Далай-лама приступил к учениям по тексту «Светоч на пути к пробуждению» во Фрайбурге

14-04-2013, 23:00  |  Напечатать

Фрайбург, Швейцария. 13 апреля 2013 г. – Солнечным утром Его Святейшество Далай-лама выехал из гостиницы на берегу озера Морат в сторону Фрайбурга по живописной дороге, вьющейся через зеленеющие поля с видом на заснеженные горные вершины. В центре «Фрайбург Форум» его встретили организаторы учений и проводили в зал, где уже собрались около восьми тысяч человек, чтобы послушать учения по тексту Атиши «Светоч на пути к пробуждению». На сцене для Его Святейшества установили высокий богато украшенный трон, но он предпочел сесть в кресло ближе к краю сцены, чтобы лучше видеть лица слушателей.

Далай-лама приступил к учениям по тексту «Светоч на пути к пробуждению» во Фрайбурге
На учениях Далай-ламы во Фрайбурге в Швейцарии. 13 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer

Его Святейшество начал свое выступление словами: «Я очень рад вновь приехать в Швейцарию. В 1961-м году эта небольшая страна приютила примерно тысячу тибетских беженцев, которые прибыли из Индии, где они прежде трудились на строительстве дорог в предгорьях Гималаев. Я впервые посетил Швейцарию в 1973-м году. С тех пор прошло уже много лет. Время движется и ничто не в силах его остановить. Но как мы распорядимся отпущенным нам временем, как прожить жизнь с целью и осмысленно? Если постоянно отвлекаться на получение обычных удовольствий, связанных с органами чувств, то это будет напрасной тратой времени. Сегодня мы собрались здесь, чтобы подумать о том, как использовать время наилучшим образом».

Его Святейшество пояснил, что все люди способны испытывать боль и удовольствие и все они стремятся к счастью. Переживание боли и удовольствия может быть связано с органами чувств, но оно также может быть связано с нашим сознанием. Если ум находится в покое, то никакие внешние обстоятельства не способны всерьез нарушить это состояние. Если же ум в смятении, то переживания, связанные с органами чувств не помогут его успокоить, и наоборот – спокойное состояние ума помогает нам легче справляться с чувством физической боли и усиливает чувство физического удовольствия. Таким образом покой ума помогает нам справляться с внешними трудностями подобно тому, как мать дает ребенку чувство защищенности и уверенности.

Последователи теистических религий верят в существование бога-творца и это дает им надежду. Последователи нетеистических религий, таких как буддизм или джайнизм, верят в закон причинно-следственной связи, в то, что все вещи появляются в силу соответствующих причин и условий. Различные религии представляют разные философские воззрения, однако же все они признают, что любовь и сострадание приносят нам счастье. Они также сходятся во мнении, что делая счастливыми других, мы сами обретаем счастье, и напротив, если мы приносим другим вред, то это становится источником нашего собственного несчастья. А значит, мы должны стремиться к тому, чтобы стать лучше, взращивая любовь и сострадание.

Далай-лама приступил к учениям по тексту «Светоч на пути к пробуждению» во Фрайбурге
На учениях Далай-ламы во Фрайбурге в Швейцарии. 13 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer

Его Святейшество отметил, что на уровне каждого отдельно взятого человека идея одной религии и одной истины является верной. Однако на глобальном уровне необходимо придерживаться принципа разнообразия религий и разнообразия истин. На первый взгляд эти два принципа противоречат друг другу, но это не так. Его Святейшество пояснил, что нам необходимо питать твердую веру в свою религию, сохраняя при этом уважение ко всем другим религиям. Он сказал: «Я буддист, и буддист убежденный. Но это не мешает мне уважать другие духовные традиции и восхищаться ими».

Далее Его Святейшество пояснил, что учения следует даровать только в том случае, если другие попросили вас об этом. Он также сказал, что не одобряет миссионерскую деятельность в странах с другой религиозной традицией. Сам Далай-лама всегда советует людям сохранять верность собственной религии, к которой они принадлежат от рождения. Конечно, если кто-то придет к убеждению, что именно буддизм наилучшим образом отвечает его потребностям, такой человек может заниматься буддийскими практиками, но при этом ему необходимо сохранять уважительное отношение к другим религиозным традициям.

С другой стороны мы можем видеть, что многие люди, не причисляющие себя к верующим, полагают, что такие понятия как любовь, терпимость, сострадание – это религиозные понятия, и потому их можно не принимать в расчет. Поскольку эти люди тоже стремятся к счастью, для них необходимо выработать способ обучения методам достижения покоя ума, не основанный на религии, и здесь важную роль играет светский подход. Мы должны научиться говорить о важности внутренних ценностей в светском контексте.

Далай-лама приступил к учениям по тексту «Светоч на пути к пробуждению» во Фрайбурге
Его Святейшество Далай-лама вручает премию "Международной кампании в поддержку Тибета" Роберту Форду. Фрайбург, Швейцария. 13 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer

Во время перерыва на обед Его Святейшество Далай-лама встретился с теми, кому организация «Международная кампания в поддержку Тибета» (ICT) присудила премию «Пламя истины». Среди пяти лауреатов премии – Роберт Форд из Великобритании, который работал радиооператором в тибетском правительстве в Чамдо и был заключен в тюрьму во время китайской оккупации в 1950-м году; профессор Шварц-Шиллинг из Германии, отмеченный за поддержку, которую он оказывает Тибету в своей политической и академической деятельности; Сигрид Жосс-Арнд из Швейцарии, отмеченная за работу в Красном кресте; Тео ван-Бовен из Нидерландов, отмеченный за работу в области прав человека; Уайлдер Тайлер из Уругвая, генеральный секретарь Международной комиссии юристов, сделавшей чрезвычайно важные выводы в отношении Тибета. Его Святейшество поприветствовал каждого из лауреатов премии и вручил статуэтку, символизирующую пламя истины.

Обращаясь к лауреатам он сказал: «Мы безмерно благодарны вам за многолетнюю поддержку, которую вы оказываете делу Тибета. Вы знаете, что дух тибетцев непоколебим, а сила истины непобедима».

Продолжая начатое утром учение, Его Святейшество отметил, что страдание появляется в силу причин, а основная причина страданий – это необузданный ум. Поэтому мы нуждаемся в практиках укрощения ума. В учении Будды о Четырех благородных истинах говорится о том, что все вещи возникают в силу причин и условий, которые, в свою очередь тоже появляются в силу причин и условий. Всепроникающее страдание, которое мы стремимся преодолеть, возникает в силу кармы и неправильного воззрения, источник которых в неведении. Неведение может быть связано с непониманием закона причинно-следственной связи или с неверным пониманием реальности.

Его Святейшество сказал: «Никому, если только он не пьян или не сумасшедший, не придет в голову причинять себе страдания, однако же именно так мы и поступаем. Почему? В силу неведения. Мы увлекаемся тем, какими вещи представляются, и забываем о том, что они не обладают самобытием. Если же мы хотим положить конец страданиям, то нам необходимо исследовать реальность».

Далай-лама приступил к учениям по тексту «Светоч на пути к пробуждению» во Фрайбурге
На учениях Далай-ламы во Фрайбурге в Швейцарии. 13 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer

Его Святейшество сказал, что основополагающая природа ума – это ясность и способность познавать, не замутненная разрушительными эмоциями, удерживающими нас в сансаре. А значит, мы можем достичь освобождения. Для этого нам необходимо слушать учения, думать, как можно применить эти учения на практике, медитировать о том, что мы поняли. Чтобы искоренить разрушительные эмоции, нам нужно развить мудрость постижения бессамостности, а для этого нам нужны нравственная дисциплина и сосредоточение. Нравственная дисциплина опирается на памятование, а бдительность способствует сосредоточению, что позволяет взращивать мудрость. Таким образом практика сводится к трем высшим тренировкам, говорим мы о винае, сутре или тантре. Для развития мудрости необходимо сосредоточение, а для развития сосредоточения – нравственность.

В седьмом веке тибетский царь Сонгцен Гампо женился на китайской и непальской принцессах, которые, скорее всего, дали ему представление о буддизме. Но за буддийским учением Сонгцен Гампо обратился не в Китай, а в Индию, страну, в которой буддизм зародился. Трисонг Децен пригасил в Тибет Шантаракшиту, настоятеля монастыря-университета Наланда. Он был великим ученым-философом и основателем традиции йогачара-сватантрика-мадхъямака, в которой воззрения Нагарджуны и Асанги объединены с логикой и теорией познания Дхармакирти. Шантаракшита укрепил буддийское учение в Тибете и начал перевод на тибетский язык священных текстов.

В одиннадцатом веке Тибет распался на отдельные княжества, и потомок тибетского царского рода Джангчуп О из западного Тибета пригласил Атишу, наставника из буддийского университета Викрамашила. По его просьбе Атиша сочинил текст «Светоч на пути к пробуждению», вобравший в себя основные моменты сутры и тантры. Триста томов Кангьюра и Тенгьюра содержат некоторые тексты по медицине, но все же большинство из них посвящены учению Будды. «Светоч на пути к пробуждению» рассказывает, как применить эти учения на практике, чтобы постепенно, шаг за шагом достичь пробуждения.

Его Святейшество пояснил, что получил передачу этого текста с комментариями от Ценшапа Серконга Ринпоче, который знал его очень хорошо. Его Святейшество прокомментировал название текста и первые несколько строф, сказав, что продолжит чтение завтра, после чего дарует обеты буддиста-мирянина и посвящение Белой Тары, которое относится к «близкой линии» передачи и основано на чистом видении Пятого Далай-ламы.
Просмотров: 3 619  |  Тэги: Швейцария учения
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Документальный сериал. Несколько дней жизни "Золотой обители Будды". Часть 5
Предлагаем вашему вниманию пятую часть документального сериала, который охватывает несколько дней работы Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Главными героями фильма стали ...

В Северном Кунсангаре пройдет ретрит Ретрит "Танец Ваджра на благо существ"
Институт тибетских исследований Шанг Шунг и Северный Кунсангар приглашают с изучить особую практику, переданную всемирно известным насатвником традиции Дзогчен Чогъялом Намкаем Норбу. Ретрит "Танец ...

2021.05.08–2021.05.10
8–10 МАЯ Северный Кунсангар (Подмосковье). Институт Шанг Шунг. Ретрит "Танец Ваджра на благо существ".

Основные разделы сайта