Далай-лама посетил Тибетский институт в Риконе
19-04-2013, 21:25 | Напечатать
Дерри, Северная Ирландия, 17 апреля 2013 года - В 1961 году швейцарский городок Рикон принял группу тибетских беженцев, обеспечив их работой и жильем. Тибетцы обосновались в этом месте, и в конце 60-х основали здесь Тибетский институт, призванный оберегать тибетское культурное наследие. Сегодня Его Святейшество Далай-лама ненадолго заехал в институт, чтобы узнать, как продвигается изучение юными тибетцами буддизма и буддийской культуры. Все тибетцы от мала до велика выстроились вдоль дороги с цветами и благовониями в руках и радостно приветствовали Его Святейшество.
Тибетцы встречают Его Святейшество Далай-ламу в Тибетском институте в Риконе. 17 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer.
Далай-лама занял место на троне, а дети уселись у его ног, после чего настоятель, геше Туптен Легмен, произнес короткое вступительное слово. Он поблагодарил Его Святейшество за визит и рассказал, что следуя совету Далай-ламы, за последние два года они проводили семинар по основам буддизма тридцать восемь раз, из них восемнадцать раз семинар проходил в институте. Геше закончил свое выступление молитвой о даровании долгой жизни Его Святейшеству и о скорейшем решении тибетского вопроса.
Карма Лобсанг объяснила, как необыкновенно важна программа «Введение в основы буддизма» для тибетцев, которые уже более пятидесяти лет проживают в Швейцарии: за это время здесь появилось уже четвертое поколение тибетцев. В рамках программы они узнают о практике сострадания и слушают буддийские джатаки, истории о прошлых рождениях Будды. Занятия проводятся на тибетском языке, а затем даются пояснения на немецком.
Карма Лобсанг: «Я родилась и выросла в Швейцарии. Я помню, как замечательно себя чувствовала, когда возвращалась домой после посещения религиозных церемоний, и я хочу, чтобы у наших детей была возможность пережить то же самое».
В разговоре также приняли участие представители юного поколения. Один из учеников, Ригпай Гьялпо, сказал Его Святейшеству по-тибетски, что пришел сюда, потому что знает - это хорошо и правильно, он на верном пути. Двенадцатилетняя Пема рассказала, что читала историю, где бодхисаттва пожертвовал своим телом, чтобы накормить голодных тигров. Девочка сказала: «Я не знаю, способна ли я на такой поступок, но уверена, что помогать другим это очень хорошо».
Карма Лобсанг рассказывает Его Святейшеству Далай-ламе о программахТибетского института. 17 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer.
Его Святейшество заметил, что его давний друг господин Жак Кун, сидящий сейчас среди слушателей, оказал неоценимую помощь в основании института. Далай-лама поблагодарил всех, кто усердно работал над этим проектом. «Обычно я говорю, что монастыри должны быть местом, способствующим сохранению и продвижению буддизма через обучение и практику, через внутреннее преображение. Недостаточно просто повторять формулу о принятии прибежища в Трех драгоценностях; конечная цель буддизма – достигнуть состояния сознания Будды».
Для внутреннего преобразования необходимо самому прилагать усилия, а не просто ждать благословения Будды. Сам Будда говорил, что нельзя принимать его учение на веру, нужно его исследовать, убедиться, что в учении есть смысл. Эмоции, которые возникают в нашем сознании, могут быть как благими, так и разрушительными. Необходимо научиться их различать, вот почему образование так важно и монастыри должны быть учебными центрами.
«Преподавая в своем институте основы буддизма, вы содействуете сохранению учения Будды. Я очень рад, что вы учите тибетский язык, быть может, он и не идеален для современных научных обсуждений, но ему нет равных в изложении идей буддизма», - сказал Далай-лама.
Диалог между буддизмом и современной наукой начался, благодаря личной любознательности Далай-ламы; однако в последнее время и ученые все больше начинают интересоваться буддийскими представлениями об уме и эмоциях. Они не становятся буддистами, но их интерес показывает, что знания, содержащиеся в собраниях Кангьюра и Тенгьюра, могут быть полезны всему человечеству в целом. Его Святейшество особенно подчеркнул, что тибетская буддийская литература – это сокровище, и не потому, что эти бесценные тома священны, а благодаря знаниям, которые таятся на их страницах. И он попросил всегда помнить, что буддизм является очень важной стороной тибетской культуры.
«В прошлом году я ездил в Шринагар, в штат Джамму и Кашмир, – сказал Его Святейшество, – и был весьма впечатлен тем, в каком совершенстве взрослые и дети тибетской мусульманской общины владеют родным языком. Дети учат тибетский язык дома. В то же время сейчас в Северной Америке огромное число тибетских детей едва ли могут вымолвить слово на тибетском, потому что дома говорят лишь по-английски».
Во время посещения Его Святейшеством Далай-ламой Тибетского института. 17 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer.
Обращаясь к истокам буддизма в Тибете, Его Святейшество заметил, что Шантаракшита, который пришел в Тибет в VIII веке в возрасте семидесяти лет, и Атиша, совершивший путешествие в Тибет в XI столетии, должны были столкнуться с неимоверными трудностями из-за перемены климата и тяжелой дороги. Тут Его Святейшество чихнул, и все дети дружно по-тибетски сказали «церинг» (будьте здоровы), чем вызвали веселый смех Далай-ламы.
Его Святейшество спросили, есть ли доказательства существования прошлых и будущих жизней. Он ответил так: «На этот вопрос не следует отвечать, что так нас учил Будда, необходимо использовать логические обоснования. Причина любого явления должна быть сходной с ним природы; из материи возникает материя, а не сознание; сознание дает начало сознанию, но не материи. Мозг – это сопутствующее условие для возникновения сознания, но не его причина. Мы говорим, что каждому моменту сознания предшествует другой момент сознания. Вот такой поток сознания и является основой для будущих жизней. Кроме того, некоторые люди помнят свои предыдущие жизни».
Говоря о том, является ли сострадание важнейшим элементом учения Будды, Его Святейшество заметил, что все мировые религии несут в себе послание о сострадании. В свою очередь буддизм учит, что все живые существа хотят жить счастливо, а сострадание – это желание освободить других от страданий.
Его Святейшество Далай-лама фотографируется на память с юными тибетцами во время посещения Тибетского института. 17 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer.
Его Святейшество спросили, какие дисциплины следует изучать буддисту, на что он ответил: «Изучайте все. Я начал учиться в детстве и продолжаю учиться до сих пор, хотя мне уже семьдесят восемь лет. Кажется, Сакья Пандита сказал: продолжайте учиться, даже если вам суждено умереть в этот самый день – кто знает, когда и что может пригодиться».
В заключение, на вопрос, что требуется сейчас от тибетцев, Его Святейшество еще раз подчеркнул, что необходимо сохранять тибетский язык. Он продолжил: «В решении тибетского вопроса мы следуем подходу Срединного пути. Мы хотим истинной автономии в Тибете. Без сомнений, мы имеем право на независимость, ведь Тибет был независимой страной в VII-IX веках, но действительность изменилась. Посмотрите, что происходит в Индии. Во времена британской колонизации такие королевства как Кашмир, Хайдарабад и Гвалиор в значительной степени сохраняли независимость, но когда Индия сама сделалась независимой, они стали ее частью. Нам тоже необходимо идти в ногу со временем; я уверен, cикьонг Лобсанг Сенге уже говорил вам об этом».
Его Святейшество пообедал в институте перед отъездом в цюрихский аэропорт, откуда отправился в Северную Ирландию, в город Дерри, который назван культурной столицей Великобритании на 2013 год. В аэропорту Дерри Его Святейшество встречал давний друг Ричард Мур, директор благотворительного фонда «Дети под перекрестным огнем». Их встреча как обычно сопровождалась смехом и шутками. Ричард Мур вручил Его Святейшеству восхитительную белую орхидею и познакомил со своей дочерью Эньей, пошутив, что дочь так же прелестна, как и ее отец.
В отеле Его Святейшество научил Ричарда Мура как по тибетскому обычаю в знак приветствия подбрасывать в воздух щепотку традиционной тибетской муки, цампы. Мэр города Дерри, Кевин Кэмпбел, тепло приветствовал Его Святейшество и поднес ему в подарок статуэтку, символизирующую дружбу, а Его Святейшество в свою очередь отблагодарил мэра подношением традиционного шарфа, хадака.
Завтра Его Святейшество в сопровождении детей примет участие в марше мира; они пройдут по Мосту Мира, недавно открытому на реке Фойл.
Перевод: Ольга Селезнева
Тибетцы встречают Его Святейшество Далай-ламу в Тибетском институте в Риконе. 17 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer.
Далай-лама занял место на троне, а дети уселись у его ног, после чего настоятель, геше Туптен Легмен, произнес короткое вступительное слово. Он поблагодарил Его Святейшество за визит и рассказал, что следуя совету Далай-ламы, за последние два года они проводили семинар по основам буддизма тридцать восемь раз, из них восемнадцать раз семинар проходил в институте. Геше закончил свое выступление молитвой о даровании долгой жизни Его Святейшеству и о скорейшем решении тибетского вопроса.
Карма Лобсанг объяснила, как необыкновенно важна программа «Введение в основы буддизма» для тибетцев, которые уже более пятидесяти лет проживают в Швейцарии: за это время здесь появилось уже четвертое поколение тибетцев. В рамках программы они узнают о практике сострадания и слушают буддийские джатаки, истории о прошлых рождениях Будды. Занятия проводятся на тибетском языке, а затем даются пояснения на немецком.
Карма Лобсанг: «Я родилась и выросла в Швейцарии. Я помню, как замечательно себя чувствовала, когда возвращалась домой после посещения религиозных церемоний, и я хочу, чтобы у наших детей была возможность пережить то же самое».
В разговоре также приняли участие представители юного поколения. Один из учеников, Ригпай Гьялпо, сказал Его Святейшеству по-тибетски, что пришел сюда, потому что знает - это хорошо и правильно, он на верном пути. Двенадцатилетняя Пема рассказала, что читала историю, где бодхисаттва пожертвовал своим телом, чтобы накормить голодных тигров. Девочка сказала: «Я не знаю, способна ли я на такой поступок, но уверена, что помогать другим это очень хорошо».
Карма Лобсанг рассказывает Его Святейшеству Далай-ламе о программахТибетского института. 17 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer.
Его Святейшество заметил, что его давний друг господин Жак Кун, сидящий сейчас среди слушателей, оказал неоценимую помощь в основании института. Далай-лама поблагодарил всех, кто усердно работал над этим проектом. «Обычно я говорю, что монастыри должны быть местом, способствующим сохранению и продвижению буддизма через обучение и практику, через внутреннее преображение. Недостаточно просто повторять формулу о принятии прибежища в Трех драгоценностях; конечная цель буддизма – достигнуть состояния сознания Будды».
Для внутреннего преобразования необходимо самому прилагать усилия, а не просто ждать благословения Будды. Сам Будда говорил, что нельзя принимать его учение на веру, нужно его исследовать, убедиться, что в учении есть смысл. Эмоции, которые возникают в нашем сознании, могут быть как благими, так и разрушительными. Необходимо научиться их различать, вот почему образование так важно и монастыри должны быть учебными центрами.
«Преподавая в своем институте основы буддизма, вы содействуете сохранению учения Будды. Я очень рад, что вы учите тибетский язык, быть может, он и не идеален для современных научных обсуждений, но ему нет равных в изложении идей буддизма», - сказал Далай-лама.
Диалог между буддизмом и современной наукой начался, благодаря личной любознательности Далай-ламы; однако в последнее время и ученые все больше начинают интересоваться буддийскими представлениями об уме и эмоциях. Они не становятся буддистами, но их интерес показывает, что знания, содержащиеся в собраниях Кангьюра и Тенгьюра, могут быть полезны всему человечеству в целом. Его Святейшество особенно подчеркнул, что тибетская буддийская литература – это сокровище, и не потому, что эти бесценные тома священны, а благодаря знаниям, которые таятся на их страницах. И он попросил всегда помнить, что буддизм является очень важной стороной тибетской культуры.
«В прошлом году я ездил в Шринагар, в штат Джамму и Кашмир, – сказал Его Святейшество, – и был весьма впечатлен тем, в каком совершенстве взрослые и дети тибетской мусульманской общины владеют родным языком. Дети учат тибетский язык дома. В то же время сейчас в Северной Америке огромное число тибетских детей едва ли могут вымолвить слово на тибетском, потому что дома говорят лишь по-английски».
Во время посещения Его Святейшеством Далай-ламой Тибетского института. 17 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer.
Обращаясь к истокам буддизма в Тибете, Его Святейшество заметил, что Шантаракшита, который пришел в Тибет в VIII веке в возрасте семидесяти лет, и Атиша, совершивший путешествие в Тибет в XI столетии, должны были столкнуться с неимоверными трудностями из-за перемены климата и тяжелой дороги. Тут Его Святейшество чихнул, и все дети дружно по-тибетски сказали «церинг» (будьте здоровы), чем вызвали веселый смех Далай-ламы.
Его Святейшество спросили, есть ли доказательства существования прошлых и будущих жизней. Он ответил так: «На этот вопрос не следует отвечать, что так нас учил Будда, необходимо использовать логические обоснования. Причина любого явления должна быть сходной с ним природы; из материи возникает материя, а не сознание; сознание дает начало сознанию, но не материи. Мозг – это сопутствующее условие для возникновения сознания, но не его причина. Мы говорим, что каждому моменту сознания предшествует другой момент сознания. Вот такой поток сознания и является основой для будущих жизней. Кроме того, некоторые люди помнят свои предыдущие жизни».
Говоря о том, является ли сострадание важнейшим элементом учения Будды, Его Святейшество заметил, что все мировые религии несут в себе послание о сострадании. В свою очередь буддизм учит, что все живые существа хотят жить счастливо, а сострадание – это желание освободить других от страданий.
Его Святейшество Далай-лама фотографируется на память с юными тибетцами во время посещения Тибетского института. 17 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer.
Его Святейшество спросили, какие дисциплины следует изучать буддисту, на что он ответил: «Изучайте все. Я начал учиться в детстве и продолжаю учиться до сих пор, хотя мне уже семьдесят восемь лет. Кажется, Сакья Пандита сказал: продолжайте учиться, даже если вам суждено умереть в этот самый день – кто знает, когда и что может пригодиться».
В заключение, на вопрос, что требуется сейчас от тибетцев, Его Святейшество еще раз подчеркнул, что необходимо сохранять тибетский язык. Он продолжил: «В решении тибетского вопроса мы следуем подходу Срединного пути. Мы хотим истинной автономии в Тибете. Без сомнений, мы имеем право на независимость, ведь Тибет был независимой страной в VII-IX веках, но действительность изменилась. Посмотрите, что происходит в Индии. Во времена британской колонизации такие королевства как Кашмир, Хайдарабад и Гвалиор в значительной степени сохраняли независимость, но когда Индия сама сделалась независимой, они стали ее частью. Нам тоже необходимо идти в ногу со временем; я уверен, cикьонг Лобсанг Сенге уже говорил вам об этом».
Его Святейшество пообедал в институте перед отъездом в цюрихский аэропорт, откуда отправился в Северную Ирландию, в город Дерри, который назван культурной столицей Великобритании на 2013 год. В аэропорту Дерри Его Святейшество встречал давний друг Ричард Мур, директор благотворительного фонда «Дети под перекрестным огнем». Их встреча как обычно сопровождалась смехом и шутками. Ричард Мур вручил Его Святейшеству восхитительную белую орхидею и познакомил со своей дочерью Эньей, пошутив, что дочь так же прелестна, как и ее отец.
В отеле Его Святейшество научил Ричарда Мура как по тибетскому обычаю в знак приветствия подбрасывать в воздух щепотку традиционной тибетской муки, цампы. Мэр города Дерри, Кевин Кэмпбел, тепло приветствовал Его Святейшество и поднес ему в подарок статуэтку, символизирующую дружбу, а Его Святейшество в свою очередь отблагодарил мэра подношением традиционного шарфа, хадака.
Завтра Его Святейшество в сопровождении детей примет участие в марше мира; они пройдут по Мосту Мира, недавно открытому на реке Фойл.
Перевод: Ольга Селезнева