Заключительный день конференции института «Ум и жизнь» в монастыре Дрепунг

23-01-2013, 23:13  |  Напечатать

Дрепунг Лачи, Мандгод, штат Карнатака, Индия, 22 января 2013 года - Сегодня рано утром в храме Дрепунг Лачи участники 26-й конференции института «Ум и жизнь» собрались на заключительную сессию; это важное событие посетили около 8000 человек, из них большинство тибетские монахи. Закрытие конференции вызвало неподдельный интерес по всему миру - было зарегистрировано около 240,000 просмотров прямой трансляции заключительной сессии, проводившейся на веб-сайте Его Святейшества Далай-ламы.

Заключительный день конференции института «Ум и жизнь» в монастыре Дрепунг
Его Святейшество Далай-лама прибыл в монастырь Дрепунг Лачи
а заключительный день конференции.
Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)
Диана Чэпмен Уолш поприветствовала Его Святейшество и выразила ему искреннюю благодарность от имени всех участников за щедрую помощь и участие в конференции. Затем она пригласила на сцену геше Лхакдора, представителя принимающей стороны, и попросила рассказать о плане ввести в буддийских монастырях курсы по изучению естественных наук.

Поприветствовав присутствующих и произнеся слова благодарности, геше Лхакдор сказал: «Диалог между наукой и буддизмом имеет своей целью сделать людей более счастливыми и уменьшить их страдания. Слово “наука” означает знание, а, как нам известно, неполнота знаний ведет к страданиям. Поэтому, чтобы облегчить страдания, нам необходимо стремиться к новым открытиям и озарениям в познании мира, и в этом задачи науки и буддизма сходятся».

Геше Лхакдор сказал, что независимо от того, какую форму примут выработанные здесь инициативы, важно, чтобы идеи не остались только на бумаге, но были воплощены в жизнь. Множество буддистов не вполне понимают, как работают буддийские практики, также как и огромное число обычных людей не вникают в суть научных теорий, хотя и пользуются их результатами. Этот диалог был попыткой улучшить понимание обеих традиций.

Десять лет назад в Библиотеке тибетских трудов и архивов была начата разработка научной программы. У ее истоков стоял Амчок Ринпоче, а затем программа была расширена под руководством геше Лхакдора, когда он присоединился к ней в 2005 году. Научной литературы на тибетском языке было очень мало, поэтому начали с подготовки учебников. На обучение в Университет Эмори в Атланте (штат Джорджия, США) была направлена группа из шести тибетцев; сейчас обучение проходит уже вторая группа. Были организованы ежегодные летние программы для монахов и монахинь из 24 монастырей всех традиций тибетского буддизма. В дополнение к изучению естественнонаучных дисциплин, был введен также курс «Лидерство в науке», для подготовки научных руководителей, лидеров, организаторов.

Сегодня практики медитации изучают не только монахи и монахини в монастырях, но также и ученые исследуют эти практики с поразительной тщательностью. В связи с этим, сказал геше Лхакдор, нам необходимы люди хорошо владеющие медитативными практиками.

В культуре тибетского буддизма принято желать блага всем живым существам-нашим матерям, но эту заботу нужно проявлять на деле. В западной культуре принято организовывать популярные общедоступные программы, чтобы информировать общество о животрепещущих темах. Примером может служить здравоохранение. Геше Лхакор с горечью отметил, что очень часто монахи усердно работают и получают звание учителя, а в итоге подрывают свое здоровье. Нам необходимо предпринять хотя бы элементарные усилия, чтобы уменьшить подобные потери.

«Его Святейшество часто напоминает, что тибетцы посещают монастыри и храмы, восхищаются зданиями и священными изображениями, но не придают значения той сокровищнице знаний, которая в них содержится».

В прошлом году была вынесена резолюция о введении в монастырях курсов по изучению естественных наук. Программа будет начата в трех великих цитаделях знания: монастырях Дрепунг, Сера и Ганден, но, разумеется, посещать ее смогут не только монахи и монахини традиции гелуг, но и все желающие, принадлежащие к другим традициям. Необходимым требованием для будущих студентов будет успешное окончание 10-летнего основного монастырского курса обучения, тогда как посещающим летние программы достаточно проучиться в своем монастыре хотя бы два года. Предполагается, что ученики должны иметь хорошие базовые знания о своей собственной традиции, прежде чем приступать к изучению естественных наук. Насколько известно, пока не обнаруживается никаких недостатков такого углубленного монастырского образования, и оно получает поддержку настоятелей и администрации монастырей. Когда один из участников спросил Его Святейшество, когда, по его мнению, сколь долго придется ждать конкретных результатов этого начинания, он ответил: «Через 100 лет».

Заключительный день конференции института «Ум и жизнь» в монастыре Дрепунг
Геше Лхакдор рассказывает о проекте внедрения преподавания
естественных наук в монастырскую программу обучения.
Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)
После этого от имени «Научной инициативы Эмори-Тибет» выступил геше Лобсанг Тензин Неги. Он напомнил, что в 1986 году здесь, в Дрепунге, Его Святейшество сказал о необходимости изучения естественных наук в монастырях и призвал ученых обратиться к изучению буддийской науки и философии.

«В 1987 году вы помогли учредить диалоги под эгидой института «Ум и жизнь», что явилось еще одним доказательством вашей дальновидности. Затем, чтобы обеспечить введение естественнонаучных дисциплин в монастырях, вы попросили Университет Эмори помочь Библиотеке тибетских трудов и архивов воплотить эти планы в жизнь».

Геше Лобсанг Тензин Неги сказал, что осуществление проекта протекает в три этапа: с 2006 по 2007 год тибетские и западные исследователи под руководством Его Святейшества разрабатывали план, в частности, было решено ввести шестилетние курсы по физике, нейронауке и биологии с преподаванием на двух языках; с 2008 по 2013 год проходила стадия разработки, в ходе которой эти курсы были фактически созданы. В 2014-2023 годах нас ждет фаза осуществления. Геше Лобсанг Тензин Неги добавил, что стадия разработки уже близка к завершению, и все участники испытывают огромное желание приступить к воплощению программы в жизнь. Три великие цитадели буддийского знания просуществовали уже шестьсот лет, и, конечно, ввести изменения, не нарушая устоявшегося порядка обучения, будет непростой задачей.

Первые четыре года естественные науки будут преподаваться одновременно с курсом высшей абхидхармы, оставшиеся два года совпадут с курсом карам (подготовительный курс к университетским экзаменам традиции гелуг). Преподаватели из-за границы будут помогать с проведением непродолжительных курсов, которые, как правило, будут проводиться в летнее время, когда у иностранных профессоров больше возможностей приехать. Однако, если курсы предполагают проведение диспутов по типу тех, что практикуют в монастырях, то такие курсы безусловно будут проходить под руководством тибетских учителей.

В заключение геше Лобсанг Тензин Неги сказал: «Мы все участвуем в претворении в жизнь дела, которому посвятил себя Его Святейшество, и мы полны благодарности за возможность участвовать в этом мудром начинании. Все достижения и плоды своей работы мы подносим нашим духовным учителям».

Диана Чэпмен Уолш попросила Его Святейшество сказать ответное слово.

«Эта конференция была особенной. В 26-й раз мы встречаемся с учеными и научными работниками, но на этот раз в необычном месте. Здесь, в монастыре Дрепунг, сотни лет велись упорные духовные искания, и этот монастырь тесно связан с линией Далай-лам. Участники конференции были исполнены большого воодушевления, и хотя я не посещал сессии, на которых можно было задавать вопросы докладчикам, я слышал, что абсолютно все были удовлетворены и этими сессиями тоже. Это была очень содержательная конференция, чему я искренне рад.

Заключительный день конференции института «Ум и жизнь» в монастыре Дрепунг
Его Святейшество Далай-лама и участники 26-конференции институ-
та «Ум и жизнь». Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)
Местные монастыри внесли большой вклад в организацию конференции, и я говорю им спасибо. Я также выражаю признательность Ганден Три Ринпоче и другим духовным лицам, председательствовавшим на конференции. В дополнение я хочу также поблагодарить замечательных ученых и преподавателей, которые посетили эти слушания, несмотря на свой почтенный возраст, и, конечно же, всех монахов и монахинь, принявших участие в конференции. Вы были искренни друг с другом, и это очень важно».

Затем Его Святейшество вернулся в прошлое, к началу взаимного интереса между современной наукой и буддийской наукой и философией. Он сказал, что, еще будучи ребенком, интересовался тем, как устроены вещи, и разбирал на части свои игрушки и часы, чтобы посмотреть, что у них внутри. Начав изучать буддийскую теорию познания и логику, он еще острее стал интересоваться, почему вещи работают так, а не иначе. С течением времени Его Святейшество все больше привлекала наука. Испытывая настоящее чувство гордости касательно аналитических методов тибетского буддизма, он в то же время не мог не видеть, что современная наука ищет истину другим, но безусловно дополняющим буддизм образом. Он захотел поделиться этим открытием с другими, а не хранить его только для себя.

Конечно, в монастырских кругах были люди, думающие, что изучение естественных наук может нанести ущерб монастырскому образованию, и в 1999 году Амчок Ринпоче попросил Его Святейшество дать ему решительный ответ, нужно ли вводить изучение естественных наук в монастырях. Его Святейшество сказал, что нужно, добавив, что и монастыри, в свою очередь, должны поделиться пониманием и опытом в вопросах, касающихся того, что такое сознание. Программы по обучению осознанности под эгидой института «Ум и жизнь» в Северной Америке и Европе имели большой успех, ведь люди ощутили на себе их благие результаты. Есть планы начать подобные программы в Японии и в других странах мира.

Обращаясь к тибетским школьникам, Его Святейшество сказал, что в 21 веке для мирян также возможно изучать буддизм, и он посоветовал делать это. Тибетская логика и философия срединного пути (мадхъямака) представляют собой огромную ценность, также нельзя переоценить традицию желать блага всем живущим и склонность защищать жизнь во всех ее проявлениях.

«Тибетцы, особенно те, кто находятся сейчас в Тибете, оказались в плачевных условиях, и все же люди по всему миру отмечают, что в целом мы очень добрые, честные и теплые люди. Мы можем гордиться этим по праву, также как нашим языком и буддийским наследием.

В последнее время я много говорю о светской этике, о здравом смысле с опорой на науку, о важном значении этих вещей для мира. Наша цель помогать другим в соответствии с их нуждами и потребностями.

На прошлогодней конференции института «Ум и жизнь» я предложил вам посетить монастыри южной Индии, и хотя здесь жарковато и это причиняет некоторые неудобства, все прошло прекрасно. С нетерпением жду будущих встреч в Дхарамсале и других частях мира. Спасибо вам».

Артур Зайонц, президент института «Ум и жизнь» тоже сказал на прощание несколько слов: «Мы уделили много внимания основам и в то же время затронули весьма серьезные вопросы. Мы все получили истинное наслаждение от основательного погружения в суть двух наших традиций. Мы надеемся, что наш скромный вклад пойдет на пользу монастырскому сообществу. Миру нужны примеры для подражания, и вы, Ваше Святейшество, совершаете беспримерный труд, соединяя два наших сообщества. Два года тому назад, в Стэндфордском университете вы говорили о дружбе, о том, что нет ничего прекрасней дружбы. Я надеюсь, что наша совместная работа и дружба будут продолжаться. Я начал эту конференцию, показав вашу фотографию с телескопом, сделанную в юности. Ваш взгляд на мир с тех пор расширился, а энергия не убывает. Спасибо вам».

Его Святейшество завершил конференцию словами молитвы:

Пусть все живые существа-наши матери обретут счастье,
Пусть все страдающие существа освободятся от боли и страдания,
Где бы они ни находились.
Да осуществятся устремления бодхисаттв (тех, кто полностью посвятил себя деяниям на благо всех живых существ).

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 4 088  |  Тэги: Индия Мандгод ум и жизнь
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Документальный сериал. Несколько дней жизни "Золотой обители Будды". Часть 5
Предлагаем вашему вниманию пятую часть документального сериала, который охватывает несколько дней работы Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Главными героями фильма стали ...

В Северном Кунсангаре пройдет ретрит Ретрит "Танец Ваджра на благо существ"
Институт тибетских исследований Шанг Шунг и Северный Кунсангар приглашают с изучить особую практику, переданную всемирно известным насатвником традиции Дзогчен Чогъялом Намкаем Норбу. Ретрит "Танец ...

2021.05.08–2021.05.10
8–10 МАЯ Северный Кунсангар (Подмосковье). Институт Шанг Шунг. Ретрит "Танец Ваджра на благо существ".

Основные разделы сайта