Преподаватели Калмыкии обратились к Далай-ламе за рекомендациями по «Основам религиозной культуры и светской этики»

20-03-2010, 13:09  |  Напечатать

Представительная делегация преподавателей и ученых Республики Калмыкия вернулась на этой неделе из продолжительной поездки по учебным заведениям, действующим на территории Индии под эгидой Его Святейшества Далай-ламы XIV. Делегацию, в состав которой вошли представители Калмыцкого государственного университета, Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН и средних школ, возглавили заместитель министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия Дякиева Раиса Батнасуновна и Шаджин-лама (Верховный лама) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Преподаватели Калмыкии обратились к Далай-ламе за рекомендациями по «Основам религиозной культуры и светской этики»
С Его Святейшеством Далай-ламой XIV в его резиденции в Дхарамсале

Визит делегации, посетившей ряд важнейших средних и высших учебных заведений в Дхарамсале и Варанаси, был связан с введением в школьную программу нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Калмыкия, где 51% школьников отдали предпочтение изучению «Основ буддийской культуры» (одному из шести заявленных модулей), оказалась единственным буддийским регионом, отобранным Министерством образования Российской Федерации для апробирования новой дисциплины. По словам заместителя министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия Раисы Дякиевой, это решение стало «высокой оценкой той большой работы по развитию буддизма, которую проводит калмыцкий народ во главе с Шаджин-ламой Тэло Тулку Ринпоче».

Однако новая экспериментальная дисциплина, которая будет запущена в школах Калмыкии 1 апреля, по признанию зам.министра образования, вызывает немало вопросов и волнений. В попытке получить ответы на свои вопросы преподаватели из Калмыкии обратились к духовному лидеру буддистов Его Святейшеству Далай-ламе, создавшему на территории Индии уникальную систему светского образования для тибетских детей, которая представляет собой удачный симбиоз современного научного и традиционного буддийского образования.

Светская этика — забота о человеческом сердце


Преподаватели Калмыкии обратились к Далай-ламе за рекомендациями по «Основам религиозной культуры и светской этики»
С директором Библиотеки тибетских трудов и архивов
досточтимым геше Лхакдором

По мнению Далай-ламы, «в основе современного образования лежит всеобщее признание важности развития мозга, то есть интеллектуального развития. Развитию же личности в целом — воспитанию доброго, сердечного человека, уделяется недостаточно внимания».

Прежде в европейских странах за нравственное развитие личности, воспитание человечности и теплоты отвечала церковь, а также семья, говорит Далай-лама. Таким образом, образование в те годы было более сбалансированным. Но с течением времени церковь утратила свои позиции, а семейная жизнь стала нестабильной и проблематичной, и в последние годы этому важному аспекту воспитания детей и вовсе перестали уделять внимание. «Похоже, в наши дни уже не осталось института, чьей обязанностью была бы забота о человеческом сердце», — отмечает духовный лидер одной из важнейший религий мира.

Считая своей главной задачей пропаганду общечеловеческих ценностей: любви, сострадания, терпения, умения прощать, Его Святейшество Далай-лама с большим воодушевлением воспринял новость о введении в программу российских школ «духовной» дисциплины. «Исторический», по словам Раисы Дякиевой, визит калмыцких преподавателей в резиденцию духовного лидера буддистов, а также их серьезный подход к решению новых задач, без сомнения, стал для него символом позитивных тенденций в российском образовании.

«Я надеюсь, что в будущем система образования будет уделять больше внимания развитию человечности, теплоты и любви. С детского сада и до университета очень важно ставить перед подрастающим поколением вопросы нравственного характера, касающиеся человеческой жизни в целом, роли отдельной личности в обществе и в семье. Без этого не получится стать счастливым, создать счастливую семью, построить счастливое общество», — говорит Далай-лама.

Он считает весьма полезным прививать детям представление о том, что лучшим и наиболее практичным решением любой конфликтной ситуации, с которой они могут столкнуться, будет диалог, а не насилие.

Преподаватели Калмыкии обратились к Далай-ламе за рекомендациями по «Основам религиозной культуры и светской этики»
Профессор Колумбийского университета Роберт Турман
выразил желание посетить Калмыкию

«Насилие подразумевает победу одной стороны и поражение другой, но в современном мире, подобный подход уже утратил свою актуальность, — уверен Далай-лама. — Если бы интересы сторон были четко очерчены, и мои интересы существовали независимо от ваших, то подход победа/поражение мог бы сработать. Но сегодня интересы всех людей так тесно переплетены, что такой подход перестал приносить результаты. Поэтому единственно правильным решением будет компромисс: 50 на 50, или хотя бы 60 на 40!»

С его точки зрения, с младших классов средней школы необходимо прививать детям идею диалога и одновременно учить школьников вести диспуты на различные темы.

«Если ученик выработает в себе привычку вести диалог, то, оказавшись в конфликтной ситуации, он попробует разрешить ее с помощью диалога, вместо того чтобы прибегать к насилию и вражде. Иногда я упоминаю в своих выступлениях, что, пройдя подобный курс обучения, ученик, вернувшись домой и застав своих родителей за выяснением отношений, сумеет убедить их в том, что ссора — это не метод», — утверждает Далай-лама.

По его мнению, подобное воспитание приведет к тому, что в один прекрасный день все мы поймем, что наши собственные интересы напрямую связаны с интересами общества, и поэтому каждый из нас должен стараться быть добросердечным и чутким человеком. Это будет способствовать миру в душе, в семье и в обществе.

Это именно то, что Далай-лама называет «светской этикой», которая на протяжении последних десятилетий была одной из главных тем его публичных выступлений в разных странах мира. Он говорит, что, если мы попробуем честно ответить себе на вопрос, какой процент составляют в мире люди истинно верующие, хорошо знающие философские основы своей религии и опирающиеся на религиозную практику в повседневной жизни, то придем к неутешительным результатам. Их число окажется ничтожно малым в сравнении с абсолютным большинством людей неверующих или весьма поверхностно знакомых с религией, к которой они номинально себя причисляют.

Светская этика — это именно тот язык, который они воспримут по той простой причине, что между нами, «человеческими существами, гораздо больше сходства, нежели различий».

Основы буддизма для буддийских регионов


Преподаватели Калмыкии обратились к Далай-ламе за рекомендациями по «Основам религиозной культуры и светской этики»
В Библиотеке Тибетских трудов и архивов —
крупнейшем научном и исследовательском центре по сохранению
буддийского наследия Тибета в Дхарамсале

Глава буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче считает, что, внедряя в школьную программу «Основы религиозной культуры и светской этики», важно не потерять из виду главной цели преподавания нового предмета. По его мнению, цель всех без исключения модулей — будь то основ буддийской, православной, мусульманской или иудейской культуры, — состоит отнюдь не в том, чтобы привить детям ту или иную религиозную веру, но в том, чтобы познакомить их «с общечеловеческими ценностями, которые, имея в основе своей философию древних традиций, учат нас правильному, здоровому образу жизни».

Не случайно, на встрече с преподавателями из Калмыкии Далай-лама упомянул о трех составляющих буддизма: философской, научной и религиозной. Именно первый, философский аспект буддизма (пусть на первых порах и в его упрощенной форме) он порекомендовал для преподавания в светских учебных заведениях Калмыкии. Даже поверхностное ознакомление с философией буддизма, по его словам, поможет ребенку понять основные принципы достижения счастья и избавления от страданий, разобраться в которых можно и без опоры на религиозную веру. Поняв эти принципы, ученик, по словам Шаджин-ламы Калмыкии, естественным образом осознает личную ответственность за то, чтобы «сделать этот мир лучше, окружающую среду — безопаснее, а других людей — счастливее».

Не менее целесообразно познакомить учеников и со вторым аспектом буддизма, который Далай-лама называет «наукой о функционировании сознания». В отличие от современной науки, сосредоточенной на изучении внешнего материального мира, буддийская наука веками изучала внутренний мир человека — его различные состояния и эмоциональные проявления. Открытия и прозрения буддийской науки помогут ребенку сориентироваться в океане чувств и эмоций, отдать предпочтение позитивным и созидательным состояниям ума и отказаться от негативных и разрушительных. Далай-лама обратил внимание калмыцких преподавателей на инициированный им около 20 лет назад диалог между современной наукой и буддийской наукой о созерцании, в который сегодня вовлечены выдающиеся исследователи в области психологии, неврологии, медицины, биологии и физики. Ознакомление даже с самыми общими результатами этого диалога переводит разговор о буддизме в совершенно другую плоскость, снимая сам вопрос о его актуальности для человека XXI века.

Преподаватели Калмыкии обратились к Далай-ламе за рекомендациями по «Основам религиозной культуры и светской этики»
На занятиях в тибетской школе

Подчеркивая, что самобытность Калмыкии, Бурятии и Тувы неразрывно связана с буддийским вероисповеданием, и настаивая на нецелесообразности перехода в другую религию, Далай-лама, тем не менее, предлагает оставить сугубо религиозный аспект буддизма, включающий молитвенные песнопения, обряды и ритуалы, за рамками школьной программы. Гораздо полезнее сосредоточиться на тех его составляющих, где ученик сможет опереться на здравый смысл и логический анализ.

Однако для преподавания этих аспектов буддизма необходима серьезная подготовка. Далай-лама отдал личное распоряжение Департаменту образования Центральной тибетской администрации, в ведении которого находится 77 учебных заведений в Индии, Непале и Бутане, оказать содействие Министерству образования, культуры и науки Республики Калмыкия в разработке учебных программ для преподавания основ буддийской культуры в республиканских школах.

Для ознакомления с опытом преподавания буддизма в светских учебных заведениях тибетского сообщества Индии, делегация посетила «Тибетскую детскую деревню» (школу-интернат для детей тибетских беженцев), Колледж высшей тибетологии в Сара, Университет высшей тибетологии в Варанаси и школу Педон Лобдра в нижней Дхарамсале.

В рамках краткой поездки был подписан договор о сотрудничестве между Библиотекой Тибетских трудов, Калмыцким государственным университетом (КГУ) и Калмыцким институтом гуманитарных исследований (КИГИ РАН), а также разработан проект соглашения о сотрудничестве с Университетом высшей тибетологии в Варанаси.

По словам Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, стороны выразили намерение продолжить сотрудничество по целому ряду направлений и договорились о проведении совместных программ.

«В самое ближайшее время мы планируем приступить к проведению ежемесячных лекций и семинаров для преподавательского состава средних школ с участием специалистов, направленных в Калмыкию Его Святейшеством Далай-ламой», — отметил глава буддистов Калмыкии, подчеркнув, что «уезжал из Индии с чувством великой радости и удовлетворения и одновременно с пониманием того, что нам предстоит долгий и трудный путь».

Далай-лама, расставаясь с калмыцкой делегацией, отметил, что, понимая важность их миссии, «будет молиться за успешное осуществление всех намеченных планов».

Юлия Жиронкина
Фото: Баазр Бичеев
Буддизм в Калмыкии
Просмотров: 6 199  |  Тэги: религия буддизм калмыкия
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

2024.11.21-2024.11.25
21–25 НОЯБРЯ 11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.

2024.11.22-2024.11.25
22–25 НОЯБРЯ 09:00; 14:00 (мск) – Троицкий хурул (Рипа). Практика гневной дакини Трома Нагмо с Ламой Пема Ранриг. Очно в Калмыкии.

Открыта регистрация на ежегодный осенний семинар с Чокьи Ньимой Ринпоче
Открыта регистрация для онлайн-участия в ежегодном осеннем семинаре с Чокьи Ньимой Ринпоче, который пройдет с 24 ноября по 8 декабря. Семинар этого года будет проводиться в только что торжественно ...

Основные разделы сайта