observer) Джонатану Мирски, спросившему, почему китайские власти так не любят его, Далай-лама ответил, что, возможно, это происходит потому, что он не подчиняется им, не разделяет все их взгляды и не поддакивает: «Да, господин министр».
И хотя попытки найти решение по тибетскому вопросу предпринимаются на протяжении вот уже шестидесяти лет, конкретных результатов на правительственном уровне нет. Вместе с тем, простые китайцы, получившие возможность узнать реальное положение вещей, высказывают заинтересованность в решении тибетского вопроса. Это происходит благодаря, во-первых, ненасильственной борьбе тибетцев, а во-вторых, благодаря политике Срединного пути.
Затем Его Святейшество расширил круг обсуждаемых вопросов и рассказал об усилиях Нобелевских лауреатов, предпринятых под руководством архиепископа Десмонда Туту, для освобождения Аун Сан Су Чжи. Сейчас она свободна, однако другой лауреат Нобелевской премии мира, присвоенной ему за борьбу за демократию и основные права человека, Лю Сяобо находится в тюрьме. Его Святейшество предложил Нобелевским лауреатам проявить солидарность и заняться этим вопросом.
Затронул Его Святейшество также тему распространения идей ненасилия в мировом масштабе. Он сказал, что двадцатый век был веком насилия и, согласно некоторым данным, в этом веке было убито более двухсот миллионов человек. Насилию можно было бы найти хоть какое-то оправдание, если бы оно вело к достижению хотя бы малейшего положительного результата. Перед нами встала острая необходимость разработать долгосрочный план, как при помощи воспитания и развития самосознания людей, распространять образ мысли, при котором человек понимал бы необходимость решать все спорные вопросы при помощи диалога. Такое воспитание должно начинаться с детского сада и заканчиваться на университетском уровне. Мир во всем мире вовсе не подразумевает отсутствие каких-либо проблем. Просто все проблемы должны разрешаться при помощи обсуждения, и только таким образом 21-й век может стать веком диалога.
По завершении заседания, ведущий круглого стола принял вопрос из зала и попросил Его Святейшество ответить на него. Задававший вопрос хотел узнать, какие доводы нужно использовать в диалоге с теми, чьи взгляды необоснованны или неразумны. Его Святейшество ответил, что как буддист он постоянно помнит слова Будды о том, что мы всегда должны уважать взгляды других людей.
Многие проблемы возникают по причине эгоцентризма, неспособности увидеть проблему с точки зрения другого человека. Поэтому, прежде чем попытаться изменить человека с таким отношением, рассказывая ему об альтруизме, нужно объяснить ему тот факт, что для защиты своих собственных интересов, ему нужно сделать что-то позитивное для других. Утверждая атмосферу подлинной дружбы, основанную на доверии и уважении, мы в конечном итоге сможем сделать наше сообщество гораздо более счастливым.
По окончании круглого стола Его Святейшество вместе с президентом Лехом Валенсой, профессором Джоди Уильямс и другими лауреатами принял участие в пресс-конференции и ответил на ряд вопросов.
На вопрос о Далай-ламе XV он ответил, что ещё в 1969 году разъяснил этот вопрос. Сохранится ли институт Далай-лам или прекратит своё существование, будет решать тибетский народ. Духовный лидер вспомнил, как ему задавал подобный вопрос журналист в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Тогда он снял очки и спросил журналиста, как тот полагает, есть ли причины для спешки в немедленном разрешении этого вопроса. В сентябре прошлого года тибетские духовные лидеры, представители всех тибетских буддийских традиций, обсудили вопрос системы перерождения Далай-лам. Его Святейшество сделал впоследствии заявление, что по достижении 89-90 лет, он пригласит всех на встречу, чтобы выяснить, исполняет ли свою роль институт Далай-лам, и поступит в соответствии со сделанными выводами.
На вопрос о том, что нужно предпринять для разрешения тибетского вопроса, Далай-лама привел историческую справку о том, что с 1974 года тибетцы пытаются найти решение этого вопроса, используя политику Срединного пути. Когда же в феврале 1979 года Дэн Сяопин прислал послание, в котором выразил свою готовность обсуждать любые вопросы, кроме независимости Тибета, позиции обоих сторон совпали. С тех пор Его Святейшество находится в постоянном поиске приемлемого решения и даже изучил различные мнения тибетцев, включая и тех, кто проживает в Тибете. Он сказал, что большинство, более 90 процентов тибетцев, поддерживают политику Срединного пути. В 2001 году прошли выборы тибетского правительства, и он частично ушел в отставку. В прошлом году он решил полностью отойти от политического руководства и положить конец почти четырёхсотлетней традиции совмещения Далай-ламами духовной и светской власти. Его политические полномочия были переданы избранному тибетскому лидеру. Далай-лама указал на калон-трипу Лобсанга Сенге, который присутствовал в зале, и отметил, что тибетцы избрали своим лидером человека, родившегося в Индии и получившего образование в Индии, а затем и в Гарвардском университете. Его Святейшество счастлив такому развитию событий. И добавил, что калон-трипа выразил свою поддержку политике Срединного пути.
Ответом на следующий вопрос Далай-лама объяснил, почему необходимо пропагандировать культуру ненасилия. Он сказал, что мы должны подходить к решению всех вопросов, используя действенные пути, а это значит, что они должны быть ненасильственными. Применение насилия способствует только цепной реакции и ведет к новому витку насилия. Поэтому мы должны пропагандировать ненасилие, утверждая внутренние ценности. Его Святейшество сказал, что во многих организациях и учреждениях США, Индии, Европы и Японии все больше и больше экспертов задумываются над этим вопросом, и добавил, что это наполняет его оптимизмом.
26 апреля 2012 года Его Святейшество Далай-лама выступит перед тибетским сообществом в Университете Лойола с публичной лекцией о ненасилии и межрелигиозном диалоге.
Перевод Юрия Пучко
Затем состоялся обед для участников саммита. После обеда Его Святейшество принял участие в заседании круглого стола «Мир и ненасилие во всем мире». Его собеседниками были Нобелевские лауреаты премии мира президент Михаил Горбачев, профессор Джоди Уильямс и профессор Мухаммад Юнус.
Перед началом заседания все Нобелевские лауреаты собрались на сцене, где президент Михаил Горбачев объявил о присуждении Премии саммита мира актеру Шону Пенну и вручил ему награду. Затем участники саммита просмотрели видео обращение Аун Сан Су Чжи.
Во время заседания круглого стола его ведущий, писатель Джим Вутен, задавал участникам вопросы, касающиеся некоторых фактов их биографии и роли ненасилия в этих событиях.
Его Святейшеству был задан вопрос о перспективах ненасильственной борьбы тибетцев после его ухода с политической сцены. Далай-лама объяснил историческую подоплеку вопроса и пояснил, что без её понимания невозможно осознать сложность этой проблемы. Он рассказал о ситуации сложившейся в Тибете в 1949-1950 годах в результате китайского вторжения. И том, что официальные международные эксперты признавали Тибет в предшествующие этим событиям годы де-факто независимым государством.
Впоследствии китайцы осуществили так называемое мирное освобождение Тибета, и было подписано Соглашение из 17 пунктов. В соглашении нашли свое отражение принцип «одно государство – две политические системы» и суть политики Срединного пути.
После эмиграции духовного лидера Тибета в Индию в 1959 г., он некоторое время занимался вопросами реабилитации тибетских беженцев. А затем, в 1974 году, в разгар культурной революции в Китае, тибетское руководство приняло решение о необходимости проведения переговоров с Центральным правительством Китая, используя политику Срединного пути и не выдвигая требований о признании независимости. В 1978-1979 гг. китайское правительство прислало Далай-ламе послание, в котором выражало свою готовность к обсуждению любых вопросов, за исключением вопроса независимости Тибета. Это укрепило решимость тибетского руководства. С тех пор тибетская сторона с большим или меньшим успехом старалась в своих действиях придерживаться этой политики.
Вместе с тем, сказал Его Святейшество, в самом Тибете ситуация не менялась. Оценивая отношение китайцев к проблеме Тибета, он пошутил, сказав, что при тоталитарном режиме люди, наделенные властью, лишаются ушей. Они только говорят, и совершенно не хотят слушать собеседников. Однажды в интервью журналисту газеты «Обозреватель» (The Observer) Джонатану Мирски, спросившему, почему китайские власти так не любят его, Далай-лама ответил, что, возможно, это происходит потому, что он не подчиняется им, не разделяет все их взгляды и не поддакивает: «Да, господин министр».
И хотя попытки найти решение по тибетскому вопросу предпринимаются на протяжении вот уже шестидесяти лет, конкретных результатов на правительственном уровне нет. Вместе с тем, простые китайцы, получившие возможность узнать реальное положение вещей, высказывают заинтересованность в решении тибетского вопроса. Это происходит благодаря, во-первых, ненасильственной борьбе тибетцев, а во-вторых, благодаря политике Срединного пути.
Затем Его Святейшество расширил круг обсуждаемых вопросов и рассказал об усилиях Нобелевских лауреатов, предпринятых под руководством архиепископа Десмонда Туту, для освобождения Аун Сан Су Чжи. Сейчас она свободна, однако другой лауреат Нобелевской премии мира, присвоенной ему за борьбу за демократию и основные права человека, Лю Сяобо находится в тюрьме. Его Святейшество предложил Нобелевским лауреатам проявить солидарность и заняться этим вопросом.
Затронул Его Святейшество также тему распространения идей ненасилия в мировом масштабе. Он сказал, что двадцатый век был веком насилия и, согласно некоторым данным, в этом веке было убито более двухсот миллионов человек. Насилию можно было бы найти хоть какое-то оправдание, если бы оно вело к достижению хотя бы малейшего положительного результата. Перед нами встала острая необходимость разработать долгосрочный план, как при помощи воспитания и развития самосознания людей, распространять образ мысли, при котором человек понимал бы необходимость решать все спорные вопросы при помощи диалога. Такое воспитание должно начинаться с детского сада и заканчиваться на университетском уровне. Мир во всем мире вовсе не подразумевает отсутствие каких-либо проблем. Просто все проблемы должны разрешаться при помощи обсуждения, и только таким образом 21-й век может стать веком диалога.
По завершении заседания, ведущий круглого стола принял вопрос из зала и попросил Его Святейшество ответить на него. Задававший вопрос хотел узнать, какие доводы нужно использовать в диалоге с теми, чьи взгляды необоснованны или неразумны. Его Святейшество ответил, что как буддист он постоянно помнит слова Будды о том, что мы всегда должны уважать взгляды других людей.
Многие проблемы возникают по причине эгоцентризма, неспособности увидеть проблему с точки зрения другого человека. Поэтому, прежде чем попытаться изменить человека с таким отношением, рассказывая ему об альтруизме, нужно объяснить ему тот факт, что для защиты своих собственных интересов, ему нужно сделать что-то позитивное для других. Утверждая атмосферу подлинной дружбы, основанную на доверии и уважении, мы в конечном итоге сможем сделать наше сообщество гораздо более счастливым.
По окончании круглого стола Его Святейшество вместе с президентом Лехом Валенсой, профессором Джоди Уильямс и другими лауреатами принял участие в пресс-конференции и ответил на ряд вопросов.
На вопрос о Далай-ламе XV он ответил, что ещё в 1969 году разъяснил этот вопрос. Сохранится ли институт Далай-лам или прекратит своё существование, будет решать тибетский народ. Духовный лидер вспомнил, как ему задавал подобный вопрос журналист в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Тогда он снял очки и спросил журналиста, как тот полагает, есть ли причины для спешки в немедленном разрешении этого вопроса. В сентябре прошлого года тибетские духовные лидеры, представители всех тибетских буддийских традиций, обсудили вопрос системы перерождения Далай-лам. Его Святейшество сделал впоследствии заявление, что по достижении 89-90 лет, он пригласит всех на встречу, чтобы выяснить, исполняет ли свою роль институт Далай-лам, и поступит в соответствии со сделанными выводами.
На вопрос о том, что нужно предпринять для разрешения тибетского вопроса, Далай-лама привел историческую справку о том, что с 1974 года тибетцы пытаются найти решение этого вопроса, используя политику Срединного пути. Когда же в феврале 1979 года Дэн Сяопин прислал послание, в котором выразил свою готовность обсуждать любые вопросы, кроме независимости Тибета, позиции обоих сторон совпали. С тех пор Его Святейшество находится в постоянном поиске приемлемого решения и даже изучил различные мнения тибетцев, включая и тех, кто проживает в Тибете. Он сказал, что большинство, более 90 процентов тибетцев, поддерживают политику Срединного пути. В 2001 году прошли выборы тибетского правительства, и он частично ушел в отставку. В прошлом году он решил полностью отойти от политического руководства и положить конец почти четырёхсотлетней традиции совмещения Далай-ламами духовной и светской власти. Его политические полномочия были переданы избранному тибетскому лидеру. Далай-лама указал на калон-трипу Лобсанга Сенге, который присутствовал в зале, и отметил, что тибетцы избрали своим лидером человека, родившегося в Индии и получившего образование в Индии, а затем и в Гарвардском университете. Его Святейшество счастлив такому развитию событий. И добавил, что калон-трипа выразил свою поддержку политике Срединного пути.
Ответом на следующий вопрос Далай-лама объяснил, почему необходимо пропагандировать культуру ненасилия. Он сказал, что мы должны подходить к решению всех вопросов, используя действенные пути, а это значит, что они должны быть ненасильственными. Применение насилия способствует только цепной реакции и ведет к новому витку насилия. Поэтому мы должны пропагандировать ненасилие, утверждая внутренние ценности. Его Святейшество сказал, что во многих организациях и учреждениях США, Индии, Европы и Японии все больше и больше экспертов задумываются над этим вопросом, и добавил, что это наполняет его оптимизмом.
26 апреля 2012 года Его Святейшество Далай-лама выступит перед тибетским сообществом в Университете Лойола с публичной лекцией о ненасилии и межрелигиозном диалоге.
Перевод Юрия Пучко
Просмотров: 5 311