Далай-лама встретился с последователями синтоизма
8-04-2014, 22:41 | Напечатать
Сендай, Япония, 8 апреля 2014 года – В отличие от состоявшихся накануне официальных мероприятий, молебна и публичной лекции, сегодня встреча Его Святейшества Далай-ламы с синтоистами из самых разных слоев общества прошла в неформальной обстановке. После короткой приветственной речи один из присутствующих, пожилой человек, преподнес Его Святейшеству изображение японского иероглифа, означающего «мир», а также листовку, которую он распространяет ради продвижения мира во всем мире.
Его Святейшество сказал собравшимся, что для него огромная радость и честь побеседовать с членами синтоистского сообщества. Он предупредил, что не готовил для встречи специальную речь и начал беседу словами о трех главных обязательствах своей жизни.
Его Святейшество Далай-лама на встрече с синтоистами. Фото:
Тибетский офис в Японии«Как человек я верю, что каждый из нас должен заботиться о других и о нашей планете. Я также посвятил свою жизнь продвижению межрелигиозной гармонии. Куда бы я ни приезжал, я стараюсь проводить встречи с последователями различных вероисповеданий, ведь знания о других религиозных традициях необыкновенно важны. Очень важно встречаться с людьми, которые серьезно и искренне относятся к практикам своей родной религии. Вот почему я хочу побольше узнать о синтоизме, который пришел в Японию раньше, чем буддизм. А сейчас я готов ответить на ваши вопросы и надеюсь на занимательную дискуссию».
Перед началом сессии вопросов и ответов, организаторы встречи пригласили на сцену представителя делегации вьетнамских буддистов, собиравшихся на встречу с Его Святейшеством. К сожалению, их планы были нарушены недавней кончиной преподобного Титх Три Тинха, первого верховного патриарха вьетнамской буддийской Сангхи. Его Святейшество заметил, что он проводит множество встреч с вьетнамскими буддистами, проживающими в разных странах мира, например во Франции, и отметил их горячее стремление следовать буддийским практикам и культурным традициям. В последнее время группы из Вьетнама начали приезжать для встречи с ним и в Индию.
«На протяжении многих лет я довольно часто встречался с буддистами из Японии. Я даровал учения по “Сутре сердца”, которую здесь многие читают, независимо от того, вникают ли они в ее смысл или нет. Большинство из собравшихся здесь сегодня синтоисты, и у меня сложилось впечатление, что ваша традиция с глубоким уважением относится к природе. Это замечательно, ведь современная жизнь становится слишком механизированной. Кажется, мы думаем, что обрели контроль и власть над природой, упуская из виду, что сами являемся ее частью. Нам следует учиться уважению к природу у древних традиций, таких как синтоизм или верования американских индейцев».
Женщина-флорист пожаловалась, что с возрастом начала терять свои навыки, и спросила, что ей следует считать самым главным в своей жизни. Его Святейшество сказал, что делать обобщения всегда непросто, но предвзятое современное образование ведет к тому, что большинство из семи миллиардов людей, живущих сегодня на Земле, рассуждают только в терминах материальных ценностей, забывая о внутренних, общечеловеческих понятиях. Интерес к традиционным религиям заметно снижается, и Его Святейшество сказал, что нам необходимо заботиться и о своем внутреннем мире, и о внешнем мире, в котором мы все живем.
«Для многих людей единственной реальной ценностью стали деньги. Конечно роль денег не стоит преуменьшать, но важность взращивания милосердного отношения трудно переоценить. Вы работаете с цветами, и ваш труд приносит радость и удовольствие другим людям. Когда мы уделяем внимание только материальным ценностям, почти не остается места для заботы о других или для знаков взаимного внимания. Некоторые из моих друзей в Европе и Америке очень состоятельные люди, но среди них немало таких, кто одинок и несчастен. Их богатство не может принести им долговременное удовлетворение. С материальной точки зрения наша жизнь становится все комфортнее, современное образование во многом улучшилось, но нас как и прежде одолевают одиночество и стресс».
Один из участников встречи задает вопрос Его Святейшеству
Далай-ламе. Фото: Тибетский офис в ЯпонииЕго Святейшество попросил старших членов собрания поделиться своими соображениями о том, как достичь покоя ума, и поинтересовался, было ли им легче обрести это состояние в молодости. Он спросил, не кажется ли им, что сегодня в нашей жизни появилось больше стресса. В разговор вступил пожилой человек, который подарил Его Святейшеству изображение японского иероглифа «мир». Он заметил, что в детстве, он прыгал в реки, карабкался по деревьям, и каких только шрамов и царапин не оставалось на его коже. Детские игры иногда опасны и рискованны, но дети учатся осторожности, учатся различать, что допустимо, а что нет. Они получают навыки заботы о себе, и в то же время впитывают должное уважение к природе. А в наши дни детям не позволяют учиться на собственном опыте, они не осмеливаются покинуть стен собственного дома. У них нет возможности рисковать, поскольку их чрезмерно опекают.
Его Святейшество добавил, что в современном обществе, беспокоясь о физическом здоровье, мы осознаем важность физической гигиены. Принимая во внимание проблемы, с которыми мы сталкиваемся и многие из которых создаем собственными руками, необходима также гигиена эмоций. По мнению Его Святейшества, она поможет нам справляться с разрушительными эмоциями, нарушающими покой ума. Он сказал: «Нам нужно знать, какие эмоции поддерживают, а какие разрушают покой ума. Диалог между буддийской наукой и современной западной наукой, продолжающийся уже более тридцати лет, способствовал основанию института “Ум и жизнь”, целью которого стало исследование покоя ума научными, объективными методами. Все больше японских ученых и представителей интеллигенции проявляют живой интерес к этой работе. На следующей неделе в Киото у нас состоится встреча в рамках института “Ум и жизнь”.
Мне кажется наши эмоции сегодня примерно те же, что были и две тысячи лет назад. Буддийская наука богата знаниями о том, как контролировать беспокоящие эмоции и как не позволять им нарушать покой нашего ума. Когда я рассказываю о буддийской науке, я в полном смысле этого слова подразумеваю, что это “наука об уме”. Современные ученые проявляют к ней все более живой интерес».
Во второй половине дня Его Святейшество улетает из Сендая в Осаку, крупнейший город конгломерации метрополисов Кансай, частью которой является также и Киото, где Его Святейшество проведет следующие несколько дней.
Перевод: Ольга Селезнева
Его Святейшество сказал собравшимся, что для него огромная радость и честь побеседовать с членами синтоистского сообщества. Он предупредил, что не готовил для встречи специальную речь и начал беседу словами о трех главных обязательствах своей жизни.
Его Святейшество Далай-лама на встрече с синтоистами. Фото:
Тибетский офис в Японии
Перед началом сессии вопросов и ответов, организаторы встречи пригласили на сцену представителя делегации вьетнамских буддистов, собиравшихся на встречу с Его Святейшеством. К сожалению, их планы были нарушены недавней кончиной преподобного Титх Три Тинха, первого верховного патриарха вьетнамской буддийской Сангхи. Его Святейшество заметил, что он проводит множество встреч с вьетнамскими буддистами, проживающими в разных странах мира, например во Франции, и отметил их горячее стремление следовать буддийским практикам и культурным традициям. В последнее время группы из Вьетнама начали приезжать для встречи с ним и в Индию.
«На протяжении многих лет я довольно часто встречался с буддистами из Японии. Я даровал учения по “Сутре сердца”, которую здесь многие читают, независимо от того, вникают ли они в ее смысл или нет. Большинство из собравшихся здесь сегодня синтоисты, и у меня сложилось впечатление, что ваша традиция с глубоким уважением относится к природе. Это замечательно, ведь современная жизнь становится слишком механизированной. Кажется, мы думаем, что обрели контроль и власть над природой, упуская из виду, что сами являемся ее частью. Нам следует учиться уважению к природу у древних традиций, таких как синтоизм или верования американских индейцев».
Женщина-флорист пожаловалась, что с возрастом начала терять свои навыки, и спросила, что ей следует считать самым главным в своей жизни. Его Святейшество сказал, что делать обобщения всегда непросто, но предвзятое современное образование ведет к тому, что большинство из семи миллиардов людей, живущих сегодня на Земле, рассуждают только в терминах материальных ценностей, забывая о внутренних, общечеловеческих понятиях. Интерес к традиционным религиям заметно снижается, и Его Святейшество сказал, что нам необходимо заботиться и о своем внутреннем мире, и о внешнем мире, в котором мы все живем.
«Для многих людей единственной реальной ценностью стали деньги. Конечно роль денег не стоит преуменьшать, но важность взращивания милосердного отношения трудно переоценить. Вы работаете с цветами, и ваш труд приносит радость и удовольствие другим людям. Когда мы уделяем внимание только материальным ценностям, почти не остается места для заботы о других или для знаков взаимного внимания. Некоторые из моих друзей в Европе и Америке очень состоятельные люди, но среди них немало таких, кто одинок и несчастен. Их богатство не может принести им долговременное удовлетворение. С материальной точки зрения наша жизнь становится все комфортнее, современное образование во многом улучшилось, но нас как и прежде одолевают одиночество и стресс».
Один из участников встречи задает вопрос Его Святейшеству
Далай-ламе. Фото: Тибетский офис в Японии
Его Святейшество добавил, что в современном обществе, беспокоясь о физическом здоровье, мы осознаем важность физической гигиены. Принимая во внимание проблемы, с которыми мы сталкиваемся и многие из которых создаем собственными руками, необходима также гигиена эмоций. По мнению Его Святейшества, она поможет нам справляться с разрушительными эмоциями, нарушающими покой ума. Он сказал: «Нам нужно знать, какие эмоции поддерживают, а какие разрушают покой ума. Диалог между буддийской наукой и современной западной наукой, продолжающийся уже более тридцати лет, способствовал основанию института “Ум и жизнь”, целью которого стало исследование покоя ума научными, объективными методами. Все больше японских ученых и представителей интеллигенции проявляют живой интерес к этой работе. На следующей неделе в Киото у нас состоится встреча в рамках института “Ум и жизнь”.
Мне кажется наши эмоции сегодня примерно те же, что были и две тысячи лет назад. Буддийская наука богата знаниями о том, как контролировать беспокоящие эмоции и как не позволять им нарушать покой нашего ума. Когда я рассказываю о буддийской науке, я в полном смысле этого слова подразумеваю, что это “наука об уме”. Современные ученые проявляют к ней все более живой интерес».
Во второй половине дня Его Святейшество улетает из Сендая в Осаку, крупнейший город конгломерации метрополисов Кансай, частью которой является также и Киото, где Его Святейшество проведет следующие несколько дней.
Перевод: Ольга Селезнева