Путь к миру и счастью в глобальном обществе
14-09-2013, 20:23 | Напечатать
Вильнюс, Литва, 13 сентября 2013 года - Сегодняшний день Его Святейшества Далай-ламы снова начался в Художественной академии, где он встречался с буддистами и сторонниками Тибета. Его Святейшество оказал знаки почтения образу Будды, который возвышался над сценой. Он объяснил, что в современном мире Будду принято считать символом сострадания. Но не стоит забывать, что Будда родился человеком, который очистил свой ум, освободил его от загрязнений, преодолел одно за другим все ошибочные представления и обрел мудростью, опираясь на разум.
Его Святейшество Далай-лама на встрече с латвийскими буддистами. Вильнюс, Литва. 13 сентября 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
В древней Индии нравственность, однонаправленное сосредоточение и мудрость были тремя наиболее распространенными духовными практиками. Будда считал, что загрязненный ум является источником большинства наших проблем, поскольку в силу неведения мы воспринимаем собственное “я” как независимо существующее. Такому представлению Будда противопоставлял идею бессамостности, объясняя, что “я” не имеет независимого существования. Именно представление о независимо существующем “я” является источником наших проблем, в нем кроется корень наших разрушительных эмоций.
“Если бы независимое “я” существовало, - объяснил Его Святейшество, - мы могли бы обнаружить его. Но где бы мы ни искали, от макушки головы и до кончиков пальцев ног, мы не находим независимо существующего “я”. Если мы предположим, что “я” - это осознанность, то возникает вопрос, что случается с нашей осознанностью, когда мы спим или падаем в обморок? И поскольку мы нигде не находим подобного “я”, то идея о том, что это нечто плотное и независимое представляется ложной. Поэтому Будда говорил, что “я” – это лишь обозначение, наложенное на основу пяти скандх (психофизических совокупностей), которые и составляют человека, точно так же, как колесница - это некое обозначение, наложенное на совокупность ее частей”.
Сказанное, однако, не означает, что “я” вообще не существует: “я” обладает относительным существованием, но не существует как нечто независимое и абсолютное. Когда мы испытываем гнев, возникает сильное переживание собственного “я”, а объект нашего гнева видится полностью в черных красках. Это согласуется с наблюдениями американского психолога Аарона Бека, который утверждает, что негативные чувства, которые мы испытываем по отношению к объекту нашего гнева, на 90% проекция нашего ума. Если бы некое явление было абсолютно негативным, каждый человек воспринимал бы его как негативное, но это не так.
“Как преодолеть неведение? Молиться Будде? Нет, мы должны следовать пути, который он нам показал. Будда сказал: “Вы сами себе хозяева”. Будда не говорил: “Я Будда, молитесь мне”, он даровал учение о Четырех благородных истинах: существуют страдания, причины [страданий], прекращение [страданий] и путь [ведущий к прекращению страданий]. Он говорил, что долговременного состояния умиротворения можно достичь только с помощью практики. Все его учение опирается на закон причины и следствия: если вы хотите перемен, создайте для них причины”.
Его Святейшество пояснил, что в буддизме есть палийская и санскритская традиции. В санскритской традиции наибольшее внимание уделяется изучению сутр о совершенной мудрости. Последователи китайской, японской, корейской, вьетнамской, тибетской и монгольской традиций читают Сутру сердца. При первом повороте колеса Дхармы Будда даровал учение о Четырех благородных истинах, при втором повороте Дхармы были преподаны сутры о совершенстве мудрости, а при третьем повороте колеса – о ясности ума и пути [ведущему к прекращению страданий].
Дети берут у Его Святейшества Далай-ламы интервью для LRytas TV. Вильнюс, Литва. 13 сентября 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Буддизм пришел в Тибет в VII веке, когда тибетский правитель Сонгцен Гампо взял в жены китайскую и непальскую принцесс, которые привезли с собой изображения Будды. В VIII веке правитель Тибет решил сосредоточиться на индийских буддийских учениях. Он пригласил в Тибет одного из величайших наставников Наланды Шантаракшиту. Это был великий ученый, монах, в совершенстве владевший философией и логикой. По его инициативе был начат перевод на тибетский язык буддийских сочинений, написанных на санскрите и пали. Падмасамбхава также был приглашен в Тибет и принес с собой тайное тантрическое учение. Хотя в сочинении Шантаракшиты “Таттвасамграха” также упоминаются тантры, что свидетельствует о том, что и он тоже практиковал тантру. Его Святейшество сказал, что некоторые буддисты и западные исследователи полагают, что махаяна не является подлинным учением Будды и что не существует буддийского тантрического учения. Однако есть доказательства тому, что Нагарджуна, Арьядева и Атиша практиковали тантру.
“Тибетский буддизм представляет собой наиболее полную форму буддизма. Когда мы, тибетцы, встречаемся с монахами из Таиланда, Бирмы или Шри-Ланки, оказывается, что свод правил монашеской дисциплины, виная, у нас один и тот же. С китайскими буддистами мы разделяем учение о совершенстве мудрости, с японскими и китайскими буддистами у нас общие практики тантры. Тибетскому буддизму уже более тысячи трехсот лет, и мы почерпнули все наши знания от индийских учителей”.
Обращаясь к сторонникам Тибета, Его Святейшество назвал тибетское дело борьбой за справедливость.
“В настоящее время сторонники Тибета по всему миру очень нам помогают. Человеческая память коротка, так что чрезвычайно важно привлекать внимание людей к тому, что происходит в Тибете бесценно. Спасибо вам”.
Его Святейшество дал несколько интервью, и первыми ему задавали вопросу трое детей. Они спросили, как проходит утро Его Святейшества, и он рассказал, что обычно встает в три утра, медитирует, завтракает в половине шестого, и продолжает свои медитации до половины девятого. Когда дети поинтересовались, высыпается ли он, Далай-лама ответил, что ложится спать рано, около семи вечера. Дети также расспрашивали тибетского духовного лидера о его братьях и сестрах (у Его Святейшество к настоящему времени в живых осталось два брата и одна сестра) и были ли у него в детстве друзья, с которыми он играл в своей деревне, когда был маленьким. Потом они полюбопытствовали, какие программы он смотрит по телевизору, и он признался, что не включает телевизор уже года три или четыре. Новости он узнает по радио Би-Би-Си.
Следующее интервью брала Розита Гарскайте для интернет-газеты “Бернардинаи”; она спрашивала о ненасилии. Его Святейшество так определил текущее положение дел в мире: “В глобальном обществе все мы взаимосвязаны, мы зависим друг от друга. Поэтому разделение на своих и чужих больше неприемлемо. Нам нужно понять, что каждый человек - часть большого “мы”. Если бы на Землю напали инопланетяне, мы бы объединились. Подобным образом нам необходимо сотрудничать, чтобы преодолевать мировые проблемы, которые затрагивают нас всех”.
Его Святейшество сказал, что Махатма Ганди в борьбе за свободу Индии со всей очевидностью показал мощь ненасилия, ненасильственным было увенчавшееся успехом движение за гражданские права в США, а в Южной Африке с помощью ненасилия была одержана победа над режимом апартеида. Последние события показывают, что какой бы ни была ваша цель, применение насилия и грубого давления приводит к непредсказуемым результатам.
Затем Его Святейшество дал интервью Гинасу Дабасинскасу для радио “Лайсвоя Банга”. Корреспондент спросил, кто из западных лидеров близок Его Святейшеству по духу, и тот назвал Вацлава Гавела, Леха Валенсу, епископа Десмонда Туту и Ричарда Гира; всех из них он считает своими друзьями. На вопрос, все ли люди на самом деле равны, Его Святейшество был категоричен и сказал: “Все люди обладают равным потенциалом”. Он рассказал о разговоре с африканцем в поселении Соуэто в Южной Африке, этот человек сказал ему, что европейцы превосходят по умственным способностям африканцев; Его Святейшество выразил свое решительное несогласие с этой идеей.
После обеда с организаторами визита в Литву, Его Святейшество отправился на стадион “Сименс”, где состоялась публичная лекция. Поднявшись на сцену, тибетский духовный лидер увидел своего старого друга, бывшего президента Витаутаса Ландбергиса , сидящего в первом ряду со своей супругой и спустился, чтобы поприветствовать их. Перед началом лекции, Его Святейшество вручил награду “Молодежь за сострадание” Донатасу Семаско за усердную работу добровольцем.
После лекции одна из юных слушательниц подарила Его Святейшеству Далай-ламе четки. Вильнюс, Литва. 13 сентября 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
“Я очень рад снова быть здесь, - начал Его Святейшество, - с самого первого визита в вашу страну у меня сложилось прекрасное мнение о литовцах, людях, чей дух и чувство справедливости всегда оставались непоколебимыми, несмотря на все трудности.
Когда бы я ни выступал перед широкой публикой, я всегда чувствую, что я такой же человек, как и мои слушатели: ментально, физически и эмоционально мы одинаковы. Когда я был моложе, то мысль о том, что я Далай-лама заставляла меня немного волноваться и тревожиться. Но теперь этого больше не происходит.
“Множество проблем, с которыми мы сталкиваемся, берут начало в нашей сосредоточенности на себе, на разделении на “я” и “они”, а это создает барьеры между людьми. Буддизм учит, что у каждого есть право прожить счастливую жизнь; но для того, чтобы быть счастливыми, нам необходимо сотрудничество, потому что все взаимосвязано. С учетом этого, лучший способ удовлетворить собственные интересы – заботиться о других”.
Его Святейшество объяснил, что в глобальном обществе, в котором мы живем сегодня, мирная жизнь не наступит в результате молитв, нам необходимо действовать. Но сначала нужно обрести мир в собственном сердце. Опираясь на внутреннее спокойствие и мир, мы сможем создать мирную атмосферу вокруг себя и таким образом внести вклад в дело построения мира во всем мире.
Что касается счастья, Его Святейшество сказал: “Если вы будете полагаться только на материальные ценности, то никогда не будете по-настоящему счастливы. Переживания, полученные только с помощью органов чувств, не приносят длительного внутреннего покоя”.
Затем Его Святейшество ответил на несколько вопросов из зала, после чего поблагодарил организаторов за предоставленную ему возможность встретиться с таким огромным количеством людей, ведь на лекцию пришли около четырех с половиной тысяч человек. Обращаясь к слушателям, Далай-лама сказал: “Пожалуйста, поразмышляйте о том, что я сегодня сказал. Если это покажется вам интересным, обсудите это с другими и подумайте, как привнести эти идеи в свою жизнь; с другой стороны, если все это кажется вам лишенным смысла, просто забудьте. Спасибо”.
Завтра Его Святейшество уезжает в столицу Чехии Прагу, где проведет учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о тренировке ума».
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество Далай-лама на встрече с латвийскими буддистами. Вильнюс, Литва. 13 сентября 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
В древней Индии нравственность, однонаправленное сосредоточение и мудрость были тремя наиболее распространенными духовными практиками. Будда считал, что загрязненный ум является источником большинства наших проблем, поскольку в силу неведения мы воспринимаем собственное “я” как независимо существующее. Такому представлению Будда противопоставлял идею бессамостности, объясняя, что “я” не имеет независимого существования. Именно представление о независимо существующем “я” является источником наших проблем, в нем кроется корень наших разрушительных эмоций.
“Если бы независимое “я” существовало, - объяснил Его Святейшество, - мы могли бы обнаружить его. Но где бы мы ни искали, от макушки головы и до кончиков пальцев ног, мы не находим независимо существующего “я”. Если мы предположим, что “я” - это осознанность, то возникает вопрос, что случается с нашей осознанностью, когда мы спим или падаем в обморок? И поскольку мы нигде не находим подобного “я”, то идея о том, что это нечто плотное и независимое представляется ложной. Поэтому Будда говорил, что “я” – это лишь обозначение, наложенное на основу пяти скандх (психофизических совокупностей), которые и составляют человека, точно так же, как колесница - это некое обозначение, наложенное на совокупность ее частей”.
Сказанное, однако, не означает, что “я” вообще не существует: “я” обладает относительным существованием, но не существует как нечто независимое и абсолютное. Когда мы испытываем гнев, возникает сильное переживание собственного “я”, а объект нашего гнева видится полностью в черных красках. Это согласуется с наблюдениями американского психолога Аарона Бека, который утверждает, что негативные чувства, которые мы испытываем по отношению к объекту нашего гнева, на 90% проекция нашего ума. Если бы некое явление было абсолютно негативным, каждый человек воспринимал бы его как негативное, но это не так.
“Как преодолеть неведение? Молиться Будде? Нет, мы должны следовать пути, который он нам показал. Будда сказал: “Вы сами себе хозяева”. Будда не говорил: “Я Будда, молитесь мне”, он даровал учение о Четырех благородных истинах: существуют страдания, причины [страданий], прекращение [страданий] и путь [ведущий к прекращению страданий]. Он говорил, что долговременного состояния умиротворения можно достичь только с помощью практики. Все его учение опирается на закон причины и следствия: если вы хотите перемен, создайте для них причины”.
Его Святейшество пояснил, что в буддизме есть палийская и санскритская традиции. В санскритской традиции наибольшее внимание уделяется изучению сутр о совершенной мудрости. Последователи китайской, японской, корейской, вьетнамской, тибетской и монгольской традиций читают Сутру сердца. При первом повороте колеса Дхармы Будда даровал учение о Четырех благородных истинах, при втором повороте Дхармы были преподаны сутры о совершенстве мудрости, а при третьем повороте колеса – о ясности ума и пути [ведущему к прекращению страданий].
Дети берут у Его Святейшества Далай-ламы интервью для LRytas TV. Вильнюс, Литва. 13 сентября 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Буддизм пришел в Тибет в VII веке, когда тибетский правитель Сонгцен Гампо взял в жены китайскую и непальскую принцесс, которые привезли с собой изображения Будды. В VIII веке правитель Тибет решил сосредоточиться на индийских буддийских учениях. Он пригласил в Тибет одного из величайших наставников Наланды Шантаракшиту. Это был великий ученый, монах, в совершенстве владевший философией и логикой. По его инициативе был начат перевод на тибетский язык буддийских сочинений, написанных на санскрите и пали. Падмасамбхава также был приглашен в Тибет и принес с собой тайное тантрическое учение. Хотя в сочинении Шантаракшиты “Таттвасамграха” также упоминаются тантры, что свидетельствует о том, что и он тоже практиковал тантру. Его Святейшество сказал, что некоторые буддисты и западные исследователи полагают, что махаяна не является подлинным учением Будды и что не существует буддийского тантрического учения. Однако есть доказательства тому, что Нагарджуна, Арьядева и Атиша практиковали тантру.
“Тибетский буддизм представляет собой наиболее полную форму буддизма. Когда мы, тибетцы, встречаемся с монахами из Таиланда, Бирмы или Шри-Ланки, оказывается, что свод правил монашеской дисциплины, виная, у нас один и тот же. С китайскими буддистами мы разделяем учение о совершенстве мудрости, с японскими и китайскими буддистами у нас общие практики тантры. Тибетскому буддизму уже более тысячи трехсот лет, и мы почерпнули все наши знания от индийских учителей”.
Обращаясь к сторонникам Тибета, Его Святейшество назвал тибетское дело борьбой за справедливость.
“В настоящее время сторонники Тибета по всему миру очень нам помогают. Человеческая память коротка, так что чрезвычайно важно привлекать внимание людей к тому, что происходит в Тибете бесценно. Спасибо вам”.
Его Святейшество дал несколько интервью, и первыми ему задавали вопросу трое детей. Они спросили, как проходит утро Его Святейшества, и он рассказал, что обычно встает в три утра, медитирует, завтракает в половине шестого, и продолжает свои медитации до половины девятого. Когда дети поинтересовались, высыпается ли он, Далай-лама ответил, что ложится спать рано, около семи вечера. Дети также расспрашивали тибетского духовного лидера о его братьях и сестрах (у Его Святейшество к настоящему времени в живых осталось два брата и одна сестра) и были ли у него в детстве друзья, с которыми он играл в своей деревне, когда был маленьким. Потом они полюбопытствовали, какие программы он смотрит по телевизору, и он признался, что не включает телевизор уже года три или четыре. Новости он узнает по радио Би-Би-Си.
Следующее интервью брала Розита Гарскайте для интернет-газеты “Бернардинаи”; она спрашивала о ненасилии. Его Святейшество так определил текущее положение дел в мире: “В глобальном обществе все мы взаимосвязаны, мы зависим друг от друга. Поэтому разделение на своих и чужих больше неприемлемо. Нам нужно понять, что каждый человек - часть большого “мы”. Если бы на Землю напали инопланетяне, мы бы объединились. Подобным образом нам необходимо сотрудничать, чтобы преодолевать мировые проблемы, которые затрагивают нас всех”.
Его Святейшество сказал, что Махатма Ганди в борьбе за свободу Индии со всей очевидностью показал мощь ненасилия, ненасильственным было увенчавшееся успехом движение за гражданские права в США, а в Южной Африке с помощью ненасилия была одержана победа над режимом апартеида. Последние события показывают, что какой бы ни была ваша цель, применение насилия и грубого давления приводит к непредсказуемым результатам.
Затем Его Святейшество дал интервью Гинасу Дабасинскасу для радио “Лайсвоя Банга”. Корреспондент спросил, кто из западных лидеров близок Его Святейшеству по духу, и тот назвал Вацлава Гавела, Леха Валенсу, епископа Десмонда Туту и Ричарда Гира; всех из них он считает своими друзьями. На вопрос, все ли люди на самом деле равны, Его Святейшество был категоричен и сказал: “Все люди обладают равным потенциалом”. Он рассказал о разговоре с африканцем в поселении Соуэто в Южной Африке, этот человек сказал ему, что европейцы превосходят по умственным способностям африканцев; Его Святейшество выразил свое решительное несогласие с этой идеей.
После обеда с организаторами визита в Литву, Его Святейшество отправился на стадион “Сименс”, где состоялась публичная лекция. Поднявшись на сцену, тибетский духовный лидер увидел своего старого друга, бывшего президента Витаутаса Ландбергиса , сидящего в первом ряду со своей супругой и спустился, чтобы поприветствовать их. Перед началом лекции, Его Святейшество вручил награду “Молодежь за сострадание” Донатасу Семаско за усердную работу добровольцем.
После лекции одна из юных слушательниц подарила Его Святейшеству Далай-ламе четки. Вильнюс, Литва. 13 сентября 2013 г. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
“Я очень рад снова быть здесь, - начал Его Святейшество, - с самого первого визита в вашу страну у меня сложилось прекрасное мнение о литовцах, людях, чей дух и чувство справедливости всегда оставались непоколебимыми, несмотря на все трудности.
Когда бы я ни выступал перед широкой публикой, я всегда чувствую, что я такой же человек, как и мои слушатели: ментально, физически и эмоционально мы одинаковы. Когда я был моложе, то мысль о том, что я Далай-лама заставляла меня немного волноваться и тревожиться. Но теперь этого больше не происходит.
“Множество проблем, с которыми мы сталкиваемся, берут начало в нашей сосредоточенности на себе, на разделении на “я” и “они”, а это создает барьеры между людьми. Буддизм учит, что у каждого есть право прожить счастливую жизнь; но для того, чтобы быть счастливыми, нам необходимо сотрудничество, потому что все взаимосвязано. С учетом этого, лучший способ удовлетворить собственные интересы – заботиться о других”.
Его Святейшество объяснил, что в глобальном обществе, в котором мы живем сегодня, мирная жизнь не наступит в результате молитв, нам необходимо действовать. Но сначала нужно обрести мир в собственном сердце. Опираясь на внутреннее спокойствие и мир, мы сможем создать мирную атмосферу вокруг себя и таким образом внести вклад в дело построения мира во всем мире.
Что касается счастья, Его Святейшество сказал: “Если вы будете полагаться только на материальные ценности, то никогда не будете по-настоящему счастливы. Переживания, полученные только с помощью органов чувств, не приносят длительного внутреннего покоя”.
Затем Его Святейшество ответил на несколько вопросов из зала, после чего поблагодарил организаторов за предоставленную ему возможность встретиться с таким огромным количеством людей, ведь на лекцию пришли около четырех с половиной тысяч человек. Обращаясь к слушателям, Далай-лама сказал: “Пожалуйста, поразмышляйте о том, что я сегодня сказал. Если это покажется вам интересным, обсудите это с другими и подумайте, как привнести эти идеи в свою жизнь; с другой стороны, если все это кажется вам лишенным смысла, просто забудьте. Спасибо”.
Завтра Его Святейшество уезжает в столицу Чехии Прагу, где проведет учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о тренировке ума».
Перевод: Ольга Селезнева