Его Святейшество Далай-лама беседует о сострадании со студентами Колледжа Вильгельма и Марии

12-10-2012, 00:54  |  Напечатать

Его Святейшество Далай-лама беседует о сострадании со студентами Колледжа Вильгельма и Марии
Его Святейшество Далай-лама выступает в колледже Вильгельма и Марии с публичной лекцией "Роль религий в преодолении всемирного кризиса". Вильямсбург, штат Виргиния, США. 10 октября 2012 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)


Вильямсбург, штат Виргиния, США, 10 октября 2012 года - После короткого перелета из Сиракуз, Его Святейшество прибыл в Вильямсбург, где в аэропорту его встречали Кеннет Цю, студент, Кевин Вос, профессор религиоведения, и Джереми Мартин, представитель администрации колледжа. В отеле Его Святейшеству выразил свое почтение Клайд Холман, мэр Вильямсбурга. После короткого отдыха и обеда, Его Святейшество направился в музей Мускарелл, где ректор колледжа, Джефф Трамелл, представил его группе гостей университета. Далай-лама ответил на приветствие словами:

«Я очень рад возможности посетить, пусть даже с коротким визитом, ваш колледж, который является вторым старейшим учебным заведением страны. Множество людей, вышедших отсюда в разные годы, внесли огромный вклад в развитие общества».

Его Святейшество рассказал собравшимся, что где бы он ни был, он старается выполнить три важных обязательства. Первое - продвижение общечеловеческих ценностей, развитие убеждения о том, что мы должны заботиться о других, потому что являемся частью человечества, и каждый из нас хочет быть счастливым. Второе обязательство заключается в содействии развитию межрелигиозного согласия и взаимопонимания. Все религиозные традиции несут одно и то же послание о любви, сострадании, терпимости. Когда же религиозные традиции сами становятся корнем конфликта, то это, как гласит тибетская поговорка, все равно, что медицина сама стала бы ядом. Такая борьба является результатом неведения, в то время как гармония должна быть основана, в первую очередь, на взаимном уважении. Третье обязательство было связано с Тибетом, но с прошлого года, пояснил Его Святейшество, он, наконец, смог передать политическую ответственность избранному руководству Тибета.

Обращаясь к восьмитысячной аудитории студентов колледжа с речью о сострадании, Его Святейшество произнес:

«Дорогие братья и сестры – я всегда стараюсь обращаться к людям именно так, потому что мы иногда склонны уделять слишком много внимания общественному положению и чинам, в то время как на самом деле все мы, в сущности, одинаковы. Кроме того, сегодня существуют проблемы, затрагивающие абсолютно всех. Посмотрите хотя бы на угрозу климатических изменений, или экономические кризисы, влияющие на каждого человека».

Его Святейшество Далай-лама беседует о сострадании со студентами Колледжа Вильгельма и Марии
Слушатели стоя приветствуют Его Святейшество Далай-ламу на стадионе Kaplan Arena в колледже Вильгельм и Марии. Вильямсбург, штат Виргиния, США. 10 октября 2012 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)

Часто говорят, что история повторяется, но Его Святейшество не согласен с этим утверждением. По его мнению, одна из наших ошибок заключается как раз в попытках справиться с новыми проблемами старыми методами. Например, намерение сместить диктатора и поддержать установление демократии в Ираке само по себе было справедливым, но применение силы на этом пути - устаревшее решение, породившее лишь новые проблемы. Его Святейшество считает очень важной трезвую оценку ситуации и использование реалистичного подхода к решению современных проблем.

Возвращаясь к утверждению, что все мы – равные человеческие существа, Его Святейшество привел в пример врачей, которые не спрашивают больных об их религиозных убеждениях, не интересуются их расовой принадлежностью или уровнем образования, а просто рассматривают их как людей, нуждающихся в лечении и помощи. Он уверен, что нам необходимо распространить такой подход на многие другие ситуации.

Говоря о человеческом сострадании, Его Святейшество упомянул, что забота о собственных детях свойственна не только человеку, но и другим млекопитающим. Это вид обычной, биологической и, в своем роде, несколько предвзятой привязанности. С другой стороны, через размышление мы можем прийти к необходимости расширения круга нашей любви и сострадания, вплоть до развития сострадания к своим врагам. Такая способность анализировать и осознавать свои долгосрочные интересы – исключительное преимущество человеческих существ. Однако, как только мы позволяем себе погрузиться в гнев, мы перестаем всецело опираться на интеллект. Именно поэтому так важно тренировать свое сознание и учиться избавляться от негативных эмоций.

«Я замечаю, что многие люди отрицают или игнорируют сострадание как нечто, связанное лишь с религией. И в то время как выбор веры - личное дело каждого, отрицание сострадания – это ошибка, потому что это чувство является источником духовного благополучия».

Свое выступление Далай-лама завершил словами: « Прошу вас не думать, что сострадание, любовь и доброта – это религиозные чувства; сострадательное поведение – это, в первую очередь, способ удовлетворения своих собственных интересов».

Среди заданных студентами вопросов, был вопрос об актуальности буддийского учения в двадцать первом веке. Его Святейшество обратился в ответ к такому высказыванию Будды: «не принимайте все, что я говорю лишь на веру, но изучайте, исследуйте и анализируйте мое учение». Его Святейшество подчеркнул, что подобный здоровый скептицизм может быть очень полезным для настоящего времени.

Его Святейшество Далай-лама беседует о сострадании со студентами Колледжа Вильгельма и Марии
Его Святейшество Далай-лама общается со студентами колледжа Вильгельма и Марии, в том числе и из Китая. Вильямсбург, штат Виргиния, США. 10 октября 2012 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)

После публичной лекции Его Святейшество встретился с группой студентов университета, среди которых были и студенты из Китая. Он сказал, что, хотя кровопролитный двадцатый век завершился, не следует думать, что в двадцать первом веке не будет проблем. Ключевым моментом в новом веке должен стать поиск новых, альтернативных подходов к их решению. Так, единственный реальный путь к решению проблем взаимоотношений – путь диалога, будь то диалог между нациями, социальными группами или религиями.

Отвечая на вопрос китайского студента, не были ли демонстрации, прокатившиеся по тибетскому региону в 2008 году простым предлогом для Тибета атаковать китайцев, Его Святейшество предложил обратиться к истории последних 60 лет. Он напомнил, что до восстания 1959 года многие тибетцы жаловались на политику высокопоставленных китайских чиновников. Он напомнил о том, как доверие было подорвано, и ответом на восстания 55-го и 56-го годов стало их жесткое подавление. Не было предпринято никаких попыток понять суть недовольства народа. И хотя Мао Цзэдун заявлял, что в случае проблем Его Святейшество может обратиться к нему напрямую, три или четыре письма, направленные Его Святейшеством Мао Цзэдуну, так и не получили ответа.

«Два года назад у меня в гостях был друг из Китая, который перед нашей встречей намеренно отправился в Тибет, чтобы рассказать мне о своих впечатлениях. Так, в Лхасе он видел, как тибетцы преклоняли колени перед храмом Джоканг, а рядом с ними, без всякого уважения к вере людей, проводились шумные военные учения. Мой друг сказал тогда, что если в Тибете что-то и способствует сепаратизму – так это подобные действия китайцев».

Когда встреча подошла к концу, Его Святейшество обратился к китайским студентам со словами:

"Дорогие ханьские братья и сестры, многие недоразумения были нарочно созданы китайским правительством, пожалуйста, не верьте им. Мы уважаем народ Китая, мы уважаем вашу богатую и древнюю культуру. Но и мы не варвары - у нас тоже есть культура и история, есть собственный письменный и разговорный язык. Мы ищем решение, которое стало бы взаимно приемлемым. Мы просим автономии, которую гарантирует нам китайская конституция. Пожалуйста, постарайтесь изучить ситуацию более широко, с разных сторон. Сейчас, пока вы здесь, в свободной стране, воспользуйтесь возможностью поглядеть в оба глаза на мир, в котором мы все живем. Спасибо!»

Перевод: Наталья Волкова


Запись прямой трансляции:



10 октября. Публичная лекция «О сострадании».
Колледж Вильгельма и Марии в Уильямсберге, штат Виргиния.
Просмотров: 5 145  |  Тэги: США сострадание Тибет Китай
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Тензин Приядарши проведет онлайн-ретрит по произведению ачарьи Дхармаракшиты «Колесо острых кинжалов»
Фонд «Сохраним Тибет» приглашает вас принять участие во второй части онлайн-ретрита с досточтимым Тензином Приядарши по произведению ачарьи Дхармаракшиты «Колесо острых кинжалов». Онлайн-ретрит с ...

Код Дзанабазара (1635–1723): монгольский стиль и кочевая эстетика в буддийском искусстве Ваджраяны
Книга посвящена творчеству великого буддийского художника, духовного лидера и правителя государства Монголия Ундур-гэгэна Джебзун-Дамба-хутухты Дзанабазара (1635—1723). Рассматриваются важнейшие ...

Йонгдзин Лопон Тензин Намдак Ринпоче об эвтаназии
29 ноября палата общин британского парламента проголосовала за легализацию эвтаназии. В связи с этим событием Фонд сохранения юдрунг бон опубликовал на официальном сайте мнение Йонгдзина Лопона ...

Основные разделы сайта