Его Святейшество Далай-лама посетил несколько тибетских монастырей и побывал в школе Вудсток в Массури
18-09-2012, 10:13 | Напечатать
Дехрадун, Индия. 16 сентября 2012 г. – Его Святейшество Далай-лама переночевал в монастыре Сакья Ринченлинг, а наутро в храме монахини продемонстрировали ему искусство ведения философского диспута, избрав своей темой текст Сакья Пандиты «Сокровищница логических рассуждений».
Его Святейшество Далай-лама приветствует своих почитателей в монастыре Лходак Гаден Доньелинг. Тибетское поселение Декьилинг, Дехрадун, Индия. 16 сентября 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
Затем Его Святейшество направился в расположенный неподалеку монастырь Лходак Гаден Доньелинг. Этот монастырь был основан в Тибете Пятым Далай-ламой, и монахи в нем уделяли особое внимание практике не тантры, а сутры, а также молитвам Будде Медицине. В какой-то момент в 1940-е или 1950-е годы влиятельный лама из монастыря Ганден Янгце ввел в этом монастыре обычай поклонения Долгьялу, и с тех пор монахи постоянно сталкивались с разного рода неприятностями, между ними то и дело вспыхивали разногласия. И хотя большинство монахов были очень недовольны таким ходом событий, руководство продолжало выступать в защиту этой практики. Но как только до монастыря дошла новость о том, что Его Святейшество Далай-лама советует прекратить поклонение Долгьялу, монахи единодушно приняли решение отказаться от этой практики. Его Святейшество с интересом выслушал рассказ об этих событиях и попросил одного из пожилых монахов письменно изложить все, как было, ничего не преувеличивая.
В этот день дождь слегка поутих, и Его Святейшество смог посетить ретритный центр монастыря Гонгкар Чоде Тхекчог Самтенлинг, расположенный в близлежащих горах. Земля, на которой ныне расположен ретритный центр, принадлежала англичанке, вышедшей замуж за индийца, Кирсти Чакраварти. Когда ее муж скончался, она унаследовала этот участок и решила передать его монастырю. Его Святейшество встретился с ней и монахами монастыря в небольшом павильоне, где находится мраморная статуя Атиши, и откуда открывается прекрасный вид на долину Дун. Далай-лама сказал, что это очень хорошо, когда кто-то предоставляет практикующим возможность медитировать, особенно, если они действительно серьезно настроены на практику медитации, а не просто коллекционируют мантры. В качестве примера Его Святейшество рассказал об одном американском друге, который после долгих лет практики начинает пожинать результаты глубокой медитации, как это описано в священных текстах.
Его Святейшество Далай-лама во время посещения ретритного центра Тхекчог Самтенлинг в окрестностях Дехрадуна, Индия. 16 сентября 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
По возвращении в Раджпур Его Святейшество посетил центр тибетских ремесел, который был создан, чтобы дать работу тибетским женщинам. Центр является одним из старейших кооперативов в сообществе тибетских беженцев. Его Святейшество отметил: «Наверное, сейчас здесь нет уже никого из тех, кто работал здесь в самом начале. 53 года прошло с тех пор, как мы покинули родину. Поначалу мы не думали, что останемся в Индии надолго. Но мы приложили старания, мы выжили и смогли сохранить свою тибетскую культуру и религию. Это было одной из важных задач, когда мы создавали свои поселения. Учитывая, что мы практически ничего не смогли взять с собой, уходя из Тибета в Индию, можно сказать, что наше сообщество преуспело в эмиграции.
В этом году от восьми до девяти тысяч тибетцев пришли из Тибета в Бодхгаю на посвящение Калачакры. На обратном пути домой они подверглись притеснениям и допросам. На вопрос, столкнулись ли они с трудностями в Индии, они отвечали: нет, о нас очень хорошо заботились. А на вопрос, бедно ли живут тибетцы в Индии, они отвечали: нет, они не бедствуют. Отвечая же о том, заметили ли они какие-то раскольнические настроения, они сказали, что Далай-лама призывает жить в дружбе и помогать окружающим».
По словам Далай-ламы, тибетцы, живущие в Тибете, сохранили в себе национальный дух, а тибетцы, живущие за пределами Тибета, смогли сохранить тибетские ценности. Он подчеркнул, что важно, чтобы старшее поколение рассказывало молодым о жизни в Тибете до оккупации и том, что произошло после.
После этого Его Святейшество посетил монастырь Сакья, где его приветствовали в традиционной манере. После обеда Далай-лама обратился к собравшимся в храме. Он сказал: «Среди всех буддийских традиций тибетский буддизм – наиболее обширная и глубокая традиция. Я встречал многих буддистов из других стран, которые читают молитвы и тексты, не понимая смысла произносимых слов. Например, в Японии есть обычай читать Сутру сердца, но нет традиции комментария к этому тексту. Куда бы я ни поехал, везде я призываю людей изучать классические труды. Монахам, которые привыкли лишь проводить ритуалы или посвящения, я тоже всегда говорю, что необходимо изучать священные тексты».
Его Святейшество отметил, что буддизм очень хорошо согласуется с наукой, и рассказал, что ученые, которые интересуются работой ума и эмоциями, считают тибетский буддизм богатым источником информации.
Повернувшись к Лудинг Кхен Ринпоче, Далай-лама заметил, что раньше тот был тоньше, и усы у него стали совсем белыми, и похвалил его, сказав, что из отчета Бакулы Ринпоче знает о том, каким полезным было его пребывание в Ладакхе. Далай-лама также похвалил то, что делает для сохранения Дхармы Сакья Дагтри.
Сакья Тризин Ринпоче совершает традиционные подношения Его Святейшеству Далай-ламе в монастыре Сакья в Раджпуре, Индия. 16 сентября 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
Во второй половине дня Его Святейшество отвезли через Массури в школу в Вудстоке. Гостя встретил директор школы Джонатан Лонг и провел его в новый физкультурный зал, где уже собрались ученики и персонал школы.
Его Святейшество начал свое выступление словами: «Дорогие братья и сестры – я предпочитаю это обращение, чтобы напомнить людям, что все мы действительно братья и сестры. Иногда мы уделяем больше внимания нашим различиям, которые на самом деле второстепенны, таким как расовая принадлежность, вера, национальность или должность. Именно это становится причиной конфликтов и войн, заставляют нас делить людей на «своих» и «чужих». В международной школе, подобной вашей, равно как и в глобальной экономике, нам нужно научиться смотреть поверх разделяющих нас барьеров и государственных границ. Это же можно сказать и о подходе к решению проблем окружающей среды, поскольку они касаются каждого из нас».
Далее Его Святейшество затронул тему сострадания. Он сказал, что забота, которой окружают нас матери, свидетельствует о том, что мы биологически предназначены заботиться о других, в нас есть потребность помогать им. Мы от природы нуждаемся в сострадании и любви. Сколько людей в мире живут в более чем комфортных материальных условиях, но, тем не менее, страдают от стрессов и беспокойства. Причина этого кроется, по словам Далай-ламы, в глубоком эгоцентризме, который порождает подозрительность и недоверие по отношению к другим, а это ведет к одиночеству. Ученые выяснили, что негативные эмоции, такие как страх, гнев и подозрительность, ослабляют и подрывают нашу иммунную систему, в то время как спокойное состояние ума укрепляет ее. Его Святейшество привел в качестве примера эксперимент, в котором наблюдали за двумя крысами, получившими одинаковые повреждения. Одна из них проходила восстановительный период в одиночестве, другая в компании своих сородичей. Мышь, находившаяся среди других мышей, выздоровела быстрее и успешнее, из чего можно сделать вывод, что сострадание и забота со стороны других – это естественно чувство, не имеющее отношение к религии, считает Его Святейшество. Он полагает, что это очень важно, ведь большинство из семи миллиардов людей, населяющих нашу планету, просто не имеют времени на занятия религиозной практикой, но и они тоже нуждаются в благотворном воздействии сострадания и заботы со стороны ближних.
Другой пример, который очень ясно иллюстрирует нашу потребность в более широком взгляде на вещи, в умении рассматривать проблемы других как свои собственные, - это стоящие перед нами экологические проблемы. Некоторые страны считают, что могут ставить свои государственные интересы выше глобальных, но когда поднимется уровень мирового океана, государственные границы на станут преградой для воды. Далай-лама пошутил, что сам он вряд ли увидит последствия такого развития событий для Токио или Нью-Йорка, ведь ему сейчас уже 77 лет, а жителям Тибета, Вудстока или Дхарамсалы тоже вряд ли стоит беспокоиться об этом.
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы учеников школы Вудсток в Массури, Индия. 16 сентября 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
После выступления Далай-ламы ученики задали ему вопросы. Один из них касался того, как нужно правильно поступать с вторичными различиями, о которых Далай-лама говорил в начале своей речи. На это Его Святейшество ответил: «Нужно помнить, что все мы люди. Надо думать обо всем человечестве в целом, не только о своей небольшой группе. Этого можно достичь при помощи образования, одна из задач которого в том, чтобы сократить разрыв между восприятием действительности и самой действительностью. Нам представляется, что существует разница между «мной» и «другими», но в действительности все человечество едино. Другие – это просто часть нас самих. С этой точки зрения полезно напомнить о важности комплексного подхода к решению проблем».
На вопрос о том, каков его взгляд на экологию, Его Святейшество пояснил: «Когда я впервые оказался в Индии, и люди сказали мне ‘не пейте эту воду’, я был очень удивлен, ведь в Тибете любая вода пригодна для питья. Так я узнал о загрязнении окружающей среды и постепенно стал понимать, что существуют экологические проблемы. Я пришел к пониманию, что эта голубая планета – наш единственный дом. Если мы погубим Землю, куда нам идти? Мы не можем обосноваться на Луне! Когда мы видим проявления насилия, то сразу реагируем на это, вздрагиваем или пугаемся. Но насилие над природой совершает так, что мы этого практически не замечаем, а потому не можем адекватно отреагировать. А иногда проблема кажется настолько обширной, что мы чувствуем себя беспомощными и не знаем, как к ней подступиться. Однако мы должны стараться действовать».
И, наконец, на вопрос о том, как ему удается сохранять спокойный настрой и улыбку на лице, Его Святейшество ответил: «Это секрет, который я не открываю никому! А если серьезно, я каждый день крепко сплю по 8-9 часов, в целом я сохраняю умиротворение, не питаю негативных эмоций. Тренировка ума – вот подлинный источник внутреннего умиротворения».
Затем директор школы и его супруга преподнесли подарки Его Святейшеству под бурные аплодисменты всего зала. Из Вудстока Далай-лама поехал в Хэппи-Вэллей, где его уже ожидали представители фонда «Тибетские дома», помогающего тибетским детям-сиротам, который завтра будет отмечать пятидесятилетие.
Его Святейшество Далай-лама приветствует своих почитателей в монастыре Лходак Гаден Доньелинг. Тибетское поселение Декьилинг, Дехрадун, Индия. 16 сентября 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
Затем Его Святейшество направился в расположенный неподалеку монастырь Лходак Гаден Доньелинг. Этот монастырь был основан в Тибете Пятым Далай-ламой, и монахи в нем уделяли особое внимание практике не тантры, а сутры, а также молитвам Будде Медицине. В какой-то момент в 1940-е или 1950-е годы влиятельный лама из монастыря Ганден Янгце ввел в этом монастыре обычай поклонения Долгьялу, и с тех пор монахи постоянно сталкивались с разного рода неприятностями, между ними то и дело вспыхивали разногласия. И хотя большинство монахов были очень недовольны таким ходом событий, руководство продолжало выступать в защиту этой практики. Но как только до монастыря дошла новость о том, что Его Святейшество Далай-лама советует прекратить поклонение Долгьялу, монахи единодушно приняли решение отказаться от этой практики. Его Святейшество с интересом выслушал рассказ об этих событиях и попросил одного из пожилых монахов письменно изложить все, как было, ничего не преувеличивая.
В этот день дождь слегка поутих, и Его Святейшество смог посетить ретритный центр монастыря Гонгкар Чоде Тхекчог Самтенлинг, расположенный в близлежащих горах. Земля, на которой ныне расположен ретритный центр, принадлежала англичанке, вышедшей замуж за индийца, Кирсти Чакраварти. Когда ее муж скончался, она унаследовала этот участок и решила передать его монастырю. Его Святейшество встретился с ней и монахами монастыря в небольшом павильоне, где находится мраморная статуя Атиши, и откуда открывается прекрасный вид на долину Дун. Далай-лама сказал, что это очень хорошо, когда кто-то предоставляет практикующим возможность медитировать, особенно, если они действительно серьезно настроены на практику медитации, а не просто коллекционируют мантры. В качестве примера Его Святейшество рассказал об одном американском друге, который после долгих лет практики начинает пожинать результаты глубокой медитации, как это описано в священных текстах.
Его Святейшество Далай-лама во время посещения ретритного центра Тхекчог Самтенлинг в окрестностях Дехрадуна, Индия. 16 сентября 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
По возвращении в Раджпур Его Святейшество посетил центр тибетских ремесел, который был создан, чтобы дать работу тибетским женщинам. Центр является одним из старейших кооперативов в сообществе тибетских беженцев. Его Святейшество отметил: «Наверное, сейчас здесь нет уже никого из тех, кто работал здесь в самом начале. 53 года прошло с тех пор, как мы покинули родину. Поначалу мы не думали, что останемся в Индии надолго. Но мы приложили старания, мы выжили и смогли сохранить свою тибетскую культуру и религию. Это было одной из важных задач, когда мы создавали свои поселения. Учитывая, что мы практически ничего не смогли взять с собой, уходя из Тибета в Индию, можно сказать, что наше сообщество преуспело в эмиграции.
В этом году от восьми до девяти тысяч тибетцев пришли из Тибета в Бодхгаю на посвящение Калачакры. На обратном пути домой они подверглись притеснениям и допросам. На вопрос, столкнулись ли они с трудностями в Индии, они отвечали: нет, о нас очень хорошо заботились. А на вопрос, бедно ли живут тибетцы в Индии, они отвечали: нет, они не бедствуют. Отвечая же о том, заметили ли они какие-то раскольнические настроения, они сказали, что Далай-лама призывает жить в дружбе и помогать окружающим».
По словам Далай-ламы, тибетцы, живущие в Тибете, сохранили в себе национальный дух, а тибетцы, живущие за пределами Тибета, смогли сохранить тибетские ценности. Он подчеркнул, что важно, чтобы старшее поколение рассказывало молодым о жизни в Тибете до оккупации и том, что произошло после.
После этого Его Святейшество посетил монастырь Сакья, где его приветствовали в традиционной манере. После обеда Далай-лама обратился к собравшимся в храме. Он сказал: «Среди всех буддийских традиций тибетский буддизм – наиболее обширная и глубокая традиция. Я встречал многих буддистов из других стран, которые читают молитвы и тексты, не понимая смысла произносимых слов. Например, в Японии есть обычай читать Сутру сердца, но нет традиции комментария к этому тексту. Куда бы я ни поехал, везде я призываю людей изучать классические труды. Монахам, которые привыкли лишь проводить ритуалы или посвящения, я тоже всегда говорю, что необходимо изучать священные тексты».
Его Святейшество отметил, что буддизм очень хорошо согласуется с наукой, и рассказал, что ученые, которые интересуются работой ума и эмоциями, считают тибетский буддизм богатым источником информации.
Повернувшись к Лудинг Кхен Ринпоче, Далай-лама заметил, что раньше тот был тоньше, и усы у него стали совсем белыми, и похвалил его, сказав, что из отчета Бакулы Ринпоче знает о том, каким полезным было его пребывание в Ладакхе. Далай-лама также похвалил то, что делает для сохранения Дхармы Сакья Дагтри.
Сакья Тризин Ринпоче совершает традиционные подношения Его Святейшеству Далай-ламе в монастыре Сакья в Раджпуре, Индия. 16 сентября 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
Во второй половине дня Его Святейшество отвезли через Массури в школу в Вудстоке. Гостя встретил директор школы Джонатан Лонг и провел его в новый физкультурный зал, где уже собрались ученики и персонал школы.
Его Святейшество начал свое выступление словами: «Дорогие братья и сестры – я предпочитаю это обращение, чтобы напомнить людям, что все мы действительно братья и сестры. Иногда мы уделяем больше внимания нашим различиям, которые на самом деле второстепенны, таким как расовая принадлежность, вера, национальность или должность. Именно это становится причиной конфликтов и войн, заставляют нас делить людей на «своих» и «чужих». В международной школе, подобной вашей, равно как и в глобальной экономике, нам нужно научиться смотреть поверх разделяющих нас барьеров и государственных границ. Это же можно сказать и о подходе к решению проблем окружающей среды, поскольку они касаются каждого из нас».
Далее Его Святейшество затронул тему сострадания. Он сказал, что забота, которой окружают нас матери, свидетельствует о том, что мы биологически предназначены заботиться о других, в нас есть потребность помогать им. Мы от природы нуждаемся в сострадании и любви. Сколько людей в мире живут в более чем комфортных материальных условиях, но, тем не менее, страдают от стрессов и беспокойства. Причина этого кроется, по словам Далай-ламы, в глубоком эгоцентризме, который порождает подозрительность и недоверие по отношению к другим, а это ведет к одиночеству. Ученые выяснили, что негативные эмоции, такие как страх, гнев и подозрительность, ослабляют и подрывают нашу иммунную систему, в то время как спокойное состояние ума укрепляет ее. Его Святейшество привел в качестве примера эксперимент, в котором наблюдали за двумя крысами, получившими одинаковые повреждения. Одна из них проходила восстановительный период в одиночестве, другая в компании своих сородичей. Мышь, находившаяся среди других мышей, выздоровела быстрее и успешнее, из чего можно сделать вывод, что сострадание и забота со стороны других – это естественно чувство, не имеющее отношение к религии, считает Его Святейшество. Он полагает, что это очень важно, ведь большинство из семи миллиардов людей, населяющих нашу планету, просто не имеют времени на занятия религиозной практикой, но и они тоже нуждаются в благотворном воздействии сострадания и заботы со стороны ближних.
Другой пример, который очень ясно иллюстрирует нашу потребность в более широком взгляде на вещи, в умении рассматривать проблемы других как свои собственные, - это стоящие перед нами экологические проблемы. Некоторые страны считают, что могут ставить свои государственные интересы выше глобальных, но когда поднимется уровень мирового океана, государственные границы на станут преградой для воды. Далай-лама пошутил, что сам он вряд ли увидит последствия такого развития событий для Токио или Нью-Йорка, ведь ему сейчас уже 77 лет, а жителям Тибета, Вудстока или Дхарамсалы тоже вряд ли стоит беспокоиться об этом.
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы учеников школы Вудсток в Массури, Индия. 16 сентября 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)
После выступления Далай-ламы ученики задали ему вопросы. Один из них касался того, как нужно правильно поступать с вторичными различиями, о которых Далай-лама говорил в начале своей речи. На это Его Святейшество ответил: «Нужно помнить, что все мы люди. Надо думать обо всем человечестве в целом, не только о своей небольшой группе. Этого можно достичь при помощи образования, одна из задач которого в том, чтобы сократить разрыв между восприятием действительности и самой действительностью. Нам представляется, что существует разница между «мной» и «другими», но в действительности все человечество едино. Другие – это просто часть нас самих. С этой точки зрения полезно напомнить о важности комплексного подхода к решению проблем».
На вопрос о том, каков его взгляд на экологию, Его Святейшество пояснил: «Когда я впервые оказался в Индии, и люди сказали мне ‘не пейте эту воду’, я был очень удивлен, ведь в Тибете любая вода пригодна для питья. Так я узнал о загрязнении окружающей среды и постепенно стал понимать, что существуют экологические проблемы. Я пришел к пониманию, что эта голубая планета – наш единственный дом. Если мы погубим Землю, куда нам идти? Мы не можем обосноваться на Луне! Когда мы видим проявления насилия, то сразу реагируем на это, вздрагиваем или пугаемся. Но насилие над природой совершает так, что мы этого практически не замечаем, а потому не можем адекватно отреагировать. А иногда проблема кажется настолько обширной, что мы чувствуем себя беспомощными и не знаем, как к ней подступиться. Однако мы должны стараться действовать».
И, наконец, на вопрос о том, как ему удается сохранять спокойный настрой и улыбку на лице, Его Святейшество ответил: «Это секрет, который я не открываю никому! А если серьезно, я каждый день крепко сплю по 8-9 часов, в целом я сохраняю умиротворение, не питаю негативных эмоций. Тренировка ума – вот подлинный источник внутреннего умиротворения».
Затем директор школы и его супруга преподнесли подарки Его Святейшеству под бурные аплодисменты всего зала. Из Вудстока Далай-лама поехал в Хэппи-Вэллей, где его уже ожидали представители фонда «Тибетские дома», помогающего тибетским детям-сиротам, который завтра будет отмечать пятидесятилетие.
Похожие новости: