В монастыре Сера Чже прошел третий день учений Далай-ламы по ламриму
29-12-2013, 19:13 | Напечатать
Билакуппе, штат Карнатака, 27 декабря 2013 года – «С нами на учениях находится Ганден Три Ринпоче, регент Чже Цонкапы, и два иерарха Джангце Чойдже и Шарпа Чойдже. Нас попросили вместе возглавить церемонию вручения дипломов выпускникам, удостоенных степени геше-лхарамба», – этими словам Его Святейшество Далай-лама начал утреннюю сессию третьего дня учений с монастыре Сера Чже. За последние несколько лет набралось несколько сот успешно сдавших экзамены на степень геше, и всем им будут вручены дипломы в ближайшие дни.
«Вы усердно трудились, заучивали наизусть коренные тексты и комментарии, затем тщательно изучали смысл каждого слова. Потом проверяли и испытывали свое понимание в монастырских диспутах: опровергали взгляды других, отстаивали собственные и отражали доводы оппонентов. Вы изучали науку об уме, опираясь на логику, некоторые из вас выучили санскритскую и тибетскую грамматику, чтобы усовершенствовать свое постижение. Диплом геше вы получаете не ради того, чтобы улучшить свое материальное положение или репутацию; этот диплом свидетельствует о том, что вы много трудились для усмирения собственного ума».
Его Святейшество Далай-лама с монахами, получившими дипломы
геше-лхарамбы. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)Его Святейшество обратил внимание на пример, поданный Чже Цонкапой: он учился, размышлял над тем, что узнал, а затем практиковал день и ночь. Он работал ради процветания Дхармы и обретения пробуждения.
«Если вы обладаете знаниями, которые получили из письменных источников и собственных переживаний, у вас есть чем поделиться с людьми, проявляющими интерес к Дхарме. Вы можете помочь им изменить взгляд на жизнь. Это может сыграть решающую роль, когда вы встречаете людей, нуждающихся в помощи; некоторые из них бывают настолько несчастны и подавлены, что совершают самоубийства».
«Когда я поступил в монастырь, то встретил пожилого настоятеля монастырского колледжа Деянг. Он мне сказал: "Если сто монахов чего-нибудь достигнут, это немного, но если один закончит свои дни в позоре и бесчестье, этого одного будет слишком много". Став геше традиции гелуг, вы должны нести людям свет и показать, что заслуживаете этого высокого звания».
Его Святейшество заметил, что приход Будды в этот мир и дарованное им учение о гармонии в Дхарме и Сангхе являются источником счастья. В определенный момент времени может появиться лишь одно тело нирманакаи, или тело эманации. Будда родился в Индии около двух тысяч шестисот лет тому назад, его учения собраны в 108 томах Кангьюра. Будда показал путь к нирване и всеведению. Все последователи Будды произносят одни и те же слова принятия прибежища, но, несмотря на это, раньше тибетцы почти не поддерживали связей с другими буддийскими странами. В изгнании связь с другими странами заметно укрепилась, но все же, даже по прошествии 54 лет, эти отношения все еще не стали близкими. В Бирме, Таиланде и Шри Ланке тщательно практикуются правила монашеской дисциплины, винаи, и Его Святейшество призвал наладить более тесное общение с буддистами этих стран.
Его Святейшество также сказал, что уже обсуждал с членами Департамента религии Центральной тибетской администрации вопрос о созыве конференции учителей винаи из разных буддийских стран с целью взаимного обучения и обогащения. Иногда, заметил Его Святейшество, важно занять активную позицию. Гармония в Сангхе – источник радости и счастья. В настоящее время, с грустью добавил тибетский духовный лидер, единственная буддийская страна, в которой он бывает регулярно, это Япония.
Затронули тему полного посвящения для монахинь-бхикшуни, и Его Святейшество сообщил, что обсуждения и исследования этого вопроса продолжаются. Независимо от того, будет или нет принято окончательное решение, каждый имеет право на обучение, и монахиням предоставляются равные возможности получить образование. Недавно монахини проводили собственные монастырские диспуты в Джанг Гёнчо, и достойным выпускницам были присвоены степени геше-ма. В Тибете многие монахини также проявляют живой интерес к изучению классических текстов. Все это признаки прогресса.
«Недавно я встречался с жителями Кама, и они рассказали, что там сложились гармоничные и мирные отношения между представителями различных школ; это благотворно для всех».
Монахи слушают учения Его Святейшества Далай-ламы в монастыре
Сера Чже. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)«Когда я начал учиться у Куну Ламы Ринпоче, я загорелся желанием получить у него посвящение Гухьягарбхи. Я посоветовался с обоими своими наставниками. Когда я поведал о своем желании Кьябдже Лингу Ринпоче, он предложил мне получить это посвящение позже. В то время я совершал практики поклонения Долгьялу, а он нет. Он сказал, что с точки зрения сохранения и защиты чистоты линии передач будет лучше, если я не получу посвящения Гухьягарбхи в тот момент; я послушался и отложил получение посвящения».
«Во времена Тринадцатого Далай-ламы тертон Лераб Лингпа был держателем практики Ваджракилаи, которая была введена в число ритуальных практик монастыря Намгьял. Но для того, чтобы выполнять эту практику, необходимо получить посвящение. Я не получил посвящения, поэтому мы попросили Калу Ринпоче даровать его. Мы собирались выполнять практику ради блага Тибетской администрации и всех живых существ. Когда я захотел получить посвящение, Линг Ринпоче находился в Дхарамсале, а Триджанг Ринпоче – в Бодхгае. Чтобы принять решение, я провел гадание на шариках из теста перед статуей Джово Вати Сангпо и священным образом Авалокитешвары из Кьиронга, находившимся в моей резиденции; ответ был положительным. Я получил посвящение Ваджракилаи в первый раз от Дилго Кхьенце Ринпоче, после чего ушел в затворничество».
«Это было мое первое посвящение традиции Ньингма, и я совершил гадание на шариках из теста, чтобы решить следует ли мне прекратить поклонение Долгьялу. Ответ был "да". Далее я задался вопросом, следует ли прекратить поклонение немедленно или сделать это постепенно, ведь на то время как раз пришелся Лосар, тибетский новый год, и по обычаю я должен был совершить определенные церемонии на третий день. На вопрос, следует ли мне остановиться прямо сейчас или немного подождать, я получил ответ: прямо сейчас. Я прекратил практики, но никому об этом не сказал, пока не получил письмо из монастыря Ганден Джангце о трудностях, с которыми они столкнулись. Триджанг Ринпоче сказал им, что причиной тому конфликт с Палден Лхамо, но я не буду вдаваться в подробности сейчас».
«Что касается гадания на шариках из теста, я провожу его с тех пор как принял ответственность за духовные и светские дела Тибета. Случается, что я обсуждаю проблемы с другими, но мы не достигаем решения, тогда я полагаюсь на этот метод. Когда я пытался понять, стоит ли прекращать поклонение Долгьялу, это не было просто моей прихотью».
Его Святейшество объяснил, что после получения посвящения Ваджракилаи от Дилго Кхьенце Ринпоче, он получил другие передачи от Трулшика Ринпоче. Он заметил, что очень полезно сравнивать то, что говорится в Гухьясамаджа-тантре, объяснения пустоты Чже Ринпоче и взгляды школы ньингма. Его Святейшество добавил, что так он начал воплощать в жизнь идею несектарного подхода.
Его Святейшество сказал, что его уверенность в необходимости придерживаться несектарного подхода не поколебал даже тот факт, что Чже Ринпоче был бесподобным защитником взглядов мадхьямаки, а также то, что с точки зрения личной практики не следует забывать родные традиции. Однако, когда искренний практикующий из Киннаура попросил о передаче практики Ньингма, а Его Святейшество был не в состоянии помочь, он почувствовал сожаление. Он напомнил, что в «Украшении ясных постижений» говорится, что бодхисаттве следует знать все пути и порождать их все в потоке своего ума.
Его Святейшество Далай-лама во время третьего дня учений
в монастыре Сера Чже. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)«В этот благоприятный день, в годовщину паринирваны Чже Цонкапы, мне бы хотелось прочесть его поэму "Счастливая судьба". В этом сочинении рассказывается о том, как Чже Ринпоче учился у всех традиций, существовавших тогда в Тибете. В своем сочинении он описывает, как читал, изучал, а затем подробно записывал то, что понял. Мы должны следовать по его стопам в нашем обучении и практике».
Его Святейшество возобновил чтение и разъяснения «Гомчен ламрима». Перед обедом он сделал короткую остановку, заметив, что в этот знаменательный день будет чудесно отдать дань памяти Чже Ринпоче, прочтя первую главу «Украшения ясных постижений» и вторую главу сочинения Чандракирти «Вступление на срединный путь» (Мадхьямака-аватара).
После обеда Его Святейшество завершил чтение трактата Нгаванга Дракпы «Гомчен Ламрим» и начал читать ламрим «Простой путь» Панчена Лобсанга Чогьяна. Дойдя до главы о смерти и непостоянстве, Его Святейшество упомянул, что большинство из нас на 99% уверены, что умрут не сегодня, но никто не знает этого на 100%. Он вспомнил, что когда бежал из Тибета в 1959 году, то должен был оставить огромное количество дорогих его сердцу вещей, например, одежду, принадлежавщую его предшественникам Далай-ламам. Нельзя было даже помыслить о том, чтобы взять что-то с собой. Покидая дворец Норбулинка в ту ночь, он не был уверен, увидит ли восход солнца на следующий день. Завершив чтение текста, Его Святейшество заметил, что некоторые его друзья помнят этот текст наизусть, и он искренне ими восхищается.
Дневная сессия завершилась чтением составленного Кхедруб-чже восхваления Чже Цонкапы «Прославленный в трех мирах».
Перевод: Ольга Селезнева
«Вы усердно трудились, заучивали наизусть коренные тексты и комментарии, затем тщательно изучали смысл каждого слова. Потом проверяли и испытывали свое понимание в монастырских диспутах: опровергали взгляды других, отстаивали собственные и отражали доводы оппонентов. Вы изучали науку об уме, опираясь на логику, некоторые из вас выучили санскритскую и тибетскую грамматику, чтобы усовершенствовать свое постижение. Диплом геше вы получаете не ради того, чтобы улучшить свое материальное положение или репутацию; этот диплом свидетельствует о том, что вы много трудились для усмирения собственного ума».
Его Святейшество Далай-лама с монахами, получившими дипломы
геше-лхарамбы. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
«Если вы обладаете знаниями, которые получили из письменных источников и собственных переживаний, у вас есть чем поделиться с людьми, проявляющими интерес к Дхарме. Вы можете помочь им изменить взгляд на жизнь. Это может сыграть решающую роль, когда вы встречаете людей, нуждающихся в помощи; некоторые из них бывают настолько несчастны и подавлены, что совершают самоубийства».
«Когда я поступил в монастырь, то встретил пожилого настоятеля монастырского колледжа Деянг. Он мне сказал: "Если сто монахов чего-нибудь достигнут, это немного, но если один закончит свои дни в позоре и бесчестье, этого одного будет слишком много". Став геше традиции гелуг, вы должны нести людям свет и показать, что заслуживаете этого высокого звания».
Его Святейшество заметил, что приход Будды в этот мир и дарованное им учение о гармонии в Дхарме и Сангхе являются источником счастья. В определенный момент времени может появиться лишь одно тело нирманакаи, или тело эманации. Будда родился в Индии около двух тысяч шестисот лет тому назад, его учения собраны в 108 томах Кангьюра. Будда показал путь к нирване и всеведению. Все последователи Будды произносят одни и те же слова принятия прибежища, но, несмотря на это, раньше тибетцы почти не поддерживали связей с другими буддийскими странами. В изгнании связь с другими странами заметно укрепилась, но все же, даже по прошествии 54 лет, эти отношения все еще не стали близкими. В Бирме, Таиланде и Шри Ланке тщательно практикуются правила монашеской дисциплины, винаи, и Его Святейшество призвал наладить более тесное общение с буддистами этих стран.
Его Святейшество также сказал, что уже обсуждал с членами Департамента религии Центральной тибетской администрации вопрос о созыве конференции учителей винаи из разных буддийских стран с целью взаимного обучения и обогащения. Иногда, заметил Его Святейшество, важно занять активную позицию. Гармония в Сангхе – источник радости и счастья. В настоящее время, с грустью добавил тибетский духовный лидер, единственная буддийская страна, в которой он бывает регулярно, это Япония.
Затронули тему полного посвящения для монахинь-бхикшуни, и Его Святейшество сообщил, что обсуждения и исследования этого вопроса продолжаются. Независимо от того, будет или нет принято окончательное решение, каждый имеет право на обучение, и монахиням предоставляются равные возможности получить образование. Недавно монахини проводили собственные монастырские диспуты в Джанг Гёнчо, и достойным выпускницам были присвоены степени геше-ма. В Тибете многие монахини также проявляют живой интерес к изучению классических текстов. Все это признаки прогресса.
«Недавно я встречался с жителями Кама, и они рассказали, что там сложились гармоничные и мирные отношения между представителями различных школ; это благотворно для всех».
Монахи слушают учения Его Святейшества Далай-ламы в монастыре
Сера Чже. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
«Во времена Тринадцатого Далай-ламы тертон Лераб Лингпа был держателем практики Ваджракилаи, которая была введена в число ритуальных практик монастыря Намгьял. Но для того, чтобы выполнять эту практику, необходимо получить посвящение. Я не получил посвящения, поэтому мы попросили Калу Ринпоче даровать его. Мы собирались выполнять практику ради блага Тибетской администрации и всех живых существ. Когда я захотел получить посвящение, Линг Ринпоче находился в Дхарамсале, а Триджанг Ринпоче – в Бодхгае. Чтобы принять решение, я провел гадание на шариках из теста перед статуей Джово Вати Сангпо и священным образом Авалокитешвары из Кьиронга, находившимся в моей резиденции; ответ был положительным. Я получил посвящение Ваджракилаи в первый раз от Дилго Кхьенце Ринпоче, после чего ушел в затворничество».
«Это было мое первое посвящение традиции Ньингма, и я совершил гадание на шариках из теста, чтобы решить следует ли мне прекратить поклонение Долгьялу. Ответ был "да". Далее я задался вопросом, следует ли прекратить поклонение немедленно или сделать это постепенно, ведь на то время как раз пришелся Лосар, тибетский новый год, и по обычаю я должен был совершить определенные церемонии на третий день. На вопрос, следует ли мне остановиться прямо сейчас или немного подождать, я получил ответ: прямо сейчас. Я прекратил практики, но никому об этом не сказал, пока не получил письмо из монастыря Ганден Джангце о трудностях, с которыми они столкнулись. Триджанг Ринпоче сказал им, что причиной тому конфликт с Палден Лхамо, но я не буду вдаваться в подробности сейчас».
«Что касается гадания на шариках из теста, я провожу его с тех пор как принял ответственность за духовные и светские дела Тибета. Случается, что я обсуждаю проблемы с другими, но мы не достигаем решения, тогда я полагаюсь на этот метод. Когда я пытался понять, стоит ли прекращать поклонение Долгьялу, это не было просто моей прихотью».
Его Святейшество объяснил, что после получения посвящения Ваджракилаи от Дилго Кхьенце Ринпоче, он получил другие передачи от Трулшика Ринпоче. Он заметил, что очень полезно сравнивать то, что говорится в Гухьясамаджа-тантре, объяснения пустоты Чже Ринпоче и взгляды школы ньингма. Его Святейшество добавил, что так он начал воплощать в жизнь идею несектарного подхода.
Его Святейшество сказал, что его уверенность в необходимости придерживаться несектарного подхода не поколебал даже тот факт, что Чже Ринпоче был бесподобным защитником взглядов мадхьямаки, а также то, что с точки зрения личной практики не следует забывать родные традиции. Однако, когда искренний практикующий из Киннаура попросил о передаче практики Ньингма, а Его Святейшество был не в состоянии помочь, он почувствовал сожаление. Он напомнил, что в «Украшении ясных постижений» говорится, что бодхисаттве следует знать все пути и порождать их все в потоке своего ума.
Его Святейшество Далай-лама во время третьего дня учений
в монастыре Сера Чже. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество возобновил чтение и разъяснения «Гомчен ламрима». Перед обедом он сделал короткую остановку, заметив, что в этот знаменательный день будет чудесно отдать дань памяти Чже Ринпоче, прочтя первую главу «Украшения ясных постижений» и вторую главу сочинения Чандракирти «Вступление на срединный путь» (Мадхьямака-аватара).
После обеда Его Святейшество завершил чтение трактата Нгаванга Дракпы «Гомчен Ламрим» и начал читать ламрим «Простой путь» Панчена Лобсанга Чогьяна. Дойдя до главы о смерти и непостоянстве, Его Святейшество упомянул, что большинство из нас на 99% уверены, что умрут не сегодня, но никто не знает этого на 100%. Он вспомнил, что когда бежал из Тибета в 1959 году, то должен был оставить огромное количество дорогих его сердцу вещей, например, одежду, принадлежавщую его предшественникам Далай-ламам. Нельзя было даже помыслить о том, чтобы взять что-то с собой. Покидая дворец Норбулинка в ту ночь, он не был уверен, увидит ли восход солнца на следующий день. Завершив чтение текста, Его Святейшество заметил, что некоторые его друзья помнят этот текст наизусть, и он искренне ими восхищается.
Дневная сессия завершилась чтением составленного Кхедруб-чже восхваления Чже Цонкапы «Прославленный в трех мирах».
Перевод: Ольга Селезнева