В Крайстчерче Его Святейшество Далай-лама встретился с парламентариями и студентами
11-06-2013, 13:27 | Напечатать
Данидин, Новая Зеландия, 10 июня 2013 года – Первой встречей сегодняшнего дня стала беседа с новозеландскими представителями молодежного совета при Парламенте мировых религий, молодыми людьми, исповедующими самые различные религии. Его Святейшество Далай-лама одобрил их начинания, но напомнил, что, если мы хотим добиться межрелигиозной гармонии, нужно занимать активную позицию.
Его Святейшество Далай-лама на встрече с представителями
молодежного совета при Парламенте мировых религий.
Крайстчерч, Новая Зеландия. 10 июня 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)“Религия призвана воспитывать более мирный и спокойный ум, поэтому очень печально, когда религии становятся источником конфликтов. Все религии несут общее послание любви и сострадания, терпения и терпимости. Если не забывать наставлений о прощении, то не возникнет и поводов для конфликтов”.
Затем Его Святейшество встретился с двенадцатью парламентариями, представителями от всех политических партий Новой Зеландии, составляющими десять процентов от общего числа членов. Он поблагодарил их за поддержку и сразу перешел к обсуждению отношений между Тибетом и Китаем, отметив, что Китай замечательная страна, а китайцы чудесные люди, однако закрытая тоталитарная система создает серьезные проблемы.
“Один миллиард триста миллионов китайцев имеют полное право знать, что происходит в реальности, в которой они живут, а узнав правду, они прекрасно сумеют рассудить, что правильно, а что нет. Цензура, властвующая в Китае, безнравственна. К тому же, судебная система сегодня служит только интересам правящей партии. Ее следует поднять до уровня мировых стандартов”.
Его Святейшество выделил четыре периода в управлении [современным] Китаем. В эпоху Мао Цзэдуна главенствовала идеология, эпоха Дэна Сяопина была отмечена либерализацией экономики и большей открытостью по отношению к другим странам мира, хотя это и привело к построению тоталитарного капиталистического общества. Цзян Цзэминь связал интересы среднего класса с коммунистической партией, а Ху Цзиньтао провозгласил желание построить гармоничное общество. Последнего постигла неудача, но не потому, что цель была недостойной, а потому, что он использовал неверное средство для ее достижения – силу. Гармония может прийти только из глубины сердца и должна опираться на доверие. Применение силы рождает страх, а страх несовместим с доверием. Цель была прекрасной, но средство ошибочным.
Появление Си Цзиньпина на вершине власти открывает новый, пятый период. Для общества, которое состоит из одного миллиарда и трехсот миллионов человек, гармония весьма существенна, вот почему бывший премьер-министр Вэнь Цзябао говорил о необходимости реформ в Китае. Его Святейшество сказал, что надо посмотреть, как будут развиваться события [при новом руководстве Китая].
“Мы не ищем независимости, – сказал он, – хотя Тибет и был независимым государством в VII-IX веках, о чем есть свидетельства даже в китайских летописях. Но наступили другие времена. Посмотрите на Индию. До обретения независимости от Великобритании, Индия состояла из множества независимых мелких и крупных княжеств и царств. После обретения независимости все они объединились в новую Индию. Многочисленные народы Индии сохраняют родной язык, письменность и неповторимые культурные традиции, и в то же время пользуются плодами развития.
Его Святейшество Далай-лама на встрече с членами парламента
Новой Зеландии. Крайстчерч, Новая Зеландия. 10 июня 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)Мы, тибетцы, тоже ценим блага цивилизации: посмотрите, сколько жителей Тибета, пренебрегая рисками, решаются уехать из родной страны на запад в поисках работы и благосостояния, а вовсе не в поисках духовного развития. Оставаться частью Китайской народной республики в интересах Тибета, но только при условии, что у нас будет истинная автономия, возможность сохранять нашу культуру, язык и традиции, которые записаны в китайской конституции. Некоторые хорошо осведомленные китайцы говорили мне, что если бы простые жители Китая поняли цели нашего подхода Срединного пути, они от всего сердца поддержали бы нас. Вероятно, понимая это, приверженцы жесткой линии в китайском руководстве продолжают внушать людям, что Тибет хочет независимости”.
По словам Его Святейшества, из надежных источников известно, что около четырехсот миллионов китайцев исповедуют буддизм, что по иронии судьбы делает Китай страной с самым многочисленным буддийским населением. С прошлого года Его Святейшество начал проводить учения для китайских буддистов.
Далай-лама добавил, что, по его мнению, обязанностью свободных демократических стран является направлять Китай в сторону демократии. Китай уже присоединился к мировому сообществу в сфере экономики. Развитие демократии в Китае принесет пользу не только китайскому народу; демократия также поможет этой крупной ядерной державе, постоянному члену Совета безопасности ООН, влиться в общий мировой поток. Его Святейшество предположил, что такие небольшие страны, как Норвегия или Новая Зеландия, могут оказать даже большее влияние на Китай, потому что они не представляют для него угрозы.
На вопрос, возлагает ли он надежды на то, что конституционное движение в Китае поможет исправить ситуацию в Тибете, Его Святейшество ответил, что у китайцев нет опыта демократии, поэтому более реалистичным будет ожидать постепенных изменений. Он добавил, что многие права, провозглашенные в конституции, не воплощены в реальной жизни, и это необходимо исправить.
Один из участников встречи поинтересовался, что чувствует Его Святейшество, когда политические лидеры отказываются от встречи с ним под давлением со стороны Китая? Он ответил, что для него важнее встречаться с обычными людьми, ведь главная его задача – продвигать общечеловеческие ценности ради счастья всего человечества, а также способствовать межрелигиозной гармонии.
Его Святейшество Далай-лама с членами межпартийной
парламентской группы "Друзья Тибета". Крайстчерч, Новая Зеландия.
10 июня 2013 г. Фото: Jacqui WalkerНа вопрос о будущем тибетской политической системы, Его Святейшество пояснил, что даже во время правления Мао Цзэдуна Тибет рассматривался особо, не как обычная китайская провинция: только с Тибетом центральное правительство [Китая] заключило особое соглашение. После того, как народная освободительная армия вторглась в Тибет в 1950 году, только часть страны осталась под прямым контролем центрального Тибета; огромные территории со значительным тибетским населением, районы, когда-то подчинявшиеся власти тибетского императора, постепенно были присоединены к китайским провинциям. Но, несмотря на разъединение Тибета, даже в отчужденных провинциях тибетцы сохраняют силу духа и чувство национальной принадлежности. Его Святейшество отметил также, что недавняя волна самосожжений в основном прошла в районах, находящихся под прямым контролем китайской администрации.
На встрече, организованной ассоциацией студентов университета Кентербери, команда спортсменов маори приветствовала Его Святейшество поразительными резкими выкриками. Он ответил: “Мне нравится ваше традиционное приветствие. Когда я впервые побывал в Новой Зеландии, то удивился такому, на первый взгляд, агрессивному выражению гостеприимства. Кажется, что вы проверяете, чего стоит ваш гость! И я также отметил, что вы сохраняете родной язык и свои обычаи.
Всякий раз, встречаясь с людьми, я предпочитаю называть их братьями и сестрами. В прошлом мы были изолированы друг от друга, но улучшение средств сообщения сделало очевидным, что мы все одинаковы. Мы можем говорить на разных языках и соблюдать разные обычаи, но физически, ментально и эмоционально мы одинаковы. Мы все хотим прожить счастливую жизнь, и у нас у всех есть на это полное право. Наука и технологии стремятся облагодетельствовать людей, но подчас они приносят только еще больше стресса и беспокойства. Материальное развитие дает нам физический комфорт, но не всегда способно успокоить ум”.
Его Святейшество упомянул, что чувственные переживания, возникающие, когда мы слушаем музыку или пробуем вкусную еду, приятны, но удовольствие от них недолговечно. Нужно искать другие пути для обретения устойчивого покоя ума. Он рассказал о христианском монахе, с которым встречался в Барселоне, в Испании. Монах провел в уединении в горах практически безо всяких материальных благ около пяти лет. Его Святейшество спросил монаха, что же он делал в горах, и тот ответил, что медитировал о любви. В этот момент Его Святейшество обратил внимание, каким безмятежным спокойствием сияют глаза монаха. С другой стороны, продолжал Далай-лама, он встречался с миллиардерами, у которых, казалось бы, есть все, чего они только могут пожелать, но это не делало их счастливыми. Это показывает, что главный источник радости и покоя ума находится в самом уме.
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы студентов
университета Кентербери. Крайстчерч, Новая Зеландия.
10 июня 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)Его Святейшество отметил, что многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, созданы нашими руками, поэтому в наших силах и решить их. Большинство конфликтов возникает из прочно укоренившегося в нас желания делить людей на своих и чужих. Но мы социальные животные, и само наше выживание зависит от выживания остального сообщества. У нас есть возможность сделать новый век более мирной, более счастливой эрой, и ответственность за это лежит на плечах сегодняшнего молодого поколения, истинного поколения двадцать первого века. Далай-лама рассказал, что недавно, будучи с визитом в США, узнал, что некоторые города подписали “Хартию о сострадании”, что показалось ему поистине добрым знаком.
Студенты подготовили для Его Святейшества ряд вопросов. Что касается глобального изменения климата, Далай-лама сказал, что привычный нам образ жизни может однажды стать невозможным, поэтому необходимо искать более экологичные решения для жизни. Медлить больше нельзя. Недавно, например, было объявлено, что концентрация углекислого газа в атмосфере достигла 400 частей на миллион, и если она достигнет 450 частей на миллион, мы окажемся в опасной критической точке. Необходимо искать выход из этой ситуации; необходимо также контролировать рост населения Земли.
На предположение, что отношения между исламом и западной культурой являются столкновением цивилизаций, Его Святейшество ответил, что это абсолютно неверно. Нельзя делать обобщений об обществе в целом на основе неподобающего поведения отдельных людей. Он заметил, что многие современные проблемы произрастают из ошибок, сделанных в прошлом веке, и сказал, что решить эти вопросы будет отнюдь не легко.
На вопрос, к кому Его Святейшество обращается за руководством в жизни, он ответил, что наш истинный руководитель – наш собственный ум, чувство здравого смысла.
“Я использую собственный интеллект, опираюсь на спокойный ум, и применяю знания, которые почерпнул в трудах мыслителей древней Индии”.
На вопрос о преподавании этики в школах, Его Святейшество заметил, что некоторые люди думают, что этика может опираться только на религиозные ценности, но в современном мире невозможно выбрать за основу одну какую-то одну религию. Он сказал, что необходима светская этика, ведь настоящая задача этики научить нас уважению и заботе о других, что бесконечно важно и плодотворно для общества в целом.
Студентка задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время
встречи в университете Кентербери. Крайстчерч, Новая Зеландия.
10 июня 2013 г. Фото: Cally StockdaleОдин из студентов спросил, влияют ли наши действия сегодня на наши будущие воплощения, и Его Святейшество сказал, что самое главное прожить жизнь, исполненную смысла: это значит, помогать другим, если можете, а если это невозможно, то, по крайней мере, не причинять им вреда. Другой студент спросил, верит ли Его Святейшество в абсолютную истину, и если да, то что это такое? Он ответил, что как буддист, полагает, что абсолютной истины нет; все относительно. Еще один студент высказал свое удивление тем, что Его Святейшество не вегетарианец. Далай-лама признал, что здесь есть противоречие: он призывает других становиться вегетарианцам, если это в их силах, но сам таковым не является. Духовный лидер пояснил, что тибетцы в целом обычно не придерживаются вегетарианской диеты, и когда в 60-х годах он на протяжении двадцати месяцев придерживался чисто вегетарианской диеты, то в итоге заболел, и врач посоветовал вернуться к прежней диете ради поддержания здоровья. Несмотря на это, Его Святейшество с радостью отметил, что многие тибетцы, особенно в крупных монастырях, готовят теперь только вегетарианские блюда.
После обеда Его Святейшество совершил перелет из Крайстчерча в Данидин, расположенный на юге страны. По прибытии телевизионный корреспондент спросил о цели визита. Его Святейшество ответил: “Во-первых, я получил приглашение, и было бы неправильно отказываться. Здесь также есть буддийский центр, основанный одним тибетским ламой, которого я хорошо знал. Он был прекрасным ученым и хорошим монахом, а потом стал настоящим учителем. К моему великому сожалению он неожиданно умер, поэтому я приехал выразить свои соболезнования и повидаться со старыми друзьями”.
Его Святейшество Далай-лама с членами буддийского центра
Дхаргье. Данидин, Новая Зеландия. 10 июня 2013 г.
Фото: Cally StockdaleВ буддийском центре Дхаргье духовному лидеру оказали радушный прием. Он начал встречу словами о том, что тибетцы провели в изгнании уже долгих пятьдесят четыре года. И если поначалу их переполняла печаль из-за того, что они потеряли родину, то сейчас они по праву гордятся тем, что смогли сохранить свои знания и культуру. Досточтимый Лхагон Ринпоче предоставил отчет о деятельности центра, после чего была вознесена молитва о долголетии Его Святейшества. В отчете директор сказал много добрых слов о бескорыстной работе основателя центра, геше Нгаванга Дхаргье, и его ученика досточтимого Тхубтена Ринпоче. В этом центре, как и в его отделениях, проводится множество занятий и встреч. Члены буддийского центра всегда оказывают поддержку делу Тибета. Он также рассказал, что местный университет Отаго, в котором есть медицинский факультет, проявляет живой интерес к традиционной тибетской медицине.
В ответной речи Его Святейшество отдал должное проделанной работе и выразил уверенность, что можно сделать еще больше для поддержания интереса к тибетской медицине, которая на самом деле благотворна во многих отношениях. Он также обратил внимание собравшихся на бесценные собрания Кангьюра и Тенгьюра, которые сейчас занимают почетное место на полках возле алтаря. Эти тома должны быть не только объектом поклонения, по ним надо учиться. На их страницах содержатся не только религиозные наставления, представляющие интерес только для буддистов, но и знания по буддийской науке и философии, академическое изучение которых принесет огромную пользу всем. Далай-лама попросил членов центра не забывать об этом.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама на встрече с представителями
молодежного совета при Парламенте мировых религий.
Крайстчерч, Новая Зеландия. 10 июня 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Затем Его Святейшество встретился с двенадцатью парламентариями, представителями от всех политических партий Новой Зеландии, составляющими десять процентов от общего числа членов. Он поблагодарил их за поддержку и сразу перешел к обсуждению отношений между Тибетом и Китаем, отметив, что Китай замечательная страна, а китайцы чудесные люди, однако закрытая тоталитарная система создает серьезные проблемы.
“Один миллиард триста миллионов китайцев имеют полное право знать, что происходит в реальности, в которой они живут, а узнав правду, они прекрасно сумеют рассудить, что правильно, а что нет. Цензура, властвующая в Китае, безнравственна. К тому же, судебная система сегодня служит только интересам правящей партии. Ее следует поднять до уровня мировых стандартов”.
Его Святейшество выделил четыре периода в управлении [современным] Китаем. В эпоху Мао Цзэдуна главенствовала идеология, эпоха Дэна Сяопина была отмечена либерализацией экономики и большей открытостью по отношению к другим странам мира, хотя это и привело к построению тоталитарного капиталистического общества. Цзян Цзэминь связал интересы среднего класса с коммунистической партией, а Ху Цзиньтао провозгласил желание построить гармоничное общество. Последнего постигла неудача, но не потому, что цель была недостойной, а потому, что он использовал неверное средство для ее достижения – силу. Гармония может прийти только из глубины сердца и должна опираться на доверие. Применение силы рождает страх, а страх несовместим с доверием. Цель была прекрасной, но средство ошибочным.
Появление Си Цзиньпина на вершине власти открывает новый, пятый период. Для общества, которое состоит из одного миллиарда и трехсот миллионов человек, гармония весьма существенна, вот почему бывший премьер-министр Вэнь Цзябао говорил о необходимости реформ в Китае. Его Святейшество сказал, что надо посмотреть, как будут развиваться события [при новом руководстве Китая].
“Мы не ищем независимости, – сказал он, – хотя Тибет и был независимым государством в VII-IX веках, о чем есть свидетельства даже в китайских летописях. Но наступили другие времена. Посмотрите на Индию. До обретения независимости от Великобритании, Индия состояла из множества независимых мелких и крупных княжеств и царств. После обретения независимости все они объединились в новую Индию. Многочисленные народы Индии сохраняют родной язык, письменность и неповторимые культурные традиции, и в то же время пользуются плодами развития.
Его Святейшество Далай-лама на встрече с членами парламента
Новой Зеландии. Крайстчерч, Новая Зеландия. 10 июня 2013 г.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
По словам Его Святейшества, из надежных источников известно, что около четырехсот миллионов китайцев исповедуют буддизм, что по иронии судьбы делает Китай страной с самым многочисленным буддийским населением. С прошлого года Его Святейшество начал проводить учения для китайских буддистов.
Далай-лама добавил, что, по его мнению, обязанностью свободных демократических стран является направлять Китай в сторону демократии. Китай уже присоединился к мировому сообществу в сфере экономики. Развитие демократии в Китае принесет пользу не только китайскому народу; демократия также поможет этой крупной ядерной державе, постоянному члену Совета безопасности ООН, влиться в общий мировой поток. Его Святейшество предположил, что такие небольшие страны, как Норвегия или Новая Зеландия, могут оказать даже большее влияние на Китай, потому что они не представляют для него угрозы.
На вопрос, возлагает ли он надежды на то, что конституционное движение в Китае поможет исправить ситуацию в Тибете, Его Святейшество ответил, что у китайцев нет опыта демократии, поэтому более реалистичным будет ожидать постепенных изменений. Он добавил, что многие права, провозглашенные в конституции, не воплощены в реальной жизни, и это необходимо исправить.
Один из участников встречи поинтересовался, что чувствует Его Святейшество, когда политические лидеры отказываются от встречи с ним под давлением со стороны Китая? Он ответил, что для него важнее встречаться с обычными людьми, ведь главная его задача – продвигать общечеловеческие ценности ради счастья всего человечества, а также способствовать межрелигиозной гармонии.
Его Святейшество Далай-лама с членами межпартийной
парламентской группы "Друзья Тибета". Крайстчерч, Новая Зеландия.
10 июня 2013 г. Фото: Jacqui Walker
На встрече, организованной ассоциацией студентов университета Кентербери, команда спортсменов маори приветствовала Его Святейшество поразительными резкими выкриками. Он ответил: “Мне нравится ваше традиционное приветствие. Когда я впервые побывал в Новой Зеландии, то удивился такому, на первый взгляд, агрессивному выражению гостеприимства. Кажется, что вы проверяете, чего стоит ваш гость! И я также отметил, что вы сохраняете родной язык и свои обычаи.
Всякий раз, встречаясь с людьми, я предпочитаю называть их братьями и сестрами. В прошлом мы были изолированы друг от друга, но улучшение средств сообщения сделало очевидным, что мы все одинаковы. Мы можем говорить на разных языках и соблюдать разные обычаи, но физически, ментально и эмоционально мы одинаковы. Мы все хотим прожить счастливую жизнь, и у нас у всех есть на это полное право. Наука и технологии стремятся облагодетельствовать людей, но подчас они приносят только еще больше стресса и беспокойства. Материальное развитие дает нам физический комфорт, но не всегда способно успокоить ум”.
Его Святейшество упомянул, что чувственные переживания, возникающие, когда мы слушаем музыку или пробуем вкусную еду, приятны, но удовольствие от них недолговечно. Нужно искать другие пути для обретения устойчивого покоя ума. Он рассказал о христианском монахе, с которым встречался в Барселоне, в Испании. Монах провел в уединении в горах практически безо всяких материальных благ около пяти лет. Его Святейшество спросил монаха, что же он делал в горах, и тот ответил, что медитировал о любви. В этот момент Его Святейшество обратил внимание, каким безмятежным спокойствием сияют глаза монаха. С другой стороны, продолжал Далай-лама, он встречался с миллиардерами, у которых, казалось бы, есть все, чего они только могут пожелать, но это не делало их счастливыми. Это показывает, что главный источник радости и покоя ума находится в самом уме.
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы студентов
университета Кентербери. Крайстчерч, Новая Зеландия.
10 июня 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Студенты подготовили для Его Святейшества ряд вопросов. Что касается глобального изменения климата, Далай-лама сказал, что привычный нам образ жизни может однажды стать невозможным, поэтому необходимо искать более экологичные решения для жизни. Медлить больше нельзя. Недавно, например, было объявлено, что концентрация углекислого газа в атмосфере достигла 400 частей на миллион, и если она достигнет 450 частей на миллион, мы окажемся в опасной критической точке. Необходимо искать выход из этой ситуации; необходимо также контролировать рост населения Земли.
На предположение, что отношения между исламом и западной культурой являются столкновением цивилизаций, Его Святейшество ответил, что это абсолютно неверно. Нельзя делать обобщений об обществе в целом на основе неподобающего поведения отдельных людей. Он заметил, что многие современные проблемы произрастают из ошибок, сделанных в прошлом веке, и сказал, что решить эти вопросы будет отнюдь не легко.
На вопрос, к кому Его Святейшество обращается за руководством в жизни, он ответил, что наш истинный руководитель – наш собственный ум, чувство здравого смысла.
“Я использую собственный интеллект, опираюсь на спокойный ум, и применяю знания, которые почерпнул в трудах мыслителей древней Индии”.
На вопрос о преподавании этики в школах, Его Святейшество заметил, что некоторые люди думают, что этика может опираться только на религиозные ценности, но в современном мире невозможно выбрать за основу одну какую-то одну религию. Он сказал, что необходима светская этика, ведь настоящая задача этики научить нас уважению и заботе о других, что бесконечно важно и плодотворно для общества в целом.
Студентка задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время
встречи в университете Кентербери. Крайстчерч, Новая Зеландия.
10 июня 2013 г. Фото: Cally Stockdale
После обеда Его Святейшество совершил перелет из Крайстчерча в Данидин, расположенный на юге страны. По прибытии телевизионный корреспондент спросил о цели визита. Его Святейшество ответил: “Во-первых, я получил приглашение, и было бы неправильно отказываться. Здесь также есть буддийский центр, основанный одним тибетским ламой, которого я хорошо знал. Он был прекрасным ученым и хорошим монахом, а потом стал настоящим учителем. К моему великому сожалению он неожиданно умер, поэтому я приехал выразить свои соболезнования и повидаться со старыми друзьями”.
Его Святейшество Далай-лама с членами буддийского центра
Дхаргье. Данидин, Новая Зеландия. 10 июня 2013 г.
Фото: Cally Stockdale
В ответной речи Его Святейшество отдал должное проделанной работе и выразил уверенность, что можно сделать еще больше для поддержания интереса к тибетской медицине, которая на самом деле благотворна во многих отношениях. Он также обратил внимание собравшихся на бесценные собрания Кангьюра и Тенгьюра, которые сейчас занимают почетное место на полках возле алтаря. Эти тома должны быть не только объектом поклонения, по ним надо учиться. На их страницах содержатся не только религиозные наставления, представляющие интерес только для буддистов, но и знания по буддийской науке и философии, академическое изучение которых принесет огромную пользу всем. Далай-лама попросил членов центра не забывать об этом.
Перевод: Ольга Селезнева