Юбилей Центральной администрации тибетских школ
12-09-2012, 17:34 | Напечатать
Его Святейшество Далай-лама во время посещения школы CTS
в Билакуппе, штат Карнатака, Индия. Начало 1970-х гг.
Фото из архива офиса ЕСДЛ
Во вступительной речи Апурва Чандра высоко оценил деятельность Его Святейшества Далай-ламы не только как духовного лидера тибетского народа, но также как приверженца мира. Он отметил, что создание Центальной администрации тибетских школ стало результатом беседы между Его Святейшеством и премьер-министром Джавахарлалом Неру. Апурва Чандра напомнил, что 13-й Далай-лама также понимал важность современного образования для Тибета, и сказал, что Центральная администрация тибетских школ высоко ценит дальновидность Его Святейшества. Первая тибетская школа CTSA открылась в Майсуре, в ней было 50 учников. Позднее школы появились в Шимле, Далхузи и Даржилинге. Сегодня в 67 школах по всей индии учатся 8750 учеников.
Калон-трипа Лобсанг Сенге, бывший ученик школы CTSA в Дарджилинге, поблагодарил Центральную администрацию тибетских школ, и выразил особую признательность Его Святейшеству Далай-ламе, чьи идеи CTSA столь эффективно претворяет в жизнь. Он отметил, что нынешний спикер тибетского парламента в эмиграции и главный судья также учились в школах CTSA. Лобсанг Сенге поблагодарил правительство и Индию за щедрость, с которой они заботятся о том, чтобы тибетские дети получали современное образование. Он также напомнил, что древние традиции буддизма и ахимсы пришли в Тибет из Индии. «Никакие слова благодарности народу и правительству Индии не будут чрезмерными», - сказал Лобсанг Сенге.
Министр развития человеческих ресурсов Капил Сибал,
Его Святейшество Далай-лама и глава Центральной
тибетской администрации Лобсанг Сенге зажигают
светильник на открытии празднования 50-летия
Центральной администрации тибетских школ. Дели, Индия.
10 сентября 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
Его Святейшество Далай-лама начал свое выступление с того, что поприветствовал собравшихся, назвав их своими братьями и сестрами. Он напомнил, что где бы и перед кем бы он ни выступал, он думает о том, что его слушатели люди, которые в основе своей одинаковы. По словам Далай-ламы, это необходимо постоянно подчеркивать, так как большинство проблем возникают из-за того, что мы слишком много внимания уделяем поверхностным различиям, и это становится причиной раскола.
«Мы все хотим быть счастливыми и имеем на это право. А потому, нам следует не ссориться, а помогать друг другу. Это лежит в основе общечеловеческих ценностей, независимо от того, верующие мы или нет. С биологической точки зрения мы предназначены для доброты и сотрадания. С самого рождения мы пользуемся материнской заботой, которая не имеет ничего общего ни с религией, ни с образованием. Однако, образование может помочь укреплению общечеловеческих ценностей. К сожалению зачастую современное образование слишком много внимания уделяет нашим вторичным различиям, вместо того чтобы говорить о том, что нас объединяет».
Его Святейшество сказал, что пятидесятилетие Центрально администрации тибетских школ – это особый праздник. По этому случаю он вспомнил свою встречу с Джавахарлалом Неру в его кабинете. Неру сидел без головного убора, макушка его головы сверкала в лучах света, он много шутил и смеялся. Его Святейшество рассказал также, чтоб когда он прибыл в Индию в апреле 1959-го года, его в первую очередь заботило благополучие 70-80 тысяч тибетских беженцев.
Его Святейшество Далай-лама выступает с речью на
праздновании 50-летия Центрально администрации тибетских
школ. Дели, Индия. 10 сентября 2012 г.
Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
Он встретился со мной вскоре после моего прибытия в Индию в конце апреля 1959-го, а в конце 1959-го – начале 1960-го, когда мы обсуждали вопросы образования, он сказал мне, что наилучшим способом поддерживать актуальность тибетского вопроса будет дать детям хорошее образование. Далее мы обсуждали, на каком языке лучше вести обучение, на хинди или на английском. Неру порекомендовал английский, поскольку это международный язык. После встречи он настоял, чтобы мы объявили о создании Центральной администрации тибетских школ. Сегодня, 52 года спустя, эта организация по-прежнему заботится о наших школах».
Его Святейшество сравнил это событие с историческими событиями в Тибете 7-9 веков, когда тибетские правители приглашали наставников из Индии, среди которых был и великий философ и логик Шантаракшита. Многие индийские учителя пришли в Тибет, а тибетские ученики отправились учиться в Индию. По этому поводу Далай-лама заметил, что хотя цветом, символизирующим Землю снегов, является белый, Тибет оставался в темноте, пока свет не пришел из Индии. Его Святейшество также сказал, что несмотря на давние отношения с Китаем, тибетцы очевидно предпочитали учиться буддизму напрямую из индийских источников.
В завершение своего выступления тибетских духовный лидер сказал: «Я часто говорю о себе как о сыне Индии. Однажды китайский журналист спросил меня, почему? Наверное он подозревал какую-то политическую подоплеку. Я ответил, что мое образование, вся моя мыслительная деятельность проникнуты индийской традицией, и даже мое тело на протяжении более полувека питается индийской пищей. Я рассматриваю Индию как нашего гуру (наставника), а самих тибетцев как чела (учеников). В прошлом вы учили нас буддизму, а сегодня даете нам современное образование. Мы признательны всем, кто внес свой вклад в это дело. Я благодарю вас от себя лично, от лица тибетского сообщества в эмиграции и от шести миллионов тибетцев».
Просмотров: 4 239 | Тэги: Индия образование