Первый день учений Его Святейшества Далай-ламы для учеников из России
24-12-2012, 23:31 | Напечатать
Нью-Дели, Индия, 24 декабря 2012 г. – После того как аудитория из полутора тысяч человек, в том числе более тысячи россиян, тепло приветствовала Его Святейшество Далай-ламу, духовный лидер пояснил, что его голос охрип, поскольку на протяжении двух недель он даровал очень важные учения на юге Индии, во время которых говорил в общей сложности более пятидесяти часов.
«Я спешил закончить объяснение текстов и простудился, поэтому сегодня говорю таким хриплым голосом».
Далай-лама приветствовал российских гостей и рассказал им о том, что в прошлом многие великие мастера из Бурятии, Калмыкии и Тувы проходили обучение в Центральном Тибете. И добавил, что сегодня эта традиция возрождается. В тоже время заинтересовались буддийской философией и стали буддистами люди из других регионов России. И хотя Его Святейшество в основном рекомендует людям придерживаться религии, в лоне которой они рождены, он признал, что некоторые из них действительно понимают, что буддизм может принести им больше пользы. Вместе с тем он подчеркнул, как важно не терять уважение к религиозной традиции, к которой принадлежат их семьи.
Далай-лама сказал также, что в аудитории находятся люди, приехавшие из Тибета, и обратился к ним: «Я знаю, дух тибетцев по-прежнему остается очень сильным, но, несмотря на это, в Тибете вам сложно учиться и получать учения хорошо подготовленных учителей, поэтому, пожалуйста, раз вы сегодня здесь, слушайте внимательно».
Проводя обзор духовных традиций, Его Святейшество отметил, что независимо от того, смотрят ли они на мир и людей с философской точки зрения или нет, придерживаются теистических или нетеистических позиций, все религиозные традиции учат любви и состраданию. И добавил, что главный источник наших проблем – это эгоизм. Теистические религии пытаются найти выход в полном повиновении богу, тогда как буддизм стремится уменьшить эгоцентричность, используя сосредоточение на бессамостности, отсутствии отдельного независимого «я», и рекомендует считать других людей важнее себя. Далай-лама сказал, что стоит нам однажды осознать, что все наши религиозные традиции имеют общие цели, и мы начнем понимать, что все они достойны одинакового уважения.
«Недавно я прочитал, что сегодня, в двадцать первом веке, на земле проживает семь миллиардов человек. Один миллиард из них неверующие. А это значит, что шесть миллиардов считают себя последователями той или иной религии. Очевидно, что верующие люди потворствуют коррупции, и мы не видим у них желания уменьшить свой эгоизм или бороться со своими деструктивными эмоциями. Возникает вопрос, так ли глубока их духовная вера?».
Его Святейшество сказал, что, находясь во власти пагубных эмоций, мы чувствуем себя несчастными, но когда мы развиваем любовь и сострадание к другим, то ощущаем себя счастливее и свободнее. Соперничество и зависть порождают страх и недоверие, мы теряем друзей и становимся одинокими. Когда мы избавляемся от страха, в нас растут доверие и дружба. Спокойствие ума снижает тревожность и освобождает от страха. Сегодня ученые и мыслители соглашаются, что истинное счастье является результатом умиротворения ума.
«Сострадание приносит спокойствие ума и улучшает здоровье, поэтому взращивайте в себе сострадание».
Затем Его Святейшество перешёл к теме светской этики. Он выразил уверенность, что в нашем материалистичном мире мы должны найти такие способы воспитания и увещевания людей, чтобы они взращивали в себе основополагающие внутренние человеческие ценности. Он считает, что лучше всего для этого подходит система светского образования, используя слово «светский» в духе индийской конституции – не лишая религию, верующих или неверующих людей уважения, а оказывая им всем одинаковый почёт.
Далай-лама призвал своих слушателей понять, что если они смогут передать свой интерес к его словам на эту тему другим людям, эти идеи будут распространяться.
Перед тем как приступить к объяснению текста Шантидевы, Его Святейшество предложил аудитории прочесть Сутру сердца на русском языке. Он объяснил, что тибетский буддизм практически полностью заимствован из традиции древнего индийского университета Наланда, основные наставники которого изображены на большом полотне за спиной Его Святейшества. Он рассказал о приезде великого настоятеля Шантаракшиты в Тибет по приглашению тибетского царя и об учреждении им монашеской традиции, а также о переводе буддийских текстов и изучении буддизма. Чтобы устранить негативные силы этот же царь пригласил Драгоценного Гуру – Падмасамбхаву. Позднее в Тибет приехал ученик Шантаракшиты – Камалашила, а многие тибетцы отправились на обучение в Индию. Затем в Тибет перебрался Атиша, окончивший университет в Викрамашиле, но имевший крепкие связи с университетом Наланда. Школы сакья и кагью также наследуют линии преемственности наставников Наланды.
Его Святейшество объяснил, что тибетский буддизм включает в себя весь спектр учений Будды. Он основан на монашеской дисциплине Винаи, что важно, той же самой, которой придерживаются и в палийской традиции. Он упомянул о недавней встрече с тайскими наставниками, и том, как они узнали, насколько похожи их практики. И хотя тибетский буддизм включает также учения о совершенстве мудрости и высшую йога-тантру, обе эти традиции основаны на Винае.
Духовный лидер сделал акцент на том, что трансформацию ума, являющуюся сердцем буддийской практики, нельзя произвести при помощи силы. Для неё необходим свободный, естественный подход, и чтобы понять устремление и пути, ведущие к высшей цели – просветлению, нужно использовать силу разума.
Во время перерыва на обед Его Святейшество дал интервью российскому телевидению. По его словам, несмотря на тот факт, что никто из нас не хочет в своей жизни проблем, большую их часть мы создаём себе сами. Определяющим фактором служит наше недальновидное и ограниченное сосредоточение на индивидуальных потребностях и пренебрежение единством человечества. Яркое выражение этого – потребительское отношение к жизни, ведущее к полному непониманию реальности. Оно может обеспечить нас временным материальным комфортом и весьма незначительным внутренним благополучием. Если же мы возложим все наши надежды на материальные ценности, сказал Далай-лама, нас ждёт разочарование.
Его Святейшество спросили, что значит быть нравственным. Он ответил, что любое деяние, которое несёт комфорт или счастье, как временное, так и длительное, нам самим или же другим людям, само по себе позитивно. Вместе с тем, он подчеркнул, что с буддийской точки зрения всё относительно и не является абсолютным. Он иллюстрировал это на примере своего безымянного пальца, который длиннее мизинца и в тоже время короче среднего пальца.
На вопрос о россиянах, которые произвели на него впечатление, он без раздумий ответил: «Сахаров». Его Святейшество пояснил, что хотя у него не было возможности познакомиться с ним лично, он получил истинное удовольствие от встречи с его женой, Еленой Боннэр. Он восхищается Михаилом Горбачёвым, лауреатом Нобелевской премии, с которым виделся много раз. Затем вспомнил встречу с Хрущёвым и Булганиным в Пекине в 1954 году. Журналисты спросили его мнение о том, стоит ли сейчас захоронить забальзамированное тело Ленина. Далай-лама ответил, что это не его дело. Но продолжил, сказав, что, по его мнению, Ленин злоупотреблял использованием силы. Он взял на вооружение беспощадность и скрытность, которые играют важную роль в военное время, и сделал их частью государственной коммунистической системы. Его Святейшество отметил, что хотя большевистская революция была направлена на свержение тирании царя и его семьи, революционеры, в конечном итоге, оказались в том же самом положении – вдали от народа, скрытые покровом секретности.
Вот что он сказал в заключение: «Будучи человеческими существами, мы все одинаковы; мы рождаемся одинаковыми и одинаковыми умираем. Нам нужно подчёркивать единство человечества, то, что мы братья и сёстры. В России и Индии растет число миллионеров, в тоже время бедные остаются бедными. Мы должны предпринять усилия, чтобы изменить ситуацию, а не оставаться безразличными».
Продолжая учение, Его Святейшество сказал, что способность к постижению является природой ума, и что мы должны преодолеть и устранить загрязнения ума, негативные мысли и эмоции, вместе с их отпечатками, которые препятствуют достижению всеведения. Для этого нам нужна мудрость, постигающая отсутствие независимого существования явлений. Он процитировал восхваление Будды, написанное Чже Цонкапой: «Всё, чему бы ты ни учил, основано на зависимом возникновении, нет ни одного твоего учения, которое не вело бы к умиротворению».
Представляя текст Шантидевы «Бодхичарья-аватара» («Путь бодхисаттвы»), Его Святейшество сказал, что он был написан в VIII веке в Индии, и представляет собой один из основных сводов наставлений по развитию пробужденного ума – бодхичитты. Его Святейшество получил яркое объяснение текста в 1967 году от Куну Ламы Тензина Гьялцена, индийского наставника, который в молодые годы посетил монастырь дзогчен в Кхаме, Восточном Тибете, и получил там передачу этого текста. Далай-лама объяснил смысл названия текста – введение в практики бодхисаттвы. Он побуждает нас исследовать что такое пробуждение, можно ли его достигнуть и, если мы решим, что это возможно, развивать в себе устремление вести к пробуждению других людей.
Перевод: Юрий Пучко
Просмотров: 13 187