Его Святейшество Далай-лама беседует об этике, ценностях и благополучии в Бостоне
15-10-2012, 23:43 | Напечатать
Бостон, штат Массачусетс, США, 14 октября 2012 г. – Стояло прохладное утро и дороги были еще мокрыми после ночного ливня, когда Его Святейшество Далай-лама выехал в берлингтонский аэропорт, направляясь в Бостон. В аэропорту его встречал избранный лидер Тибета, сикьонг Лобсанг Сенге, а также директор и основатель «Центра этики ценностей, ведущих к трансформации», действующего под эгидой Далай-ламы, Тензин Приядарши.
Его Святейшество Далай-лама на встрече с директорами и ректорами школ и университетов в Бостоне, штат Массачусетс, США. 14 октября 2012 г. Фото: Christopher Michel
На встрече с деканами из нескольких университетов, Его Святейшеству задали вопрос о философии воспитания. Он отвечал, что любое чувствующее существо, любое существо, которое знает, что такое счастье и страдание, стремится жить счастливо. Люди наделены сознанием, позволяющим понять, что некоторые эмоции разрушительны, тогда как другие – полезны. Мы склонны уделять больше внимания внешним проявлениям, хотя зачастую между тем, какими представляются явления, и реальностью лежит огромная пропасть. Роль воспитания и образования состоит именно в том, чтобы помочь нам сократить эту пропасть и развить в себе реалистичный взгляд на явления, чем бы мы ни занимались.
«Я вынужденно покинул Тибет, но мой отъезд дал мне возможность познакомиться с разными людьми и культурами и взглянуть на мир более реалистично», заметил Далай-лама.
Его Святейшество упомянул, что хотя Тибет часто называют Крышей мира, у него есть и другое образное название – «Третий Полюс», возникшее потому, что в Тибете находятся истоки рек, снабжающих водой порядка миллиарда человек в Азии. По этой причине хрупкая экосистема Тибета требует серьезной защиты – точно также как и культура Тибета, построенная на мире и сострадании. Образование сможет помочь людям осознать эти цели. Его Святейшество добавил с иронией, что даже китайские лидеры, отправляющие своих детей учиться в "империалистическую" Америку, отдают дань важности образования.
На вопрос, зачем тибетцам становиться экспертами в различных областях, он ответил, что это, в первую очередь, позволит им взять на себя ответственность за сохранение культуры и природы Тибета. Он также указал на то, что поскольку КНР обладает большим экспертным потенциалом, Тибету развивать свой, с тем, чтобы иметь равные с Китаем позиции. На вопрос о том, что с его точки зрения составляет основу лидерских качеств, Его Святейшество назвал такие качества, как добросердечие, способность к долгосрочному видению и всесторонний взгляд на вещи.
Его Святейшество Далай-лама читает лекцию "За пределами религий: этика, ценности и благополучие". На сцене также находятся преподобная Лиз Уокер, о. Томас Китинг и монах бенедиктинец Дэвид Стейндл-Раст. Бостон, штат Массачусетс, США. 14 октября 2012 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)
Во второй половине дня Его Святейшество вместе со старыми друзьями, христианским священником Томасом Китингом и монахом-бенедиктинцем Дэвидом Стайндль-Растом, провел беседу об этике, ценностях и благополучии. Они вошли, когда на сцене выступал Джеймс Тейлор, и зал рассмеялся, когда его Святейшество, надев на голову козырек от яркого света, предложил христианским монахам тоже надеть капюшоны, чтобы защитить глаза.
Далай-лама начал свое выступление словами: «Наша основная задача – пропагандировать общечеловеческие ценности с тем, чтобы создать мирный дом для семи миллиардов обитателей. Целью здесь не приобрести власть или влияние, но создать внутреннюю гармонию».
Он заявил, что общечеловеческие ценности, такие как любовь и сострадание, можно отделить от религии, так как у них есть биологическая основа, заключающаяся в материнской любви, которую мы все получаем, родившись на свет. Далай-лама считает, что это очень важно, поскольку многие люди не причисляют себя ни к какой религии но, тем не менее, являются частью человечества и должны иметь возможность сделать вклад в улучшение мира, в котором мы живем.
Его Святейшество также добавил: «Сегодня, в двадцать первом веке, когда нужны особые усилия, чтобы развивать в людях сострадание, нам следует обратить внимание на то, что женщины гораздо более восприимчивы к состраданию и заботе о нуждах ближних. Исторически, как мы знаем, герои войн, убийцы, носители агрессии, как правило, мужчины. Однако теперь, когда сострадательное лидерство становится востребованным, женщины должны играть более заметную роль».
Хотя сам Далай-лама не рассчитывает дожить до осуществления всех этих целей, он считает важным заботиться о будущих поколениях. Кроме того, следует жить так, чтобы не раскаиваться в прошлом перед лицом смерти.
Его Святейшество Далай-лама читает лекцию "За пределами религий: этика, ценности и благополучие" в гостинице Мэрриот. Бостон, штат Массачусетс, США. 14 октября 2012 г. Фото: Christopher Michel
Преподобный отец Томас Китинг поддержал идею поиска базовых принципов, с которыми могли бы согласиться все на основе общности человеческих ценностей. Брат Дэвид Стейндль-Раст прибавил к сказанному пример французской и большевистской революций, идеи которых хотя и были против религиозных институтов, но которые поддержал бы Иисус – ведь они ставили целью равенство, братство и свободу. Проблема, которую не смогли решить революции, состоит в том, как перенести эти прекрасные идеи из умов в сердца людей.
Его Святейшество также сказал, что развитие межрелигиозного взаимопонимания – это одна из его ключевых задач. Он видит, что основа всех религиозных практик, любовь и сострадание, едина в большинстве религий. И там, где христианство и другие религии, связанные с верой в Бога-творца, достигают смирения через полное подчинение воле Бога, буддисты используют теорию бессамостности. Сознание помогает нам управлять эмоциями. Например, страх происходит от недоверия и недостатка уверенности в себе. Как только мы становимся правдивы и искренни, открыты и терпимы, мы обретаем большую уверенность в своих силах и преодолеваем страх.
На вопрос, хороши или плохи люди по сути своей, о. Томас ответил, что Писание считает всех хорошими, и всё – хорошим. Однако, добавил он, наука утверждает, что мы просто еще недостаточно развиты. Брат Дэвид поддержал эти слова и добавил, что, возможно, мы еще не вполне «хорошие», но развиваемся. Он предложил смотреть на человечество глазами любящей матери, которая говорит, «ты можешь стать еще лучше».
В заключение, Его Святейшество сказал: «Уверен, что из семи миллиардов людей, живущих на планете, нет ни единого, кто хотел бы страдать и сознательно хотел бы сталкиваться с проблемами. Тем не менее, многие проблемы - плод наших собственных усилий. Почему? Ответ лежит в неведении. Мы можем разрешить это только с помощью образования. Неведение – не вечно, но преодоление его зависит от усилий, которые мы прилагаем».
Тензин Приядарши произнес прочувствованную благодарность всем, кто позволил беседе состояться, и особо поблагодарил Его Святейшество, о. Томаса, брата Дэвида и Лиз Уокер за готовность поделиться своими мыслями.
Перевод: Наталья Волкова
Его Святейшество Далай-лама на встрече с директорами и ректорами школ и университетов в Бостоне, штат Массачусетс, США. 14 октября 2012 г. Фото: Christopher Michel
На встрече с деканами из нескольких университетов, Его Святейшеству задали вопрос о философии воспитания. Он отвечал, что любое чувствующее существо, любое существо, которое знает, что такое счастье и страдание, стремится жить счастливо. Люди наделены сознанием, позволяющим понять, что некоторые эмоции разрушительны, тогда как другие – полезны. Мы склонны уделять больше внимания внешним проявлениям, хотя зачастую между тем, какими представляются явления, и реальностью лежит огромная пропасть. Роль воспитания и образования состоит именно в том, чтобы помочь нам сократить эту пропасть и развить в себе реалистичный взгляд на явления, чем бы мы ни занимались.
«Я вынужденно покинул Тибет, но мой отъезд дал мне возможность познакомиться с разными людьми и культурами и взглянуть на мир более реалистично», заметил Далай-лама.
Его Святейшество упомянул, что хотя Тибет часто называют Крышей мира, у него есть и другое образное название – «Третий Полюс», возникшее потому, что в Тибете находятся истоки рек, снабжающих водой порядка миллиарда человек в Азии. По этой причине хрупкая экосистема Тибета требует серьезной защиты – точно также как и культура Тибета, построенная на мире и сострадании. Образование сможет помочь людям осознать эти цели. Его Святейшество добавил с иронией, что даже китайские лидеры, отправляющие своих детей учиться в "империалистическую" Америку, отдают дань важности образования.
На вопрос, зачем тибетцам становиться экспертами в различных областях, он ответил, что это, в первую очередь, позволит им взять на себя ответственность за сохранение культуры и природы Тибета. Он также указал на то, что поскольку КНР обладает большим экспертным потенциалом, Тибету развивать свой, с тем, чтобы иметь равные с Китаем позиции. На вопрос о том, что с его точки зрения составляет основу лидерских качеств, Его Святейшество назвал такие качества, как добросердечие, способность к долгосрочному видению и всесторонний взгляд на вещи.
Его Святейшество Далай-лама читает лекцию "За пределами религий: этика, ценности и благополучие". На сцене также находятся преподобная Лиз Уокер, о. Томас Китинг и монах бенедиктинец Дэвид Стейндл-Раст. Бостон, штат Массачусетс, США. 14 октября 2012 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)
Во второй половине дня Его Святейшество вместе со старыми друзьями, христианским священником Томасом Китингом и монахом-бенедиктинцем Дэвидом Стайндль-Растом, провел беседу об этике, ценностях и благополучии. Они вошли, когда на сцене выступал Джеймс Тейлор, и зал рассмеялся, когда его Святейшество, надев на голову козырек от яркого света, предложил христианским монахам тоже надеть капюшоны, чтобы защитить глаза.
Далай-лама начал свое выступление словами: «Наша основная задача – пропагандировать общечеловеческие ценности с тем, чтобы создать мирный дом для семи миллиардов обитателей. Целью здесь не приобрести власть или влияние, но создать внутреннюю гармонию».
Он заявил, что общечеловеческие ценности, такие как любовь и сострадание, можно отделить от религии, так как у них есть биологическая основа, заключающаяся в материнской любви, которую мы все получаем, родившись на свет. Далай-лама считает, что это очень важно, поскольку многие люди не причисляют себя ни к какой религии но, тем не менее, являются частью человечества и должны иметь возможность сделать вклад в улучшение мира, в котором мы живем.
Его Святейшество также добавил: «Сегодня, в двадцать первом веке, когда нужны особые усилия, чтобы развивать в людях сострадание, нам следует обратить внимание на то, что женщины гораздо более восприимчивы к состраданию и заботе о нуждах ближних. Исторически, как мы знаем, герои войн, убийцы, носители агрессии, как правило, мужчины. Однако теперь, когда сострадательное лидерство становится востребованным, женщины должны играть более заметную роль».
Хотя сам Далай-лама не рассчитывает дожить до осуществления всех этих целей, он считает важным заботиться о будущих поколениях. Кроме того, следует жить так, чтобы не раскаиваться в прошлом перед лицом смерти.
Его Святейшество Далай-лама читает лекцию "За пределами религий: этика, ценности и благополучие" в гостинице Мэрриот. Бостон, штат Массачусетс, США. 14 октября 2012 г. Фото: Christopher Michel
Преподобный отец Томас Китинг поддержал идею поиска базовых принципов, с которыми могли бы согласиться все на основе общности человеческих ценностей. Брат Дэвид Стейндль-Раст прибавил к сказанному пример французской и большевистской революций, идеи которых хотя и были против религиозных институтов, но которые поддержал бы Иисус – ведь они ставили целью равенство, братство и свободу. Проблема, которую не смогли решить революции, состоит в том, как перенести эти прекрасные идеи из умов в сердца людей.
Его Святейшество также сказал, что развитие межрелигиозного взаимопонимания – это одна из его ключевых задач. Он видит, что основа всех религиозных практик, любовь и сострадание, едина в большинстве религий. И там, где христианство и другие религии, связанные с верой в Бога-творца, достигают смирения через полное подчинение воле Бога, буддисты используют теорию бессамостности. Сознание помогает нам управлять эмоциями. Например, страх происходит от недоверия и недостатка уверенности в себе. Как только мы становимся правдивы и искренни, открыты и терпимы, мы обретаем большую уверенность в своих силах и преодолеваем страх.
На вопрос, хороши или плохи люди по сути своей, о. Томас ответил, что Писание считает всех хорошими, и всё – хорошим. Однако, добавил он, наука утверждает, что мы просто еще недостаточно развиты. Брат Дэвид поддержал эти слова и добавил, что, возможно, мы еще не вполне «хорошие», но развиваемся. Он предложил смотреть на человечество глазами любящей матери, которая говорит, «ты можешь стать еще лучше».
В заключение, Его Святейшество сказал: «Уверен, что из семи миллиардов людей, живущих на планете, нет ни единого, кто хотел бы страдать и сознательно хотел бы сталкиваться с проблемами. Тем не менее, многие проблемы - плод наших собственных усилий. Почему? Ответ лежит в неведении. Мы можем разрешить это только с помощью образования. Неведение – не вечно, но преодоление его зависит от усилий, которые мы прилагаем».
Тензин Приядарши произнес прочувствованную благодарность всем, кто позволил беседе состояться, и особо поблагодарил Его Святейшество, о. Томаса, брата Дэвида и Лиз Уокер за готовность поделиться своими мыслями.
Перевод: Наталья Волкова